Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:28, курсовая работа
Эксплуатация основных фондов и МБП сопряжена с их износом, как физическим, так и моральным. Основные фонды требуют постоянного технического обслуживания. Кроме того, для их использования необходимо проводить текущий и капитальный ремонты, осуществлять реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и другие улучшения основных фондов. Все эти мероприятия требуют определенных затрат, которые нужно отразить в бухгалтерском и налоговом учете.
1. Введение. – стр. 4
2. Раздел 1. Понятие и виды основных средств. – 7
2.1 Сущность понятия "Основные средства" и их классификация. – 7
2.2 Оценка основных средств. – 9
2.3 Учёт основных средств и их документальное оформление. – 11
2.4 Синтетический и аналитический учёт поступления основных средств. – 12
2.5 Синтетический и аналитический учёт амортизации основных средств. – 14
2.6 Синтетический и аналитический учёт операций по реализации и выбытию основных средств. – 20
2.7 Переоценка основных средств. – 21
2.8 Инвентаризация основных средств. – 21
2.9 Синтетический и аналитический учёт аренды основных средств. – 22
3. Раздел 2. Учёт ремонта основных средств. – 25
3.1 Виды ремонта основных средств. – 25
3.2 Синтетический и аналитический учёт ремонта основных средств и их документальное оформление. – 26
4. Заключение. – 29
5. Список используемой литературы. – 29
При использовании метода ускоренного уменьшения остаточной стоимости основных средств ликвидационная стоимость объекта не принимается во внимание, а сумма амортизации последнего года рассчитывается таким образом, чтобы остаточная стоимость объекта в конце периода его эксплуатации была не меньше его ликвидационной стоимости.
При методе списания стоимости пропорционально объёму выпущенной продукции для отдельных видов основных средств начисление амортизации осуществляется на основе суммарной выработки объекта за весь период его эксплуатации в соответствующих единицах измерения (количество изготовленной продукции, километров пробега, отработанных часов и др.). Основным недостатком этого метода является то, что в ряде случаев трудно определить выработку отдельных объектов основных средств.
Малые предприятия в соответствии с федеральным законом за номером 88 от 14.06.95 "О государственной поддержке малого бизнеса в Российской Федерации" могут применять ускоренную амортизацию основных производственных средств, в два раза превышающую нормы установленные для соответствующих видов основных средств. Наряду с применением ускоренной амортизации малые предприятия могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы выше трёх лет.
Поскольку срок полезной эксплуатации основных средств основывается на предварительной оценке, его необходимо периодически пересматривать. В случае если ожидаемый способ получения экономической выгоды от актива существенно изменился, необходимо соответственно изменить и метод начисления амортизации. Изменение метода амортизации должно быть отражено в отчетности, а сумму амортизации в текущем и будущих периодах необходимо скорректировать.
Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств признается активом, и прекращается, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем погашения стоимости этого объекта, либо его списания в связи с прекращением права собственности. На период реконструкции, модернизации, дооборудования (достройки) и консервации (на срок более трёх месяцев) начисление амортизации основных средств приостанавливается.
Для начисления амортизации используются разработанные таблицы формы "Расчет амортизации основных средств" (для промышленных предприятий), "Расчет амортизации основных средств" (для строительных организаций), "Расчет амортизации по автотранспорту".
Данные указанных расчетов служат обоснованием для отражения в учете суммы начисленной амортизации и износа основных средств.
Для учёта амортизации используют пассивный счёт 02 "Амортизация основных средств. К этому счёту могут быть открыты два субсчёта:
02-1 "Амортизация собственных основных средств";
02-2 "Амортизация имущества сданного в лизинг".
На первом субсчёте учитывают движение амортизации основных средств принадлежащих организации на правах собственности. На втором – движение амортизации по лизингу основных средств.
Начисленную сумму по собственным основным средствам производственного назначения отражают проводкой Д20,23,35,36 К02. По основным средствам сданным в текущую аренду сумма отражается как Д99 К02, а по основным средствам непроизводственного назначения соответственно как Д29,84 К02.
При выбытии основных средств сумму амортизации по ним списывают как Д02 К91.
Аналитический учёт по счёту 02 ведут по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств и оформляют разработочной таблицей "Расчёт амортизации основных средств".
