Учет и аудит текущих обязательств

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 18:26, контрольная работа

Краткое описание

Основная цель проверки — соблюдение законности и своевременность погашения задолженности, правильность учета расчетов и мероприятий, проводимых руководством организации для устранения причин, вызывающих возникновение невостребованной задолженности.

Файлы: 1 файл

Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками.doc

— 156.50 Кб (Скачать)
 

Выполнили: УиА08Р1

Нуржаубекова  А., Гапуова Ж., Чымырбаева У., Раисова А., Хван В., Актымбаев Е., Хожахметова  Ш. 
 

Основная  цель проверки — соблюдение законности и своевременность погашения задолженности, правильность учета расчетов и мероприятий, проводимых руководством организации для устранения причин, вызывающих возникновение невостребованной задолженности.

Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками необходимо осуществлять по следующим основным направлениям: 
- имеются ли договора на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг; 
- наличие и правильность оформленных первичных документов на получение товарно-материальных запасов (работ, услуг); 
- проверка полноты оприходования товарно-материальных запасов; 
- как ведется учет выданных доверенностей на приобретение товарно-материальных запасов; 
- своевременно ли производятся отметки об использовании доверенностей в специальном журнале регистрации выданных доверенностей; 
- при проверке расчетов с подрядчиками выясняют: 
а) обеспечены ли объекты источником финансирования; 
б) имеется ли проектно-сметная документация на строящиеся объекты; 
в) своевременно ли предоставляются счета подрядных организаций; 
г) нет ли приписок объемов выполненных работ; 
д) соблюдаются ли сроки оплаты выполненных строительных работ; 
- предъявлялись ли претензии поставщикам и подрядчикам: 
а) в случае несоответствия тарифов, обусловленных договорами; 
б) при выявлении арифметических ошибок в предъявленных счетах; 
в) при обнаружении несоответствия качества стандартам или техническим условиям; 
г) за недостачу груза в пути сверх норм естественной убыли; 
- соблюдаются ли сроки погашения задолженности поставщикам и подрядчикам аудируемым субъектом; 
- правильность ведения синтетического и аналитического учета по счету 671 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 
- соответствие записей в журнале-ордере по счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» данным, указанным в Главной книге и бухгалтерском балансе; 
- правильность составления бухгалтерских проводок по счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Перед составлением плана и программы  проверки расчетов с поставщиками и  подрядчиками прежде всего необходимо установить качество состояния внутреннего  контроля по учету таких операций. Для достижения этой цели, как правило, прибегают к опросу (письменному и устному) работников организации. Это позволяет выявить наиболее уязвимые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки. Преимущественно проверяют работы, которые совсем не подвергались контролю либо мало контролировались бухгалтерией. 

Оценка  состояния  внутреннего контроля

Наименование  процедуры контроля Конечные  задачи процедуры контроля Возможные методы проведения процедуры контроля на предприятии Оценка  наличия внутреннего контроля Примечание
«+» «-»
1.Контроль  законности совершения операции  и создания первичного документа 1.Все  хозяйственные операции совершаются  и фиксируются в учете с  письменного разрешения руководства  или уполномоченных лиц Система проверки первичной документации на наличие  необходимых подписей службой внутреннего  контроля      
Отказ в принятии документа в обработку  работниками бухгалтерии без  необходимых данных подписей      
Отказ конкретных исполнителей в исполнении хозяйственной операции без необходимых  письменных распоряжений      
2.Все  хозяйственные операции совершаются  в строгом соответствии с заключенными договорами и действующим законодательством Проверка службой  внутреннего контроля соответствия произведенных и зафиксированных  на носителе операций хозяйственным  договорам и действующему законодательству      
Визирование договоров и прочих юридических  актов главным бухгалтером или  другим уполномоченным работником бухгалтерии      
2.Формальная  проверка документации на наличие  всех обязательных реквизитов 3.Весь  массив первичных документов  в части наличия необходимых  реквизитов отвечает требованиям законодательства о б/у Систематическая проверка службой внутреннего контроля наличия всех обязательных реквизитов в документах    
Контроль  со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих конкретные документы, за правильностью оформления документов    
3.Соответствие  первичной документации регистрируемым  оперативным фактам 4.Достижение  уверенности в том, что на  каждую операцию составлен документ, верно зафиксировавший совершенный  оперативный факт Систематическая проверка службой внутреннего контроля соответствия созданных и полученных первичных документов экономическому смыслу операции    
Арифметический  и логический контроль со стороны  работников бухгалтерии, обрабатывающих документацию, за соответствием совершенной  операции оформленному оправдательному документу    
4.Контроль  полноты регистрации первичных  документов 5.Достижение  уверенности, что все первичные  документы на предприятии будут  введены и обработаны Проверка службой  внутреннего контроля полноты регистрации  документов в учетных регистрах    
Единая  нумерация первичной документации, контроль со стороны бухгалтерии  за отклонениями в нумерации документов, ведение журналов регистрации первичных  учетных документов    
5.Контроль  точности регистрации и обработки  первичных документов 6.Точный  количественный и качественный  перенос данных из документа  в систему учета Проверка службой  внутреннего контроля соответствия занесения данных из первичного документа  в систему б/у    
Автоматический  ввод бухгалтерской проводки с документа  с помощью программных продуктов    
Обязательная  контировка первичных документов бухгалтером, производящим их обработку    
6.Контроль  своевременности регистрации и  обработки первичных документов 7.Достижение  уверенности в том, что принцип  временной определенности на предприятии соблюден Проверка службой  внутреннего контроля соответствия даты документа дате его регистрации  в учетном регистре    
Проведение  инвентаризации и сверок расчетов в  целях установления реальности числящихся в учете сумм на определенную дату    
Система поощрений и наказаний за выполнение бухгалтером-исполнителем своих обязанностей, в том числе за своевременность  регистрации документов    
7.Контроль  документопотоков 8.Достижение  уверенности в том, что на  предприятии исполняются действующие графики документооборота Проверка службой  внутреннего контроля исполнения функций  персонала, участвующего в системе  документооборота в соответствии с  действующим графиком    
Контроль  со стороны бухгалтерии за сроком оборота документов    
8.Контроль  защиты информации при организации обработки и регистрации документов 

9.Контроль системы  защиты информации в условиях  КОД

9.Достижение  уверенности в том, что в  процессе регистрации и обработки  информации вся первичная документация  будет защищена от несанкционированного доступа Проверка службой  внутреннего контроля организации  хранения документов в процессе текущей  деятельности    
Определение круга лиц, имеющих право доступа  к той или иной документации, контроль со стороны работников бухгалтерии  за документами, находящимися у них на обработке    
Практика  введения паролей на автоматизированных рабочих местах (АРМ), установление системным оператором определенного  порядка доступа к информации с другого АРМ    
10.Контроль  организации хранения документов 10.Достижение  уверенности в том, что организованной  на предприятии системе хранения документов не будет допущено утери или исправления первичной документации на протяжении всего срока ее хранения Проверка службой  внутреннего контроля соблюдения требований нормативных актов в части организации архивной службы    
Контроль  со стороны бухгалтерии за соблюдением  сроков сдачи документации в архив  и сроков хранения первичной документации    
Инвентаризация  дел в архивах    
11.Контроль  за истреблением кредиторской  задолженности 11.Достижение  уверенности в том, что с  любой сомнительной или просроченной  задолженностью на предприятии  будет проводиться необходимая  работа по ее истребованию Систематическая проверка службой внутреннего контроля своевременности предъявления претензий поставщикам и своевременности подачи дел в арбитражные суды и отслеживание результатов проведенных мероприятий    
Контроль  со стороны бухгалтерии за своевременностью истребования задолженности
12.Контроль  за правильностью отражения операций  на счетах б/у 12.Достижение  уверенности в том, что все  операции по расчетам с поставщиками  и подрядчиками будут отражены  на соответствующих экономическому  смыслу совершенной операции  счетах б/у Использование на предприятии автоматизированных средств обработки данных, в которых реализована возможность автоматического формирования корреспонденции счетов по типовым операциям    
Контроль  со стороны службы внутреннего контроля и главного бухгалтера (или другого  ответственного лица) за правильностью  произведенных на счетах учета записей
Разработка  типовых корреспонденций счетов без дальнейшего контроля за их соблюдением
  

