Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:40, доклад
Понятие представительских расходов
Нормы представительских расходов
Документальное оформление представительских расходов
Отражение в бухгалтерском учете
Полный перечень представительских расходов приведен в статье 264 Налогового кодекса РФ. Согласно этой статье, к представительским расходам относятся затраты:
– по проведению официального приема (завтрака, обеда, ужина или другого аналогичного мероприятия) представителей других организаций;
– по транспортному обеспечению представителей других организаций, связанному с их доставкой до места проведения встречи и обратно;
– по буфетному обслуживанию лиц, участвующих во встрече во время переговоров;
– по оплате услуг переводчиков, не состоящих в штате организации.
Этот перечень является
исчерпывающим. Поэтому затраты
на организацию развлечений и
отдыха, оплату виз, а также на оплату
проживания участников переговоров
представительскими расходами не являются
и налогооблагаемую прибыль фирмы не уменьшают.
В бухгалтерском учете
представительские расходы
В налоговом учете
сумма представительских
В 2005 году ЗАО «Актив»
потратило на проведение завтраков
и обедов представителей другой фирмы
3540 руб. (в том числе НДС – 540
руб.). Кроме того, для организации отдыха
работников другой фирмы сотрудник «Актива»
приобрел билеты в театр. Стоимость билетов
– 1000 руб.
Расходы фирмы на оплату труда за 2005 год составили 50 000 руб.
Затраты на покупку театральных билетов (1000 руб.) представительскими расходами не являются.
В бухгалтерском
учете стоимость билетов
Затраты на проведение
завтраков и обедов в сумме 3000
руб. (3540 – 540) в бухгалтерском учете отражают
в составе расходов по обычным видам деятельности.
В налоговом учете такие затраты отражают в составе прочих расходов в сумме:
50 000 руб. Х 4% = 2000 руб.
Оставшаяся сумма затрат на проведение завтраков и обедов в составе прочих расходов не учитывается и налогооблагаемую прибыль фирмы не уменьшает. Эта сумма составит:
3540 руб. – 540 руб.
– 2000 руб. = 1000 руб.
Как скрыть непроизводственные расходы за представительскими?
У каждого бухгалтера
регулярно возникает вопрос: как отметить
то или иное мероприятие, которое проводится
в офисе. Например, Новый год или день рождения
директора. Ответы напрашиваются сами
собой. Пустить в ход чистую прибыль. Но
руководитель просит по максимуму включить
затраты по проведению новогоднего мероприятия
в себестоимость.
Некоторые оформляют
такие расходы как
У этой схемы есть и недостаток. Она не позволит много сэкономить тем фирмам, которые большую часть зарплаты выдают «в конвертах». Следовательно, чем меньше официальные зарплаты в фирме, тем меньше банкетных расходов она сможет списать.
Фирме, которая решит
отнести затраты по банкету к представительским
расходам, необходимо будет составить
комплект оправдательной документации.
Составить его нетрудно. Все эти документы
внутрифирменные, и особых требований
Налоговый кодекс РФ к их оформлению не
предъявляет. Однако это не значит, что
на эти бумаги можно махнуть рукой. Ведь,
не оформив их, компания не сможет подтвердить
целесообразность расходов. Так что лучше
подойти к ним со всей ответственностью.
Алкогольные напитки
лучше из «первички» убрать. Позиция
налоговиков – не включать стоимость
спиртных напитков в состав представительских
расходов. Хотя нормативных документов
на этот счет нет, спорить с налоговой
из-за пяти бутылок водки не стоит. Лучше
учесть в документах на эту сумму безалкогольные
напитки.
С расходами по аренде
помещения тоже загвоздка. С одной стороны,
помещение арендовано для переговоров
с представителями других фирм. С другой
– аренда помещений для официального
приема не прописана в закрытом перечне
представительских расходов. Об этом говорится
и в письме Минфина России от 12 марта 2003
г. № 04-02-03/29.
Но такую позицию нетрудно и опровергнуть. Во-первых, фирма может легко доказать экономическую обоснованность аренды. Помещение было арендовано для проведения переговоров. Их результат – увеличение прибыли в будущем. Договор аренды и счет-
фактура документально подтверждают эти расходы.
Во-вторых, мнение Минфина довольно неубедительное. Исходя из текста письма неясно, является в такой ситуации аренда экономически оправданным расходом или нет. К тому же в письме нет ни слова о том, по какой статье расходов учитывать подобные затраты.
Исходя из этих доводов можно прийти к выводу, что в такой ситуации стоимость аренды учитывается в затратах фирмы и уменьшает облагаемую прибыль. При этом, получив счет-фактуру и расплатившись с арендатором, фирма сможет возместить НДС по этим расходам. Как отразить банкетные расходы в учете, покажет пример.
ЗАО «Карат» решило организовать Новый год для сотрудников за счет представительских расходов. Фонд оплаты труда фирмы за 2005 год составил 1 200 000 руб. Сумма представительских расходов, которая может уменьшить облагаемую прибыль, составит:
1 200 000 руб. Х 4% = 48 000 руб.
В прошедшем году деньги на представительские цели фирма не расходовала. Сумма представительских расходов (а проще говоря, стоимость продуктов, купленных для Нового года) составила 35 400 руб. (в том числе НДС – 5400 руб.).
Бухгалтер «Карата» сделал проводки:
ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50
– 50 000 руб. – выданы деньги под отчет;
ДЕБЕТ 20 (44) КРЕДИТ 71
– 30 000 руб. (35 400 – 5400) – списаны представительские расходы;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 71
– 5400 руб. – учтен НДС по представительским расходам;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 19
– 5400 руб. – списана сумма НДС;
ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 71
– 14 600 руб. – возвращена неизрасходованная часть аванса подотчетным лицом.
Сумма представительских
расходов не превышает норматив. Поэтому
она учитывается при