Учет затрат на автотранспортном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 07:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – освоить методику организации учета затрат на специализированном предприятии. Рассмотреть основные вопросы данной темы. Главные затраты автотранспортных средств и их учет.
В работе рассмотрен учет затрат на автотранспортном предприятии в соответствии с действующими законодательно-нормативными документами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 7
1. ПРИОБРЕТЕНИЕ, АМОРТИЗАЦИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РЕМОНТА АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
3. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ГСМ
4. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН
5. РАСХОДЫ НА СТРАХОВАНИЕ АВТОТРАНСПОРТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

БУУ КУРСОВАЯ.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

     Организации приобретают ГСМ за наличный расчет или безналичным путем. При безналичном расчете оправдательными документами являются платежное поручение и приходный ордер (типовая форма N М-4, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а) на оприходование оплаченных ГСМ, талонов на топливо или лимитной карты. 
Кроме того, получение ГСМ возможно на автозаправочных станциях, с которыми у организаций имеются соглашения о заправке автомобилей на условиях безналичной оплаты (как с выдачей талонов на право заправки, так и без них). В бухгалтерском учете организации оплата ГСМ безналичным путем отражается следующим образом:

     Д-т10 субсчет "Топливо" К-т60, 76 - оприходована стоимость ГСМ (отражение затрат на доставку ГСМ сторонней организацией; начисление комиссионного вознаграждения; прочие затраты, включаемые в соответствии с п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, в фактическую себестоимость ГСМ);

     Д-т19 К-т60,76 - отражена сумма НДС по закупленным ГСМ.

     При использовании счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", что должно быть закреплено в учетной политике организации, операции по приобретению ГСМ отражаются следующим образом: При закупке в безналичном порядке талонов на право заправки ГСМ, либо лимитных карт оформляются следующие проводки:

     Д-т10  К-т60 – оприходованы талоны на бензин;

     Д-т19  К-т60 – отражен НДС по приобретенным талонам на бензин;

     Д-т60  К-т51 – произведены безналичные расчеты за приобретенные талоны;

     Д-т68  К-т60 – приняты к вычету НДС, уплаченный поставщику;

     Д-т10  К-т10 – выданы талоны водителям под отчет.

     Чаще  всего закупка ГСМ все же осуществляется за наличный расчет. Для этого водителям выдаются под отчет соответствующие денежные средства. При выдаче средств под отчет необходимо учитывать следующие требования действующего законодательства:

     при наличии остатка по лицевому счету  подотчетного лица новый аванс может  быть выдан только при представлении  отчета по предыдущему (предыдущим) авансу (авансам);

     не  допускается выдача средств лицу, с которым организацией не заключен трудовой договор (контракт);

     в организации должны быть установлены  сроки и порядок отчетности подотчетных сумм.

     Общепринято, что величина сумм наличных денежных средств для приобретения топлива, подлежащих выдаче под отчет, обычно устанавливается исходя из величины стоимости средненедельного расхода топлива, а при работе в междугородном или межобластном сообщении - исходя из величины стоимости расхода топлива на выполнение производственного задания. При исчислении средненедельного расхода топлива используются величины планового пробега, утвержденных в организации линейных норм расхода топлива, действующих цен на топливо в данной местности и на территориях маршрута следования, количество рабочих дней в неделе, величины заправок непосредственно на предприятии (при наличии хранилищ, других условий и возможностей для заправки). Стоимость расхода топлива при работе на дальних маршрутах исчисляется, кроме того, с учетом предполагаемого дополнительного пробега, связанного с загрузкой в обратном направлении или поиском груза, переадресацией груза, возможного увеличения пробега, связанного с непредвиденными обстоятельствами, в размере до 15 % общего пробега по маршруту и т.п. 
В бухгалтерском учете операции по выдаче наличных денежных средств под отчет для закупки ГСМ отражаются следующим образом:

     Д-т71 К-т50 - выданы наличные деньги под отчет;

     Д-т10 К-т71 - оприходованы ГСМ;

     Д-т50 К-т71 - оприходован остаток подотчетных сумм

     или

     Д-т71 К-т50 - выдана из кассы сумма перерасхода.

