Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 12:47, контрольная работа
Виды ревизии принято классифицировать по следующим признакам.
По субъекту контроля:
• ревизии государственных органов;
• внутрихозяйственные ревизии;
• ревизии, проводимые аудиторскими фирмами.
Виды ревизии |
Виды ревизии принято классифицировать по следующим признакам. По субъекту контроля: • ревизии государственных органов; • внутрихозяйственные ревизии; • ревизии, проводимые аудиторскими фирмами. По организационному признаку: • плановые ревизии, которые проводятся в соответствии с планом ревизионной работы вышестоящей организации или органа управления, но не реже одного раза в год; • внеплановые ревизии и проверки, которые проводятся по специальным заданиям собственника или вышестоящей организации (например, при ухудшении результатов работы по основным производственным и финансовым показателям), при замене руководителя или главного бухгалтера организации. По объему проверки: • сплошные ревизии, которые предусматривают проверку финансово-хозяйственной деятельности путем изучения и анализа всех бухгалтерских документов и учетных записей организации за ревизуемый период. При сплошных ревизиях изучаются все документы и регистры бухгалтерского учета, где отражена производственная и финансовая деятельность организации. Сплошные ревизии могут применяться не только в целом по операциям хозяйственной деятельности организации, но и по отдельным однородным операциям (кассовым, банковским счетам, расчетам с поставщиками и заказчиками и т. д.). Как правило, к сплошным ревизиям прибегают в случаях установления хищений и злоупотреблений, такие ревизии из-за затрат на них большого количества времени проводятся сравнительно редко; • выборочные ревизии предусматривают проверку части хозяйственных операций, документов и регистров бухгалтерского учета по предварительно намеченному плану после общей проверки данного вида хозяйственных операций. При этом некоторые хозяйственные операции проверяются не за весь ревизуемый период, а лишь за отдельные отрезки времени. При подготовке и проведении таких ревизий очень важно правильно выбрать отрезок времени, за который нужно осуществлять проверку соответствующих документов и операций, а также определить их количество. Это полностью зависит от квалификации и опыта ревизора. Выборочные ревизии — один из основных способов проверки деятельности организаций. Однако методика их осуществления пока разработана недостаточно. Во многих случаях даже опытным ревизорам не всегда удается из общей массы выделить для исследования нужную часть документов или хозяйственных операций; • полные ревизии, когда проверяется вся деятельность организации; • частичные ревизии, в ходе которых проверяют лишь отдельные области деятельности или отдельные виды хозяйственных операций организации (ревизия затрат и выхода продукции, товарно-материальных ценностей и др.); • комбинированные ревизии, которые представляют собой сочетание видов ревизий по объему проверки (например, в ходе полной ревизии поставлена задача проверки всей деятельности организации, при этом финансовая деятельность проверяется сплошным методом, а производство — выборочно). По кругу вопросов, подлежащих проверке: • тематические (частичные) ревизии, которые предусматривают проверку ряда организаций по отдельным специальным вопросам /темам) или проверку состояния отдельных разделов (частей, участков) экономической и социальной деятельности организации. Темами подобных ревизий могут, например, быть «Ревизия сохранности и правильности использования материальных ценностей», «Ревизия правильности образования и использования фондов организации», «Ревизия правильности использования фондов заработной платы и расчетов с рабочими и служащими». Цель тематической ревизии — получить общую характеристику состояния дел по данному вопросу. Такие ревизии назначаются по мере необходимости для выправления положения на проверяемых участках экономической и социальной деятельности организаций, а также по требованию правоохранительных органов; • сквозные ревизии, которые охватывают ряд подразделений, входящих в состав одной организации, при этом проверяется деятельность головной организации и входящих в ее состав подразделений, цель сквозной ревизии — наряду с проверкой финансово-экономической деятельности подразделений организации установить качество управления их деятельностью. Сквозные ревизии весьма трудоемкие и применяются в исключительных случаях, когда имеются данные о недостаточном уровне руководства деятельностью подразделений организации со стороны вышестоящего органа управления; • комплексные ревизии, в ходе которых изучается широкий круг вопросов хозяйственной деятельности организации. Такие ревизии обычно проводят бригады, в которые кроме бухгалтера-ревизора входят работники планового отдела, отдела кадров и другие специалисты. Комплексные ревизии — наиболее эффективный способ проверки финансово-хозяйственной деятельности организации. Цель таких ревизий — объективная, полная и правильная оценка работы анализируемой системы, разработка технически и экономически обоснованных предложений по ее совершенствованию и обеспечению успешного выполнения экономических показателей деятельности организации; • не комплексные ревизии, которые проводит обычно один ревизор путем проверки хозяйственно-финансовой деятельности по данным бухгалтерской документации, учетных регистров и отчетности. По способу контроля за результатами ревизионной работы: • дополнительные ревизии, которые проводят, когда имеются данные о том, что при проведении плановой ревизии не полностью вскрыты факты нарушений финансово-хозяйственной деятельности организации; • повторные ревизии, которые практикуются для усиления контроля за качеством ревизионной работы. Обычно их проводят после плановой ревизии за тот же период. Цель повторной ревизии — выяснить, как организация ликвидирует недостатки, отмеченные в акте плановой ревизии. |
Ревизия финансово-хозяйственной деятельности (ревизия) – способ контроля, предусматривающий наиболее глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности организаций, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, а также ведения бухгалтерского учета в нескольких или во всех направлениях деятельности.
