Учет основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотрение вопросов учета основных средств; выдвинуть предложения по совершенствованию бухгалтерского учета основных средств в основном в части автоматизации и компьютеризации учета.
В ней дается детальная классификация и структура основных средств, а также представлена оценка основных средств.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ…………………………………………………………5
1.1.Основные средства их сущность как экономической категории и их роль в процессе производства. . ………………………………………………..5
1.2.Классификация основных средств и их оценка. ……………………..…7
1.3.Современный учета основных средств. ………………………………...14
II. ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА БАЗЕ АО «СТК»………………………………………………………………………..19
2.1. Организация учета основных средств в АО «СТК». …………………. 19
2.2. Недостатки организации учета основных средств в АО «СТК»……….28
2.3 Направления совершенствования системы учета основных средств на предприятии……………………………………………………………………. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….……. 31
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ……………………………….……... 33

Файлы: 1 файл

курсовая учет основных средств.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

     Еще одной важной  предпосылкой организации учета  основных средств является их  оценка. В учетной практике используются  три вида оценки - первоначальная, восстановительная и остаточная.

     Первоначальной стоимостью объектов основных средств, приобретаемых за плату (включая объекты, бывшие в эксплуатации), признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением стоимости НДС и других возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).  В первоначальную стоимость входят затраты по уплате следующих сумм

организациям- поставщикам по договорам  поставки или купли-продажи;

организациям-подрядчикам за выполнение работ по договору строительного подряда или иным аналогичным договорам;

организациям-подрядчикам за информационные, консультационные  и другие аналогичные  услуги, связанные с приобретением  объектов основных средств;

регистрационных сборов, государственных  пошлин и других аналогичных платежей, произведенных в связи с приобретением прав на объект;

таможенных платежей;

не возмещаемых налогов, уплаченных при приобретении объектов;

организациям-посредникам за оказанные  ими услуги по приобретению объектов;

другим организациям и лицам за оказание услуг, связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объектов, а также с доведением их до состояния, в котором они пригодны для использования.

     Следует отметить, что  в первоначальную стоимость объекта  может быть включена и часть общепроизводственных или общехозяйственных расходов организации при условии, что эта сумма непосредственно связана с приобретением объектов основных средств.

   Стоимость основных средств,  по которой они приняты к  учету, не подлежит изменению за исключением случаев, предусмотренных законодательством.  К таким случаям относятся достройка, дооборудование (модернизация), реконструкция или  частичная ликвидация объекта. Одним из таких случаев является  также переоценка основных средств. 

     Восстановительная стоимость это стоимость воспроизводства объекта в современных условиях. Каждая организация имеет право не чаще одного раза в год (на 01 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета. При определении восстановительной стоимости учитываются два фактора: уровень инфляции и результаты научно-технического прогресса. Процесс перевода первоначальной стоимости в восстановительную называется переоценкой основных средств. После переоценки объекты на балансе частично числятся  по первоначальной стоимости, а частично - по восстановительной. Каждый объект на определенную отчетную дату может иметь либо первоначальную, либо восстановительную стоимость.

     Остаточная стоимость - реальная стоимость объекта на соответствующую дату, стоимость с учетом начисленного износа. Величина остаточной стоимости показывает какую часть затрат, связанных с приобретением объекта, еще не удалось возместить путем включения в стоимость выпущенной продукции. Первоначальная и восстановительная стоимость  - это величины относительно постоянные, а остаточная стоимость ежемесячно уменьшается на сумму начисленного износа основных средств.

      Если  покупная стоимость объекта выражена в иностранной валюте, то для расчета его первоначальной стоимости производится пересчет валюты в рубли по курсу, установленному Центральным банком РФ (ЦБ РФ) на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету.

     Не менее  важной, чем рассмотренные выше предпосылкой рациональной организации учета на данном участке является выбор инвентарного объекта.  Инвентарный объект является единицей аналитического учета основных средств. Под инвентарным объектом понимается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно - сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.  Так, инвентарным объектом будет и производственное здание и каждый станок внутри него. Правильный выбор инвентарных объектов имеет большое значение для сохранности имущества. Так, излишнее укрупнение объектов может создать условия для хищения их составных частей, имеющих самостоятельное функциональное назначение. Кроме того, из-за неправильного определения инвентарного объекта соответствующий предмет может быть необоснованно зачислен в состав основных средств или наоборот исключен из их состава. Является  ли  самостоятельным объектом компьютерная сеть или каждый составляющий эту сеть компьютер? Могут ли быть самостоятельными объектами корпус летательного аппарата и его двигатель? Оказывается соединенный в сеть компьютер уже не может быть самостоятельным объектом, а корпус и двигатель несмотря на то, что не могут самостоятельно выполнять никаких функций учитываются как отдельные объекты.   При определении инвентарного объекта бухгалтеру следует пользоваться «Общероссийским классификатором основных средств» (Постановление Госстандарта России от 26.12.1994г. № 359).

       Наконец,  важной предпосылкой для организации  учета основных средств является  правильная нумерация, кодирование объектов, особенно при автоматизации работ на данном участке. При нумерации основных средств используется серийная система. Первый знак номера показывает серию, т.е. классификационную группу (например, транспортные средства), а остальные - порядковый номер объекта в этой группе. Весь номер состоит обычно из пяти - семи цифр в зависимости от количества объектов на предприятии. Номер должен быть обозначен на самом объекте (выбит, закрашен, прикреплен в виде инвентарной таблички и т.п.). Инвентарный номер сохраняется за объектом в течение всего срока эксплуатации и в течение 5 лет по окончании года списания объекта другим объектам не присваивается.