     Понятие "норма расхода топлива или  смазочного материала" применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры потребления данного расходного материала при работе конкретного автомобиля. При установлении норм расхода топлива на автотранспортные средства предприятия в основном пользуются нормативно-методическими материалами, приведенными в "Нормах расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (утв. распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р): в организации должны быть утверждены внутренним приказом нормы расхода топлива на зимний и летний периоды, рассчитанные с учетом необходимости служебных разъездов (в силу специфики деятельности организации) на основе утвержденных норм Минтранса России. Базовая норма расхода топлива и ГСМ устанавливается согласно технической документации на автомобиль.

     Дорожно-транспортные, климатические и другие эксплуатационные факторы учитываются с помощью  ряда поправочных коэффициентов, регламентированных в форме процентов повышения  или понижения исходного значения нормы. Нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм не включается и устанавливается отдельно. Во всех случаях нормы расходы топлива корректируются в зависимости от условий эксплуатации автомобилей посредством применения повышающих коэффициентов (их суммарного выражения), учитывающих работу в зимнее и летнее время, в местностях над уровнем моря, в карьерах, при учебной езде, в городах с населением свыше 0,5 млн. человек и т.д., или понижающих коэффициентов (их суммарного выражения), учитывающих характер автомобильных трасс. Израсходованные ГСМ включаются в расходы при исчислении налога на прибыль в соответствии с правилами главы 25 НК РФ. Расходы на приобретение ГСМ для автомобилей, использующихся в основной деятельности организации, относятся к материальным расходам организации (подпункт 5 п. 1 ст. 254 НК РФ), а для служебных автомобилей, использующихся в управлении организацией, - к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (подпункт 11 п. 1 ст. 264 Кодекса). Необходимым условием для отнесения расходов на ГСМ в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль является наличие правильно оформленных первичных документов, подтверждающих фактические суммы на приобретение ГСМ и производственные цели эксплуатации автомобиля (оформленные в установленном порядке режим работы автомобиля, путевые листы и т.д.).

4. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

     В настоящее время порядок списания автомобильных шин регламентируется Инструкцией по учету доходов  и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной приказом Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. В соответствии с п. 42, 43 вышеуказанной Инструкции в составе расходов на материалы отражается стоимость всех расходуемых при техническом обслуживании подвижного состава и других технических средств и устройств покупных материалов (обтирочных, смазочных, лакокрасочных, изоляционных, электротехнических, крепежных материалов, различных минеральных и органических масел), запасных частей для ремонта подвижного состава и других технических средств, автомобильных шин.

     Расходы на восстановление износа и ремонт автомобильных шин включаются в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России, что указывается в учетной политике организации. Для правильной организации бухгалтерского учета шин необходимо иметь в виду, что автомобильные шины, камеры и ободные ленты в зависимости от того, каким образом они поступают в организацию, относятся к различным статьям баланса. Так, автомобильные шины, поступающие вместе с новым автомобилем или прицепом (на колесах и один запасной комплект), входят в стоимость автомобиля и учитываются в составе основных средств (на счете 01). Шины, поступающие на предприятия для замены изношенных, учитываются на счете 10 "Материалы", субсчет "Запасные части". Для определения основания передачи автомобильных шин в эксплуатацию необходимо установить, с какой целью они будут использованы. Шины могут быть переданы:

     для замены изношенных или пришедших  в негодность по другим причинам;

     для сезонной смены ("летние", "зимние", "демисезонные");

     для замены изношенных сезонных.

     Замену  изношенных или пришедших в негодность по другим причинам шин можно рассматривать  как проведение текущего ремонта (замену изношенных частей) автомобиля, который  относится к основным средствам. В связи с этим в данном случае можно руководствоваться общими правилами, регламентирующими порядок списания на издержки производства и обращения затрат на проведение ремонта объекта основных средств. Если выдаются сезонные шины, то их стоимость должна учитываться на счете 10, раздел аналитического учета "Автомобильные шины в эксплуатации". Стоимость сезонных шин, изношенных или пришедших в негодность по другим причинам, можно отнести на счета учета издержек производства и обращения. 

