Учет нематериальных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы - раскрыть основные особенности бухгалтерского учета нематериальных активов на примере конкретного предприятия, в соответствии с законодательными и нормативными актами.

Задачи исследования:

1. изучить нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет нематериальных активов

2. рассмотреть организацию учета нематериальных активов в бухгалтерии

3. ознакомиться с документальным оформлением всех операций, связанных с приобретением, выбытием нематериальных активов

4. изучить синтетический учет нематериальных активов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.


Глава 1. Нематериальные активы: классификация, бухгалтерский учет.


1.Нематериальные активы как экономическая категория и объект бухгалтерского учета.
2.Бухгалтерский учет нематериальных активов.
1.Организация учета нематериальных активов.
2.Учет поступления и выбытия нематериальных активов.
3.Амортизация и инвентаризация нематериальных активов.


Глава 2. Особенности организации бухгалтерского учета нематериальных активов на ОАО «Факел».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Список литературы.


ПРИЛОЖЕНИЕ.

Файлы: 1 файл

Учет нематериальных активов(КУРСОВАЯ).doc

— 315.50 Кб (Скачать)

    Налоговый  учет  можно  организовать с применением  аналитических регистров. Аналитические регистры - это сводные формы систематизации данных  налогового  учета за отчетный  налоговый период, сгруппированные в соответствии  с  требованиями главы 2

    5 НК РФ, без распределения (отражения)  по счетам учета для учета  амортизации для целей налогообложения. Заполнение регистра  производится  на основе данных бухгалтерского учета, а также  бухгалтерских  справок. Бухгалтерские справки составляются для определенных  показателей  и  на основе специальных расчетов (например: определение ежемесячной нормы списания ремонта по конкретному объекту), а также для включения в состав  расходов,  уменьшающих доходы, сумм, подлежащих  единовременному списанию в результате изменения классификации объектов, учитываемых в целях  налогообложения. Справка составляется  в  произвольной  форме, подписывается  исполнителем  и  прикладывается к соответствующему регистру.

    При заполнении регистра можно воспользоваться следующей схемой, которая приведена в Приложении 1 к данной работе.

    Для  организации  налогового  учета  амортизируемого имущества, рекомендуем  данный  Регистр. При  его  заполнении  необходимо  руководствоваться статьями 256-259 и 322 НК РФ.

    При заполнении в последующем  отчетном  налоговом  периоде  этого регистра в графу 8 “Сумма начисленной амортизации всего” переносятся данные графы 10 “Остаточная стоимость” за предыдущий период.

    При реализации недоамортизируемого имущества, убыток определяется в соответствии с п. 3 статьи 268 НК РФ, и определяется по каждому объекту, с указанием срока до которого  будет производиться списание убытка. В графе 4 отражаются  фактические расходы отчетного периода в размере понесенного убытка  по  конкретному объекту. В графе 5 регистра  включается часть убытка,  приходящаяся  на  отчетный  налоговый период,  а разница между этими показателями отражается в графе 7 “Сальдо на конец отчетного периода”. Перенос убытков предыдущих налоговых периодов осуществляется в соответствии со статьей 283 НК РФ. Сумму убытка можно отражать по  каждому налоговому периоду, при этом налогоплательщик имеет право на перенос убытка на  будущее в течении 10 лет, отражая его в графе 7 “Сальдо на конец отчетного периода” (Приложение 2).

    Расходы  по  строкам 06-24 данного  регистра  не  учитываются  для целей налогообложения и не переносятся на  последующие  налоговые  периоды, и поэтому сальдо не имеют (Приложение 2.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В условиях перехода  предприятия  к рынку  значительно  возрастает  роль бухгалтерского  учета  как  важнейшего средства получения полной и достоверной   информации  об  имуществе   предприятия  и  его  обязательствах  и своевременного доведения этих сведений до пользователей.

