Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 11:13, курсовая работа
В последние годы деятельность некоммерческих организаций (НКО) приобретает все большее значение в экономике Российской Федерации. В странах с рыночной экономикой НКО выполняют некоторые функции, которые в государствах с плановым ведением хозяйства осуществляются исключительно государством или уполномоченными им органами: удовлетворение отдельных нематериальных потребностей членов общества, создание и реализация нематериальных благ, имеющих общественную значимость.
┌───────────────────────┐ ┌──────────────────────┐
│ Активы │ │ Пассивы │
│(имущество) организации│ │организации (источники│
│ │ │поступления активов) │
└───────────────────────┘
└──────────────────────┘
┌────────────┐ ┌─────────┐ ┌───────────┐ ┌────────┐
│Внеоборотные│ │Оборотные│ │Собственные│ │Заемные │
│активы │ │активы │ │средства │ │средства│
├────────────┘ ├─────────┘ ├───────────┘ ├────────┘
│ │ │ │
├ основные ├ запасы ├ уставный ├ кредиторская
│средства │ │фонд │задолженность
│ │ │ │
├ нематериальные├ незавершенное │ │
│активы │производство ├ добавочный └ кредиты и
│ │ │капитал займы
│ ├ дебиторская │
└ капитальные │задолженность │
вложения │ └ прибыль
└ денежные
средства
Схема
1. Объекты бухгалтерского учета
НКО
Из вышеперечисленных видов имущества и обязательств некоторые могут быть объектами бухгалтерского учета в некоммерческих организациях только в случае, если организации осуществляют предпринимательскую деятельность. К таким объектам относятся: в составе активов - незавершенное производство, в составе пассивов - кредиты и займы. Капитальные вложения имеют место в случае, если организация приобретает объекты основных средств или нематериальных активов. Под прибылью в некоммерческих организациях понимается (и, соответственно, облагается налогом на прибыль) сумма превышения доходов над расходами по завершении работ по определенному проекту или мероприятию либо по истечении определенного срока.
Порядок составления учетной политики организации установлен ПБУ 1/98. Из п.1 ПБУ 1/98 следует, что процесс составления учетной политики как внутреннего документа организации включает два этапа: формирование (выбор и обоснование) и раскрытие (придание гласности) учетной политики.
Первый этап обязателен для всех организаций, имеющих статус юридического лица, в том числе и НКО. Исключение сделано только для кредитных организаций (в силу особой специфики осуществления ими предпринимательской деятельности) и для филиалов и представительств иностранных организаций, находящихся на территории России.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации на основании ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации. При формировании учетной политики утверждается ряд решений, регулирующих организацию бухгалтерского учета в организации. Принято различать два аспекта учетной политики - организационный и методологический.
При
формировании учетной политики в
части организационного аспекта
разрабатываются и
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
-
формы первичных учетных
-
порядок проведения
- методы оценки активов и обязательств;
-
правила оценки статей
-
правила документооборота и
-
порядок контроля за
-
другие решения, необходимые
Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
Определение существенных способов бухгалтерского учета в некоммерческих организациях имеет свои особенности, обусловленные спецификой их правового положения и осуществления ими уставной деятельности.
Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету.
В соответствии с п.27 ПБУ 5/01 в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности следующая информация:
-
о способах оценки материально-
-
о последствиях изменений
-
о стоимости материально-
- о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей. В организациях, не занимающихся предпринимательской деятельностью, данный резерв создаваться не может, так как отсутствуют источники его формирования.
Пунктом 32 ПБУ 6/01 предусмотрено, что в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности следующая информация:
- о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации (износа) по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года;
- о движении основных средств в течение отчетного года по основным группам (поступление, выбытие и т.п.);
-
о способах оценки объектов
основных средств, полученных
по договорам,
-
об изменениях стоимости
-
о принятых организацией
- об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;
- об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды;
-
о способах начисления
- об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации.
Согласно п.31 ПБУ 14/2000 в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию следующая информация:
-
о способах оценки
-
о принятых организацией
-
о способах начисления
-
о способах отражения в
В соответствии с п.17 ПБУ 9/99 в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:
- о порядке признания выручки организации;
-
о способе определения
Согласно п.20 ПБУ 10/99 в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности должен раскрываться порядок признания коммерческих и управленческих расходов.
Перечень случаев, при которых допускается изменение учетной политики, приведен в п.16 ПБУ 1/98. Он ограничивается тремя позициями:
-
изменение законодательства РФ
или нормативных актов по
-
разработка организацией новых
способов ведения
-
существенное изменение
Изменение
учетной политики должно вводиться
с 1 января года (начала финансового года),
следующего за годом ее утверждения соответствующим
организационно-
Основным документом, на основании которого НКО осуществляют деятельность и организуют бухгалтерский учет, является смета доходов и расходов. Смета составляется, как правило, ежегодно исходя из сумм предполагаемых поступлений и направлений расходования имеющихся и поступивших денежных средств.
Источниками финансирования деятельности некоммерческой организации могут быть:
- вступительные членские взносы;
- взносы учредителей;
-
добровольные взносы и
-
целевые поступления от
- ассигнования из бюджета;
- доходы от внереализационных операций;
-
средства от собственной
Унифицированной формы сметы доходов и расходов, утвержденной на федеральном уровне и обязательной к применению всеми НКО, не существует. Это в значительной степени обусловлено тем, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения различных задач и выполнять весьма различные функции даже в рамках одной формы сметы доходов и расходов. Следовательно, форма сметы, состав и структура показателей, а также система группировки и детализации данных должны разрабатываться самой некоммерческой организацией (органами управления) исходя из поставленных задач.
Примерная
форма сметы доходов и расходов
может иметь следующий вид:
Таблица
1
Смета доходов и расходов
общественного объединения "________"
на
200___ год
(в тыс. руб.)
|