Учетная политикуа предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 20:41, контрольная работа

Краткое описание

В период с 12 января 2012 года по 8 февраля 2012 года я находилась на производственной практике по профилю специальности в МКУ ЦБУО МО Выселковского района. Данная организация организована 28 марта 1994 года и осуществляет свою деятельность на основании свидетельства о регистрации. Организация относится к бюджетному муниципальному учреждению. Осуществляет учет денежных средств, расчетных и кредитных операций; учет материально-производственных запасов; учет основных средств и нематериальных активов; учет труда и заработной платы; учет фондов и финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия; бухгалтерскую отчетность предприятия, организации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…2
1. Понятие и формирование учётной политики……………………………….6
1.1 Понятие учётной политики предприятия……………………………....6
1.2 Принципы формирования учётной политики предприятия……….…9
1.3 Раскрытие учётной политики…………………………………………….12
1.4 Изменение учётной политики………………………………………...….14
2. Учётная политика для целей бухгалтерского учёта……………………...16
2.1 Порядок оформления учётной политики……………………………..16
2.2 Структура учётной политики по бухгалтерскому учёту………….…17
2.3 Организация учётной службы……………………………………….…20
2.4 Порядок отражения информации в учёте и бухгалтерской отчётности…………………………………………………………………….…22
Заключение……………………………………………………………………...25
Список используемой литературы…………………………………………….28
Приложение…………………………………………………………………......29

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ (2) КОРРЕКТИРОВКА.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

     1.4 Изменение учетной политики. 

     Менять  учетную политику предприятие может  только в особых случаях, которые  также указаны в Положении  «Учетная политика предприятия».

     Этими случаями являются:

     - изменения законодательства Российской  Федерации или нормативных актов  по бухгалтерскому учету;

     - разработки организацией новых  способов ведения бухгалтерского  учета. Применение нового способа  ведения бухгалтерского учета  предполагает более достоверное  представление фактов хозяйственной  деятельности в учете и отчетности  организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

     - существенного изменения условий  деятельности. Существенное изменение  условий деятельности организации  может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением  видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д.

     Не  считается изменением учетной политики утверждение способа ведения  бухгалтерского учета фактов хозяйственной  деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место  ранее, или возникли впервые в  деятельности организации. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики. Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативным актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной точностью. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному. Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

     2. Учётная политика для целей бухгалтерского учёта.

     2.1 Порядок оформления учётной политики.

     Основным  нормативным документом, регламентирующим основы формирования и раскрытия  учетной политики организации для целей бухгалтерского учета является ПБУ 1/98.

     В соответствии с п.2 ПБУ 1/98 под учетной  политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения  бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Обязанность формирования учетной политики возложена на главного бухгалтера организации. В то же время, поскольку согласно ст.6 Закона о бухгалтерском учете ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций, учетная политика должна оформляться приказом (распоряжением) этого руководителя. Форма такого приказа (распоряжения) организациями разрабатывается самостоятельно исходя из действующей в них системы делопроизводства (приложение 1). Если утверждается учетная политика небольшой организации (на основании типовых положений, без дополнительных приложений), ее можно включить в текст самого приказа (распоряжения).

     Принятая  организацией учетная политика должна применяться последовательно от одного отчетного года к другому. Это означает, что даже, если организация  каждый год утверждает новую учетную  политику, ее положения (особенно в части применения методов отражения операций в бухгалтерском учете) все равно основываются на учетной политике предыдущего года. Изменение и дополнения в учетную политику должны оформляется в таком же порядке, как и сама учетная политика, то есть приказом или распоряжением руководителя предприятия (приложение 2). Если организацией произведены изменения учетной политики или отдельных ее положений, то они должны вводиться с 1 января года, следующего за годом его утверждения (то есть с начала следующего финансового года).

     2.2 Структура учетной политики по  бухгалтерскому учету в бюджетной организации.

