Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:52, контрольная работа
Торговля представляет собой отрасль хозяйства и вид предпринимательской деятельности, направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг общественного (массового) питания.
Различают следующие виды торговли: оптовая торговля, мелкооптовая торговля, розничная торговля, мелкорозничная торговля.
Введение
1. Сущность и задачи бухгалтерского учета в торговле
2. Состав транспортных расходов
3. Бухгалтерский учет транспортных расходов торговой организации
4. Налоговый учет транспортных расходов
5. Нормативная база бухгалтерского учета транспортных расходов торговой организации
Заключение
Список литературы
Предположим, учетной политикой ООО «Чародейка» предусмотрено включение расходов по доставке товаров в состав расходов на продажу. Формирование фактической себестоимости товаров производится на счете 41.
В этом случае бухгалтер сделает такие записи:
Дебет 41 Кредит 60
-- 600 000 руб. (708 000 руб. - 108 000 руб.) -- отражена покупная стоимость товаров;
Дебет 19 Кредит 60
-- 108 000 руб. -- отражен НДС по приобретенным товарам;
Дебет 44 субсчет «Транспортные расходы» Кредит 60
-- 20 000 руб. (23 600 руб. - 3600 руб.) -- отражена стоимость транспортных расходов по доставке товаров;
Дебет 19 Кредит 60
-- 3600 руб. -- отражен НДС по транспортным услугам.
Таким образом, организациям торговли дано право самостоятельно определять в учетной политике порядок бухгалтерского учета транспортных расходов по приобретению товаров:
-- либо в себестоимости таких товаров;
-- либо в составе расходов на продажу.
4. Особенности бухгалтерского учета при доставке товаров собственным транспортом
Организации торговли могут доставлять приобретенные товары собственным транспортом. В этом случае в целях бухгалтерского учета они вправе воспользоваться пунктом 2.2 Методических рекомендаций Роскомторга и учитывать расходы по доставке товаров собственным транспортом по соответствующим статьям издержек обращения (расходы на оплату труда, амортизация основных средств и др.).
Существует еще один вариант учета. Расходы на доставку товаров собственным транспортом можно собирать на отдельном субсчете «Транспортные расходы» к счету 44. В дальнейшем они подлежат списанию в порядке, предусмотренном учетной политикой.
Например рассмотрим, если ООО «Чародейка» доставляет товары от поставщика на свой склад собственным транспортом. В июле 2004 года зарплата водителей составила 150 000 руб., ЕСН и пенсионные взносы, начисленные на нее, -- 53 400 руб., амортизация транспортных средств -- 5000 руб., расходы на ГСМ -- 20 000 руб. (без учета НДС).
Бухгалтер организации сделает следующие проводки:
Дебет 44 субсчет «Транспортные расходы» Кредит 70
-- 150 000 руб. -- начислена зарплата водителей;
Дебет 44 субсчет «Транспортные расходы» Кредит 69
-- 53 400 руб. -- начислены ЕСН и пенсионные взносы на зарплату водителей;
Дебет 44 субсчет «Транспортные расходы» Кредит 02
-- 5000 руб. -- начислена амортизация транспортных средств;
Дебет 44 субсчет «Транспортные расходы» Кредит 60
-- 20 000 руб. -- отражены расходы на ГСМ.
ООО «Чародейка» одним и тем же транспортом привозит товары на свой склад и осуществляет другие перевозки. Например, доставляет товары покупателям. В такой ситуации разделить транспортные расходы по видам перевозок достаточно сложно. Поэтому в учетной политике по бухгалтерскому учету организации прописано, что все транспортные расходы отражаются на счете 44 без их распределения.
Существует и другой вариант учета «общих» транспортных расходов. Организации могут в бухучете распределять транспортные расходы по видам перевозок пропорционально любому экономически обоснованному базису. При этом целесообразно установить такой же способ распределения «общих» транспортных расходов, как и в налоговом учете.
4. Налоговый учет транспортных расходов
Порядок отражения транспортных расходов в налоговом учете зависит непосредственно от условий договора с поставщиком. Согласно статье 320 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров относятся к прямым транспортным расходам в том случае, если эти расходы не включены в цену приобретения товаров. В учете поставщика порядок отражения транспортных расходов зависит от условий заключенного договора.
Транспортные расходы, связанные с реализацией товаров, при исчислении налога на прибыль признаются косвенными. Они списываются полностью в том периоде, в котором были реализованы товары (подпункт 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). В декларации по налогу на прибыль такие расходы учитываются по строке 100 как прочие расходы.
5. Нормативная база бухгалтерского учета транспортных расходов торговой организации
Нормативную базу бухгалтерского учета транспортных расходов торговой организации можно подразделить на четыре уровня.
К первому уровню относятся федеральные законы: Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О бухгалтерском учете».
Гражданским кодексом регламентируются отношения, связанные с возникновением договорных обязательств по перевозке товара. Гражданский кодекс - это систематизированный единый законодательный акт, который определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирующий договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (физических и юридических лиц, а в некоторых случаях - также государства и муниципальных образований) [1]. В РФ и других странах, где отсутствуют торговые кодексы, Гражданский кодекс регулирует в том числе отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или с их участием. Гражданский кодекс является основным источником гражданского права.
