Учет резервов по сомнительным долгам

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:02, контрольная работа

Краткое описание

Сомнительный долг - дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Резервирование – один из методов оценки активов и имущества организации [1].
Что касается вопроса об обязательности формирования резерва по сомнительным долгам, то следует отметить следующее.

Оглавление

1. Формирование резерва по сомнительным долгам……………………… 2
2. Периодичность создания резерва .…………………………………..…... 5
3.Использование (восстановление) резерва ……………………….….…... 6
Список литературы ……………………

Файлы: 1 файл

БФУ резервы по сомнительным долгам.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

      Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

    ФГОУ  ВПО Кемеровский  государственный  сельскохозяйственный институт 

    Кафедра бухгалтерского учета и АХД 
     
     
     
     
     
     
     

    Бухгалтерский финансовый учет 

    Тема: Учет резервов по сомнительным долгам 
     
     
     
     

        Выполнила: 

    Проверила: Елисеева Т.А.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Кемерово 2011г.

 

    Содержание 

1. Формирование резерва по сомнительным долгам……………………… 2
2. Периодичность создания резерва .…………………………………..…... 5
3.Использование  (восстановление) резерва ……………………….….…... 6
Список  литературы …………………………………………………………. 8
 
 

 

1. Формирование резерва по сомнительным долгам.  

 Сомнительный  долг - дебиторская задолженность  организации, которая не погашена  в сроки, установленные договором,  и не обеспечена соответствующими  гарантиями.

 Резервирование – один из методов оценки активов и имущества организации [1].

 Что  касается вопроса об обязательности  формирования резерва по сомнительным  долгам, то следует отметить следующее. 

 С  одной стороны, нормы пункта 70, а также пункта 77 Положения [1] позволяют сделать вывод о том, что создание резерва по сомнительным долгам является правом организации. Следовательно, решение о создании резервов должно быть закреплено в учетной политике. В противном случае организация может не формировать такие резервы.

 С  другой стороны, учетная политика  организации должна обеспечивать  большую готовность к признанию  в бухгалтерском учете расходов  и обязательств, чем возможных  доходов и активов, не допуская  создания скрытых резервов (требование  осмотрительности) [2].

 По  мнению Минфина РФ, нормы пункта 70 Положения устанавливает возможность  образовывать резервы только  в тех случаях, когда по оценке  организации реально существует  вероятность полной или частичной  неоплаты сомнительной задолженности.  Иначе, если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении в течение 12 месяцев после отчетной даты полной оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, не обеспеченной гарантиями (или иными предусмотренными законодательством способами), то она может не создавать резерв по данному долгу, т.е. не рассматривать его как сомнительный долг [3].

 Напомним, что при формировании учетной  политики по конкретному вопросу  организации и ведения бухгалтерского  учета осуществляется выбор одного  способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету [2].

 Из  разъяснений Минфина РФ можно  сделать вывод о том, что  наличие или отсутствие записи  в учетной политике о создании  резерва по сомнительным долгам значения не имеет. Если у организации имеются все основания для формирования резерва по сомнительным долгам, то резерв нужно создавать. Если же в учетной политике имеется запись о том, что организация не создает резерва по сомнительным долгам, то это означает, что организацией в бухгалтерском учете не будет соблюдено требование осмотрительности.

 При  формировании резерва по сомнительным  долгам должны быть соблюдены  следующие условия: 

1) резерв  создается по расчетам с другими  организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги. В резерв не включаются суммы перечисленных поставщикам авансов (Письмо Минфина РФ от 15.10.2003 N 16-00-14/316 «О сомнительном долге организации). Таким образом, резерв создается только под задолженность покупателей (заказчиков);

2) резерв  создается на основе результатов  проведенной инвентаризации дебиторской  задолженности организации; 

3) величина  резерва определяется отдельно  по каждому сомнительному долгу  в зависимости от финансового  состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Конкретный порядок оценки финансового состояния (платежеспособности) должника и вероятности погашения долга нормативными документами по бухгалтерскому учету не установлен.

 В  связи с этим следует отметить  следующее. 

 Для  анализа финансового состояния  организаций существуют общепринятые  методики (в частности, расчет  коэффициентов (коэффициент автономии  (финансовой независимости), коэффициент  соотношения заемных и собственных средств, коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования и др.). Информационной базой для проведения финансового анализа хозяйствующего субъекта является бухгалтерская отчетность. Однако не всегда эта информация может быть доступна организации – кредитору. Следовательно, не всегда можно достоверно определить финансовое состояние (платежеспособность) должника.