     Законодательными  и нормативными документами не регламентируется порядок составления учетной  политики. Организациям дано право  самим разрабатывать ее положения  исходя из требований Закона о бухгалтерском учете, ПБУ 1/98 и иных положений по бухгалтерскому учету.

     При этом существует ряд положений, наличие  которых обязательно при утверждении  учетной политики по бухгалтерскому учету (п.5 ПБУ 1/98), а именно:

     - рабочий план счетов бухгалтерского учета для бюджетной организации;

     - хозяйственной деятельности, по  которым не предусмотрены типовые  (унифицированные) формы первичных  учетных документов, а также формы  документов для внутренней бухгалтерской  отчетности;

     - порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

     - методы оценки активов и обязательств;

     - порядок контроля за хозяйственными  операциями (организация внутреннего  контроля в организации);

     - другие решения, необходимые для  организации бухгалтерского учета.

     Структура учетной политики по бухгалтерскому учету также устанавливается  самой организацией. В качестве примера  я предлагаю следующий принцип  ее построения:

     - организационные моменты учетной политики;

     - способы оценки имущества и обязательств и методы отражения их в бухгалтерском учете;

     - прочие положения учетной политики.

     Исходя  из подобной структуры учетной политики по бухгалтерскому учету, рассмотрим подробнее  процесс ее формирования. Организационные моменты учетной политики включают в себя различного рода положения, касающиеся общих принципов построения бухгалтерского учета в организации (отраслевые особенности, организация бухгалтерской службы, формы учета, порядок составления отчетности и др.).

     В учетной политике при определении  методов и способов ведения бухгалтерского учета в организации необходимо учесть особенности той отрасли, к которой она относится (розничная или оптовая торговля, общественное питание), а также применение организациями торговли и общепита для целей бухгалтерского учета различного рода отраслевых методик и рекомендаций. К ним, в частности относятся:

     - Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные Роскомторгом и Минфином России 20 апреля 1995 г. N 1-550/32-2 (далее по тексту - Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения);

     - Методика учета сырья, товаров и производства в предприятиях массового питания различных форм собственности, утвержденная Отраслевым центром повышения квалификации работников торговли Комитета Российской Федерации по торговле 12 августа 1994 г. N 1-1098/32-2 (далее по тексту - Методика учета сырья);

     - Методические рекомендации по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденные Письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. N 1-794/32-5 (далее по тексту - Методические рекомендации по учету товаров).

     В этой связи необходимо напомнить, что с 1 января 2002 г. исчисление и уплата налога на прибыль для предприятий любых отраслей осуществляется в соответствии с требованиями гл.25 части второй НК РФ. С вступлением в силу данных положений налогового законодательства прекратило действовать Положение о составе затрат. Соответственно утратили силу и различного рода отраслевые инструкции и методические указания по формированию себестоимости товаров (работ, услуг). В то же время Письмом Минфина России от 29 апреля 2002 г. N 16-00-13/03 рекомендуется организациям до завершения работ по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, руководствоваться имеющимися в настоящее время отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с уже принятыми нормативными документами по бухгалтерскому учету. Таким образом, организациям можно руководствоваться ранее принятыми отраслевыми методиками и рекомендациями в части, не противоречащей действующим законодательным и нормативным документам. Кроме того, необходимо учитывать, что приведенные выше отраслевые методики и рекомендации можно применять только к бухгалтерскому учету расходов организации и формированию ею себестоимости товаров (изделий общепита). В целях налогообложения применяются исключительно положения действующего налогового законодательства.

     2.3 Организация учетной службы.