  
 План аудита должен охватить следующие основные направления проверки:

правовую оценку договоров с поставщиками и подрядчиками с позиций действующего законодательства;

организацию первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;

организацию бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;

организацию налогового учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.      

 

План аудиторской  проверки учета расчетов с поставщиками  и подрядчиками

Проверяемая организация                 ТОО «ААА»             

Период  проверки 01.01.07-30.12.07

Число человеко-часов

Руководитель  аудиторской группы

Состав  аудиторской группы

Планируемый аудиторский риск 4%

Планированный уровень существенности 1% 

№ п/п Планируемые виды работ Период проведения аудита Исполнитель Примечания
1 Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками 01.03.07-01.12.07   При возникновении  необходимости – привлечение  эксперта
2 Проверка организации  первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 01.03.07-06.12.07    
3 Проверка состояния  задолженности перед поставщиками и подрядчиками 04.04.07-06.12.07    
4 Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете  различных операций по расчетам с  поставщиками и подрядчиками 07.04.07-25.12.07    
5 Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками данным сводного (синтетического) учета 26.04.07-27.12.07    
6 Проверка организации  налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками 26.04.07-30.12.07    
 

 

Руководитель  аудиторской организации  _________________                                    

                                                                                                    (подпись) 

Руководитель  аудиторской группы  ________________                                                                                               

                            (подпись) 

Первый  этап проведения аудита по расчетам с  поставщиками и подрядчиками – правовая оценка договоров с позиций действующего законодательства. Необходимость проведения этой процедуры обусловлена тем, что в зависимости от правовой формы и условий договора различаются и варианты отражения в учете операций с поставщиками и подрядчиками. Юридический статус контрагента и его права заниматься определенными видами деятельности напрямую влияют на порядок принятия к учету затрат и налога на добавленную стоимость. 

Программа аудиторской  проверки учета расчетов с поставщиками и  подрядчиками

Проверяемая организация                               ТОО «ААА»

Период  проверки 01.01.07-30.12.07

Число человеко-часов

Руководитель  аудиторской группы

Состав  аудиторской группы

Планируемый аудиторский риск 4%

Планированный уровень существенности 1% 

№ п/п Перечень аудиторских  процедур по разделам аудита Период проведения аудита Исполнитель Рабочие документы  аудитора Примечания
1  
  
 

1.1 

1.2

Правовая  оценка договоров  с поставщиками и  подрядчиками

Экспертиза договоров  с поставщиками

Экспертиза договоров  с подрядчиками

01.03.07-03.12.07   Договор, соглашения, контракты; копии переписки или  заключение эксперта (в случае его привлечения) При проверке применять  непредставительную выборку
2  
  
 

2.1  
  
  
 

2.2  
  
  
 

2.3

2.4 

2.5  
  
 

2.6

Проверка  организации первичного учета расчетов с  поставщиками и подрядчиками

Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования  ТМЦ, принятия к учету работ, услуг

Проверка оперативности  регистрации фактов поступления  сырья и материалов, оказания услуг