Задачи ревизии:
Объекты ревизии:
Товарно-материальные ценности, денежные средства и их фактическое наличие (имущество предприятия)
Финансовые операции, хозяйственные процессы и факты хозяйственной деятельности, отражённые в документах предприятия
Управленческая деятельность ревизуемой организации
Рис. 2.1 . Объекты ревизии финансово- хозяйственной деятельности предприятия
В. 2 Классификация ревизий
Рис. 2.2. Виды ревизий финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования
Проверки (ревизии), проводимые контролирующими органами, могут быть плановыми и внеплановыми.
Плановой проверкой (ревизией) является проверка (ревизия), включенная в координационный план контрольной деятельности в Республике Беларусь или в области.
Иные проверки (ревизии) являются внеплановыми.
Плановые проверки (ревизии) одного и того же субъекта предпринимательской деятельности могут проводиться не более одного раза в течение календарного года.
Внеплановые ревизии (проверки) проводятся по поручению Президента Республики Беларусь, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, правоохранительных, судебных и иных уполномоченных на то государственных органов, а в исключительных случаях - по поручению уполномоченных должностных лиц самого контролирующего органа.
В.4. Этапы ревизионной проверки.
Планирование и организация проверки.
ЭТАПЫ КОМПЛЕКСНОЙ РЕВИЗИИ |
I. Изучение материалов, относящихся к ревизуемому объекту Составление программы ревизии и рабочего плана ревизии Подбор и инструктаж членов ревизионной бригады |
II. Сплошные внезапные инвентаризации всех видов материальных ценностей, денежных средств и расчётов Проведение контрольных инвентаризаций |
III. Комплексное обследование условий производственной деятельности, хранения материальных ценностей Привлечение специалистов-экспертов |
IV. Документальная ревизия, анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности: Исследование первичных документов Исследование регистров аналитического и синтетического учёта Исследование бухгалтерской и статистической отчётности Исследование прочей документации по вопросам проверки |
V. Систематизация и обобщение результатов ревизии. Документальное оформление результатов ревизии Составление накопительных ведомостей Составление разовых справок Составление частных (промежуточных) актов Составление акта комплексной ревизии |
VI. Реализация материалов ревизии Устранение недостатков финансово-хозяйственной деятельности по мере их выявления в ходе ревизии Обсуждение результатов ревизии в ревизуемой организации Передача дел судебно-следственным органам Обсуждение результатов ревизии в ревизующей организации |
VII. Контроль за выполнением решений, принятых по материалам ревизии Письменные отчёты должностных лиц ревизуемой организации Оперативная информация, предоставленная с помощью технических средств связи Вызов руководителя и специалистов ревизуемой организации с отчётом о принятых мерах по реализации решения Выезд ревизора с тематической проверкой Проверка выполненных мероприятий в ходе следующей ревизии |
Плановые проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности организаций осуществляются по полугодовым планам, утвержденным руководителями контролирующих органов и согласованным с Советом по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь или советом по координации контрольной деятельности в области
Проверки (ревизии) проводятся по письменному приказу руководителя государственного органа, уполномоченного осуществлять функции государственного контроля.