    В связи с расширением прав предприятий  в области постановки и ведения бухгалтерского учета перед бухгалтерскими службами  возникает  проблема оптимальной  организации  учета  различных  объектов:  основных  средств, нематериальных активов, процессов производства  и  реализации, расчетов, капитальных и финансовых вложений и др.

    Данная  курсовая работа  рассматривает  круг вопросов, связанных с организацией  ведения учета нематериальных активов. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

    1. для учета нематериальных активов   вследствие их разнообразия по  составу и назначению  имеет   место их классификация, исходя  из которой и составляется  отчетность о наличии и движении  нематериальных активов, отсюда, учет  данного  вида  средств организуется в бухгалтерии по их видам, независимо от организационно-правовой формы собственности предприятия;

    2. аналитический  учет, организованный  с  применением  вычислительной  техники, позволяет  сократить  трудоемкость, затраты времени, повысить качество контроля, обеспечивает быстрый доступ к информации;

    3. особенностью учета нематериальных  активов, в частности выбытия,  является  определение  финансового   результата  по  данной  операции  с последующим его отнесением либо на прибыль, либо на убытки.

    Все предприятия  при  учете  нематериальных активов должны руководствоваться  соответствующими  законодательными и нормативными документами.

    В настоящее  время  отражению в  учете  нематериальных активов уделено довольно много внимания. Однако вопросов и проблем не становится меньше. Поэтому необходимо совершенствовать систему  учета  нематериальных активов.

    В связи с введением с 1 января 2002 года главы 25 “Налог на прибыль организаций” Налогового кодекса Российской Федерации при организации и определении порядка и степени использования  данных  бухгалтерского учета для учета  амортизируемых  активов  необходимо  определить различия в правилах их бухгалтерского и налогового учета.

    Организация устанавливает срок  полезного  использования  по  каждому виду амортизируемых нематериальных активов  при  их постановке на учет, если он не установлен в договоре, патенте или ином  аналогичном  документе: в бухгалтерском учете - в расчете на 20 лет; в налоговом учете - в расчете на 10 лет.

    В отличии от правил бухгалтерского  учета в составе  нематериальных активов учитываются: права  владения на “ноу-хау”, секретную  формулу  или процесс, лицензии на  право  пользования  недрами, а  также  право на фирменное  наименование и не учитываются организационные расходы и положительная деловая репутация.

    Предприятию ОАО «Факел» можно  рекомендовать  ведение налогового учета с использованием  или  преобразованием регистров  бухгалтерского учета. При этом организации необходимо определить:

    - методы, минимизирующие различия в учете амортизируемых активов;

    - регистры бухгалтерского учета,  используемые в налоговом учете;

    - операции  и  объекты  для   учета в регистрах  аналитического  налогового учета.

    К методам, минимизирующим различия, могут  быть отнесены процедуры, которые касаются изменения:

    - типовых форм первичной учетной  документации;

    - положений учетной политики по  бухгалтерскому учету данных  активов.

    Исходя  из  различий, приведенных  выше, организация может предусмотреть  следующие дополнительные  показатели в типовых  формах  первичной учетной документации:

    - установление кодов отнесения  объектов по составу - к объектам, принимаемым и  не принимаемым  в состав амортизируемого имущества  в налоговом учете. Это касается  включения в состав  амортизируемого имущества объектов жилого фонда и невключения безвозмездно  полученных  объектов; деловой  репутации и организационных расходов и т. п.;

    по  стоимости - объекты  со  стоимостью  до  10000 руб. не  принимаются к  учету (их стоимость списывается при вводе в эксплуатацию);

    - выделение двух  видов  стоимости   вводимых  в  эксплуатацию  объектов

    для бухгалтерского учета - первоначальная стоимость;

    для налогового учета - амортизируемая  стоимость (первоначальная стоимость, уменьшенная на сумму не  принимаемых  при  налогообложении расходов).