 

 

1.3 Современный учета основных средств

 

Постановление Госкомстата  РФ от 30 октября 1997 г. № 71а «Об утверждении  унифицированных форм первичной  учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» содержит формы первичных документов, необходимые для правильного оформления операций с основными средствами.

Учет основных средств  ведется на основании следующих  первичных документов:

  • акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма ОС-1);
  • акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма ОС-3);
  • акт на списание основных средств (форма ОС-4);
  • акт на списание автотранспортных средств (форма ОС-4а);
  • инвентарная карточка учета основных средств (форма ОС-6);
  • акт о приемке оборудования (форма ОС-14);
  • акт приемки-передачи оборудования в монтаж (форма ОС-15);
  • акт о выявленных дефектах оборудования(форма ОС-16).

Документы, форма которых  не предусмотрена в указанном  перечне и в других альбомах унифицированных  форм первичной документации, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Одновременная приемка (оприходование) однотипных инструментов, станков, хозяйственного инвентаря и т.п. объектов, имеющих одинаковую стоимость, может оформляться одним актом.

Каждому объекту основных средств, принятому на учет, присваивается инвентарный номер. Он сохраняется в течение всего времени эксплуатации объекта и обозначается на нем (прикрепляется жетон, делается надпись краской и т.д.). Не допускается присвоение инвентарных номеров списанных объектов основных средств вновь поступившим объектам, так как это может привести к ошибкам в учете.

Комплекс конструктивно-сочленненых  предметов – это один или несколько  предметов одного или разного  назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В случае наличия у  одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Акт приемки передается в бухгалтерию, где заводится  инвентарная карточка с указанием  инвентарного номера объекта и основных данных о нем (первоначальной или восстановительной стоимости, норм амортизационных отчислений, величина износа на момент приемки).

   Для оформления приобретения  основных средств в организации  должна быть создана комиссия. В ее состав входят представители       технических служб и бухгалтерии, а также материально - ответственные лица, принимающие и сдающие объект.

   Прием объектов в эксплуатацию  оформляется актом (накладной) приема-передачи - типовая форма ОС -1 . Акт составляется на каждый объект. Если поступившие объекты имеют одинаковые технические характеристики и стоимость, то разрешается составлять один акт на все такие объекты. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию, а другой  -  в отдел капитального строительства или в другую аналогичную службу.

На основании акта, утвержденного  руководителем организации, в бухгалтерии  делают записи в инвентарную карточку учета основных средств - типовая форма ОС-6.

   Кроме актов при записи  в карточку используются данные, содержащиеся в технической документации. Информация в карточке должна быть краткой, в ней должны быть отражены основные индивидуальные особенности объекта.

   Вне зависимости от вида  объекта в настоящее время  используется единая форма инвентарной  карточки. Инвентарная карточка  открывается на каждый объект основных средств. Если объект включает обособленные приспособления и принадлежности, составляющие с ним одно целое, то в карточке объекта приводится перечень его частей.

На основные средства, принятые в  аренду,  в бухгалтерии  предприятия - арендатора инвентарные карточки не открываются. Такие объекты принимаются на забалансовый учет на основании копии инвентарной карточки арендодателя. Эти карточки хранятся в картотеке арендатора обособленно.

   Техническая документация, относящаяся к данному объекту, после открытия на него инвентарной карточки, или записи в инвентарную книгу в бухгалтерии не храниться, а передается под расписку в соответствующую службу организации (главному механику, отделу капитального строительства).

Организация аналитического учета объектов основных средств по местам эксплуатации зависит от количества объектов и их суммарной стоимости. При сравнительно небольшом количестве объектов аналитический учет по каждому месту эксплуатации может быть организован при помощи дубликатов    инвентарных   карточек. В этом  случае карточки выписываются в двух экземплярах, из которых второй экземпляр передается по месту нахождения объекта. При перемещении объекта этот экземпляр вместе с накладной на перемещение передается по новому месту нахождения. При наличии большого количества объектов основных средств учет их по месту эксплуатации может быть организован при помощи инвентарного списка или инвентарной книги, содержащих сведения о номере и дате выписки инвентарной карточки, инвентарном номере объекта, полном его наименовании, первоначальной стоимости, а также о перемещении и выбытии объекта.

   Данные о наличии и движении основных средств приводятся в формах бухгалтерской и налоговой отчетности. В балансе организации приводятся  данные об остаточной стоимости объектов на каждую отчетную дату. В составе годовой отчетности организаций, предусмотрена форма 5 «Приложение к балансу предприятия», в которой показывается наличие и движение основных средств в разрезе их видов и  величина затрат на незавершенное строительство.

Основным счетом для  учета процесса приобретения основных средств в бухгалтерском учете является активный калькуляционный счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». По своему назначению он служит для исчисления первоначальной стоимости каждого объекта. Для этого по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции с разными счетами бухгалтерского учета отражаются все затраты, связанные с приобретением или возведением данного объекта, а по кредиту - списывается стоимость законченных строительством, смонтированных объектов, сданных в эксплуатацию. При использовании журнально-ордерной формы счетоводства записи по кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» производятся в журнале-ордере № 16.

Записи по дебету этого  счета во многом зависят от направления  поступления объектов основных средств  и отражаются в разных журналах-ордерах.

Объекты основных средств  могут поступать в организацию  в результате:

- капитального строительства;

- приобретения за безналичный  или наличный расчет;

- получения в виде  пая в уставный капитал организации;

- получения в аренду;

- безвозмездной передачи от юридических или физических лиц по договору дарения;

Информация о работе Учет основных средств