Внутренние стандарты саморегулируемых организаций аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:06, реферат

Краткое описание

Согласно новому Федеральному закону «Об аудиторской деятельности», с 1 июля 2009 года лицензирование в аудиторской деятельности заменено саморегулированием (СРО). Ранее выданные лицензии на осуществление аудиторской деятельности с 1 января 2010 года утратили силу, и аудиторы, индивидуальные аудиторы, аудиторские организации, не вступившие в саморегулируемые профессиональные аудиторские объединения, теперь будут не вправе осуществлять аудиторскую деятельность.
Саморегулируемая организация аудиторов (СРОА) - это некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Файлы: 1 файл

имнаның көз қарасы.docx

— 13.27 Кб (Скачать)

Внутренние стандарты  саморегулируемых организаций аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Согласно новому Федеральному закону «Об аудиторской деятельности», с 1 июля 2009 года лицензирование в аудиторской  деятельности заменено саморегулированием (СРО). Ранее выданные лицензии на осуществление  аудиторской деятельности с 1 января 2010 года утратили силу, и аудиторы, индивидуальные аудиторы, аудиторские организации, не вступившие в саморегулируемые профессиональные аудиторские объединения, теперь будут не вправе осуществлять аудиторскую деятельность.

Саморегулируемая организация аудиторов (СРОА) - это некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Согласно ст. 7 ФЗ № 307 стандарты  аудиторской деятельности теперь состоят  из Федеральных стандартов и стандартов СРОА. ФПСАД утверждены постановлением правительства от 23.09.02г. № 696 «Об  утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности», а также приказом Министерства Финансов от 24.02.10г. № 16Н и от 20.05.10г. № 46Н.

Федеральные стандарты аудиторской  деятельности:

1) определяют требования  к порядку осуществления аудиторской  деятельности, а также регулируют  иные вопросы, предусмотренные  настоящим Федеральным законом;

2) разрабатываются в соответствии  с международными стандартами  аудита;

3) являются обязательными  для аудиторских организаций,  индивидуальных аудиторов, а также  саморегулируемых организаций аудиторов  и их работников.

Стандарты саморегулируемой организации аудиторов:

1) определяют требования  к аудиторским процедурам, дополнительные  к требованиям, установленным  федеральными стандартами аудиторской  деятельности, если это обусловливается  особенностями проведения аудита  или особенностями оказания сопутствующих  аудиту услуг;

 

2) не могут противоречить  федеральным стандартам аудиторской  деятельности;

3) не должны создавать  препятствия осуществлению аудиторскими  организациями, индивидуальными  аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными  для аудиторских организаций,  аудиторов, являющихся членами  указанной саморегулируемой организации аудиторов.

Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов.

Кодекс профессиональной этики аудиторов - свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении  ими аудиторской деятельности.

Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования (cт. 7 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", а с 1.01.09 г. вступила в силу новая редакция ФЗ).

Внутренние аудиторские  стандарты подразделяются на:

- внутренние правила (стандарты)  аудиторской деятельности, действующие  в аккредитованных профессиональных  аудиторских объединениях;

- внутренние правила (стандарта)  аудиторской деятельности аудиторских  организаций и индивидуальных  аудиторов.

Первую группу стандартов разрабатывают аккредитованные  профессиональные аудиторские объединения, в частности: Аудиторская палата России, Институт профессиональных бухгалтеров  России и др.

Внутренние стандарты  аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, и регламентирующие единые требования к организации работы аудиторских  организаций, осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы  должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью  обеспечения эффективности практической работы и её адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской  деятельности.

Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует:

- соблюдению требований  внешних аудиторских правил (стандартов);

- уменьшению трудоёмкости  аудиторских проверок;

- использованию для проведения  аудита аудиторов - ассистентов;

- увеличению объёма выполняемых  аудиторских услуг.

Использование внутренних стандартов позволяет сформулировать единые базовые  требования к сотрудникам аудиторской  организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих аудиту услуг.

Внутренние стандарты  включают следующие блоки:

1) структура фирмы, технология  организации, выполняемые функции  и другие особенности её функционирования;

2) стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения  российских правил (стандартов);

3) методики проведения  аудиторских проверок по разделам  и счетам бухгалтерского учёта;

4) организация сопутствующих  аудиту услуг.

В первый блок входят стандарты, определяющие организационно-экономические  аспекты деятельности аудиторской  фирмы, права и обязанности сотрудников, оплату труда, организацию планирования, порядок заключения договоров по видам работ и др.

Второй блок внутренних стандартов дополняет и расшифровывает положения  федеральных или внутренних стандартов аккредитованных профессиональных аудиторских организаций. Они могут  быть классифицированы по таким группам, как: ответственность аудиторов; планирование аудита; изучение и оценка системы  внутреннего контроля экономического субъекта; получение аудиторских  доказательств; использование работы третьих лиц; порядок формирования выводов и заключений в аудите и специализированные внутренние стандарты.

 

К специализированным относятся внутренние стандарты, отражающие: специфические аспекты проведения аудита кредитных учреждений; специфические вопросы проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования; специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; специфические особенности проведения аудита экономических субъектов.

Третий блок стандартов посвящён методикам проведения аудиторских  проверок по разделам и счетам бухгалтерского учёта. Такие стандарты включают конкретные методики, процедуры, рабочие  таблицы, макеты, классификаторы, инструкции. Особенно полезны эти методики для  начинающих аудиторов и аудиторов - ассистентов, помогая им застраховаться от грубых ошибок и примерно в 80% случаев  принять правильное решение.