 Что  касается оценки вероятности  погашения долга, то данная  процедура в нормативных документах  по бухгалтерскому учету не прописана.

 Таким  образом, можно сделать вывод,  что на сегодняшний момент  оценка вероятности погашения  долга основывается на профессиональном  суждении главного бухгалтера (носит  субъективный характер), а также  зависит от организации системы  расчетов с покупателями продукции, заказчиками работ и услуг (например, если организация работает с покупателями исключительно на условиях стопроцентной предоплаты, то необходимости в создании резерва по сомнительным долгам не возникнет вообще).

 Порядок  определения величины резерва по сомнительным долгам целесообразно прописать в учетной политике.

 Например, в учетной политике может быть  предусмотрено, что резерв формируется  в размере величины возможных  потерь (убытков) вследствие неоплаты  дебиторской задолженности на  отчетную дату. При таком подходе  сумма резерва равна сумме  неполученной к концу отчетного периода (года) дебиторской задолженности. Для этого на конец каждого отчетного периода проводится инвентаризация дебиторской задолженности и выявляется та, по которой срок платежа уже наступил, но она еще не погашена. Недостатком данного метода является то, что не учитывается период просрочки, финансовое состояние (платежеспособность) должника и вероятность погашение им долга.

 Организацией  может быть применен подход  к определению величины резерва  по сомнительным долгам, основанный  на ведении аналитического учета дебиторской задолженности в зависимости от периода просрочки платежа и применении определенного процента (процента сомнительной задолженности) к каждой группе задолженности. Ранжирование дебиторской задолженности в зависимости от продолжительности просрочки ее погашения и установление соответствующих полученным величинам средних процентов осуществляется исходя из накопленной за предшествующие годы информации.

 В  зависимости от оценки вероятности  погашения долга и финансового  состояния должника, резерв может быть создан как в общей сумме долга, так и на часть задолженности (например, в размере 70%, 50 %, 10 % долга).

 Решение  о создании резерва оформляется  приказом (распоряжением) руководителя  организации. 

 В  бухгалтерском учете создание  резерва отражается записью по дебету счета 91 субсчет «Прочие расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» [4].  

2. Периодичность создания  резерва.  

 Анализ  норм бухгалтерского учета, в  частности, пункта 70 Положения [1] и Инструкции по применению Плана счетов [4] позволяет сделать вывод о том, что организация может формировать резерв по сомнительным долгам не только по итогам отчетного года, но и по результатам работы за квартал или месяц.

 Периодичность  формирования резерва следует  прописать в учетной политике.  

3. Использование (восстановление) резерва.  

 При  формировании резерва по сомнительным  долгам дебиторская задолженность,  по которой срок исковой давности  истек, другие долги, нереальные  для взыскания, списываются по  каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации за счет созданных резервов.

 Списание  долга за счет резерва отражается  бухгалтерской записью по дебету  счета «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счетов учета расчетов (62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

 Списание  долга не является аннулированием  задолженности. Эта задолженность  отражается за балансом на  счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника [1].

 Присоединение  неиспользованных сумм резервов  по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы» [4].

 С изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

 Изменение  оценочного значения (за исключением  отдельных случаев), подлежит признанию  в бухгалтерском учете путем  включения в доходы или расходы  организации.

 Величина  резерва по сомнительным долгам является оценочным значением [5].

 Погашение  дебиторской задолженности (бухгалтерская  запись: дебет счета 51 «Расчетный  счет» (счета 50 «Касса», счета  76 «Расчеты с разными дебиторами  и кредиторами» кредит счетов  учета задолженности (счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»), под которую ранее был создан резерв по сомнительным долгам (другими словами корректировка стоимости актива (обязательства)), признается изменением оценочного значения, поэтому восстановленную сумму резерва следует включить в состав прочих доходов на дату погашения задолженности (бухгалтерская запись: дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы»). 

Список  литературы 

1. Положение  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации, утв. Приказом  Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (сокращ. – Положение);

2. Положение  по бухгалтерскому учету "Учетная  политика организации" (ПБУ 1/2008)», утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н;

3. Письмо  Минфина РФ от 29.01.2009 N 07-02-18/01 "Рекомендации  аудиторским организациям, индивидуальным  аудиторам, аудиторам по проведению  аудита годовой бухгалтерской  отчетности организаций за 2008 год";

4. План  счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности  организаций и Инструкция по  его применению, утв. Приказом  Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н; 

5. Положение  по бухгалтерскому учету "Изменения  оценочных значений" (ПБУ 21/2008)", утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н;

Информация о работе Учет резервов по сомнительным долгам