Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 09:18, курсовая работа
Производственно – хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов. В качестве основных фондов выступают средства труда и материальные условия процесса труда.
Теоретическая часть
Введение. Учет операций по выбытию основных средств.
Выбытие объекта основных средств в случае продажи.
Выбытие объекта основных средств в случае прекращения использования вследствие морального или физического износа.
Выбытие объекта основных средств в случае выявления недостачи и порчи активов при их инвентаризации.
Передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд.
Выбытие объекта основных средств в случае ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации, частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции.
Выбытие объекта основных средств в случае внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности.
Выбытие объекта основных средств в случае передачи основного средства по договору мены, дарения.
Заключение
Доход от реализации основного средства отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» на отдельном субсчете «Прочие доходы», а расходы, связанные с реализацией, отражаются по дебету счета 91 на субсчете «Прочие расходы».
2. Выбытие объекта основных средств в случае прекращения использования вследствие морального или физического износа
При списании объекта основных средств, приобретенного за счет средств целевого финансирования либо полученного некоммерческой организацией в качестве целевых поступлений (амортизация по таким основным средствам не начисляется), по причине морального или физического износа его первоначальная стоимость списывается за счет средств добавочного капитала. То есть за счет тех средств, которые служили источником финансирования при приобретении этого основного средства [18].
По
мнению автора, при списании объекта,
по которому амортизация не начислялась,
нет никакой необходимости формировать
промежуточную проводку с использованием
субсчета «Выбытие основных средств».
Поэтому первоначальная стоимость таких
основных средств списывается с кредита
счета 01 непосредственно в дебет счета
83 «Добавочный капитал».
Кроме того, при выбытии основного средства
некоммерческая организация также должна
списать сумму износа, начисленную при
эксплуатации этого имущества по забалансовому
счету 010 «Износ основных средств».
Списание же стоимости объекта основных
средств, приобретенного за счет прибыли
от предпринимательской деятельности
и используемого для ее осуществления
(по таким основным средствам начисляется
амортизация), по причине морального или
физического износа отражается в бухгалтерском
учете на субсчете учета выбытия основных
средств, открываемом к счету учета основных
средств.
При этом в дебет указанного субсчета
списывается первоначальная стоимость
объекта основных средств в корреспонденции
с соответствующим субсчетом счета учета
основных средств, а в кредит указанного
субсчета - сумма начисленной амортизации
за срок полезного использования в организации
данного объекта в корреспонденции с дебетом
счета учета амортизации.
По окончании процедуры выбытия остаточная
стоимость объекта основных средств списывается
с кредита субсчета учета выбытия основных
средств в дебет счета прибылей и убытков
в качестве операционных расходов. В случае,
когда при выбытии объекта основных средств
организация получает доходы в виде материальных
ценностей (детали, узлы и агрегаты выбывающего
объекта основных средств, пригодные для
ремонта других объектов основных средств,
а также другие материалы, полученные
в результате демонтажа (разборки) объекта),
указанные материальные ценности приходуются
на счета учета имущества по текущей рыночной
стоимости на дату списания объекта основных
средств в корреспонденции со счетом 91
«Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1
«Прочие доходы».
3. Выбытие объекта основных средств в случае выявления недостачи и порчи активов при их инвентаризации
Учтенные на балансе организации объекты основных средств могут быть утрачены вследствие недостач, хищений, краж, порчи. Для определения размера понесенного ущерба организации проводят инвентаризацию. Обязанность проводить инвентаризацию в случае выявления фактов хищения, злоупотребления и порчи имущества установлена в пункте 2 статьи 12 Закона о бухгалтерском учете.
Инвентаризация основных средств проводится комиссией, назначенной руководителем организации. Обязательным является включение в состав комиссии материально-ответственного лица.
До начала инвентаризации
Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором закончена инвентаризация. Установленные при инвентаризации потери от недостач и порчи объектов основных средств учитываются на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в оценке по остаточной стоимости. В учете производятся следующие записи:
Д-т 01 субсчет «Выбытие основных средств» К-т 01 «Основные средства» - списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств;
Д-т 02 К-т 01 субсчет «Выбытие основных средств» - списана сумма начисленных амортизационных отчислений;
Д-т 94 К-т 01 субсчет «Выбытие основных средств» - отражена остаточная стоимость недостающего (испорченного) объекта основных средств.
Недостачи имущества и потери от его порчи подлежат возмещению виновными лицами. Ценности могут быть вверены работнику на основании договора о полной материальной ответственности. Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать ущерб при недостаче и порче имущества в полном размере.
