Учет в некоммерческих организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы деятельность некоммерческих организаций (НКО) приобретает все большее значение в экономике Российской Федерации. В странах с рыночной экономикой НКО выполняют некоторые функции, которые в государствах с плановым ведением хозяйства осуществляются исключительно государством или уполномоченными им органами: удовлетворение отдельных нематериальных потребностей членов общества, создание и реализация нематериальных благ, имеющих общественную значимость.

Файлы: 1 файл

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В НКО.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

     ┌───────────────────────┐      ┌──────────────────────┐

     │       Активы          │      │       Пассивы        │

     │(имущество)  организации│      │организации (источники│

     │                       │      │поступления активов)  │

     └───────────────────────┘      └──────────────────────┘ 

     ┌────────────┐  ┌─────────┐     ┌───────────┐   ┌────────┐

     │Внеоборотные│  │Оборотные│     │Собственные│   │Заемные │

     │активы      │  │активы   │     │средства   │  │средства│

     ├────────────┘  ├─────────┘     ├───────────┘   ├────────┘

     │               │               │              │

     ├  основные      ├ запасы        ├ уставный     ├ кредиторская

     │средства       │               │фонд          │задолженность

     │               │               │              │

     ├  нематериальные├ незавершенное  │              │

     │активы         │производство   ├ добавочный   └ кредиты и

     │               │               │капитал       займы

     │               ├ дебиторская   │

     └  капитальные   │задолженность  │

      вложения       │               └ прибыль

                     └ денежные

                      средства 

      Схема 1. Объекты бухгалтерского учета  НКО 

      Из  вышеперечисленных видов имущества и обязательств некоторые могут быть объектами бухгалтерского учета в некоммерческих организациях только в случае, если организации осуществляют предпринимательскую деятельность. К таким объектам относятся: в составе активов - незавершенное производство, в составе пассивов - кредиты и займы. Капитальные вложения имеют место в случае, если организация приобретает объекты основных средств или нематериальных активов. Под прибылью в некоммерческих организациях понимается (и, соответственно, облагается налогом на прибыль) сумма превышения доходов над расходами по завершении работ по определенному проекту или мероприятию либо по истечении определенного срока.

 

      

2. Учетная политика некоммерческой организации

 

      Порядок составления учетной политики организации установлен ПБУ 1/98. Из п.1 ПБУ 1/98 следует, что процесс составления учетной политики как внутреннего документа организации включает два этапа: формирование (выбор и обоснование) и раскрытие (придание гласности) учетной политики.

      Первый  этап обязателен для всех организаций, имеющих статус юридического лица, в том числе и НКО. Исключение сделано только для кредитных организаций (в силу особой специфики осуществления ими предпринимательской деятельности) и для филиалов и представительств иностранных организаций, находящихся на территории России.

      Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации на основании ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации. При формировании учетной политики утверждается ряд решений, регулирующих организацию бухгалтерского учета в организации. Принято различать два аспекта учетной политики - организационный и методологический.

      При формировании учетной политики в  части организационного аспекта  разрабатываются и утверждаются:

      - рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

      - формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

      - порядок проведения инвентаризации  активов и обязательств организации;

      - методы оценки активов и обязательств;

      - правила оценки статей бухгалтерской  отчетности;

      - правила документооборота и технология  обработки учетной информации;

      - порядок контроля за хозяйственными  операциями;

      - другие решения, необходимые для  организации бухгалтерского учета. 

      Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

      Определение существенных способов бухгалтерского учета в некоммерческих организациях имеет свои особенности, обусловленные спецификой их правового положения и осуществления ими уставной деятельности.

      Состав  и содержание подлежащей раскрытию  в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету.

      В соответствии с п.27 ПБУ 5/01 в бухгалтерской  отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности следующая информация:

      - о способах оценки материально-производственных  запасов по их группам (видам);

      - о последствиях изменений способов  оценки материально-производственных  запасов;

      - о стоимости материально-производственных  запасов, переданных в залог;

      - о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей. В организациях, не занимающихся предпринимательской деятельностью, данный резерв создаваться не может, так как отсутствуют источники его формирования.

      Пунктом 32 ПБУ 6/01 предусмотрено, что в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности следующая информация:

      - о первоначальной стоимости и  сумме начисленной амортизации  (износа) по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года;

      - о движении основных средств в течение отчетного года по основным группам (поступление, выбытие и т.п.);

      - о способах оценки объектов  основных средств, полученных  по договорам, предусматривающим  исполнение обязательств (оплату) неденежными  средствами;

      - об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация и переоценка объектов);

      - о принятых организацией сроках  полезного использования объектов  основных средств (по основным группам);

      - об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;

      - об объектах основных средств,  предоставленных и полученных  по договору аренды;

      - о способах начисления амортизационных  отчислений по отдельным группам объектов основных средств;

      - об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации.

      Согласно  п.31 ПБУ 14/2000 в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию следующая информация:

      - о способах оценки нематериальных  активов, приобретенных не за  денежные средства;

      - о принятых организацией сроках  полезного использования нематериальных  активов (по отдельным группам);

      - о способах начисления амортизационных  отчислений по отдельным группам нематериальных активов;

      - о способах отражения в бухгалтерском  учете амортизационных отчислений  по нематериальным активам.

      В соответствии с п.17 ПБУ 9/99 в составе  информации об учетной политике организации  в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:

      - о порядке признания выручки  организации;

      - о способе определения готовности  работ, услуг, продукции, выручка  от выполнения, оказания, продажи которых признается по мере готовности.

      Согласно  п.20 ПБУ 10/99 в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности должен раскрываться порядок признания коммерческих и управленческих расходов.

      Перечень  случаев, при которых допускается  изменение учетной политики, приведен в п.16 ПБУ 1/98. Он ограничивается тремя позициями:

      - изменение законодательства РФ  или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

      - разработка организацией новых  способов ведения бухгалтерского  учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

      - существенное изменение условий  деятельности. Существенное изменение  условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п. 

      Изменение учетной политики должно вводиться  с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом ее утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.

 

3. Смета доходов и расходов некоммерческой организации

 

      Основным  документом, на основании которого НКО осуществляют деятельность и организуют бухгалтерский учет, является смета доходов и расходов. Смета составляется, как правило, ежегодно исходя из сумм предполагаемых поступлений и направлений расходования имеющихся и поступивших денежных средств.

      Источниками финансирования деятельности некоммерческой организации могут быть:

      - вступительные членские взносы;

      - взносы учредителей;

      - добровольные взносы и пожертвования  от юридических и физических  лиц;

      - целевые поступления от юридических  и физических лиц, в том числе  от иностранных (включая гранты);

      - ассигнования из бюджета;

      - доходы от внереализационных  операций;

      - средства от собственной предпринимательской  деятельности. 

      Унифицированной формы сметы доходов и расходов, утвержденной на федеральном уровне и обязательной к применению всеми НКО, не существует. Это в значительной степени обусловлено тем, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения различных задач и выполнять весьма различные функции даже в рамках одной формы сметы доходов и расходов. Следовательно, форма сметы, состав и структура показателей, а также система группировки и детализации данных должны разрабатываться самой некоммерческой организацией (органами управления) исходя из поставленных задач.

      Примерная форма сметы доходов и расходов может иметь следующий вид: 

      Таблица 1 

      Смета доходов и расходов

      общественного объединения "________"

      на 200___ год 

(в тыс.  руб.)

N Наименование  показателей На  200___ год - всего: В том числе по кварталам:
1 2 3 4
I. ДОХОДЫ 
  Остаток средств  на 01.01.200__ 200        
1 Взносы учредителей  150 150      
2 Вступительные взносы 120 20 30 30 40
3 Членские взносы     320 80 80 80 80
4 Добровольные  пожертвования юридических лиц 400 50 100 50 200
5 Добровольные  пожертвования физических лиц      100 10 50 30 10
6 Целевое финансирование  4 500 1 000 2 200 1 000 300
7 Поступления от предпринимательской деятельности        800 200 200 200 200
  Итого доходов:      6 590 1 510 2 660 1 390 830
II. РАСХОДЫ
1 Заработная  плата работников 1 600 400 400 400 400
2 Начисления  на заработную плату (включая единый социальный налог и взносы в ФСС РФ) 600 150 150 150 150
3 Коммунальные  расходы 600 200 100 100 200
4 Административные  расходы 400 100 100 100 100
5 Хозяйственные расходы и расходы на ремонт основных средств  700 100 200 300 100
6 Целевые расходы  1 600 400 400 400 400
7 Прочие расходы  500 100 200 100 100
8 Резерв непредвиденных расходов  120 30 30 30 30
9 Итого расходов      6 120 1 480 1 580 1 580 1 480
  Остаток на  31.12.200___ 670        

Информация о работе Учет в некоммерческих организациях