Четвёртый блок стандартов разрабатывается в тех случаях, когда аудиторские фирмы выполняют  сопутствующие аудиту виды услуг. Такие  стандарты составляются по организации  бухгалтерского учёта, принципам восстановления учёта, автоматизации учёта и  др.

Аудиторские внутренние стандарты  должны удовлетворять таким требованиям, как:

1) целесообразность - при  разработке стандартов следует  учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;

2) преемственность и непротиворечивость, т.е. обеспечить согласованность  и взаимосвязь с остальными  внутренними стандартами;

3) полнота и детализация  - внутренние стандарты должны  комплексно охватывать все вопросы  исследуемой проблемы и детально  их освещать;

4) единство терминологической  базы - обеспечение единства трактовки  терминов во всех стандартах  и документах.

Общий план проведения аудиторской проверки. Сущность и  содержание

Планирование аудита - один из обязательных этапов, который заключается  в определении стратегии и  тактики аудита, объема проверки, составлении  общего плана, разработке программы  и конкретных аудиторских процедур. Оно должно осуществляться в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696, которое применяется к согласованному аудиту.

Планирование способствует:

- уделению необходимого внимания важным областям аудита;

- выявлению потенциальных  проблем;

- выполнению работы с  оптимальными затратами, качественно  и своевременно;

- эффективному распределению  работы между членами группы  специалистов, участвующих в аудиторской  проверке;

- координации работы аудиторов  и других специалистов.

Для повышения эффективности  аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала клиента аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с руководством и персоналом клиента. При этом он несет ответственность за содержание общего плана, программы аудита.

Общий план является описанием  предполагаемого объема и порядка  проведения проверки. При его разработке необходимо принимать во внимание:

- деятельность аудируемого лица;

- системы бухгалтерского  учета и внутреннего контроля;

- риск и существенность;

- характер, временные рамки,  объем процедур;

- координацию и направление  работы, текущий контроль и проверку  выполненной работы;

- прочие аспекты.

Аудитор должен обладать соответствующими знаниями и получить информацию о  деятельности клиента в объеме, достаточном  для выявления и понимания  событий, хозяйственных операций и  методов работы, которые в соответствии с профессиональным суждением аудитора могут оказать существенное влияние  на отчетность, подходы к аудиту либо аудиторское заключение. Уровень  знаний аудитора, необходимый для  выполнения задания, включает в себя: общее знание экономики и отрасли, в которой действует субъект; конкретные знания о том, каким образом субъект функционирует. Уровень знаний, необходимый аудитору, как правило, ниже уровня знаний руководства клиента.

До заключения договора аудитор  должен иметь предварительные сведения об отрасли, структуре собственности, руководстве и собственниках  клиента, необходимые для проведения аудита. После заключения договора следует расширить объем и  степень детализации информации, получив ее в начале аудита. В  ходе аудита эта информация оценивается, обновляется, пополняется. Приобретение знаний о деятельности клиента осуществляется на всех стадиях аудита и представляет собой непрерывный процесс сбора  и оценки информации, а также соотнесения  ее с аудиторскими доказательствами.

При повторяющемся аудите выполняют процедуры, позволяющие  выявить значительные изменения  в деятельности клиента, произошедшие после предыдущего аудита. Сведения о деятельности клиента можно  получить из различных источников, например рабочих документов, нормативно-правовых актов, официальных публикаций, относящихся  к данной сфере деятельности, внутренних документов клиента, от сотрудников  аудируемого лица, других аудиторов, юристов, третьих лиц. Применение знаний о деятельности клиента помогает оценивать риски и выявлять проблемы, эффективно планировать и осуществлять проверку, анализировать аудиторские доказательства, обеспечивать высокое качество аудита и обоснованность выводов.

Аудитор должен проконтролировать, чтобы сотрудники, назначенные выполнять  аудиторское задание, получили достаточный  объем информации о деятельности аудируемого лица, позволяющий выполнить порученную работу. Кроме того, надо добиться осознания этими сотрудниками необходимости запрашивать дополнительную информацию и обмениваться ею с аудитором и членами аудиторской группы. Для надлежащего использования информации о деятельности аудируемого лица анализируют, каким образом характер данной деятельности влияет на финансовую (бухгалтерскую) отчетность в целом и соответствуют ли предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности знаниям аудитора об этой деятельности.

Программа аудита является набором инструкций для аудитора, а также средством контроля и  проверки надлежащего выполнения работы. В соответствии с аудиторскими стандартами различают программу тестов средств контроля и программу сальдо счетов и групп однотипных операций. Общий план и программу аудита оформляют документально, а также уточняют и пересматривают по мере необходимости. Причины внесения в них значительных изменений документально фиксируют.

В процессе подготовки общего плана и программы аудиторская  организация оценивает эффективность  системы внутреннего контроля и  производит оценку риска системы  внутреннего контроля.

В процессе аудита могут  возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана  аудита. Вносимые изменения, а также  причины изменений аудитору следует  подробно документировать.

В общем плане аудиторская  организация должна предусмотреть  сроки и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству клиента) и  аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени необходимо учесть:

-- реальные трудозатраты;

-- расчет затрат времени  в предыдущем периоде (в случае  проведения повторного аудита) и  его связь с текущим расчетом;

Информация о работе Внутренние стандарты саморегулируемых организаций аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов