Учет затрат основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 01:03, курс лекций

Краткое описание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ИХ АНАЛИЗ В КФХ «НИЛ»

Файлы: 1 файл

Курсовая по управлен.учету.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

 

 

1.1   Затраты в системе управления себестоимостью: экономическая сущность затрат на производство и их классификация

 

              Процесс производства продукции (работ, услуг) является одним из основных объектов управленчес­кого учета. В странах с развитой рыночной экономикой учет зат­рат на производство и калькулирование себестоимости продук­ции выделены в управленческий учет, призванный обеспечивать нужной информацией администрацию, менеджеров и других ра­ботников [Хоружий, с.341].

              По предложенному Лысенко Д.В. определению под затратами  понимается стоимость ресурсов, используемых на конкретные цели. В соответствии с методической рекомендацией по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях, под производственными затратами понимаются              расходы для получения соответствующих доходов или же капитализированные затраты, т.е. отраженные в бухгалтерском балансе как активы. Согласно Пизенгольцу М.З., затраты в сфере производства – это затраты на производственной стадии кругооборота, которые включают затраты труда и средств производства, направленные непосредственно на производство продукции. На наш взгляд целесообразнее использовать третье понятие.

              Классификация затрат, удовлетворяющих целям управления, является основным принципом организации управленческого учета производственной деятельности, методом обработки и анализа информации о производственных издержках.

             

              В зависимости от объема и разнообразия произ­водимой продукции (работ, услуг) затраты на про­изводство группируют прежде всего по видам деятель­ности (видам производств). По данному признаку вы­деляются следующие группы производств: основное производство, вспомогательные производства, обслу­живающие производства и хозяйства.

              Под основным понимается производство, занятое изготовлением той продукции, для выпуска которой создана организация. Продукция основного производ­ства, как правило, предназначается для продажи (реализации) на рынке, поэтому оно имеет решающее значение для экономики предприятия.               Поскольку сельскохозяйственные организации осуществляют производство сельскохозяйственной продукции (растениеводства и животноводства), а также занима­ются частичной ее переработкой, то основное про­изводство подразделяется на растениеводство, жи­вотноводство и промышленное производство.

              Вспомогательные производства предназначены для того, чтобы обеспечить нормальную работу основного производства путем предоставления ему опре­деленного вида услуг или выполнения работ. Они так­же выполняют соответствующие работы и оказыва­ют услуги своему капитальному строительству и дру­гим сферам деятельности предприятия. В отдельных случаях вспомогательные производства оказывают услуги и выполняют работы на сторону. Кроме вы­полнения работ и услуг, вспомогательные производ­ства могут изготавливать продукцию в виде запасных частей, производственного и хозяйственного инвен­таря.

              Вспомогательные производства в сельскохозяй­ственных организациях в зависимости от видов про­изводимой продукции (выполняемых работ, оказы­ваемых услуг) выделяются в следующие группы: ремонтные работы в ремонтных мастерских (ремонт­ные мастерские), ремонт зданий и сооружений, ма­шинно-тракторный парк, автомобильный транспорт, энергетические производства (хозяйства), водоснаб­жение, гужевой транспорт и службы по теплогазо­снабжению и холодильным установкам.

              Обслуживающие производства и хозяйства зани­маются в основном оказанием социально-бытовых услуг своему персоналу и частично населению, тер­риториально проживающему в районе организации.

              По направлениям обслуживания потребительских нужд персонала и населения эти производства и хо­зяйства в свою очередь выделяются в следующие груп­пы: жилищно-коммунальное хозяйство, производство бытового обслуживания населения, производство об­щественного питания, детские дошкольные учреж­дения, учреждения культурно-бытового назначения, прочие производства и хозяйства, некоммерческая деятельность.

              В составе основного, вспомогательного и обслу­живающего производства выделяются структурные единицы организации, обособленные, как правило, в административном и территориальном отношении: цехи, бригады, участки и другие структурные под­разделения.

              Все эти виды и группы производств представляют собой крупные объекты учета, для каждого из них в плане счетов бухгалтерского учета отводятся отдель­ные синтетические счета и субсчета. Эти объекты учета (виды производств) в свою очередь подразделяются на простые, однокомпонентные (производство отдельных видов работ, выращивание отдельных культур, содержание отдельных видов животных и т. п.). На каждый простой объект учета необходимо откры­вать отдельный аналитический счет. Номенклатура аналитических счетов разрабатывается на каждом конкретном предприятии самостоятельно и отража­ется в рабочем плане счетов организации.

              Затраты на производственной стадии кругообо­рота по их экономическому содержанию разграни­чиваются на материальные затраты, т.е. затраты по­требленных основных и оборотных средств производ­ства, и затраты на оплату труда (заработную плату).

              Четкое разделение затрат по этому признаку не­обходимо как для анализа макроэкономических про­цессов, так и для осуществления контроля на уровне отдельной организации за расходованием средств на оплату труда и анализа себестоимости продукции и производительности труда.

              Затраты в зависимости от особенностей техно­логического производственного процесса (т. е. их тех­нико-экономического содержания) подразделяются на основные и накладные (организационно-управ­ленческие).

              Основные затраты связаны непосредственно с про­изводственным процессом, поскольку без них он не­возможен. Их возникновение вызывается выполнени­ем технологических производственных операций по изготовлению продукции. Это — затраты и оплата тру­да производственного персонала, занятого непосред­ственно в технологическом процессе производства продукта, затраты семян, удобрений, топлива — в ра­стениеводстве; кормов, биоветпрепаратов, подстил­ки в животноводстве; затраты на эксплуатацию и содержание основных средств, используемых в про­цессе производства, и т.д.

              Накладные (организационно-управленческие) зат­раты — это затраты, которые необходимы на произ­водственной стадии. Данные расходы обусловлены выполнением функции руководства производством, контроля и организации производственного про­цесса. К ним непосредственно относят оплату труда об­щепроизводственного (общеотраслевого) персонала: агрономов, зооинженеров, инженеров-механиков, бригадиров и т. п., затраты материальных ресурсов на общеотраслевые нужды, амортизацию основных средств общеотраслевого назначения и др.

              Основные и организационно-управленческие зат­раты вместе образуют затраты на производственной стадии кругооборота средств.

              В зависимости от способа отнесения и распре­деления (по способу включения в себестоимость) затраты делятся на прямые и косвенные.

              Прямые затраты обусловлены производством оп­ределенного вида продукции и могут непосредственно включаться в ее себестоимость. Так, например, они относятся к возделыванию отдельных сельскохозяй­ственных культур (или групп культур), содержанию определенных видов (групп) скота (затраты на кор­ма, семена, удобрения, ядохимикаты и др.).

Косвенные затраты обусловлены производством не одного, а нескольких видов продукции, не могут быть включены непосредственно в себестоимость каждого вида продукции и поэтому подлежат распределению в соответствии с тем или иным принципом (затра­ты, которые относятся к возделыванию многих куль­тур, содержанию многих технологических групп жи­вотных и т. д.).  Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции эти затраты предваритель­но распределяются между отдельными объектами учета затрат или калькуляции.

              Затраты производства в зависимости от их со­става подразделяются на затраты простые (элемент­ные) и затраты комплексные (сложные). Элементные (простые) затраты представляют со­бой затраты по отдельным качественно однородным элементам и состоят только из одного вида (элемен­та). Таковы, например, затраты на семена, корма, затраты других материалов, топлива, производствен­ная заработная плата (оплата труда), амортизация основных средств и т. д.

              Комплексные (сложные) затраты, в отличие от простых элементных, могут быть подразделены на различные элементы (составные части). К ним, в ча­стности, относятся общепроизводственные и обще­хозяйственные расходы, расходы на ремонт основ­ных средств и т. д. Они распределяются по отдельным видам продукции единой комплексной величиной соответствующих затрат (общепроизводственных, об­щехозяйственных и других расходов) без подразде­ления и детализации в себестоимости различных ви­дов готовой продукции по отдельным элементам затрат.

              По сфере кругооборота средств все затраты раз­граничиваются на затраты в сфере производства, зат­раты в сфере обращения, затраты в сфере капиталь­ных вложений, затраты в сфере управления.

              Затраты в сфере производства — затраты на про­изводственной стадии кругооборота. Они включают затраты труда и средств производства, направлен­ные непосредственно на производство продукции. В зависимости от места их возникновения подразде­ляются по конкретным отраслям и видам произ­водств.

              Затраты в сфере обращения — затраты, связан­ные с продажей или реализацией продукции (коммерческие расходы), а также выполнением снабженческо-заготовительных операций.

              В состав коммерческих расходов включают расхо­ды по транспортировке продукции, по содержанию собственных торговых точек, магазинов, ларьков и т.д., складов на рынке, на оплату рыночных сборов, оплату труда работников, занятых сбытом и прода­жей продукции, оплату комиссионных сборов, рас­ходы на рекламу и другие расходы.

              К расходам по снабженческо-заготовительным операциям относятся затраты на оплату погрузочно-разгрузочных работ, комиссионных вознаграждений снабженческим (посредническим), внешнеэкономи­ческим организациям, таможенных импортных по­шлин, а также затраты, обусловленные транспорти­ровкой приобретаемых материально-производствен­ных запасов.

              Затраты в сфере инвестиций (капитальных вложе­ний) — затраты по восстановлению и расширению основного имущества (строительство и приобретение основных средств, формирование основного стада и т. д.).               Затраты в данной сфере находятся за пределами цикла кругооборота производственных средств. По­этому их выделяют в особую группу, и они осуще­ствляются за счет специально выделенных на эти цели источников и не включаются в производственные затраты.

              Затраты в сфере управления — затраты, связан­ные с общим управлением хозяйственной деятель­ностью организации. Непосредственно их нельзя от­нести к какой-либо одной стадии кругооборота средств. Они в той или иной мере относятся к обслу­живанию всех стадий кругооборота и необходимы для нормального функционирования производства и обеспечения непрерывности процесса кругооборота.

              В связи с тем, что затраты в сфере управления относятся ко всем видам деятельности организации, появляется необходимость учитывать их отдельно и в конце отчетного периода распределять с помощью соответствующих приемов и списывать на все виды деятельности.

              По отношению к временным периодам (пери­оду действия) затраты разграничиваются на:

              —  затраты будущих отчетных периодов (затраты произведены в текущем периоде, но относятся к бу­дущим отчетным периодам), т. е. это затраты, несов­падающие во времени их осуществления и выполне­ния работ;

              — затраты текущего отчетного периода, включае­мые в себестоимость данного периода;

              — резервируемые затраты (затраты, включаемые в себестоимость продукции в текущем периоде впредь до возникновения фактических расходов в будущем).

              Данный классификационный признак весьма важ­но соблюдать при составлении учетной политики и при разработке системы производственных счетов. При умелом оперировании резервируемых счетов сель­скохозяйственная организация, соблюдая допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности и требование осмотрительности в учет­ной политике, может иметь определенный финансовый выигрыш во времени.

              По степени готовности продукции (по закон­ченности производственного цикла) затраты подраз­деляются на затраты на готовую продукцию (рабо­ты, услуги), затраты на полуфабрикаты, затраты в незавершенном производстве.

              Готовая продукция — продукция, завершенная в производстве, подготовленная к продаже потребите­лям и соответствующая действующим стандартам (тех­ническим и иным условиям).

              Полуфабрикаты — готовая продукция отдельных стадий производства, которая может быть использо­вана в качестве материалов или комплектующих из­делий в следующей стадии (фазе) производства в данной организации или на других предприятиях.

              Незавершенным производством считается продук­ция частичной готовности, не прошедшая всех про­цессов обработки в соответствии с технологией про­изводства и не представляющая собой полуфабри­кат (например, вспашка зяби, посев озимых куль­тур, внесение удобрений под урожай будущего года и т. д.).

              По характеру связи с объемом производства затраты подразделяются на переменные, постоянные, смешанные (условно-переменные, условно-постоян­ные).

              Переменные — это такие затраты, величина кото­рых находится в более или менее прямой пропор­циональной или иной зависимости от величины объе­ма производства (например, расход семян, кормов на производство продукции, основная оплата труда производственного персонала и подобные им затра­ты). В прямой зависимости от изменений объема про­изводства находятся все основные затраты, и поэто­му они являются переменными статьями.

              Постоянными считаются затраты, величина кото­рых при изменении объема производства не меняет­ся, т. е. остается более или менее постоянной. К таким затратам относятся общепроизводственные и обще­хозяйственные расходы. С течением времени посто­янные затраты могут возрасти, например, из-за ин­фляции, но они не изменяются прямо пропорцио­нально изменениям объема производства.

              Смешанные затраты в той или иной мере пред­ставляют собой сочетание переменных и постоянных затрат из-за изменения характера поведения их по отношению к объемам производства. Они могут быть разложены на переменные и постоянные слагаемые (компоненты).

              Данная группировка затрат в условиях рыночной экономики положена в основу современных систем организации производственного (управленческого) учета, что обеспечивает изучение и анализ издержек в целях обоснования и прогнозирования оптималь­ного управленческого решения.

              Традиционно для целей управления затрата­ми применяется группировка их по двум призна­кам: экономическим элементам и калькуляционным статьям.

              Экономические элементы затрат — это укрупнен­ная группировка затрат по элементам, предусматри­вающая объединение отдельных затрат по признаку их однородности, безотносительно к тому, на что и где они произведены. Она обязательно представляет­ся во внешней бухгалтерской (финансовой) отчет­ности организации. Эта группировка позволяет вне­шним пользователям иметь информацию о структуре затрат организации по укрупненным экономически однородным элементам, а также исчислять макро­экономические показатели развития региона, отрас­ли, страны в целом, вырабатывать экономическую политику и осуществлять стратегию развития госу­дарственных механизмов регулирования.

              На уровне хозяйствующих субъектов группировка по экономическим элементам может использоваться при составлении смет бюджетов, затрат на произ­водство по предприятию, цехам, другим подразделе­ниям и объектам управления затратами. Однако она не показывает назначения производственных затрат, их связи с результатами производства и целесообраз­ности. Устранить этот недостаток позволяет перегруп­пировка производственных затрат, осуществляемая по калькуляционным статьям.

              Калькуляционные статьи затрат представляют со­бой группировку производственных элементов зат­рат, которые показывают роль, назначение, взаимо­связь с объемом и другими факторами в процессе производства продукции (работ, услуг).

              По статьям осуществляется текущий учет произ­водственных затрат и калькулирование себестоимо­сти выпускаемой продукции. По составу статей затраты могут быть как одноэлементными, так и комп­лексными, состоящими из разнородных элементов затрат.

              Группировка затрат по статьям позволяет опре­делить производственные элементы затрат на конк­ретный вид продукции (работ, услуг), осуществить нормирование, планирование, контроль за исполь­зованием ресурсов, координировать процесс соеди­нения разных по характеру составляющих процесса производства, дает детальную информацию о коли­чественных и качественных характеристиках осуще­ствляемых затрат на производство, обеспечить ис­числение себестоимости единицы по видам выпус­каемой продукции (выполняемых работ, оказывае­мых услуг).

              В целях совершенствования учета и контроля можно практиковать, кроме того, выделение конт­ролируемых и неконтролируемых, нормируемых и ненормируемых затрат. Возможны и другие группи­ровки в зависимости от целей управления и потреб­ностей конкретной сельскохозяйственной органи­зации [мет.рекоменд. по затратам, с.12-25].

              Таким образом, экономически обоснованная классификация производственных затрат позволяет выявить объек­тивно существующие группы затрат, процессы фор­мирования издержек и взаимоотношения между их отдельными частями, целенаправленно осуществлять эффективное управление производственным про­цессом.

 

1.2 Нормативно-правовое регулирование учета затрат в целом и на содержание основных средств

 

Действующая система нормативного регулирования бух­галтерского учета затрат в Российской Федерации представлена следующими нормативными актами (с учетом последующих изменений и дополнений):

1.  Гражданский кодекс РФ от 21.10. 1994г. (в ред. ФЗ от 18.12.2006г. № 232-ФЗ) (гл.37 «Подряд») является основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в результате заключения и исполнения договоров на капитальное строительство (контрактов). В нем рассматриваются: общие положения о подряде, работы, выполняемые по договору, распределение рисков между сторонами и т.д.

2.  Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ, где рассматриваются: основные принципы, понятия, отношения, регулируемые земельным законодательством, применение международных договоров Российской Федерации, участники земельных отношений, объекты земельных отношений, состав земель в Российской Федерации, отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую,  полномочия Российской Федерации в области земельных отношений, полномочия органов местного самоуправления, понятие земельного участка, охраны земель, собственности, возникновение прав на землю и т.д.

3. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», которой определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. В нем рассматриваются:  основные понятия, отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом, объекты и  субъекты капитальных вложений, деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, государственное регулирование инвестиционной деятельности и т. д.

4.  Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», где рассматриваются  сфера применения данного закона, основные понятия, принципы лицензирования, критерии определения лицензируемых видов деятельности, полномочия лицензированных органов, действие, срок действия лицензии, принятие решения о предоставлении лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензионный контроль, приостановление действия и аннулирование лицензии и т. д.

5.     Федеральный закон от 03.11.2006 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», где рассматриваются понятие бухгалтерского учета, его объекты и основные задачи, законодательство о бухгалтерском учете в РФ, сфера действия настоящего ФЗ, регулирование бухгалтерского учета, организация бухгалтерского учета в организациях, основные требования к ведению бухгалтерского учета, бухгалтерская документация и регистрация, бухгалтерская отчетность и ее состав и т. д.

6.  Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н., в соответствие с которым были установлены основные правила ведения бухгалтерского учета, основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности, порядок представления бухгалтерской отчетности, основные правила сводной отчетности.

7.     Приказ Минфина России от 31.10.2000 №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», в соответствии с котором был утвержден план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению.

8.     Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н., которое устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, понятия расходов по обычным видам деятельности, прочих расходов, правила признания расходов, порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.

9.    Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н., где рассматриваются оценка основных средств, амортизация основных средств, восстановление основных средств, порядок выбытия основных средств и раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.

10Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях, утвержденные приказом Минсельхоза России от 06.06.2003 № 792, где рассматриваются классификация производственных затрат, их состав по экономическим элементам, по калькуляционным статьям, учет затрат на производство продукции (работ, услуг), калькулирование себестоимости продукции (работ и услуг) и т.д.

11.   Методические рекомендации по бухгалтерскому учету инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений в сельскохозяйственных организациях, утверждены Минсельхозом России (протокол № 56 от 21.10.2008г.). В этих методических рекомендациях регламентирован порядок ведения бухгалтерского учета затрат на приобретение земельных участков и объектов природопользования, коренного улучшения земель и списания расходов на его осуществление, затрат по формированию основного стада и рабочего скота, затрат по капитальному строительству, затрат на модернизацию, реконструкцию и другие улучшения основных средств, затрат на НИОКР и приобретение (создание) нематериальных активов. Также они подробно регламентируют порядок учета инвестиций, финансируемых частично или полностью за счет государственной помощи, а также учета процессов приобретения техники, финансового лизинга машин и оборудования.

12. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13. 10.2003 № 91н., где регламентирован порядок первоначальной оценки, последующей оценки, амортизации, содержания и восстановления, выбытия основных средств.

              Таким образом, перечисленные документы являются основными нормативно - правовыми актами по бухгалтерскому учету учета затрат в целом и на содержание основных средств. Также могут использоваться другие нормативные документы, которые менее важны на наш взгляд. Выполнение требований и соблюдение правил, установленных этими законодательными актами, является обязательным для всех организаций, независимо от их организационно-правовой формы и вида деятельности.

 

 

1.3  Теоретические основы учета затрат на содержание основных средств и  принятие управленческих решений

 

              Особенность функционирования основных средств, связанная с сохранением в течение длительного времени их натуральной формы с одновременным изменением стоимости, вызывает необходимость определения величины амортизации. Эта величина показывает размер снашивания или уменьшения первоначальной стоимости основных средств в процессе их эксплуатации.

              Учет основных средств ведется на активном балансовом счете 01 «Основные средства». На этом счете организации учитывают объекты основных средств, принадлежащие им на правах собственности. В тоже время затраты связанные со строительством, возведением и приобретением  объектов основных средств, организации учитывают на активном балансовом счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

              Учет амортизации по объектам ее начисления ведётся в соответствии с действующим Положением ПБУ 6/01, в котором определен порядок начисления амортизации основных средств. Этот порядок предусматривает, что стоимость объектов основных средств, к которым относится часть имущества,  используемая  в  качестве  средств  труда  при  производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев, погашается путём начисления амортизации.

              Начисление амортизации и распределение начисленных сумм по источникам формирования осуществляются самой организацией.

              Амортизация начисляется по основным средствам, находящимся в организации на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и договора аренды. При этом амортизация по объектам основных средств организаций, работающих по договору аренды этих организаций, производится арендатором как по имуществу, находящемуся на правах собственности. Для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств, предназначен специальный счет 02 «Амортизация основных средств». Начисленная сумма амортизации основных средств отражается по кредиту 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу).

              Объектами начисления амортизации служат основные средства, учитываемые на счетах 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложении в материальные ценности» (для организаций-лизингодателей, ведущих учет лизингового имущества на своем балансе), 08 «Вложения во внеоборотные активы» по эксплуатируемым объектам капитального строительства, не оформленным актами приемки (при оформлении актов объекты включаются в состав основных средств) [Парашутин Н.В., Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет-М.: «Финансы и статистика», 2008.- 464с.]

              Амортизация начисляется на капитальные затраты на коренное улучшение земель (мелиоративные, оросительные и другие работы); на капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; на объекты, находящиеся в запасе, на складе.

              Амортизация не начисляется по основным средствам, переведенным по решению руководителя организации на консервацию, продолжительность которой не может быть менее трех месяцев, а также по земельным участкам, объектам природопользования, мобилизационным мощностям, по объектам, находящимся на реконструкции и модернизации, продолжительность которых свыше 12 месяцев; по объектам, переданным (полученным) по договорам в безвозмездное пользование.

              При формировании амортизационной политики организации важным моментом является установление сроков полезного использования объектов основных средств. Срок полезного использования - период, в течение которого объекты основных средств призваны приносить доход организации или служить для выполнения целей деятельности организации, определяемый для учета основных средств в соответствии с принятым порядком. Для отдельных групп основных средств в соответствии с действу­ющим классификатором срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате применения конкретного объекта. Устанавливается этот срок организацией при принятии объектов основных средств к бухгалтерскому учету.

              Амортизация начисляется до полного погашения стоимости объекта основных средств или его списания в установленном порядке со счетов бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права. Прекращается ее начисление в следующих случаях:

              1)  проведения работ по восстановлению объекта основных средств, продолжительность которых превышает 12 месяцев;

              2)   нахождения   объектов   на  реконструкции  и  модернизации   по решению руководителя организации;

              3)   перевода  объекта  на консервацию  по решению руководителя организации на срок более трех месяцев.

              Порядок перевода основных средств на консервацию по решению руководителя организации определяется в отношении основных средств, находящихся в комплексе объектов или в объектах, имеющих законченный цикл производства. Начисление амортизации по объектам основных средств начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объектов к бухгалтерскому учету, а прекращение — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объектов или их списания со счетов бухгалтерского учета.

              Амортизационные отчисления, начисленные по объектам основных средств, отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.

              Расчет амортизации осуществляется в автоматизированном режиме на основе действующих норм амортизации (с учетом поправочных коэффициентов) по видам основных средств либо по каждому инвентарному объекту, а также по местам их эксплуатации и по статьям калькуляции.

              В соответствии с Положением по учету основных средств организации самостоятельно делают выбор способов начисления амортизации, к числу которых относятся: линейный способ; способ уменьшаемого остатка: способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

              Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из применяемого способа начисления, а именно: линейный способ, способ уменьшенного остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции.

              В бухгалтерском учете начисление амортизации отражается на счетах следующим образом:

              • на сумму амортизации по объектам основных средств, используемых в капитальном строительстве (кроме строительных организаций):

Дт счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кт счета 02 «Амортизация основных средств»

              на   сумму   амортизации   по   объектам   производственного   и непроизводственного назначения:

Дт счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу»

Кт счета 02 «Амортизация основных средств»;

              на сумму амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду:

Дт счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Кт счета 02 «Амортизация основных средств».

              При начислении амортизации и отчислений ремонтный фонд составляют специальный расчет. В настоящее время в сельскохозяйственных организациях используют для этой цели ведомость расчета амортизации и отчислений в ремонтный фонд по основным средствам (форма № 48-АПК). Эту ведомость записывают все основные средства в группировке по отраслям хозяйства и однородным группам в соответствии с типовой классификацией, чтобы можно было определить общую сумму амортизационных отчислений в ремонтный фонд и без дополнительных выработок отнести их на соответствующие производства, виды продукции и другие объекты. Также регистром учета амортизации является форма № 49-АПК «Ведомость начисления амортизации и отчислений в ремонтный фонд (без автотранспорта)», в которой показывают изменения по вновь поступившим и выбывшим основным средствам, форма № 50 — АПК «Ведомость распределения расчета амортизации по автотранспорту и отчислений в ремонтный фонд», форма № 110-АПК «Ведомость распределения амортизации в растениеводстве» для распределения амортизации по культурам и группам культур. Начисленные суммы амортизации отражают также в «Лицевом счете (производственном отчете) подразделения»   (форма  №   83-АПК).   Регистром   синтетического  учета служит журнал-ордер № 10-АПК.

              Для обеспечения бесперебойной работы основных средств необходимо не только систематически наблюдать за их состоянием в процессе производства (смазка, осмотр и т. п.), но и периодически их восстанавливать путем проведения ремонта (текущего или капитального), модернизации и реконструкции. [ Пизенгольц, 48с.]

              Учет затрат на ремонт основных средств учитывается на счете 23 «Вспомогательные производства». Счет 23 предназначен для обобщения информации о затратах производств, которые являются вспомогательными для основного производства. К счету 23 могут быть открыты следующие субсчета:

23 субсчет 1 - ремонтные мастерские;

23 субсчет 2 - ремонт зданий и сооружений;

              Под текущим ремонтом понимают исправление или замену отдельных узлов или деталей для поддержания объекта в рабочем состоянии. Под капитальным ремонтом понимают одновременную смену всех износившихся узлов и деталей с разборкой ремонтируемых объектов. Модернизация и реконструкция имеют целью улучшение нормативных показателей функционирования объектов основных средств (срока полезного использования, мощности).

              Восстановление основных средств проводится в соответствии с планом исходя из системы планово-предупредительного ремонта, который утверждается руководителем организации. Система планово-предупредительного ремонта предусматривает обслуживание основных средств, текущий и капитальный ре­монт. Она разрабатывается организацией на основе технических характеристик объектов основных средств, условий их эксплуатации и т.п.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 работы по восстановлению основных средств и соответствующие им расходы относятся к расходам по обычным видам деятельности. Расходы на восстановление основных средств отражают реальные затраты в связи с реализацией системы планово-предупредтельного ремонта оборудования и других объектов основных средств. При этом расходы по обычным видам деятельности, включая расходы на восстановление основных средств, группируются в бухгалтерском учете организации в поэлементном разрезе.

              Однако для целей управления организуется учет расходов по статьям затрат, перечень которых устанавливается самой организацией.

              Восстановление основных средств может осуществляться подрядным или хозяйственным способами. При подрядном способе работы по восстановлению производятся специализированными (сторонними) организациями на основе договора подряда. При хозяйственном способе они выполняются вспомогательными ремонтными цехами организации или ремонтными бригадами цехов основного производства.

              Для контроля за своевременным проведением ремонтных работ инвентарные карточки объектов основных средств размещаются в картотеке в разделе «Основные средства в ремонте», а после оформления акта приемки-сдачи (ф. № ОС-3) перемещаются в раздел действующих объектов.

              Финансирование затрат на восстановление основных средств зависит от принятой в организации учетной политики. В настоящее время организациям предоставлено право самостоятельно решать вопрос о формировании источников финансирования указанных затраты: за счет резерва расходов на ремонт основных средств или непосредственного включения затрат в себестоимость продукции. В НК РФ (в ред. от 29.05.02 № 57-ФЗ) предусмотрено, что организации для равномерного включения расходов на ремонт (в течение двух и более налоговых периодов) в издержки производства (обращения) могут создавать ремонтный фонд. При этом затраты на восстановление объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете того отчетного периода, к которому они относятся. Резерв на ремонт формируется за счет ежемесячных отчислений в резерв предстоящих расходов, включаемых в издержки производства исходя из сметной стоимости ремонта. Например, годовая смета затрат на ремонта объекта — 72 тыс.руб., тогда ежемесячная сумма отчислений в резерв составит 6 тыс.руб. (72 : 12). При этом ежемесячно дебетуются счета затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др.) и кредитуется счет 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв расходов на ремонт основных средств».

              При определении норматива отчислений в резерв следует исчислить предельную сумму отчислений на основе периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены узлов, деталей, конструкций и сметной стоимости ремонта. При этом предельная сумма не может превышать среднюю величину фактических затрат на ремонт за последние три года. Если организация накапливает средства для проведения особо сложных и дорогих работ по капитальному ремонту объекта в течение более одного отчетного (налогового) периода, то предельный размер может быть увеличен на сумму отчислений в соответствии с графиком проведения ремонта.

              Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств списываются на расходы равными долями в течение отчетного периода.

              Если фактические затраты на ремонт основных средств превышают сумму созданного резерва за отчетный период, то сумма превышения включается в состав прочих расходов на дату окончания этого периода [ хоружий, 223 с.].

              При обратном соотношении сумма превышения созданного резерва над фактическими затратами включается в состав доходов организации.

              При хозяйственном способе выполнения работ по восстановлению все фактические затраты, учтенные на счете 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства», списываются за счет резерва расходов на ремонт основных средств. При этом оформляются такие бухгалтерские записи: Дт счета 96 «Резервы предстоящих расходов»

Кт счета 20 «Основное производство» (при выполнении работ ремонтными рабочими основных цехов), 23 «Вспомогательные производства» (при выполнении работ ремонтными цехами организаций).

              При подрядном способе осуществления работ по восстановлению фактические затраты определяются по счетам подрядчиков за выполненные работы, а расчеты осуществляются на основе актов приемки выполненных работ. При этом на сумму акцептованных счетов подрядчиков дебетуется счет 96 «Резервы предстоящих расходов» и кредитуется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Оплата акцептованных счетов отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 51 «Расчетные счета».

              Аналитический учет операций по ремонту основных средств осуществляется в лицевом счете (производственном отчете, форма № 83-АПК) и ведомости учета затрат по капитальным вложениям и ремонту (форма № 79-АПК). В лицевых счетах по статье «Содержание основных средств» выделяют отдельной строкой «ремонт основных средств» по каждому объекту учета. Ежемесячно подсчитывают суммы затрат за месяц и нарастающим итогом с начала года.

Обороты из ведомости № 79-АПК переносят в журнал-ордер № 10-АПК по соответствующим счетам. Если количество ремонта небольшое, то ведомость можно не вести, а журнал-ордер № 10-АПК заполнять сразу на основании лицевого счета № 83-АПК.

              Исследуя систему управления предприятием с точки зрения структурного подхода, включающего теоретическую конструкцию взаимосвязанных элементов - определение, миссию, цель, задачи, стратегию, субъект, объект, функции, принципы, методы, организационную структуру, рассмотрим одну из составляющих данного подхода - метод управления. В общем смысле под методом понимается совокупность приемов и способ познания объекта исследования. Следовательно, метод управления можно определить как совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей. В качестве одного из элементов метода управления предприятием следует выделить управленческие решения.

              В экономической литературе имеется широкий спектр публикаций о проблемах понятийного аппарата управленческих решений, их классификаций, механизма их практического применения. Для современного состояния научной разработки проблем в области управленческих решений характерен дифференцированный подход специалистов к анализу их сущности. Управленческие решения определяют по-разному.

              Волкова О.Н., Фатхутдинов Р.А. определяют управленческое решение как результат аналитических оптимизационных и других действий, выбора приемлемой альтернативы из множества возможных с целью достижения конкретной цели.

              По мнению Карпова А. В., понятие «управленческое решение» содержит в себе двойственность. С одной стороны, автор определяет его как функцию управления, а с другой стороны, как процесс по ее реализации. Процесс, в свою очередь, осуществляется руководителем, является составляющей других функций управления, следовательно, он масштабнее по содержанию, чем функция. При этом автором отмечено, что одним из важных свойств управленческого решения является его реализуемость, то есть возможность на его основе производить какие бы, то ни было действия.

              Данное замечание является весьма веским, так как именно чрез возможность реализации принятого решения проявляется его ценность и практическая необходимость. Полезный эффект, полученный от реализации принятого решения, должен значительно превышать затраты на его формирование.

              Лукичева Л. И., Егорычев Д. Н., Юкаева В. С. дают несколько другую смысловую трактовку понятия управленческого решения. По их мнению, управленческое решение — это в первую очередь акт творчества управленца, его волевое воздействие, которое основывается на различных знаниях законов функционирования предприятия, анализе имеющейся информации и нацелено на достижение конкретных целей. Из определения следует, что знания управленца о механизме функционирования организации и его умение проводить анализ являются лишь основой для творческого подхода к конечному результату, то есть решению. Приведенная трактовка понятия наиболее полно характеризует управленческое решение как экономическую категорию, поскольку для принятия конечного решения необходимо произвести множество процедур: собрать необходимую и достоверную информацию, провести ее анализ, на основе методов оптимизации найти оптимальное решение и т.д.

              Дискуссионным вопросом в экономической литературе является и определение видов управленческих решений. Необходимость классификации управленческих решений объясняется возможностью более точно и полно понять их сущность и структуру. Чем больше существует признаков, по которым можно разложить понятие «управленческое решение», тем шире возможность его практического применения.

              Классификация управленческих решений:

              1. По степени полноты и достоверности информации, использованной для принятия решения:

              -решения, принимаемые в условиях определенности,

              -решения, принимаемые в условиях вероятной определенности,

              -решения, принимаемые в условиях неопределенности;

              2. По масштабу объекта управления:

              -общие,

              -локальные;

3. По характеру целей:

              -стратегические,

              -тактические;

4. По количеству целей:

              -одноцелевые,

              -многоцелевые;

5. По периоду действия:

              -долгосрочные,

              -среднесрочные,

              -краткосрочные;

6. По количеству лиц, принимающих решение:              

              -индивидуальные,

              -коллективные;

7. По содержанию:

              -экономические,

              -технические,

              -организационные,              

              -политические.

              Подводя итог, следует отметить, что управленческие решения как один из элементов системы управления предприятием позволяют объективно и всесторонне определить возможные варианты развития предприятия. Посредством вариантности действий, возможно, своевременно вносить изменения в программу развития предприятия и эффективно управлять ресурсами для достижения максимального финансового результата.

              Таким образом, затраты в сфере производства – это затраты на производственной стадии кругооборота, которые включают затраты труда и средств производства, направленные непосредственно на производство продукции. Экономически обоснованная классификация производственных затрат позволяет выявить объек­тивно существующие группы затрат, процессы фор­мирования издержек и взаимоотношения между их отдельными частями, целенаправленно осуществлять эффективное управление производственным про­цессом.

Система нормативного регулирования бух­галтерского учета затрат в целом и на содержание основных средств, в Российской Федерации представлена выше перечисленными нормативными актами (с учетом последующих изменений и дополнений). На наш взгляд данные нормативные документы являются основными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ИХ АНАЛИЗ В КФХ «НИЛ»

 

 

2.1 Организационно-экономическая и правовая характеристика объекта исследования

 

              Крестьянское фермерское хозяйство «НИЛ» образовано 14 октября 1993 года как предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции в соответствии с Положением, законами России «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», которые действовали на момент регистрации.

              В соответствии с Федеральным законом  № 239-ФЗ от 31.10.2009 «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» данный хозяйствующий субъект сохраняет статус юридического лица до 01.01.2013 года.

              Крестьянское хозяйство имеет наименование, юридический адрес, собственный баланс, Положение, печать, открывает расчетный счет в банке.

Членами крестьянского хозяйства считаются супруги, дети, родители, родственники и другие лица, совместно ведущие хозяйство. Членами крестьянского хозяйства не являются лица, в том числе заключившие договор об использовании их труда. Интересы КФХ «НИЛ» перед организациями и физическими лицами представляет глава КФХ «НИЛ» - Нилов  Виталий Анатольевич.

КФХ «НИЛ» организует свою деятельность на земельном участке, предоставленном  в его главе в пожизненное наследуемое владение решением Козельского Городского Совета народных депутатов на основании решения № 214 от 14.10.93 г.

КФХ «НИЛ» является равноправным звеном системы хозяйствования в агропромышленной сфере. Оно самостоятельно определяет направление своей деятельности, структуру и размеры производства, каналы реализации продукции, выбирает партнеров, в том числе зарубежных, организует производственный процесс. При осуществлении хозяйственной и иной деятельности вправе по собственной инициативе принимать любые решения,  не противоречащие действующему законодательству. Государство гарантирует защиту и соблюдение имущественных прав и законных интересов КФХ «НИЛ».

Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность КФХ «НИЛ» со стороны государственных, общественных и кооперативных органов не допускается за исключение случаев, предусмотренных законодательством. Убытки, причиненные КФХ «НИЛ» в результате выполнения  указаний государственных и иных органов, нарушивших права КФХ «НИЛ», а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к КФХ «НИЛ», подлежат возмещению этими органами. Споры о возмещении убытков решаются судом.

Отношения с юридическими и физическими лицами строятся на основе операций по наличному и безналичному расчету.

КФХ «НИЛ» имеет право в соответствии с действующим законодательством выступать учредителем и участником организаций, совместных с отечественными и зарубежными партнерами.

Главная цель КФХ «НИЛ» – обеспечение благосостояния семьи крестьянина как составной социальной и производственной ячейки общества на основе трудового участия его членов в производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.

Основными задачами КФХ «НИЛ» являются:

- производство, заготовка, переработка, хранение и сбыт сельскохозяйственной продукции;

- развитие подсобной деятельности с целью рационального использования природных и трудовых ресурсов;

-  рациональное использование земельных угодий, последовательное улучшение их плодородия;

- участие посредством вложения труда или денежных средств в социальном развитие местности, в которой расположено КФХ «НИЛ», природоохранных мероприятиях;

- воспитание детей в традициях трудолюбия, нравственности, бережного отношения к природе;

- обеспечение при необходимости полной занятости членов КФХ «НИЛ» полезной деятельности без чрезмерного перенапряжения, забота об их здоровье и нормальном отдыхе.

В качестве дополнительной деятельности, КФХ «НИЛ» может осуществлять коммерческую, посредническую, торгово-закупочную и другую, не запрещенную действующим законодательством, деятельность.

С 1996 после окончания строительства, хозяйство начало производить молочную продукцию.

КФХ «НИЛ» имеет в частной собственности 5,4 га земли:

- производственное помещение 650 кв.м.,

- складское помещение 550 кв, м.,

- столярный цех 125 кв.м.,

- транспортный цех (пять грузовых автомобилей и микроавтобус),

- электрическая трансформаторная подстанция мощностью 250 Квт.,

- очистные сооружения биологической очистки,

- газовая котельная на 500кг. пара в час,

- хим. водоподготовка.

Руководство текущей деятельностью КФХ «НИЛ» осуществляет директор. КФХ «НИЛ» обязано вести бухгалтерский учет, т.к. является юридическим лицом. Ответственность за состояние бухгалтерского учета несет директор.

Структура управления отражает совокупность связей, обеспечивающих воздействие на управляемый объект и восприятие им управленческих решений. Рассмотрим структуру и состав аппарата управления (рисунок 2.1).

                                           

Рисунок 2.1. Структура и состав аппарата управления КФХ «НИЛ»

Охрана труда, социальные условия, режим труда, оплата труда    формы поощрения регулируются Трудовым кодексом РФ, законодательными    и нормативными актами, трудовыми  договорами и Положением. Работники КФХ «НИЛ» подлежат социальному, медицинскому и другим видам страхования и социальному обеспечению в порядке и на условиях, устанавливаемых действующим законодательством.

Учетно - экономическая и финансовая работа возложена на учетно-экономическую службу. Во главе ее главный бухгалтер хозяйства, который непосредственно контролирует деятельность службы и с которым согласуются вопросы планирования, организации труда, заработной платы, бухгалтерский учет,  финансовая деятельность, снабжение и сбыт.

Для обобщающей характеристики рассчитаем коэффициенты специализации по следующей формуле:       

Ксп = 100/ Ут(2Н-1)

 

где    Ксп - коэффициент специализации

         Ут - удельный вес отдельной отрасли в объеме товарной продукции

         Н - порядковый номер отдельной отрасли по удельному весу каждого

вида продукции в ранжированном ряду

При этом  Ксп = 1, что говорит об узкой специализации производства, направленная на переработку молока.

Экономическую характеристику деятельности КФХ «НИЛ» целесообразно начать с анализа структуры товарной продукции, характеризующей специализацию. В таблице 2.1 приведены данные о размере и структуре товарной сельскохозяйственной продукции КФХ «НИЛ».

Из таблицы 2.1 видно, что на протяжении исследуемого периода наблюдается рост производства. Так, в 2009 году было произведено товарной продукции на 4895,2 тыс. руб. больше, чем в 2007 году. Данная тенденция (тенденция роста) характерна для большинства видов выпускаемой продукции. Связано это с тем, что продукция КФХ «НИЛ» пользуется спросом на рынке, поэтому организация заинтересована в увеличении объемов производства. Для этого закупается новое оборудование, больше средств расходуется на закупку сырья и материалов. К примеру, величина основных средств основной деятельности в 2009 году выше, чем в 2007 году на 3082 тыс. руб., а сырье и материалы по аналогичному сравнению – на 670 тыс. руб. По некоторым видам продукции наблюдается спад производства (особенно по творогу 1%). Это связано со снижением спроса на данный вид продукции.

 

 

Таблица 2.1 – Размер и структура товарной продукции

 

 

Произведено, тыс. руб.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Структура товарной продукции, %

Бифилайф 3,2% п/ф

 

-

73,2

322,6

-

0,24

0,99

Кефир 3,2% п/ф

 

2037,8

2242,3

2448,2

7,39

7,29

7,54

Молоко 2,5% п/ф

4357,7

5748,0

4814,1

15,81

18,70

14,83

Молоко паст. 3,2% ж. п/ф

 

8396,5

8665,5

9237,1

30,47

28,20

28,40

Ряженка

4% п/ф

 

12,8

215,6

580,2

0,05

0,70

1,88

Сливки 10% п/ф

 

154,8

211,2

352,0

0,56

0,69

1,08

Сливки 50% п/ф (на масло)

 

1452,1

432,0

876,6

5,27

1,41

2,70

Сливки 50% п/ф в произв.