1.6 Синтетический и аналитический учет операций по реализации и выбытию основных средств.
Согласно действующему законодательству предприятия имеют право безвозмездно передавать другим юридическим лицам, продавать основные средства, а также ликвидировать их, если они физически или морально устарели. Выбытие основных средств из предприятия оформляется актом на списание основных средств, в котором показывается первоначальная стоимость выбывающего объекта, сумма начисленного износа, остаточная стоимость, причина выбытия объекта (реализация, ликвидация, безвозмездная передача), расходы связанные с выбытием объекта, а также сумма полученного дохода. На основании акта делают соответствующие записи в инвентарных карточках и инвентарном списке.
В старом плане счетов учёт выбытия основных средств велся на активно-пассивном счёте 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств". В новом плане счетов – на счете 91 "Прочие расходы и доходы".
По дебиту счета 91 отражают первоначальную стоимость основных средств, а так же расходы связанные с выбытием основных средств, НДС по основным средствам, а по кредиту – суммы амортизации по выбывшим основным средствам и выручку от ликвидации основных средств.
Материальные ценности оставшиеся от списания основных средств приходуются по рыночной стоимости на дату списания и зачисляются на финансовый результат предприятия.
При реализации основных средств их продажную стоимость отражают проводкой Д62,76 К91, одновременно первоначальную стоимость основных средств списывают проводкой Д91 К01, а сумму амортизации по реализованным основным средствам проводкой Д02 К91. В дебет 91 счёта списывают НДС – Д91 К68 и расходы по реализации основных средств – Д91 К20,23,70,69
Ликвидация и списание основных средств оформляется следующим образом:
Д91 К01 – на первоначальную стоимость основных средств;
Д02 К91 – на сумму амортизации:
Д10 К99 – на стоимость поступивших материалов от ликвидации основных средств;
При безвозмездной передаче основных средств их первоначальную стоимость списывают так: Д91 К01. Сумму начисленной амортизации отражают как Д02 К91. Финансовый результат от безвозмездной передачи основных средств списывают на убытки Д99 К91.
При безвозмездной передаче основных средств плательщиком НДС является сторона передающая эти средства.
Безвозмездная передача основных производственных средств оформляется Актом приемки-передачи основных средств, в котором указывается первоначальная стоимость передаваемого объекта, сумма начисленного износа, остаточная стоимость, ссылка на документ, на основе которого осуществляется передача.
Основные средства переданные в счёт вклада в уставной капитал других организаций определяют по стоимости согласованной между двумя сторонами и отражают как Д58 К91.
Д91 К01 – первоначальная стоимость;
Д02 К91 – сумма амортизации по переданным основным средствам.
Финансовый результат от реализации объектов основных средств определяется как разница между полученным доходом и себестоимостью реализованных активов с учетом уплаченного налога на добавленную стоимость.
Ликвидация основных средств оформляется актом на списание основных средств , а при ликвидации автотранспортных средств - актом на списание автотранспортных средств. В акте указывается техническое состояние и причина ликвидации, первоначальная стоимость объекта, сумма начисленного износа, остаточная стоимость, расходы по ликвидации, материальные ценности, полученные от ликвидации (металлолом, запасные части и др.), сумма дохода от ликвидации объекта.
1.7 Переоценка основных средств.
Начиная с 1 января 1999 года организации могут не чаще одного раза в год переоценивать полностью или частично объекты ОС по восстановительной стоимости путём индексации или прямого пересчёта по документально подтверждённым рыночным ценам, с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации.
В соответствии с письмом Госкомстата за номером 1-21-24-336 увеличение стоимости ОС отражается по Д01 К83("Добавочный капитал") - по объектам производственного назначения и К84 - по объектам не производственного назначения. Для уменьшения стоимости указанных ОС используют обратную проводку Д83,84 К01.
Увеличение суммы амортизации при переоценке ОС отражают как Д83,84 К02, а уменьшение как Д02 К83,84.
1.8 Инвентаризация основных средств.
Инвентаризация основных средств должна проводиться не реже одного раза в год, перед составлением годового отчета (но не ранее 1 октября). Инвентаризацию здании, сооружений и других недвижимых объектов основных средств разрешается проводить один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в 5 лёт, кроме случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным (при передаче имущества в аренду; приватизации имущества; при смене материально ответственных лиц, выявлении случаев хищения или злоупотребления; в случае стихийного бедствия, пожара и др.).