Учет расчетов с работниками по установленным при инвентаризации недостачам ведется с использованием счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба». На сумму недостачи в оценке по остаточной стоимости в учете производится запись:
Д-т 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Сумма НДС по утраченным объектам основных средств, уплаченная поставщикам и принятая в установленном порядке к налоговому вычету, должна быть восстановлена и уплачена в бюджет, так как в данном случае имеет место непроизводственное использование ценностей. Восстановление ранее принятого к вычету НДС отражается в учете такой записью:
Д-т 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» К-т 68 субсчет «Расчеты по НДС»
Разница между рыночной и остаточной стоимостью объекта основных средств (включая сумму восстановленного «входного» НДС) подлежит учету в составе доходов будущих периодов до момента погашения недостачи виновником: Д-т 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» К-т 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц и балансовой стоимостью по недостающим ценностям» Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, в размере, не превышающем среднего месячного заработка, производится по распоряжению руководителя. Распоряжение должно быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера причиненного ущерба. Работник, виновный в причиненном ущербе, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. При несогласии работника, взыскание осуществляется в судебном порядке (ст. 248 Трудового кодекса РФ).
Недостача погашается путем внесения денежных средств в кассу или удержания из заработной платы. Трудовым кодексом РФ также предусмотрено возмещение материального ущерба путем передачи равноценного имущества.
Если виновные лица не установлены то делается запись Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
4. Передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд
Если
основное средство вносится в счет
вклада в уставный капитал акционерного
общества, то в соответствии с пунктом
3 статьи 34 Федерального закона РФ от 26
декабря 1995 года «Об акционерных обществах»
при оплате акций неденежными средствами
для определения рыночной стоимости передаваемого
основного средства должен привлекаться
независимый оценщик. Величина денежной
оценки, произведенная учредителями акционерного
общества и советом директоров, не может
быть выше величины оценки, произведенной
независимым оценщиком.
Таблица 1
Списание основных средств при внесение в качестве вклада в уставный капитал другой организации:
Содержание хозяйственной операции | Отражение в учете | |
Списывается первоначальная стоимость | 01.Выб | 01 |
Списывается амортизация | 02 | 01.Выб |
Стоимость финансовых вложений по остаточной стоимости | 58.1 | 76 |
Списывается остаточная стоимость | 76 | 01.Выб |
5. Выбытие объекта основных средств в случае ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации, частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции
Вопросы бухгалтерского учета и налогообложения ликвидации основных средств традиционно относятся к числу непростых.
В действующих нормативных актах по бухгалтерскому учету (п. 29 ПБУ 6/01, Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств) в качестве причины ликвидации основных средств предусмотрена только ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иной чрезвычайной ситуации, а также частичная ликвидация при выполнении работ по реконструкции. Отметим, что ликвидация основных средств может производиться по иным причинам, перечень которых устанавливать нет необходимости. Говоря о ликвидации основного средства, мы будем понимать его уничтожение.
В случае если начало и окончание ликвидации основного средства приходятся на один отчетный период, расходы по ликвидации можно списывать в дебет счета 91 с кредита счетов 10, 69, 70 и других в качестве прочих расходов.
Если процесс ликвидации занимает длительное время или переходит из одного отчетного периода в другой, то расходы по ликвидации целесообразно собирать по дебету счета 23, а после завершения ликвидации списывать на счет 91. В случае если ликвидация основного средства производится в связи с чрезвычайной ситуацией, остаточная стоимость основного средства и затраты по его ликвидации списываются в дебет счета 99.
В процессе ликвидации основных средств нередко возникают не только убытки, но и доходы в виде стоимости запасных частей и (или) других материалов, пригодных для дальнейшего использования, а также стоимости вторичного сырья (например, металлолом, ветошь). В бухгалтерском учете правила оценки остатков основного средства известны - их нужно приходовать по текущей рыночной стоимости на дату принятия их к бухгалтерскому учету
В гражданско-правовых отношениях под чрезвычайными обстоятельствами понимаются обстоятельства непреодолимой силы. Необходимо сказать, что существует различие между аварией, носящей субъективный характер (зависит от воли субъектов), и аварией объективного характера (не зависит от воли субъектов). Напрашивается вывод о том, что авария будет считаться чрезвычайным обстоятельством, если работники организации своими действиями или бездействием не могли повлиять на ситуацию.
Обстоятельства считаются чрезвычайными, если они повлекли человеческие жертвы, значительные материальные потери, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей среде. К тому же чрезвычайные обстоятельства должны быть подтверждены документально.
Если имеются другие причины, не носящие чрезвычайного характера, то расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен, включаются в состав прочих расходов (п. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). У бухгалтеров возникает вопрос, в каком порядке необходимо учитывать полученный убыток от ликвидации основных средств с остаточным сроком полезного использования, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией: включить в том отчетном периоде, когда осуществлена ликвидация объекта, или включать равномерно в течение оставшегося срока полезного использования объекта? Минфин ответил на этот вопрос в Письме от 17.01.2006 N 03-03-04/1/27 так: общий принцип состоит в том, что расходы признаются таковыми в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от формы их. При этом расходы признаются в том отчетном периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. Таким образом, расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, расходы на ликвидацию имущества (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества и др.) включаются в состав прочих расходов в том отчетном периоде, в котором произошла ликвидация. В бухгалтерском учете будут составлены следующие проводки: