Учет и аудит затрат

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 22:20, реферат

Краткое описание

При осуществлении хозяйственно-производственной деятельности на любом предприятии естественным образом потребляются сырье, материалы, топливо, энергия, работникам выплачивается заработная плата, отчисляются платежи на их социальное и пенсионное страхование, начисляется амортизация, а также осуществляется еще ряд необходимых затрат.

Файлы: 1 файл

Бухучет (1).doc

— 83.50 Кб (Скачать)

Одно  из основных условий получения достоверной  информации о себестоимости продукции — четкое определение состава производственных затрат.

Основные  принципы формирования состава себестоимости  продукции определены в Законе РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” и конкретизированы в Положении о составе затрат с изменениями и дополнениями, внесенными в это Положение, четко определившими:

  • издержки, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) и
  • затраты, производимые за счет соответствующих источников финансирования (прибыли организации, фондов специального назначения, целевого финансирования и целевых поступлений).

Регламентирующая  роль государства по отношению к  себестоимости продукции проявляется  также в установлении норм амортизации основных средств, тарифов отчислений на социальные нужды, в некоторые виды дорожных фондов.

Нормируемые государством расходы относятся  на себестоимость продукции в  сумме фактических расходов, а  корректировка указанных затрат с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов осуществляется для целей налогообложения.

Для учета  производственных затрат большое значение имеет выбор номенклатуры синтетических  и аналитических счетов производства и объектов калькуляции.

На крупных  и средних фирмах для учета  затрат на производство продукции применяют  следующие счета бухгалтерского учета:

  • счет 20 “Основное производство”,
  • счет 23 “Вспомогательное производство”,
  • счет 25 “Общепроизводственные расходы”,
  • счет 26 “Общехозяйственные расходы”,
  • счет 28 “Потери от брака”,
  • счет 31 “Расходы будущих периодов”,
  • счет 36 “Выполненные этапы по незавершенным работам”,
  • счет 37 “Выпуск продукции”.

Для малых  предприятий для учета затрат на производство используют:

  • счет 20 “Основное производство”,
  • счет 26 “Общехозяйственные расходы”,
  • счет 31 “Расходы будущих периодов”.

Счет 37 используется по необходимости и  предназначен для учета выполненной  продукции (работ, услуг) и выявления  отклонений фактической производственной себестоимости продукции (работ, услуг) от нормативной или плановой себестоимости.

Объекты калькуляции — отдельные изделия, группы изделий, полуфабрикаты, работы и услуги, себестоимость которых определяется. Аналитический учет затрат на производство ведется по объектам калькуляции. Для каждого объекта необходимо правильно выбратькалькуляционную единицу, в качестве которых применяют, в основном, натуральные (тонны, метры) и условно-натуральные единицы, исчисленные с помощью коэффициентов. Калькуляционные единицы могут не совпадать с учетной натуральной единицей. Применение укрупненных калькуляционных единиц упрощает составление плановых и отчетных калькуляций.

Аудит затрат на производство

      Объектом  аудиторской проверки должны быть калькуляционные  расчеты по определению себестоимости изделий, работ, услуг. Без налаженной калькуляционной работы, постоянного контроля за себестоимостью и рентабельностью продукции невозможно надолго обеспечить высокие доходы. Задача аудитора состоит также в том, чтобы обратить внимание руководства ревизуемого предприятия на недостатки в учете затрат и калькулирования себестоимости, и внести соответствующие рекомендации по исправлению этих недостатков. В сферу деятельности аудитора входит проверка правильности формирования себестоимости продукции, состава затрат и издержек.

      Правильность  отнесения затрат на производство и  реализацию продукции очень важна  потому, что от этого зависит величина себестоимости продукции, и, следовательно, прибыли и рентабельности, размеры  резервного и специальных фондов, размеры налогов на прибыль и другие показатели.

      Аудитор при этом руководствуется соответствующими постановлениями и  предметом  его проверки должна являться:

  • правильность произведения затрат и отражения их в полном объеме в соответствии с учетной политикой;
  • правильность определения себестоимости.

      Аудиторские процедуры:

      Общие процедуры

      1) получение сведений  об организации  учета затрат на предприятии:  применяемые методы учета; используемые  счета бухгалтерского учета и  порядок отнесения на них тех  или иных затрат; порядок учета и списания на себестоимость продукции общехозяйственных расходов; применяемые учетные регистры; распределение обязанностей между сотрудниками бухгалтерии, «ведущими» затратные счета; процедура контроля в цикле расходов; основные статьи расходов;

      2) получение учетных регистров,  содержащих записи по каждой  хозяйственной операции; проверка  правильности подсчета итогов  и переноса данных в Главную  книгу;

      3) выборка расходов, понесенных в  периоде, с включением в неё  крупных сумм, выраженных в рублях и валюте, необычных операций и некоторой части мелких сумм. Выполнение действий, приведенных ниже, применительно в операциям, вошедшим в выборку;

      4) сравнение указанных в учетном  регистре сумм и месяца, к которому  они относятся, с первичными  документами – счетами, договорами, банковскими выписками и пр. Проверка наличия у документов всех необходимых реквизитов;

      5) сравнение сумм, указанных в счетах-фактурах, платежных требованиях-поручениях  и пр., с суммами платежных документов. Сравнение длительности промежутка между датами платежа, оприходования товаров (услуг), получения счета-фактуры;

      6) проверка отнесения затрат к  тому периоду, в котором они  реально понесены, путем сравнения  данных первичных документов  с бухгалтерскими записями;

      7) проверка отнесения затрат на соответствующие счета;

      8) проверка санкционирования все  расходов путем ознакомления  с внутренними документами организации  за подписью генерального директора,  финансового директора или прочих  уполномоченных сотрудников, регламентирующими  политику организации по утверждению расходов;

      9) изучение  результатов перечисленных  процедур на предмет соответствия  ведения учета установленным  методикам.  Определение с учетом  полученных данных объема дополнительных  детальных тестов.

