Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 17:41, доклад
Долгое время государство существовало за счет доходов от рыболовства, сельского и лесного хозяйства. С формированием флота и открытием месторождений нефти экономика стала стремительно развиваться и укрепляться. Сейчас Норвегия имеет статус одной из самых развитых стран. Однако эти успехи были бы невозможны без эффективного управления. С начала ХХ века правительство активно формировало грамотную экономическую политику. Было введено государственное управление и контроль над всеми видами деятельности, реформирована налоговая система страны, схемы лицензирования, формы ведения учета и производственных условия. В 1963 году парламент Норвегии принял закон, определяющий право государства на естественные подводные ресурсы. Были созданы условия для развития новых нефтехимических отраслей промышленности.
Ведение бухгалтерского учета в Норвегии
Долгое время государство существовало за счет доходов от рыболовства, сельского и лесного хозяйства. С формированием флота и открытием месторождений нефти экономика стала стремительно развиваться и укрепляться. Сейчас Норвегия имеет статус одной из самых развитых стран. Однако эти успехи были бы невозможны без эффективного управления. С начала ХХ века правительство активно формировало грамотную экономическую политику. Было введено государственное управление и контроль над всеми видами деятельности, реформирована налоговая система страны, схемы лицензирования, формы ведения учета и производственных условия. В 1963 году парламент Норвегии принял закон, определяющий право государства на естественные подводные ресурсы. Были созданы условия для развития новых нефтехимических отраслей промышленности.
Начиная с 1990 года государству принадлежит ведущая роль в сфере инвестирования инновационных разработок. Цель – создание мощной научной платформы и накопление знаний в области добычи полезных ископаемых. Коэффициент извлечения нефти в Норвегии уже сегодня самый высокий – 70 процентов против 30 процентов в среднем по миру (40% – в России). Чистая прибыль от ресурсов распределяется в виде вложений на развитие нефтегазового комплекса, социальной сферы и экономики Норвегии.
За счет законодательных реформ экономика страны за короткий промежуток времени сделала стремительный скачок вверх. В Норвегию стали стремиться иностранные инвесторы и вкладывать деньги в такие отрасли промышленности, как газодобывающая и нефтехимическая промышленность, судоходство, металлургия, химия, электроника и пищевая промышленность.
Согласно оценке ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) Норвегия справилась с международным финансовым кризисом лучше, чем большинство других развитых стран, благодаря разработанным и вовремя предпринятым антикризисным мерам. Эксперты дают хороший прогноз для стабильного роста страны и в 2011 году. Устойчивое положение Норвегии определяется, прежде всего, правительственной программой стимулирования и поддержки ликвидности банков, которые в немалой степени зависят от мирового финансового рынка.
Норвегия славится высокими
налогами, однако в результате этой политики
население пользуется всеми социальными
благами. Дело здесь не только в величине
отчислений, но и во взаимодействии государства,
бизнеса и общества. Основной принцип
налоговой политики Норвегии – налоги
должны покрывать расходы общества. Полученные
средства идут на оплату медицинского
обслуживания, образования, детских пособий,
пенсий, а также на финансирование государственных
средств связи и строительство дорог.
Это северное государство занимает ведущее
место в списке из 182 стран не только по
качеству жизни, но и по уровню цен (они
– самые высокие в Европе). Однако это
компенсируется тем, что многие услуги,
будучи платными в других странах, в Норвегии
бесплатны.
Еще один принцип налоговой
политики – открытость и прозрачность.
В этом государстве информация об имуществе
и доходах граждан является открытой.
Данные публикуются в сети Интернет на
сайтах национальных или местных газет
и доступны любому желающему. Считается
совершенно нормальным знакомиться с
уровнем заработка своих коллег, знакомых
и родственников. Среди норвежцев есть
разные мнения на этот счет. Представители
правящей Рабочей партии называют такую
налоговую открытость средством развития
демократии и гражданского общества. Другие
жители придерживаются мнения, что публикация
этих данных является нарушением прав
человека.
Налогоплательщиками в Норвегии
выступают как юридические лица, так и
отдельные граждане, которые, в свою очередь,
подразделяются на две группы: одинокие
и имеющие иждивенцев. Супружеские пары
ведут раздельный учет. Схема начисления
налогов также зависит от срока пребывания
человека на территории страны. Физическое
лицо, фактически присутствующее на территории
Норвегии более шести месяцев, является
налоговым резидентом со дня прибытия.
Если период пребывания физлица составит
менее шести месяцев, то применяются отдельные
правила. Нерезиденты делают отчисления
только с доходов, полученных из норвежских
источников. Полностью освобождаются
от налогов лица, которые являются резидентами
государства, имеющего соответствующее
соглашение с Норвегией, чтобы избежать
двойного налогообложения. Подоходный
налог играет основную роль в доходах
бюджета и уплачивается в процентах от
дохода граждан. Фиксированная ставка
– 28 процентов. Существует и еще ряд всевозможных
выплат, например отчисления в социальный
фонд, которые вычитаются с годовой зарплаты
(7,8%), с дохода свободных предпринимателей
(10,7% от дохода меньше 447 600 норвежских крон,
и 7,8% – при превышении этой суммы), с пенсий
и с прибыли лиц младше 17 и старше 69 лет
(3%).