Проверка законности ПУД

Проверка соблюдения графика д/о

Проверка полноты  и точности  регистрации документа  в учетных регистрах

Проверка организации хранения документов и организации доступа к ПУД

01.03.07-06.12.07   Первичные документы (накладные, счета-фактуры, акты сдачи-приемки), договоры, данные складского учета, данные бухгалтерского учета, книга покупок, графики документооборота, организационно- распорядительная документация по вопросам хранения и доступа к первичной учетной документации (ПУД) При осуществлении  проверки по поступлению ТМЦ –  применять репрезентативную выборку (метод систематического отбора), операции по принятию к учету услуг (работ) – выборка непредставительная
3  
  
 

3.1  
  
 

3.2 

Проверка  состояния задолженности  перед поставщиками и подрядчиками

Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности

Проверка правильности списания дебиторской задолженности, безнадежной ко взысканию

04.04.07-06.12.07   Регистры б/у, акты сверок, ответы на запросы поставщикам, решения судов в части признания  задолженности безнадежной ко взысканию  и т.д. Провести выборочную инвентаризацию задолженности, списанные  безнадежные долги проверять сплошным методом
4  
  
  
  
  
 

4.1  
 

4.2 

4.3 

4.4

Проверка  правильности отражения  в б/у отдельных  операций по расчетам с поставщиками и  подрядчиками 

Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам

Проверка расчетов по коммерческим кредитам

Проверка расчетов по претензиям

Проверка курсовых разниц

07.04.07-25.12.07   Регистры б/у, первичные документы (накладные, счета-фактуры, акты сдачи-приемки), договоры, претензионные  письма с приложенной документацией Проверку проводить  сплошным методом
5  
  
  
  
  
 

5.1  
  
  
 

5.2

Проверка  соответствия данных аналитического учета  расчетов с поставщиками и подрядчиками данным сводного (синтетического) учета

Проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета

Проверка правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и подрядчиками

26.04.07-27.12.07   Регистры аналитического учета, регистры синтетического (сводного) учета, отчетность -
6  
  
  
 

6.1  
 

6.2  
 

6.3 

Проверка  организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками

Налоговый учет сомнительной задолженности

Налоговый учет процентов по коммерческому кредиту

Учет налога на добавленную стоимость

26.04.07-30.12.07   Регистры налогового учета, регистры б/у, договоры, первичные  документы -
 

           Руководитель  аудиторской организации  ______________                                                                                                                                      

(подпись)

Руководитель  аудиторской группы    ________________                                                                                                                                 

(подпись) 

Проверка  расчетов в ТОО «ААА» с поставщиками и подрядчиками происходит в соответствии с программой аудита.

Выводы   аудитора   по   каждому   разделу   аудиторской    программы, документально  отраженные  в  рабочих   документах,   являются   фактическим материалом  для  составления  аудиторского  отчета ,  а также основанием  для   формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности ТОО «ААА»

При проверке учета  расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитору необходимо оценить качество первичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Связано это с тем, что практически все документы по расчетам поступают на предприятие извне, увеличивая внутрихозяйственный и контрольный риски при проведении аудита. Причин тому несколько:

-отсутствие  многократного контроля за первичными  документами на стадии их создания  и проверки (как это происходит  с документацией, создаваемой  на предприятии);

-сложность восстановления  отсутствующих и исправления  неправильно оформленных документов;

-большая вероятность  несвоевременного поступления подтверждающих  документов;

-значительная  часть первичных документов, подтверждающих  совершение этих операций (особенно  операций, связанных с договорами  на оказание услуг), не унифицирована. Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности.      

Аудиторская проверка организации первичного учета строится по следующей схеме.

Определяется  степень воздействия на организацию  первичного учета различных внутренних и внешних факторов (среди внешних  – требования законодательства, принадлежность организации, специфика отрасли, размеры  предприятия, местоположение, используемые ресурсы; внутренние факторы – организационная структура, философия управления и стиль работы руководителей, методы распределения полномочий и ответственности, информационное и кадровое обеспечение, техническая оснащенность).

Информация о работе Учет и аудит текущих обязательств