     5. РАСХОДЫ НА СТРАХОВАНИЕ АВТОТРАНСПОРТА

     Страхование транспортных средств в Российской Федерации осуществляется на основании  договоров имущественного страхования, заключаемых в соответствии с  требованиями ГК РФ, Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ), иных федеральных законов, а также подзаконных нормативно-правовых актов. Расходы юридических лиц - владельцев транспортных средств, заключивших договор страхования транспортного средства, в силу п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, для целей бухгалтерского учета признаются операционными расходами. В бухгалтерском учете произведенные расходы отражаются следующим образом:

     Д-т97 К-т51 - отражена сумма страховой премии, уплаченной по заключенному договору страхования транспортных средств;

     Д-т20(25, 26, 44) К-т97 - отнесена на расходы сумма страховых платежей за соответствующий отчетный период.

     Согласно  п. 2 ст. 263 НК РФ расходы по добровольным видам страхования включаются для  целей налогообложения прибыли  в состав прочих расходов в размере фактических затрат. При использовании метода начисления расходы на страхование транспортных средств признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором по условиям договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых взносов (п. 2 ст. 318, п. 6 ст. 272 НК РФ). Если же уплата страхового взноса осуществляется разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора. При использовании кассового метода признание расходов осуществляется в момент оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ). Страховое возмещение, получаемое организацией - владельцем транспортного средства при наступлении страхового случая, в силу п. 9 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, признается в составе чрезвычайных доходов: Д-т51 К-т91 - отражена сумма страхового возмещения, уплаченная страховщиком.

     Для целей налогообложения прибыли сумма поступившего страхового возмещения признается внереализационными доходом организации (ст. 250 НК РФ). С 1 июля 2003 года вступил в силу Закон N 40-ФЗ. Бухгалтерский учет расходов по обязательному страхованию ведется в том же порядке, что и при добровольном страховании транспортных средств. На основании п. 2 ст. 263 НК РФ расходы по обязательным видам страхования (установленные законодательством Российской Федерации) включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций. Поскольку рассматриваемые страховые тарифы носят обязательный характер и утверждены постановлением Правительства РФ, вся сумма, уплаченная по договору обязательного страхования, признается расходом при исчислении налога на прибыль. Так как срок данного договора составляет один год, то согласно п. 2 ст. 318, п. 6 ст. 272 НК РФ признание расходов по нему производится равномерно в течение срока действия договора обязательного страхования. Если же организация использует кассовый метод, то признание расходов осуществляется в момент оплаты (п. 2 ст. 318, п. 3 ст. 273 НК РФ).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Объекты основных средств составляют основу для осуществления большинства видов деятельности, в процессе которых создается продукция, выполняются работы и оказываются услуги. Для автотранспортного предприятия такую основу составляют транспортные средства, остальные внеоборотные средства, равно как и материалы предназначены лишь для их обслуживания.

     Таким образом для планомерного ведения  хозяйства предприятием организовывается учет затрат для правильного определения  финансового результата и получения  прибыли, и для дальнейшего развития бизнес-процесса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной  деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н)
  2. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. (в редакции приказа Минфина РФ от 7 мая 2003 г. N 38н)
  3. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001 - 635 с. - (Серия «Высшее образование»).
  4. Паркшеян Х.Р. Практикум по бухгалтерскому учету на новом плане счетов // Аудит и финансовый анализ №3 2001
  5. Щадилова С.Н. Бухгалтерский учет для всех, 2003.
  6. Бакаев А.С. и др. Бухгалтерский учет - М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 452 с.
  7. Безруких П.С. и др. Бухгалтерский учет: – М., 2001. – 576 с.
  8. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет - М.: Омега-Х, 2003. – 393 с.
  9. Гришина О.В. Управленческий учет: Затраты по обычным видам деятельности //Аудиторские ведомости - 2003 - №8 – С.40-47.
  10. Карпова Т.П. Управленческий учет - М.: ЮНИТИ, 2003. – 482 с.
  11. Керимов В.Э. Управленческий учет - М.: Маркетинг, 2003. – 295 с.
  12. Шишкин А.Н. Учет, анализ, аудит на предприятии: Учебное пособие для вузов / А.Н. Шишкин, В.А. Микрюхов, И.Д. Дашкаит. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. - 496 с.
  13. Шутикова Ж.Ф. Бухгалтерский учет на автотранспортном предприятии / Ж.Ф. Шутикова. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 128 с.
  14. «Особенности бухгалтерского учета и налогообложения автотранспортных предприятий», Выпуск №5 – Челябинск,2005.- 262 с.

Информация о работе Учет затрат на автотранспортном предприятии