Учет в монастырском хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:52, реферат

Краткое описание

На Руси экономическая жизнь никогда не проходила вне государственного контроля, поэтому учет всегда был предметом государственной регламентации, а история бухгалтерии в России – это история государственного влияния на учет и его представителей – бухгалтеров.
Рассматривая историю учета, можно выделить целый ряд существенных признаков, определяющих содержательные основы российской учетной мысли. Принципы русской бухгалтерии поучили отражение во всех сферах хозяйственной жизни, особенно в монастырях. Государственное хозяйство рассматривалось как частная собственность владельца – князя, поэтому размеры податей не регламентировались. Эта черта хозяйственного быта оказала влияние на русский учет, сформировав его первый принцип:

Оглавление

Глава 1. Принципы русской бухгалтерии………………………3
Глава 2. Учет в монастырском хозяйстве……………………....6
Заключение………………………………………………………….8
Список литературы…………………………………………………9

Файлы: 1 файл

Учет в монастырских хозяйствах.docx

— 23.97 Кб (Скачать)
 

Содержание 

  1. Глава 1. Принципы русской бухгалтерии………………………3
  2. Глава 2. Учет в монастырском хозяйстве……………………....6

    Заключение………………………………………………………….8

    Список  литературы…………………………………………………9 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 1.Принципы русской бухгалтерии 

        На Руси экономическая жизнь никогда не проходила вне государственного контроля, поэтому учет всегда был предметом государственной регламентации, а история бухгалтерии в России – это история государственного влияния на учет и его представителей – бухгалтеров.

        Рассматривая историю учета, можно выделить целый ряд существенных признаков, определяющих содержательные основы российской учетной мысли. Принципы русской бухгалтерии поучили отражение во всех сферах хозяйственной жизни, особенно в монастырях. Государственное хозяйство рассматривалось как частная собственность владельца – князя, поэтому размеры податей не регламентировались. Эта черта хозяйственного быта оказала влияние на русский учет, сформировав его первый принцип:

        1. Государство является собственником всего или почти всего имущества, находящегося в стране.

        Принятие православия и развитие монастырских хозяйств, заимствующих византийскую систему учета, повлияли на формирование второго принципа:

        2. За каждый имущественный объект отвечает строго определенное лицо или группа лиц.

Принцип ответственности приводил к созданию изощренной учетной техники, которая  требовала строгого разделения учетных регистров, предназначенных для фиксации поступления и отпуска денег или ценностей, последовательного проведения инвентаризации.

        Следующий этап развития учета в России совпал с эпохой татарского ига. Татары пытались ввести персональное налогообложение, пренебрегая русской национальной традицией, сделали подать подушной, ее должен платить каждый мужчина без различия состояния и возраста. Так возник третий принцип:

         3. Человек – объект учета, ибо каждый человек, так или иначе, подотчетен.

         В России всегда были сильны уравнительные тенденции, поэтому учет расчетов по дани просуществовал недолго. Была введена новая национальная окладная единица – соха, а это привело к возникновению круговой поруки, которая предопределила четвертый принцип:

         4. Платеж несет общество, и недоимка любого из его членов возмещается остальными членами мира, общества.

         В XV – XVII веках развивались старые и формировались новые принципы. Система уроков (заданий) получила широкое развитие в имениях, где складывалось крепостное право. Каждому работнику задавался урок – своеобразное "плановое задание", с этим связан пятый принцип:

        5. Каждый работник должен получить урок, т.е. сколько, какой именно работы и в какие сроки он должен выполнить.

        Развитие торговли в средневековой Руси способствовало выверке всех счетов как дебиторской, так и кредиторской заложенности один раз в неделю, т.е. коллации счетов, что предопределило появление шестого принципа:

         6. Все взаимные расчеты между лицами, участвующими в хозяйственной деятельности, должны быть выверены.

         В этот период времени формировался приоритет вертикальных административно-правовых связей и практически игнорировались горизонтальные гражданско-правовые отношения, поэтому седьмой принцип звучит так:

         7. Обязательства перед начальником всегда важнее обязательств перед сторонними лицами.

         Развитие государственного и монастырского хозяйства привело к появлению восьмого принципа – принципа экономии и зарождения калькуляции:

         8. Цены предметов зависят от затрат, связанных с их производством.

         В период развития Московского княжества складывался интерес к учетным процедурам и привел к возникновению девятого принципа:

         9. Внешний вид документов, их взаимосвязи, порядок и последовательность заполнения являются неотъемлемой частью учета; порядок важнее содержания; казаться важнее, чем быть.

         Таким образом, к XVII веку сложился строгий порядок описания фактов хозяйственной жизни, он включал дату, текст, количество. Русский учет заимствовал западные приемы и методы, но преобразовывая их, приспосабливая к местным условиям, национализировал их. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Учёт в монастырском хозяйстве 

         Принципы русской бухгалтерии поучили отражение во всех сферах хозяйственной жизни, особенно в монастырях. В них существовал сложный порядок распределения хозяйственных обязанностей по иерархической лестнице. Управляющим был келарь, ему подчинялись казначей (ответственный за денежные суммы) и старцы (ответственные за разовые работы или отдельные виды материальных средств); кроме того, в отделениях монастырей — пустынях — выделялись приказчики (завхозы) и строители (ревизоры). Материально ответственными лицами должны были служить выборные целовальники.

          В Уставной грамоте показано распределение обязанностей в монастыре:

          1) инвентаризация и взыскание недостачи с предыдущего строителя;

          2) материальная ответственность за все ценности распределяется солидарно с казначеем;

          3) казначей хранит ключи от складов, а строитель опечатывает склады;

          4) для денежных доходов открывается специальная книга, заполняемая строителем или казначеем;

          5) учет муки также должен вестись в двух отдельных книгах для прихода и расхода;

          6) то же относительно одежды и другого инвентаря;

          7) заполненные за год книги должны быть присланы архиепископу.

          Сведения об урожае записывались в ужимные и умолотные книги, которые велись земскими или церковными дьячками. Заполненные книги, как отчет ≪за поповыми руками, прислати≫. Списание продуктов оформлялось записями в специальной столовой книге. Вот образец такой записи: ≪Декабря в 5 день, на помин по боярине по князе Иване Ивановичу Шуйском, во иноцех схимнике Ионе, выдано в приспешню подкеларнице старице Федосье Гарской в стол четверик муки пшеничной на пироги да на блины, четверик муки овсяной, полтретника круп овсяных, полтретника круп гречневых: кормили протопопа с братьею≫.

           Весьма важным выводом из системы учета XVII в. надо признать то, что учет прихода всегда был отделен от учета расхода, при этом

           1) достигался больший контроль за ценностями, в частности, материально ответственные лица не знали учетных остатков;

           2) достигалось большее удобство в хронологической регистрации фактов хозяйственной жизни.

           Продолжительность отчетного периода колебалась. Так, по данным приходно-расходных книг пребывание в должности ответственного лица: Корнильев Коменский монастырь (1576 - 1578) - год; Болдин Дорогобужский монастырь (1585 - 1589) - год; а с 1605 — 1607 гг. — по должности; Богословский монастырь (1673 — 1687) — год; Троицкий монастырь — два раза в год: весной и осенью. Отчетность сопровождалась инвентаризацией, причем не натуральные остатки сличались с учетными, а, наоборот, учетные — с натуральными. Сверка учетных книг с наличностью в случае благоприятного исхода дел оформлялась такой записью: ≪и приход с расходом сошелся (к расходу прибавлялась денежная наличность), а побегу на него нет ничего≫.

         С начала XVIII в. значение монастырей в народном хозяйстве снижается, а в 1764 г. их земельная собственность была секуляризирована. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

          В монастырских хозяйствах были отражены все основные принципы  русской бухгалтерии.

          В монастырях четко разграничили обязанности по учету между разными людьми. Существовали ответственные лица за сохранность имущества. Существовало разделение учета прихода и учета расхода.

         Отрицательной чертой была не нормированность  учетных периодах – в разных хозяйствах они были разные. Отчетность сопровождалась инвентаризацией, причем не натуральные остатки сличались с учетными, а, наоборот, учетные — с натуральными.

          Монастырские хозяйства внесли  большой вклад в развитие русской  учетной мысли и многое из  того используется и по сей  день. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Соколов Я. В. История бухгалтерского учета.-М.: Финансы и статистика, 2003.-270с.
  2. Этапы развития бухгалтерского учета: учебное пособие/ Л. Н. Родина, Л. В. Пархоменко.-Тамбов: изд-во тамб. гос. Техн. ун-та, 207. -100с.

Информация о работе Учет в монастырском хозяйстве