Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 17:57, курсовая работа
Учетные регистры — отдельные листы, ведомости, журналы, книги, машинограммы, а также машинные ленты, диски, дискеты и другие машинные носители, в которых осуществляется группировка однородных данных для отражения на бухгалтерских счетах. В учетных регистрах информация, содержащаяся в принятых к бухгалтерскому учету первичных документах, фиксируется, оценивается, накапливается и обобщается (систематизируется).
Введение
1.Учетные регистры, их виды и содержание
1.1 Виды и порядок бухгалтерских записей в учетных регистрах
1.2 Способы проверки бухгалтерских записей в учетных регистрах
1.3 Порядок исправления ошибок в бухгалтерских записях
Заключение
Список использованной литературы
Записи в учетные регистры (вручную или на ПЭВМ) необходимо производить сразу же вслед за проверкой и проставлением корреспонденции в бухгалтерских документах. Так, ежедневно или в другие сроки (по мере поступления документов в бухгалтерию) отражаются в учетных регистрах операции по движению денежных средств в кассе и на расчетном счете (в ведомостях дебетовых оборотов и в журналах-ордерах, в которых развертываются кредитовые обороты), операции по расчетам с поставщиками и покупателями (в журнале-ордере, книге покупок) и другие операции. Наряду с текущими (ежедневными) записями в практике бухгалтерского учета широко применяется запись однородных (массовых, повседневных при нормальной деятельности предприятия) операций итогами за месяц, причем не по каждому документу, а по их совокупности. Примером могут служить операции по отпуску материалов в производство, а также по начислению заработной платы персоналу предприятия, которые один раз в конце месяца отражаются в учетных регистрах накопительным итогом. В течение отчетного периода первичные документы по расходу материалов, начислению заработной платы и т.п. предварительно накапливаются и группируются по синтетическим и аналитическим счетам. Например, документы на расход материалов в производстве (на рабочих местах) группируются по производственным счетам, а внутри них — по изделиям, заказам и статьям затрат.
В конце отчетного периода по данным соответствующим образом сгруппированных первичных документов производится распределение расходов на те или иные цели, на основании которых делаются необходимые записи в учетных регистрах. К числу таких регистров, в частности, относятся ведомости распределения расхода материалов и заработной платы, ведомости распределения услуг вспомогательных производств и т.д.
При включении в учетные регистры предварительно сгруппированных по определенным признакам массовых (рутинных) хозяйственных фактов накопительными итогами за отчетный период значительно сокращается количество учетных записей, что снижает трудоемкость обобщения данных и подсчета итоговых оборотов.
Таким образом, первоисточником всех бухгалтерских записей, в первую очередь бухгалтерских проводок, являются документы. При этом каждый документ служит основанием для записей в соответствующий учетный регистр. Обоснованное распределение документов между учетными регистрами является одной из важнейших предпосылок постановки учета, разделения учетного труда, а следовательно, существенным резервом снижения его трудоемкости и стоимости.
Содержание записей в учетных регистрах определяется их видами, построением и назначением.
Наиболее существенными элементами бухгалтерских записей в учетных регистрах являются:
• дата записи в регистр;
• номер и дата документа, на основании которого произведена запись;
• обоснование содержания записи;
• принятые коды бухгалтерских счетов и позиций аналитического
учета;
• сумма.
Указанные элементы в том или ином сочетании встречаются во всех видах и формах учетных регистров как отдельные графы, строки и другие предусмотренные реквизиты.
В графе «Основание и содержание записи» излагается краткое содержание операции со ссылкой на наименование, номер и дату того документа, на основании которого производится запись. Текст пишется кратко, но так, чтобы точно передать содержание хозяйственной операции.
Бухгалтерские
записи должны быть по смыслу точными
и ясными, т.е. они должны отражать
хозяйственные факты в полном
соответствии с действительностью и исключать
возможность их различного понимания
или толкования. При этом как цифры, так
и текст необходимо писать четко и разборчиво,
с тем чтобы их можно было легко и правильно
прочесть. Аккуратное ведение учетных
регистров, к тому же по аккуратно оформленному
документу, позволяет легко обнаружить
возможную ошибку и сразу же исправить
ее. На определенные даты по синтетическим
бухгалтерским счетам, обычно в конце
отчетного месяца, в учетных регистрах
подсчитываются итоги оборотов за период
и исчисляется сальдо на бухгалтерских
счетах.
Способы проверки бухгалтерских записей в учетных регистрах
В практике бухгалтерского учета применяется несколько способов проверки итогов записей. Контроль основан на взаимной системе увязки данных учетных регистров. Так, если регистр построен по шахматному принципу, то общий итог по вертикали должен совпадать с итоговой суммой по горизонтали.
Для проверки полноты записей можно подсчитать итоговые суммы, учтенные в том или ином учетном регистре, и сопоставить их с общей суммой, подсчитанной по первичным документам (тем самым убедиться в равенстве контрольных итогов).
Другой
способ контроля — взаимосверка итоговых
сумм в одних бухгалтерских
Важным моментом в контроле является сверка данных синтетического и аналитического учета.
После всех проверок записей данные переносятся в Главную книгу, по данным которой составляется отчетность.
Порядок
исправления ошибок
в бухгалтерских
записях
Оформлять как первичные документы, так и учетные регистры необходимо аккуратно, в них не должно быть помарок и подчисток, особенно в денежных документах и регистрах для учета денежных средств. Все исправления должны быть оговорены в соответствии с существующими правилами. Обнаруженные ошибки в документах, созданных вручную (за исключением кассовых и банковских), исправляются следующим образом:
• зачеркивается неправильный текст и над зачеркнутой надписью записывается исправленный текст или сумма; зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное. Исправление ошибки в документе должно быть оговорено надписью «Исправлено», подтверждено подписью работников, подписавших документ, также должна быть поставлена дата исправления. Такой способ исправления называется корректурным;
•
способом «красного сторно», состоящим
в том, что неправильно составленная
корреспонденция счетов или сумма
записывается чернилами красного цвета,
что в бухгалтерском учете
заменяет знак минус, т.е. означает вычитание.
Записи красными чернилами можно заменить
записью синими или черными чернилами
в квадратной рамке, что также означает
способ «красного сторно»; этот способ
применяется и для записей сумм экономии
средств.
Заключение
Учетные
регистры — отдельные листы, ведомости,
журналы, книги, машинограммы, а также
машинные ленты, диски, дискеты и другие
машинные носители, в которых осуществляется
группировка однородных данных для отражения
на бухгалтерских счетах.
Все учетные регистры
целесообразно разделить на четыре группы
по следующим признакам:
-по внешнему виду;
-по степени обобщения (по объему содержания);
-по назначению и характеру записей;
-по форме.
По внешнему виду учетные регистры подразделяются
на:
-бухгалтерские книги;
-карточки;
-свободные листы.
Каждый аналитический учетный регистр должен отражать все характерные особенности регистрируемых в нем хозяйственных операций. Поэтому указываются в них: краткое содержание операций, ссылка на документ и другие реквизиты. Сведения аналитических регистров широко используются внешними и внутренними инвесторами и другими пользователями информации.