      Детальные тесты по составу затрат

      1) проверка при осуществлении организацией  нескольких видов деятельности, выпуске продукции нескольких  видов, наличия раздельного учета  затрат, а также соответствия  расходов конкретному виду деятельности (прямые расходы, относящиеся  к производству продукции вида А, не должны участвовать в формировании себестоимости продукции вида Б);

      2) проверка того, что на затратные  счета не относится и в себестоимость  продукции не включается: расходы,  которые в соответствии с законодательством  РФ должны финансироваться за счет собственных источников организации; расходы, относящиеся к капитальным вложениям; расходы, которые должны участвовать в формировании финансового результата от реализации основных средств и прочего имущества организации;

      3) проверка аккуратности записи (наличие случайных арифметических и прочих ошибок);

      4) проверка необычных операций, проводок  с нестандартной корреспонденцией  счетов;

      5) с 1995 г. прибыль организации,  исчисленная по стандартам бухгалтерского  учета, может существенно отличаться от прибыли, исчисленной для целей налогообложения. Поэтому она должна корректироваться с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. К ним относятся: расходы на рекламу; представительские расходы; расходы на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе учебными учреждениями; расходы на выплату процентов по кредитам банков; компенсация за использование для служебных поездок личных автомобилей; командировочные расходы. При наличии в структуре затрат организации указанных расходов аудитор должен убедиться в том, что на затратных счетах ведется  аналитический учет, позволяющий разделить данные расходы в пределах нормативов и сверх них;

      6) проверка правильности документального  обоснования указанных расходов; оценка правильности отнесения на затраты стоимости ремонтных работ; проверка возможности квалифицировать произведенные затраты как ремонт;

      7) оценка правильности учета расходов  будущих периодов, проверка их  своевременного списания;

      8) при наличии у организации  арендованных объектов основных фондов (или их частей) проверка: соответствия порядка начисления арендной платы в бухгалтерском учете порядку, установленному договором; порядка отражения в учете расходов, обусловленных их содержанием и ремонтом;

      9) проверка правильности включения сумм износа по основным средствам, нематериальным активам и МБП в себестоимость продукции;

      10) проверка правильной оценки сырья,  материалов, топлива, запчастей,  горюче-смазочным материалов и  пр., списанных на счета затрат;

      11) проверка правильного включения в себестоимость начисленной заработной платы и правильного её учета на соответствующих счетах, проверка соответствия прочих выплат работникам предприятия, отнесенных на счета учета затрат, Положению о составе затрат по производству и реализации продукции;

      12) оценка правильности отнесения  на затраты страховых взносов  в Пенсионный фонд, Фонд социального  страхования, Фонд обязательного  медицинского страхования и Фонд  занятости, а также прочих налогов  и сборов, исчисляемых в процентах  от фонда оплаты труда и относимых на себестоимость продукции;

      13) оценка правильности включения  в себестоимость расходов на  оплату услуг банков; сравнение  их со ставками и суммами,  указанными в договорах с банками;

      14) проверка правильности и обоснованности  включения в себестоимость расходов на оплату услуг банков; сравнение их со ставками и суммами, указанными в договорах с банками;

      15)  проверка правильности учета  коммерческих расходов, к которым  относятся: расходы на тару  и упаковку, расходы по доставке, погрузке, разгрузке продукции, комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям, расходы на рекламу и др.;

  1. проверка порядка списания на себестоимость продукции общехозяйственных расходов: соответствие методу, выбранному в учетной политике, последовательность его  применения;
  2. проверка порядка распределения затрат за период между готовой продукцией (выполненными работами, оказанными услугами) и незавершенным производством. Формулирование вывода о его обоснованности.

      Незавершенное производство

      1) определение того, что именно  отражается в составе незавершенного  производства: продукция (работы, услуги), не прошедшие всех стадий производственного  процесса; неукомплектованные изделия;  изделия, не прошедшие испытания  и технической приемки; выполненные этапы по незавершенным работам. Проверка соответствия отражения в бухгалтерском учете стоимости незавершенного производства порядку, приведенному в приказе об учетной политике организации. Проверка соответствия выбранного в учетной политике метода Положению о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, отраслевым инструкциям и типовым методическим рекомендациям по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг);

      2) проверка соответствия фактических  остатков незавершенного производства данным, приведенным в балансе: сравнение остатков на счетах бухгалтерского учета (20,21,23,29,30,36,44) с результатами инвентаризации незавершенного производства на конец года; проверка на основе выборки правильности оценки остатков незавершенного производства.

Информация о работе Учет и аудит затрат