Учетная политика организации (разработка)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 08:52, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является теоретическое обоснование и разработка предложений по совершенствованию учетной политики в организациях РФ.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи.
• изучить теоретические и правовые аспекты формирования и принятия учетной политики организации;
• проанализировать варианты бухгалтерского учета объектов, включаемые в учетную политику;
• Рассмотреть направления совершенствования учетной политики в организациях РФ.

Оглавление

Введение
1. Учетная политика организации, её содержание и назначение.
1.1 Учетная политика, как составная часть финансовой политики организации
1.2 Общие требования к формированию учетной политики
1.3 Формирование учетной политики.
1.4 Допущения и требования при формировании учетной политики

Файлы: 1 файл

курсовая по бух.учету.docx

— 48.69 Кб (Скачать)

Методика бухгалтерского учета включает:

      • порядок начисления износа (амортизации) по основным средствам и нематериальным активам;
      • способ группировки и списания затрат на производство (полная или сокращенная себестоимость);
      • система учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (нормативный, попередельный, позаказный);
      • способ распределения косвенных расходов между объектами калькулирования (база):
        • прямые расходы на оплату труда производственных рабочих .
        • общая сумма прямых затрат,
        • сумма материальных затрат,
        • сметныё ставки,
        • объем реализации продукции;
      • учет выпуска готовой продукции (с использованием счета 40 или нет);
      • оценка незавершенноrо производства:
        • для единичного производства по фактически произведенным затратам,
        • для серийного производства: по фактической или плановой производственной стоимости, прямым статьям расходов, стоимости сырья и материалов;
      • сроки погашения расходов будущих периодов;
      • учет затрат по ремонту основных средств:
        • включение в себестоимость продукции по мере выполнения ремонта,
        • отнесение на расходы будущих периодов,
        • создание резерва предстоящих расходов на ремонт основных фондов,
        • создание ремонтного фонда по особо сложным видам ремонта, проводимым в течение нескольких лет,
      • метод оценки материально-производственных запасов (ПБУ5/2001) отличается по способу списания их стоимости при отпуске в произ-водство: по себестоимости единицы запасов, средней себестоимости, ФИФО, ЛИФО;
      • способ отражения в учете операций заготовления и приобретения материальных ценностей (с использованием счетов 15 и 16 или нет);
      • резервы предстоящих расходов и платежей (для равномерного списания на издержки):
        • на оплaтy отпусков,
        • выплату вознаграждения за выслугу лет,
        • выплату вознаграждения по итогам работы за год и др.;
      • определение выручки от реализации продукции (работ, услуг): по отгрузке или по оплате;
      • учет финансовых результатов при выполнении договоров долгосрочного характера:
        • по окончании всех работ (без использования счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам»),
        • этапам законченных работ с использованием счета 46.

Техническая сторона  учетной политики включает:

  • план счетов бухгалтерского учета;
  • формы и регистры бухгалтерского учета;
  • технологию обработки учетной информации;
  • организацию внутрипроизводственного учета и контроля;
  • порядок инвентаризации имущества и обязательств.

Организационная сторона учетной политики включает:

  • выбор организационной формы построения и структуры бухгалтерии (централизация или децентрализация учета);
  • место бухгалтерии в системе управления организации и взаимодействие с другими службами;
  • Состав и соподчиненность отдельных подразделений и работников.

 

Организация бухгалтерского учета на предприятии и методика учета отдельных объектов. Раскрытие  учетной политики

Основные вопросы  организации бухгалтерского учета  рассмотрены в «Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» от 29 июля 1998 г. № 34н.

Определяется  порядок организации ведения  бухгалтерского учета и предоставления отчетности. Рассматриваются основные понятия, объекты и задачи бухгалтерского учета.

Организация бухгалтерского учета - система условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и наиболее выгодной продажей готовой продукции.

Постановка бухгалтерского учета предполагает:

  • разработку организационно-распорядительных документов (положения о бухгалтерии, должностных инструкций работников бухгалтерии, штатного расписания);
  • составление графика документооборота организации;
  • создание, номенклатуры дел и организацию хранения документов;
  • создание технологии обработки получаемой информации (формирование системы регистров бухгалтерского учета и правил внутренней, отчет-ности, разработку порядка проведения инвентаризации и методов оценки видов имущества и обязательств);
  • формирование кадровой политики бухгалтерии (порядка аттестации бухгалтеров, системы подбора персонала, системы повышения квалификации).