     Под учетной службой понимается структурная  единица предприятия, выполняющая  функции сбора, обработки и группировки информации в виде сводных бухгалтерских документов, внесения записей на счета бухгалтерского учета. В зависимости от организационной структуры учетной службой может являться не только бухгалтерия, но и иные подразделения (группа учета налогов, группа сводной отчетности, группа работы с дебиторами, экономический, финансовый отделы и т.д.). Поэтому в учетной политике целесообразно выделить основные моменты, касающиеся взаимоотношений главного бухгалтера (бухгалтерской службы) с другими подразделениями (особенно выполняющими какие-либо учетные функции) и руководством организации в целом. Это могут быть ссылки на типовые положения законодательства (к примеру, Закон о бухгалтерском учете), на внутренние должностные инструкции главного бухгалтера и других сотрудников бухгалтерской службы, а также разработанное главным бухгалтером на основании действующих законодательных и нормативных актов Положение о бухгалтерской службе. Последнее, кстати, может быть утверждено как отдельным приказом, так и в виде приложения к учетной политике организации по бухгалтерскому учету. В учетной политике необходимо также отразить порядок организации бухгалтерии, под которой понимается структура бухгалтерской службы в организации. При этом следует иметь в виду, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, а также соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут их руководители (п.1 ст.6 Закона о бухгалтерском учете). Поэтому, исходя из объемов учетной работы, руководителям организаций разрешено самим организовывать систему бухгалтерской службы, отразив данный факт в учетной политике организации. Так, в соответствии с п.2 ст.6 Закона о бухгалтерском учете руководители организаций могут:

     - учредить бухгалтерскую службу  как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером (данное положение относится в основном к крупным и средним организациям);

     - ввести в штат должность бухгалтера (для небольших организаций, объем  работы которых позволяет вести  бухгалтерский учет одному бухгалтеру);

     - передать на договорных началах  ведение бухгалтерского учета  централизованной бухгалтерии (например, для холдингов - передача ведения  бухгалтерских дел дочерних предприятий  головной организации), специализированной  организации или бухгалтеру - специалисту (характерно для небольших предприятий, как правило, субъектов малого предпринимательства, для которых нецелесообразно иметь в штате бухгалтерскую службу или бухгалтера);

     - вести бухгалтерский учет лично  (при незначительных объемах финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия).

     Если  в организации бухгалтерия выделена в отдельную службу, то в учетной  политике необходимо отразить ее структурное  строение. При централизованной форме все аспекты бухгалтерского учета сосредоточены в главной (централизованной) бухгалтерии, являющейся единым подразделением организации. Такое ее построение дает возможность организовать четкое разделение труда сотрудников бухгалтерии и обеспечить контроль со стороны данной учетной службы за всеми производственными, коммерческими и иными процессами в организации. Однако многие предприятия имеют в своей структуре сеть подразделений, различных как по объемам деятельности, так и по своему производственному профилю. В этом случае может быть принято решение о децентрализации учета с созданием бухгалтерских служб в каждом подразделении организации.

     2.4 Порядок отражения информации  в учете и бухгалтерской отчетности.

     В соответствии с п.4 ст.8 Закона о бухгалтерском  учете все организации обязаны  вести бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Чтобы систематизировать и накапливать информацию, содержащуюся в принятых к учету первичных документах, и отражать ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, организациями ведутся регистры бухгалтерского учета. Регистры ведутся в специальных книгах (журналах, журналах-ордерах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях. Такая форма счетоводства называется журнально-ордерной и применяется большинством организаций. Значительно реже применяется мемориально-ордерная форма учета, при которой на основании данных первичных или накопительных документов составляются мемориальные ордера, отражающиеся в регистрационном журнале (журнале хозяйственных операций), а затем в главной книге. Организациями может применяться также машинно-ориентированные (автоматизированные) формы учета на основе журнально-ордерной или (значительно реже) мемориально-ордерной формы. Применяемая в организации форма учета должна быть отражена в ее учетной политике. По своим показателям организации торговли (общественного питания) могут относиться к так называемым "малым предприятиям". Подобные организации-субъекты малого предпринимательства, имеют более широкие возможности выбора, в каком порядке им отражать учетную информацию:

Информация о работе Учетная политикуа предприятия