 

683,8

906,7

903,7

2,48

2,95

2,78

Сметана 20% п/ф

3553,3

5443,4

4938,5

12,89

17,71

15,22

Сметана 30% п/ф

1487,8

2020,5

1955,1

5,40

6,57

6,02

Сыр «Чечил» копченый п/ф

 

10,7

-

-

0,04

-

-

Сыр «Чечил» п/ф

 

43,1

27,3

16,4

0,16

0,10

0,05

Творог 1% п/ф

319,1

84,0

38,2

1,16

0,27

0,12

Творог 18% п/ф

455,7

-

75,5

1,65

-

0,23

Творог 5% п/ф

4591,4

4662,3

5873,2

16,66

15,17

18,10

Творог 9% п/ф

-

-

20,5

-

-

0,06

Итого

27556,4

30732,0

32451,6

100,00

100,00

100,00

 

Далее рассмотрим основные экономические показатели деятельности КФХ «НИЛ». Проанализировав таблицу 2.2 можно сделать следующие выводы.  Спад производства товарной продукции на 100 руб. основных средств составил 10%., что в целом обусловлено сокращением спроса на некоторые виды продукции. Выручка от реализации продукции увеличилась на 43% в 2009г. по сравнению с 2007г. Затраты на оплату труда  за три года возросли  в 2 раза, что связано с увеличением численности работников на 19 %.

Таблица 2.2   Основные экономические показатели деятельности организации

 

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Изменение (+/-)

2009 г. к

2007 г.

2008 г.

1. Среднегодовая стоимости основных средств основной деятельности, тыс.руб.

5258,5

6828,0

8340,5

3081,5

1512,0

2. Численность работников, человек

36

38

43

7

5

3. Произведено товарной продукции, рублей на 100 руб. основных средств основной деятельности, руб.

906,0

969,0

816,3

-89,7

-152,7

4. Уровень рентабельности, %

19,3

31,6

35,2

15,9

3,6

5. Затраты на оплату труда, тыс. руб.

 

3985

5432

7673

3688

2241

6. Выручка от реализации товаров (работ, услуг), тыс. руб.

47644

66179

68083

20439

1904

7. Фондоемкость, руб.

0,11

0,10

0,17

0,06

0,07

8. Материалоемкость, руб.

0,03

0,02

0,02

-0,01

0,00

9. Рентабельность продаж, %

16,1

24,0

35,2

19,1

11,2

10. Уровень производства:

Получено на 1 среднесписочного работника

- товарной продукции, тыс. руб.

- прибыли от продаж продукции, руб.

 

 

 

 

 

25,2

 

99,7

 

 

 

 

25,5

 

250,9

 

 

 

 

19,0

 

141,1

 

 

 

 

-6,2

 

41,4

 

 

 

 

-6,5

 

109,8

11. Прибыль от продаж, тыс. руб.

3589

9536

6066

2477

-3470

 

Среднегодовая стоимость основных средств в 2009 г. составила 8340,5 тыс. руб., что на 59 % больше, чем в 2007 г. Это объясняется тем, что в 2009г. были приобретены новые здания, куплены машины и оборудование. 

Показатель фондоемкости за три года достаточно низкий. Это говорит о том, что основные средства используются эффективно в течение этих трех лет. Показатель материалоемкости имеет тенденцию к снижению, что говорит о повышении эффективности производства. Показатель рентабельности  в 2009г. вырос более чем в 2 раза по сравнению с 2007г., что тоже свидетельствует об эффективности  производства, т.к. отдача от каждого рубля затрат с каждым годом растет.

КФХ «НИЛ» в сутки перерабатывает от 10 до 18 тонн молока, производит пастеризованное молоко, творог, творожную массу, сыр, сметану, кефир, ряженку, бифилайф, сливки. Вся продукция фасованная, имеет современную, красочную упаковку.

Основные поставщики молока (сырья) ОАО «Дружба» Козельский район, ЗАО «Колхоз им. Орджоникидзе» Козельский район и население близ лежащих деревень.

Продукция поставляется в детские сады, интернаты, школы, воинские части, заводы, на оптовые склады и магазины г. Калуги, г. Козельска, г. Москвы.

За годы успешной работы КФХ «НИЛ» награждено:

-   золотая медаль «Золотой сирин» (выставка «Покупайте российское») за качество творога и сметаны 2001 год;

- золотая   медаль   «Золотая   осень» (Российская   Агропромышленная выставка «Золотая осень») за качество творога 2002, 2003 год;

-   бронзовая медаль «Золотая осень», (Российская Агропромышленная выставка «Золотая осень») за качество кефира 2003 год.

КФХ «НИЛ» является победителем конкурса «100 лучших товаров» России за 2006 год, за массу творожную 4,5% жирности, победителем конкурса «100+1 лучших товаров» за 2008 год, за сметану 30% жирности, ряженку 4% жирности.

В период с 2000г. - 2007 г. КФХ «НИЛ», регулярно принимает участие в Конкурсах, выставках «Калужская осень» и имеет много медалей «Калужская осень» за качество продукции. Награждено многочисленными дипломами, почетными грамотами, благодарственными письмами, является лауреатом Национальной премии имени Петра Столыпина «Аграрная Элита России» в номинации «Лидер сельской экономики».

На период строительства и закупки основного оборудования для работы предприятия были привлечены кредиты из Российско-Швейцарского фонда, СБЕРБАНКа РОССИИ, осуществлялись собственные инвестиции. С 2003 года ежегодно привлекались краткосрочные кредиты на пополнение оборотных средств. Все кредиты были выплачены в срок, в полном объеме, согласно графика.

В настоящее время на предприятии работает молодой дружный коллектив в составе 43 человек, разрабатываются новые продукты, закупается новое оборудование для фасовки, хозяйство интенсивно развивается, расширяя ассортимент выпускаемой продукции.

 

 

Информация о работе Учет затрат основных средств