Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:04, реферат
История и современное состояние бухгалтерского учета - это развитие и взаимодействие различных учетных парадигм - комплекса профессиональных суждений, формирующих фундаментальные направления эволюции нашей профессии. Понимание содержания основных учетных парадигм и оценка их роли в развитии современной учетной практики позволяет существенно раздвинуть рамки своей профессиональной компетенции.
Истоки учета, его первые ростки скрыты от нас навсегда. Мы не знаем их и не можем узнать. Они исчезли за много тысячелетий до нас. Все, что мы можем утверждать, это то, что учет возник не сразу.
Введение
История и современное состояние бухгалтерского учета - это развитие и взаимодействие различных учетных парадигм - комплекса профессиональных суждений, формирующих фундаментальные направления эволюции нашей профессии. Понимание содержания основных учетных парадигм и оценка их роли в развитии современной учетной практики позволяет существенно раздвинуть рамки своей профессиональной компетенции.
Истоки учета, его первые ростки скрыты от нас навсегда. Мы не знаем их и не можем узнать. Они исчезли за много тысячелетий до нас. Все, что мы можем утверждать, это то, что учет возник не сразу. Было время, когда он был не нужен, когда все сведения о хозяйстве свободно помещались в голове одного человека, и не потому, что у этого человека была хорошая память, а просто хозяйство было небольшое, и сведений о нем было не слишком много.
Парадигма - это совокупность общих убеждений, которые разделяют профессионалы. Одни из них верят, что надо вести учет имущества и его изменений; другие считают, что этого мало и требуют, чтобы каждое такое изменение фиксировалось дважды; третьи полагают, что приобретенное имущество выпадает из хозяйственного оборота, в результате чего его денежная оценка теряет смысл. Далее делается вывод, что в учете следует фиксировать только расходы и доходы. Отсюда в бухгалтерском учете существует три парадигмы: униграфическая, диграфическая и камеральная.
1. Униграфический учет
История бухгалтерского учета насчитывает почти шесть тысяч лет и относится к IV веку до н.э. Появление учета связано с хозяйственной деятельностью человека.
В течение первых тысячелетий развивался униграфический учет (простая бухгалтерия), который воспроизводил факты хозяйственной жизни в тех единицах измерения, в которых они возникали. Этот вид учета основан на идее информационного воспроизведения хозяйственных процессов, идее наивного натурализма. Каждому факту реальной экономической жизни противостоит информационный факт, последний является зеркальным отражением первого.
Простая бухгалтерия развивалась в пять этапов:
1. Инвентарный учет. Это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.
2. Контокоррент. Единый счёт клиента в банке, на котором учитываются все операции, совершаемые банком с клиентом. На К. отражаются по дебету выплаты по поручениям клиента, в том числе и за счёт открытого ему банком кредита, и по кредиту — вносимые клиентом суммы и поступающие в его пользу платежи от третьих лиц. К. — активно-пассивный счёт, его сальдо может показывать сумму задолженности клиента банку или принадлежащий клиенту свободный остаток средств в банке.
3. Деньги, выступающие объектом учета.
4. Деньги как объект учета слились с учетом расчетов.
5. Деньги и контокоррент поглотили учет инвентаря.
Простая бухгалтерия представляла собой систему сплошного и систематического наблюдения за ходом хозяйственного процесса. Она позволила создать единую систему учета и взять под контроль все материальные и денежные средства, а также расчеты.
Но эта система имела ряд недостатков: в учете отсутствовало зеркальное отражение; использовался принцип приблизительности; учет носил регистрационный характер; не раскрывался юридический и экономический смысл всех приводимых в нем фактов; не применялись учетные средства для определения прибыли; отсутствовали итоги, позволяющие контролировать правильность учетных записей.
2. Камеральный учет
Еще в XVIII веке в работах австрийского бухгалтера М.Пуэхберга была разработана форма счетоводства, позволявшая вести учет выполнения сметы. Она получила название камеральной. Изначально особенностью камерального счетоводства являлось то, что объектом записей при этой системе являлись исключительно кассовые операции. В определении, данном А.М.Галаганом в работе «Счетоводство в его историческом развитии», суть камеральной системы, применимой, главным образом, в сметных хозяйствах, сводилась к постоянному сопоставлению в счетах сумм, назначенных по смете к получению или расходованию (назначений), с суммами, фактически полученными или израсходованными (исполнениями). Причем такое сопоставление проявляется в том, что «или ассигнуются определенные суммы, подлежащие расходованию, или заранее определяются те суммы, которые должны поступить в кассу». Таким образом, сопоставление распоряжений с исполнениями практически сводится к сопоставлению по кассовым доходам и расходам с фактически полученными доходами и действительно выполненными расходами». При этом А.М.Галаган подчеркивает, что как назначение доходов и расходов, так и их фактическое выполнение производятся в таком порядке, что все доходы и расходы хозяйства могут быть разбиты на определенные группы; следовательно, по каждой группе доходов и расходов при камеральной форме счетоводства представляется возможным узнать, в какой мере распоряжения соответствующих органов хозяйства были выполнены.