Для лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью в Норвегии, выделяется
«общий доход», который определяется как
сумма всех денежных поступлений, а именно
заработная плата, дополнительные льготы,
алименты, пенсии, проценты на капитал
и доход от предпринимательской деятельности.
С этой суммы уплачивается подоходный
налог, ставка которого может достигать
52 процентов.
Следует отметить, что полученный
доход может быть уменьшен на сумму подтвержденных
затрат, но не более чем на 20 процентов
от всего полученного дохода. Общая сумма
уменьшается в том случае, если плательщиком
является пенсионер или семья с детьми,
если работа расположена далеко от дома,
а также при подтвержденных затратах на
лекарства и услуги адвоката.
Основной косвенный налог в
Норвегии – на добавленную стоимость
(НДС, ставка которого варьируется от 12
до 24%). Он начисляется на сумму оборота,
полученного с реализации товаров и услуг,
а также импорт. Предприятия, которые должны
платить этот налог, в обязательном порядке
регистрируются в Государственном реестре
плательщиков НДС. Некоторые операции
освобождены от НДС, например, такие как
деятельность в области страховых и медицинских
услуг, финансов, образование и экспортные
операции.
Важное место в налоговой системе
занимает налог на прибыль корпораций.
Компании, которые ведут деятельность
в Норвегии, уплачивают такой налог по
ставке 28 процентов. Нефтяные компании
в Норвегии, помимо корпоративного налога,
платят специальный налог 50 процентов
на сверхприбыль от нефтяной деятельности.
Правительство стремится улучшить
налоговую систему страны путем увеличения
неналогооблагаемого минимума с 470 тыс.
до 700 тыс. норвежских крон, а для семейной
пары – до 1,4 млн норвежских крон. В планах
также расширение базы НДС за счет введения
отчислений с деятельности фитнес-центров
и услуг в сфере культуры. Налог на выброс
углеводорода будут уплачивать пользователи
систем отопления с технологией сгорания
природного газа или иных видов топлива.
Стабильная экономика Норвегии
привлекательна для работы и бизнеса.
С 70-х годов и по сегодняшний день зарплата
производственного персонала – одна из
самых высоких в Европе, в то время как
оплата труда управленческого персонала
ненамного превышает ее. При этом норвежские
служащие на фоне жителей других стран
являются самыми продуктивными работниками
в мире.
На сегодняшний день Норвегия
испытывает потребность как в квалифицированных
кадрах, так и в неквалифицированной рабочей
силе. Согласно статистике, самый крупный
работодатель в Норвегии – государственный
сектор. Второе место занимает сервисная
отрасль – гостиничный и ресторанный
бизнес. На третьем месте – торговля. На
четвертом – промышленность.
Все иностранцы, желающие трудоустроиться
в Норвегии, должны получить разрешение
на работу, заключить трудовой договор
и оформить налоговую карточку в течении
восьми дней после приезда в страну.
Каждый житель имеет свой персональный
номер в Реестре населения, согласно которому
осуществляется регистрация в налоговом
ведомстве.
Норвегия занимает 11-е место
по степени легкости открытия бизнеса,
согласно исследованиям Всемирного банка.
Сегодня организовать свое дело в Норвегии
могут граждане других стран, имеющие
вид на жительство. Для этого необходимо
определить форму организации и зарегистрироватся
в Центральной регистрационной палате.
В случае если хозяйственная деятельность
будет приносить коммерсанту доход менее
30 тыс. крон в год, регистрация не нужна,
так как такая работа расценивается как
хобби. Для открытия своего предприятия
в Норвегии специального разрешения не
требуется. Исключение составляют лишь
страхование и банковское дело.
Основными формами собственности
организации компаний в Норвегии являются:
частный предприниматель (ЧП), и товарищество
и акционерное общество (АО). ЧП оформляется
быстро и недорого. Владелец несет личную
ответственность за свою организацию
и платит налоги, маргинальная ставка
которых достигает 52 процента. АО открыть
достаточно сложно в связи с требуемым
минимумом уставного капитала. Для закрытых
акционерных обществ минимальный размер
– 50 тыс. норвежских крон, а для открытых
– 1 млн норвежских крон. Если 50 процентов
управленческого персонала составляют
резиденты страны, то уставной капитал
может быть сформирован полностью из зарубежных
инвестиций. Раньше основным преимуществом
АО была более благоприятная система налогообложения.
Заплатив подоходный налог (28%), акционеры
получали дивиденды, не подлежащие налогообложению.
Однако после введения отчислений с дивидендов
эта форма организации бизнеса начала
терять свою популярность. Ответственное
товарищество по форме своей организации
похоже на ЧП, но количество участников
не должно быть меньше двух. Само товарищество,
не являясь юридическим объектом, налоги
не платит. Прибыль товарищества делится
по определенной схеме между участниками,
каждый из которых сам платит с нее налоги
как частный предприниматель.
Норвегия стремится перераспределять
доходы с прибыльных отраслей на дотационные,
такие как сельское хозяйство, которое
получает государственные субсидии. Поддержку
получает экспортная деятельность. Существуют
отдельные районы страны, которые менее
привлекательны для жизни. С целью их развития
государство создает на этих территориях
выгодные условия для ведения бизнеса.
Предусмотрены льготы по выплатам в социальные
фонды, а в некоторых районах они составляют
0 процентов.