На проведение каждой проверки (ревизии) выдается предписание, в котором указываются наименование контролирующего органа, проводившего проверку (ревизию) субъекта предпринимательской деятельности, фамилии и инициалы проверяющих и их должности, проверяемый период, тема и срок ее проведения. На основании указанных предписаний при необходимости могут проводиться встречные проверки субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих финансово-хозяйственные операции с субъектом предпринимательской деятельности, в отношении которого согласно предписанию проводится проверка (ревизия).
Сроки проведения ревизий, состав ревизионных групп определяются в приказе об их проведении исходя из объема предстоящей работы с учетом конкретных задач каждой проверки (ревизии), особенностей проверяемых организаций. Срок проведения проверки (ревизии) не должен превышать 30 рабочих дней. Этот срок может быть продлен с разрешения руководителя органа, назначившего проверку (ревизию), или его заместителя.
Проведению ревизии должна предшествовать подготовительная работа:
Необходимо изучить нормативные акты, касающиеся особенностей деятельности проверяемого объекта.
Изучить бухгалтерскую и статистическую отчётность ревизуемого субъета
Исследовать материалы предыдущей ревизии и тематических проверок
Проанализировать поступившие жалобы в отношении ревизуемой организации, а также сигналы о фактах бесхозяйственности, растрат и хищений, имевших место в организации с момента окончания предыдущей ревизии
На основе их изучения определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, разрабатывается программа ее проведения, рабочий план ревизии
Программа ревизии: содержит объём и задания работы каждого ревизора, участвующего в проверке. Подписывается руководителем контрольно-ревизионной службы и утверждается руководителем контролирующей организации.
Рабочий план ревизии: содержит перечень объектов ревизии, объём работ, способы проверки, список исполнителей и сроки выполнения работ. Подписывается руководителем ревизионной группы и согласовывается с руководителем ревизуемой организации. содержание рабочего плана ревизии может уточняться и корректироваться в связи с обстоятельствами, открывающимися в ходе ревизии.
В необходимых случаях ревизии проводятся по постановлениям органов предварительного следствия или определениям судов (постановлением судей).
По прибытии в ревизуемую организацию: руководитель ревизионной группы либо работник, производящий проверку (ревизию):
предъявляет руководителю проверяемой организации, а при его отсутствии – уполномоченному заместителю руководителя, документ, подтверждающий его полномочия,
предписание на проведение проверки (ревизии)
знакомит его с задачами предстоящей проверки (ревизии)
вносит необходимые сведения в книгу учета проверок (ревизий).
В. 5. Приёмы и способы ревизионной проверки
В.6. Оформление результатов проверки. Акт документальной ревизии и его характеристика.
По результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности, а также в случае выявления серьезных нарушений законодательства составляется акт.
Результаты ревизий, в ходе которых не установлено указанных нарушений, оформляются справками.
В случаях, когда выявленное нарушение или злоупотребление может быть скрыто или по выявленным фактам необходимо принять срочные меры к их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц, не ожидая окончания ревизии, составляется отдельный промежуточный акт, от лиц, причастных к выявленным нарушениям в обязательном порядке истребуются письменные объяснения. Одновременно проверяющий должен предложить руководству ревизуемого объекта принять меры по устранению нарушений, недопущению их в дальнейшем и возмещению причиненного ущерба.
Промежуточные акты составляются также по результатам проверки кассы (фактического наличия ценностей в кассе или у подотчетного лица), материальных ценностей у материально ответственных лиц или у экспедирующих ценности, а также в схожих случаях.
Результаты ревизии излагаются в акте на основе:
1. проверенных данных и фактов, вытекающих из имеющихся в ревизуемых организациях документов и материалов;
2. проведенных встречных проверок;
3. фактических проверок действительности совершенных операций;
4. итогов взвешивания и обмера сырья и материалов по данным произведенных в ходе ревизии инвентаризаций;
5. проведения контрольных обмеров, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции;
6. данных проверки качества продукции, соблюдения технических условий и технологических режимов производства, соответствия продукции государственным стандартам, а также других данных, вытекающих из заключений специальных экспертиз.