Налоговый Кодекс - документ, который регулирует отношения в сфере налогообложения, в т.ч. регламентирует налоговый учет транспортных расходов, порядок их распределения и списания. Первая часть НК РФ была принята в 1998 году, вторая - в 2000 году. Налоговый кодекс РФ - это систематизированный законодательный акт, в котором содержатся нормы налогового права, основной документ, регулирующий налоговую систему Российской Федерации и устанавливающий общие принципы ее построения [2]. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» Кодекс действует с 1 января 1999г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие. Налоговый кодекс РФ (часть первая) состоит из семи разделов, 20 глав и 142 статей. Раздел I определяет общие положения налоговой системы РФ и законодательства о налогах и сборах в РФ, действие международных договоров по вопросам налогообложения, институты, понятия и термины, используемые в налоговом кодексе РФ. Во второй главе раздела определены виды налогов и сборов в РФ, федеральные, региональные, и местные налоги и сборы, источники информации о налогах и сборах, общие условия установления налогов и сборов, специальные налоговые режимы. Раздел II содержит основные положения о налогоплательщиках, плательщиках сборов, налоговых агентах, их правах и обеспечении (защите) этих прав, обязанностях, а также о взаимозависимых лицах и сборщиках налогов и сборов. Раздел III представляет организационную структуру налоговых и таможенных органов РФ, Государственных внебюджетных фондов, налоговой полиции, права, обязанности, полномочия и ответственность перечисленных организаций и их должностных лиц. Раздел IV содержит общие правила исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Раздел V содержит положения о налоговой декларации и правилах внесения дополнений и изменений в нее. В разделе VI определены понятия и виды налоговых правонарушений, ответственность за их совершение. В разделе VII рассматриваются вопросы права и порядка обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц, рассмотрения жалобы и принятия решения по ней.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» раскрывает правовые и методологические основы порядка ведения бухгалтерского учета в организациях РФ.
Второй уровень включает положения по бухгалтерскому учету, которые утверждаются Министерством финансов (Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положения (стандарты) бухгалтерского учета, в т.ч. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»), а также инструкции Министерства по налогам и сборам.
Третий уровень представлен методическими указаниями, инструкциями, рекомендациями и другими аналогичными документами в развитие нормативных актов первого и второго уровней; эти документы разрабатываются теми органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, в том числе министерствами и другими органами исполнительной власти. К этому уровню, к примеру, относятся Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина РФ от 28.12.01 № 119н. Они определяют порядок бухгалтерского учета транспортно-заготовительных расходов и транспортных расходов, связанных с доставкой готовой продукции и покупных товаров покупателям. К этому уровню относятся также Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденными Роскомторгом и Минфином РФ 20.04.95 № 1-550/32-2. В этом документе приводится подробный перечень затрат, включаемых в состав транспортных расходов.
Четвертый уровень включает в себя внутренние инструкции и рабочие документы конкретного хозяйствующего субъекта, в которых регламентируется порядок учета транспортных расходов организации (учетная политика предприятия, план счетов и др.).
Заключение
Транспортные расходы торговой организации являются составной частью расходов, связанных с реализацией продукции.
Следует отметить, что действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету и налогообложению конкретный состав транспортных расходов при осуществлении торговых операций не определен. Приблизительный перечень транспортных расходов предложен Минфином России в Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Документ утвержден приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.
Однако работать с этим перечнем надо осторожно. В первую очередь он предназначен для производственных организаций, закупающих материалы и сырье. К тому же состав транспортных расходов, приведенный в Методических указаниях, описан скупо, а порой вызывает недоумение. Так, к транспортно-заготовительным расходам почему-то отнесены таможенные платежи и недостача и порча при транспортировке в пределах норм естественной убыли.
Многие бухгалтеры торговых организаций в целях бухгалтерского учета применяют ранее действовавшие Методические рекомендации по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные Роскомторгом по согласованию с Минфином России 20.04.95 № 1-550/32-2. Они более удобны в практическом применении, чем Методические указания. Тем более что Минфин России разъяснил, что организации, как и ранее, могут руководствоваться подобными отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухучете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с принятыми нормативными документами по бухучету. Об этом сказано в письме Минфина России от 29.04.2002 № 16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)».
Поскольку Методические рекомендации в настоящее время не являются обязательными к применению, торговым организациям следует выбранный ими способ бухгалтерского учета транспортных расходов и их состав закрепить в учетной политике.
В торговых организациях транспортные расходы по доставке товаров могут либо непосредственно включаться в стоимость товаров и отражаться на счете 41 "Товары", либо учитываться отдельно на счете 44 "Расходы на продажу" и распределяться между проданными товарами и их остатком.
В целях налогообложения можно применять порядок отражения прямых транспортных расходов, аналогичный принятому в бухгалтерском учете. Это позволяют делать изменения, внесенные в главу 25 НК РФ Федеральным законом от 06.06.05 № 58-ФЗ.
Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется согласно ст. 320 НК РФ по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:
определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;
определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;
рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (см. п. 1) к стоимости товаров (см. п. 2);
определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.
Исчисленная таким образом сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, не уменьшает доходы от реализации текущего месяца.
У бухгалтеров нередко возникает вопрос: если транспортные расходы возникают по доставке одних товаров, можно ли включать в расчет стоимость остатков товаров других видов?
Нужно отметить, что ст. 320 НК РФ не предусматривает распределения прямых расходов в части транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров по видам. Таким образом, если организация торгует двумя видами товаров и более, то определять долю прямых расходов, приходящуюся на остатки нереализованных товаров, следует по общим остаткам нереализованных товаров, без распределения по их видам. В бухгалтерском учете транспортные расходы должны учитываться отдельно по каждому виду материальных ценностей и распределяться на остаток материальных ценностей также по каждому виду.
В связи с отличиями в порядке распределения транспортных расходов по доставке материальных ценностей суммы транспортных расходов, относящихся к расходам в бухгалтерском учете и в целях налогообложения прибыли, будут различными.