Цель инвентаризации – выявить фактическое наличие и качественное состояние основных средств предприятия, проверить наличие технической документации, уточнить данные бухгалтерского учета, обеспечить контроль за сохранностью имущества.
Инвентаризацию основных средств проводит комиссия, назначенная приказом руководителя предприятия из компетентных лиц, знающих объект инвентаризации, цены и первичный учет. Возглавляет комиссию руководитель или его заместитель.
Результаты инвентаризации записывают в инвентаризационную опись (ф. № инв-1), которую составляют по каждому местонахождению основных средств и должностным лицам, ответственным за их сохранность. Форма описи обеспечивает отражение данных инвентаризации на три даты с целью сокращения объема работы при ежегодном проведении инвентаризации основных средств.
По окончании инвентаризации опись подписывается члена ми комиссии и материально ответственным лицом. Один экземпляр описи передается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица.
При обнаружении основных средств, ранее не принятых на учет, и при их недостаче составляют надлежащие акты. Не принятые ранее на учет основные средства оценивают по их восстановительной стоимости. Сумму износа таких объектов определяют по их фактическому состоянию.
Выявленные излишки основных средств приходуют и зачисляют в состав прочих доходов по рыночной стоимости - Д01 К99
Недостача основных средств, выявленная при инвентаризации, оформляется актом и списывается как Д01 К91, а сумма амортизации этих ОС как Д02 К91. Остаточную стоимость ОС списывают как Д94 К91. При выявлении конкретных виновников недостающие или испорченные ОС оцениваются по рыночной цене и списываются как Д73/3 К94. Разницу между рыночной ценой и остаточной стоимостью списывают по Д94 К98. Если конкретные виновники неустановлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то недостающие и испорченные ОС списываются по Д99 К94 на финансовый результат.
1.9 Синтетический и аналитический учёт аренды и лизинга основных средств.
Арендная операция (лизинг) предусматривает передачу права пользования отдельными инвентарными объектами основных средств другому субъекту (арендатору) на платной основе и на определенный срок. Документом, регулирующим лизинговые операции, являются Указания об отражении в бухгалтерском учёте операций по договору лизинга (приказ Минфина № 15 от 17.02.97).
Различают две формы аренды (лизинга) - оперативную и финансовую.
Оперативная аренда (лизинг) - это хозяйственная операция физического или юридического лица, предусматривающая передачу арендатору права пользования основными фондами на срок, не превышающий срок их полной амортизации, с обязательным возвратом этих средств их собственнику после окончания срока аренды.
Финансовая аренда - это хозяйственная операция физического или юридического лица, предусматривающая приобретение арендодателем по заказу арендатора основных фондов.
Если условиями договора на оперативную (или финансовую) аренду основных средств предусмотрена достройка, дооборудование, реконструкция или модернизация объекта аренды арендодателем, то такие расходы учитываются как капитальные инвестиции и после окончания работ зачисляются в состав собственных основных средств.
Арендодатель при возврате объекта оперативной аренды увеличивает его первоначальную стоимость на стоимость достройки, дооборудования и реконструкции и с учетом начисленного износа отражает в порядке, предусмотренном для учета операций по:
а) приобретению бывших в эксплуатации основных средств - если арендодатель возмещает стоимость работ арендатору;
б) безвозмездному поступлению основных средств - если стоимость работ арендодателем не возмещается арендатору.
В арендный период права и обязанности собственника остаются у арендодателя, к арендатору переходит только право пользоваться имуществом. Арендодатель имущество сданное в аренду учитывает на своём балансе в составе ОС (со специальной пометкой в инвентарной карточке). Передача в аренду имущества переводится по договору аренды и оформляется приёмно-передаточным актом. В договоре аренды предусматривают состав и стоимость передаваемого в аренду имущества, сроки аренды, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в рабочем состоянии. В соответствии с ПБУ №№ 9,10 доходы и расходы от сдачи имущества в аренду могут учитываться в составе доходов и расходов от обычных видов деятельности или в составе операционных доходов и расходов.
Информация о работе Учёт поступления и выбытия основных средств