Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 21:41, курсовая работа
Цель настоящей работы - раскрыть основные особенности бухгалтерского учета нематериальных активов на примере конкретного предприятия, в соответствии с законодательными и нормативными актами.
Задачи исследования:
1. изучить нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет нематериальных активов
2. рассмотреть организацию учета нематериальных активов в бухгалтерии
3. ознакомиться с документальным оформлением всех операций, связанных с приобретением, выбытием нематериальных активов
4. изучить синтетический учет нематериальных активов.
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Нематериальные активы: классификация, бухгалтерский учет.
1.Нематериальные активы как экономическая категория и объект бухгалтерского учета.
2.Бухгалтерский учет нематериальных активов.
1.Организация учета нематериальных активов.
2.Учет поступления и выбытия нематериальных активов.
3.Амортизация и инвентаризация нематериальных активов.
Глава 2. Особенности организации бухгалтерского учета нематериальных активов на ОАО «Факел».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Список литературы.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Налоговый учет можно организовать с применением аналитических регистров. Аналитические регистры - это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный налоговый период, сгруппированные в соответствии с требованиями главы 2
5 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам учета для учета амортизации для целей налогообложения. Заполнение регистра производится на основе данных бухгалтерского учета, а также бухгалтерских справок. Бухгалтерские справки составляются для определенных показателей и на основе специальных расчетов (например: определение ежемесячной нормы списания ремонта по конкретному объекту), а также для включения в состав расходов, уменьшающих доходы, сумм, подлежащих единовременному списанию в результате изменения классификации объектов, учитываемых в целях налогообложения. Справка составляется в произвольной форме, подписывается исполнителем и прикладывается к соответствующему регистру.
При заполнении регистра можно воспользоваться следующей схемой, которая приведена в Приложении 1 к данной работе.
Для организации налогового учета амортизируемого имущества, рекомендуем данный Регистр. При его заполнении необходимо руководствоваться статьями 256-259 и 322 НК РФ.
При заполнении в последующем отчетном налоговом периоде этого регистра в графу 8 “Сумма начисленной амортизации всего” переносятся данные графы 10 “Остаточная стоимость” за предыдущий период.
При реализации недоамортизируемого имущества, убыток определяется в соответствии с п. 3 статьи 268 НК РФ, и определяется по каждому объекту, с указанием срока до которого будет производиться списание убытка. В графе 4 отражаются фактические расходы отчетного периода в размере понесенного убытка по конкретному объекту. В графе 5 регистра включается часть убытка, приходящаяся на отчетный налоговый период, а разница между этими показателями отражается в графе 7 “Сальдо на конец отчетного периода”. Перенос убытков предыдущих налоговых периодов осуществляется в соответствии со статьей 283 НК РФ. Сумму убытка можно отражать по каждому налоговому периоду, при этом налогоплательщик имеет право на перенос убытка на будущее в течении 10 лет, отражая его в графе 7 “Сальдо на конец отчетного периода” (Приложение 2).
Расходы
по строкам 06-24 данного регистра
не учитываются для целей налогообложения
и не переносятся на последующие
налоговые периоды, и поэтому сальдо
не имеют (Приложение 2.)
В условиях перехода предприятия к рынку значительно возрастает роль бухгалтерского учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе предприятия и его обязательствах и своевременного доведения этих сведений до пользователей.
В связи с расширением прав предприятий в области постановки и ведения бухгалтерского учета перед бухгалтерскими службами возникает проблема оптимальной организации учета различных объектов: основных средств, нематериальных активов, процессов производства и реализации, расчетов, капитальных и финансовых вложений и др.
Данная курсовая работа рассматривает круг вопросов, связанных с организацией ведения учета нематериальных активов. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1.
для учета нематериальных
2.
аналитический учет, организованный
с применением
3.
особенностью учета
Все предприятия при учете нематериальных активов должны руководствоваться соответствующими законодательными и нормативными документами.
В настоящее время отражению в учете нематериальных активов уделено довольно много внимания. Однако вопросов и проблем не становится меньше. Поэтому необходимо совершенствовать систему учета нематериальных активов.
В связи с введением с 1 января 2002 года главы 25 “Налог на прибыль организаций” Налогового кодекса Российской Федерации при организации и определении порядка и степени использования данных бухгалтерского учета для учета амортизируемых активов необходимо определить различия в правилах их бухгалтерского и налогового учета.