Несмотря на то, что с момента выхода в свет труда А.М. Галагана прошло более семидесяти лет, в отечественной практике не предпринималось значительных попыток развить камеральную систему учета, сделать ее более прогрессивной, введя как один из существенных элементов в систему современного двойного счетоводства в некоммерческих организациях. Как уже отмечалось, попытки прямого синтеза патримониальной (коммерческой) и камеральной систем учета не были удачными. Вместе с тем, отдельные составляющие камерального счетоводства при значительной адаптации могут и должны быть применены в современной бухгалтерии некоммерческой организации. Ведь и в бюджетной сфере система камерального учета занимает ведущее место. Правда, бюджетный учет в России построен в соответствии с бюджетной классификацией, на основе которой разработан и план счетов бюджетных организаций, дополненный в последнее время и планом счетов исполнения бюджета органами казначейства. В этой связи представляется целесообразным в общей системе камерального учета рассматривать две подсистемы:
а) бюджетный учет (основан на бюджетной классификации);
б) учет в некоммерческих организациях.
Таким образом, очевидно, что камеральное счетоводство в некоммерческой организации должно иметь свои отличительные особенности.
3. Диграфический учет
Патримональный учет (в связи с необходимостью выявлять финансовый результат деятельности) разделяется на: униграфический (простая запись) и диграфический учет (двойная запись).
Диграфический учет- одна из исторических форм учета, сменившая униграфическую систему. Заменил ставшую несостоятельной концепцию наивного натурализма идеей учетного реализма. В диграфическом учете заранее предполагается неполнота охвата фактов хозяйственной жизни и введение концептуальных, логически искусственных ограничений. Эти ограничения позволили выделить существенное из несущественного, заведомо исказить частное, чтобы полнее и точнее изобразить целое. Диаграфизм превращал сырой поток фактов хозяйственной жизни в упорядоченную систему понятий. С появлением диграфизма учет превращается из орудия наблюдения фактов хозяйственной жизни в инструмент управления предприятием. Данные отчета не просто отражают то, что делается в хозяйстве, но и являются следствием тех решений, которые принимали администрация на основе бухгалтерской информации. Становясь орудием (функцией) управления, бухгалтерский учет синтезирует деятельность лиц (юридические слои) и функционирование процессов (экономические слои). При этом предмет учета меняется в зависимости от целей, выдвигаемых перед ним.
Диграфический этап развития учета: 1300 -1850 годы прошлого столетия. В период этапа развития жил один из родоначальников двойной записи Лука Пачоли автор первой книги по бухучету: "Трактат о счетах и двойной записи".
В период диграфического этапа развития бухучета появились новые виды счетов: условные счета (счета порядка и метода); счета собственных средств счет капитала и дополнительный к нему счет прибылей и убытков.
4. Три системы счетов в трех парадигмах
Структура каждой парадигмы состоит из бухгалтерских счетов. Однако роль этих счетов в каждой парадигме неодинакова.
В униграфической парадигме мы сталкиваемся с совокупностью счетов, любой из них так же равноценен, как все счета совокупности. В диграфической системе самым значимым выступает счет "Прибылей и убытков".
Он цель и средство всей системы бухгалтерской информации, и именно он позволяет исчислить финансовый результат, ради которого и ведется учет. Камеральная парадигма кладет в основу счет Касса. Дело в том, что есть организации, которые не создают прибыли, а только "проедают" полученные средства. В таких случаях решающей задачей становится контроль за расходованием денег.
Сложность возникает, когда бюджетная организация начинает заниматься хозрасчетной деятельностью. Тогда возникает проблема: нужно ли разделить счета, отражающие коммерческие операции организации, от счетов, на которых контролируется выполнение сметы ее доходов и расходов.
Или смешать в одной и той же Главной книге счета обеих парадигм. С точки зрения большой теории нужны две Главные книги, с точки зрения удобства записи - достаточно одной.
Можно ли одну парадигму соединить с другой?
Неоднократно делались попытки. Предполагается, что и бюджетные организации должны вести методом двойной записи не только исполнение сметы, но и, как в коммерческих организациях, учет имущества, доходов и расходов.
Это, конечно, методологическая ошибка. Ее легче всего прояснить на примере учета амортизации. Если в коммерческой фирме купили основные средства, то это не считается расходом, а предполагается, что просто изменилась структура баланса: были деньги, а стали основные средства. И только потом, по мере эксплуатации, начинается списание этих расходов, которое может растянуться на длительный период. Но по мере начисления амортизации происходит в активе накопление средств, которые позволят в определенное время приобрести новые основные средства. А при ликвидации изношенного оборудования финансовые потери в этом случае оказываются минимальными, так как основная часть понесенных при приобретении расходов уже списана.
Если же бюджетная организация приобрела основные средства, то это ее расход. Она уплатила, и денег нет. По мере эксплуатации стоимость этого основного средства не создает прибыли, а, следовательно, и не возникает накоплений для реновации, т. е. для приобретения нового оборудования.
Список литературы
1. Интернет-ресурс для бухгалтеров - http://www.buh.ru/
2. СтудентБанк - http://studentbank.ru/
3. Реферат. Тема твоя. - http://www.referat.ru/
4. AllBest (архив рефератов) - http://www.allbest.ru/
8