Ответственность, за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Они могут в зависимости от объема учетной работы:

  • учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета центра-лизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользова телями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания, о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

Подлежат раскрытию  способы амортизации основных средств, нема-териальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершённого производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы, отвечающие требованиям, приведенным в Положении.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме ин-формация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Общие требования к формированию учетной политики

Из п. 1 ПБУ 1/98 следует, что  процесс составления учетной  политики как внутреннего документа  организации состоит из двух этапов — формирование (выбор и обоснование) и раскрытие (придание гласности) учетной  политики.

Первый этап обязателен для  всех организаций, имеющих статус юридического лица. Исключение сделано только для  кредитных организаций, находящихся  на территории Российской Федерации (которые  могут формировать учетную политику, исходя из правил, установленных в  стране нахождения иностранной организации, при условии, что эти правила  не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности). Раскрывать учетную  политику обязаны только организации, публикующие свою бухгалтерскую  отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам  либо по собственной инициативе. К  числу таких организаций относятся, например, открытые акционерные общества, публичность отчетности которых  устанавливается законодательно.

Учетная политика организации – это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета:

  • первичного наблюдения;
  • стоимостного измерения;
  • текущей группировки;
  • итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета (в соответствие с п. 3 ПБУ1/98) относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Еще один перечень способов ведения бухгалтерского учета приведен в п. 12 ПБУ 1/98. Разница между ними состоит в том, что перечень, изложенный в п. 3 применяется при формировании учетной политики, т.е. оформление соответствующего распорядительного документа, а перечень приведенный в п. 12, обязателен на этапе обеспечения гласности учетной политики, то есть доведения ее до заинтересованных пользователей.

 

В соответствии с п. 9 ПБУ 1/98 принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации. Так как вид организационно-распорядительного  документа жестко не определен, наиболее целесообразным представляется оформления принятия учетной политики приказом руководителя организации, в котором должны быть изложены её основные элементы, а те элементы, которые требуют подробной разработки и занимают сравнительно большой объем, следует помещать в приложения к данному приказу. В число таких приложений могут входить:

- формы первичной учетной документации, не предусмотренные альбомами форм;

- структура и состав структурного подразделения организации, занимающегося бухгалтерским учетом и отчетностью, а также основные функции, выполняемые этим подразделением;

- график документооборота и т.п.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при  формировании учетной политики, применяются  с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного  документа (п. 10 ПБУ 1/98). Это значит, что приказ (или распоряжение), утверждающий при пятне учетной политики, должен быть подписан руководителе организации не позднее 31 декабря года, предшествующего тому в котором данная учетная политика будет применяться.

Данное требование может  показаться невыполнимым, если  вспомнить, что некоторые документы системы  нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности утверждаются «задним числом». Однако ПБУ 1/98 предусмотрена возможность внесения изменений в учетную политику в течение отчетного года – в случае если появляются  новые нормативные документы. Этим правом можно воспользоваться и тогда, когда опубликование вновь утвержденного документа не позволяет учесть его требования при разработке учетной политики на очередной год.

Вновь созданная организация  оформляет избранную учетную  политику в соответствии с настоящим  пунктом до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией ученая политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации) (п.10 ПБУ 1/98).

В соответствие с ПБУ 1/98 учетная  политика основной организации применяется  всеми филиалами, представительствами  и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный  баланс), независимо от их места нахождения. А Методические рекомендации по составлению  и представлению сводной бухгалтерской  отчетности, утвержденные приказом Минфина  России от 30.12.1996 № 112, допускают использование различных учетных политик головной и дочерней организаций:

"Если при составлении  бухгалтерской отчетности какого-либо  дочернего общества использована  учетная политика, отличная от  используемой  для составления   сводной бухгалтерской отчетности, то до объединения такой бухгалтерской  отчетности с бухгалтерской отчетностью  головной организации других  дочерних обществ в сводную  бухгалтерскую отчетность  она  приводится в соответствии  с  учетной политикой, используемой  для составления сводной бухгалтерской  отчетности”.

Иначе говоря, в первом случае речь идет о структурных  подразделениях одного юридического лица, а во втором — о разных юридических лицах.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Формирование учетной  политики

Учетная политика организации, начиная с 1999 года,  формируется  главным и бухгалтером (бухгалтером) организации на основе ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации.

При этом утверждается: рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями

своевременности и полноты  учета и отчетности;

формы первичных учетных  документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности – в соответствии с Порядком поэтапного введения  в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории  Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденным совместным постановлением Госкомстата  России по согласовании  с Минфином России, Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти  по следующим разделам учета:

Информация о работе Учетная политика организации (разработка)