    Таким образом, данные бухгалтерского и налогового учета амортизируемых объектов будут  формироваться в регистрах  на  основании показателей одних  и тех же форм  первичной  учетной  документации, составленных в установленном  законодательством  порядке.  Используются  акт  (накладная)  приемки-передачи  основных  средств (ф. № ОС-1) и карточка  учета нематериальных  активов (ф. № НМА-1). В зависимости от  характера  операции и требований  нормативных актов в первичные документы могут  быть  включены дополнительные реквизиты.

    В учетную политику  предприятия  по бухгалтерскому  учету в целях  минимизации различий рекомендуется  внести изменения.

    Для унификации отдельных способов учета  и оценки объектов следует предусмотреть в части нематериальных активов:

    в состав нематериальных активов в  бухгалтерском учете включаются права владения “ноу-хау”, лицензии  на  право  пользование  недрами, фирменное наименование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованный литературы:

    1. Методические  указания  по  инвентаризации  имущества и финансовых обязательств. Приложение к приказу Минфина  РФ от 13.06.95 г., № 49.

    2. Методические рекомендации о  порядке формирования показателей  бухгалтерской отчетности организаций.  Утверждены приказом Минфина РФ от 28.06.2000 г., № 60н.

    3.  О бухгалтерском учете. Федеральный   закон от  21.11.96 г., № 129-ФЗ.- - М., 1996.

    4.  О порядке исчисления и уплаты  в бюджет налога на прибыль  предприятий и организаций. Инструкция  Министерства РФ по налогам  и сборам  от 15.06.2000 г., № 62. 

    5.  Об акционерных обществах. Федеральный  закон от 26.12.95 г., № 208- ФЗ. - М.,1995

    6. План счетов  бухгалтерского  учета  финансово-хозяйственной   деятельности организаций и инструкция  по его применению. Утверждены  приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94-н.

    7.  Положение по ведению  бухгалтерского  учета  и  бухгалтерской   отчетности в РФ. Утверждено приказом  Минфина РФ от 29.07.98 г., № 34н.

    8. Положение по бухгалтерскому  учету “Учет нематериальных активов”. Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г., № 91н.

    9. Приказ МФ РФ “О формах  бухгалтерской  отчетности  организации”  от 13.01.2000 № 4н.

    10. Багдасаров Д. Р. Учет и налогообложение   безвозмездно  полученного имущества  // Главбух. 2001. № 5.

    11. Безруких К.Н.,  Середа Т.П. Бухгалтерские проводки. Ростов  н/ Д: Феникс, 2001.

    12. Волков Н. Г. Учет и определение налоговой базы  по  приобретению и использованию амортизируемых объектов // Бухгалтерский учет. 2002. № 3.

    13. Кислов Д. В. Учет нематериальных активов. - М.: Главбух, 2002.-128 с.

    14. Курбанчалеева О. А. Как отразить выбытие нематериальных активов // Главбух. 2001. № 4.

    15. Медведев Л. Н. Расширенные комментарии ПБУ 14/2000 “Учет нематериальных активов”. М.: Налоговый вестник, 2001.

    16. Панченко Т. М. Передача прав на нематериальные активы // Главбух. 2001. № 6.

    17. Соколов Я.В. Основы теории  бухгалтерского  учета. - М.: Финансы и статистика, 2000.

    18. Соловьева Г. М. Учет  нематериальных  активов. М.: Финансы и статистика, 2001.

    19. Тумасян Р.З.  Учет  нематериальных  активов. М.:  ООО  “НИТАР АЛЬЯНС”, 2001.

    ПРИЛОЖЕНИЕ.

    Приложение 1.  

Справка

    О расчете амортизации объектов основных средств и нематериальных активов, подлежащих единовременному списанию

    Наименование  организации____________________________________

    Период______________________________________________________

    Единица измерения_________

    ___________________________________

  № п/п Наименование  объекта Стоимость Срок  эксплуатации  Начислена  амортизация на 31.12.08г.  Амортизация,  списываемая  единовременно
До 01.01.09г. с 01.02.09г.

Информация о работе Учет нематериальных активов