Организация устанавливает срок полезного использования по каждому виду амортизируемых нематериальных активов при их постановке на учет, если он не установлен в договоре, патенте или ином аналогичном документе: в бухгалтерском учете - в расчете на 20 лет; в налоговом учете - в расчете на 10 лет.
В отличии от правил бухгалтерского учета в составе нематериальных активов учитываются: права владения на “ноу-хау”, секретную формулу или процесс, лицензии на право пользования недрами, а также право на фирменное наименование и не учитываются организационные расходы и положительная деловая репутация.
Предприятию ОАО «Факел» можно рекомендовать ведение налогового учета с использованием или преобразованием регистров бухгалтерского учета. При этом организации необходимо определить:
- методы, минимизирующие различия в учете амортизируемых активов;
-
регистры бухгалтерского учета,
-
операции и объекты для
учета в регистрах
К методам, минимизирующим различия, могут быть отнесены процедуры, которые касаются изменения:
-
типовых форм первичной
- положений учетной политики по бухгалтерскому учету данных активов.
Исходя
из различий, приведенных выше,
организация может
-
установление кодов отнесения
объектов по составу - к объектам,
принимаемым и не принимаемым
в состав амортизируемого
по стоимости - объекты со стоимостью до 10000 руб. не принимаются к учету (их стоимость списывается при вводе в эксплуатацию);
- выделение двух видов стоимости вводимых в эксплуатацию объектов
для бухгалтерского учета - первоначальная стоимость;
для налогового учета - амортизируемая стоимость (первоначальная стоимость, уменьшенная на сумму не принимаемых при налогообложении расходов).
Таким образом, данные бухгалтерского и налогового учета амортизируемых объектов будут формироваться в регистрах на основании показателей одних и тех же форм первичной учетной документации, составленных в установленном законодательством порядке. Используются акт (накладная) приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1) и карточка учета нематериальных активов (ф. № НМА-1). В зависимости от характера операции и требований нормативных актов в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.
В учетную политику предприятия по бухгалтерскому учету в целях минимизации различий рекомендуется внести изменения.
Для унификации отдельных способов учета и оценки объектов следует предусмотреть в части нематериальных активов:
в
состав нематериальных активов в
бухгалтерском учете включаются
права владения “ноу-хау”, лицензии
на право пользование недрами,
фирменное наименование.
1.
Методические указания по инвентаризации
имущества и финансовых
2.
Методические рекомендации о
порядке формирования
3.
О бухгалтерском учете.
4.
О порядке исчисления и уплаты
в бюджет налога на прибыль
предприятий и организаций.
5.
Об акционерных обществах.
6.
План счетов бухгалтерского
учета финансово-
7.
Положение по ведению
8.
Положение по бухгалтерскому
учету “Учет нематериальных
9. Приказ МФ РФ “О формах бухгалтерской отчетности организации” от 13.01.2000 № 4н.
10.
Багдасаров Д. Р. Учет и
11. Безруких К.Н., Середа Т.П. Бухгалтерские проводки. Ростов н/ Д: Феникс, 2001.
12. Волков Н. Г. Учет и определение налоговой базы по приобретению и использованию амортизируемых объектов // Бухгалтерский учет. 2002. № 3.
13. Кислов Д. В. Учет нематериальных активов. - М.: Главбух, 2002.-128 с.
14. Курбанчалеева О. А. Как отразить выбытие нематериальных активов // Главбух. 2001. № 4.
15. Медведев Л. Н. Расширенные комментарии ПБУ 14/2000 “Учет нематериальных активов”. М.: Налоговый вестник, 2001.
16. Панченко Т. М. Передача прав на нематериальные активы // Главбух. 2001. № 6.
17. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2000.
18. Соловьева Г. М. Учет нематериальных активов. М.: Финансы и статистика, 2001.
19. Тумасян Р.З. Учет нематериальных активов. М.: ООО “НИТАР АЛЬЯНС”, 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Приложение
1.
Справка
О расчете амортизации объектов основных средств и нематериальных активов, подлежащих единовременному списанию
Наименование
организации___________________
Период____________________
Единица измерения_________
__________________________
|