Своевременность.
В случае неоправданной задержки в представлении
информации она может потерять свою уместность.
Руководству, может быть, необходимо сбалансировать
относительные достоинства своевременности
с представлением надежной информации.
Для своевременного представления информации
часто бывает необходимо отчитываться
до выяснения всех аспектов операции или
другого события, тем самым, снижая надежность.
И наоборот, если отчетность задержана
до выяснения всех аспектов, информация
может оказаться чрезвычайно надежной,
но мало полезной для пользователей, которые
должны были принимать решения раньше.
В достижении баланса между уместностью
и надежностью, превалирующим соображением
является наилучшее удовлетворение потребностей
пользователей для принятия экономического
решения.
Баланс
между выгодами и затратами.
Соотношение между выгодами и затратами
- это скорее принципиальное ограничение,
а не качественная характеристика. Выгоды,
извлекаемые из информации, должны превышать
затраты на ее получение.
Баланс
между качественными характеристиками.
На практике часто необходимо равновесие
или компромисс между качественными характеристиками.
Цель состоит в том, чтоб достичь соответствующего
соотношения между характеристиками,
выполнения основного предназначения
финансовой отчетности. [9, 130]
Достоверное
и объективное представление. О финансовой
отчетности часто говорят, что она дает
достоверное и объективное представление,
или представляет беспристрастно финансовое
положение, результаты деятельности и
изменения в финансовом положении компании.
Однако можно считать, что применение
основных качественных характеристик
и соответствующих
бухгалтерских стандартов обеспечивают
составление финансовой отчетности,
которая отвечает определению достоверной
и объективной картины или
беспристрастного представления подобной
информации.
3. Основные требования к составлению
финансовой отчетности в соответствии
с РСБУ и МСФО
Помимо
рассмотренных выше требований
в отношении добросовестного
представления, существенности, порядка
взаимозачета статей отчетности
и необходимости представления
сравнительной информации МСФО (IAS)
1 определяет, что при составлении
финансовой отчетности организация
обязана руководствоваться допущениями
о непрерывности деятельности, последовательности
представления и учете по методу
начисления.
МСФО (IAS) 1 особое
внимание уделяет раскрытию такого
понятия, как «добросовестное
представление» финансовой отчетности.
Добросовестное представление требует
правдивости в раскрытии воздействия
операций и других событий
при условии, что такое раскрытие
производится в полном соответствии
с определениями активов и
обязательств, доходов и расходов
и с критериями их признания,
изложенными в Концепции МСФО
(Принципах подготовки и составления
финансовой отчетности МСФО).
При этом предполагается, что фактически
при любых обстоятельствах соответствие
Международным стандартам финансовой
отчетности (при необходимости - с дополнительным
раскрытием информации) приводит к добросовестному
представлению.
Добросовестное
представление также требует
от организации:
сформировать учетную политику в соответствии
с требованиями специального стандарта
МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в расчетных оценках
и ошибки» и последовательно применять
ее; представить информацию, включая учетную
политику, таким образом, который позволяет
обеспечить формирование надежной, сопоставимой
и вразумительной информации;
обеспечить дополнительное раскрытие
информации в тех случаях, когда соблюдение
соответствующих требований МСФО оказывается
недостаточным для того, чтобы пользователи
смогли понять влияние конкретных операций,
других событий и условий на финансовое
положение и финансовые результаты деятельности
организации.
Допустимые
исключения из общеустановленных
требований добросовестного представления
определены пунктами 7 и 18 МСФО (IAS)
1. Так, в тех «чрезвычайно редких
случаях», когда руководство организации
приходит к заключению, что соблюдение
какого-либо требования отдельного
Стандарта или Интерпретации
может до такой степени вводить
в заблуждение, что возникнет
противоречие с целями финансовой
отчетности, организация обязана
отказаться от применения соответствующего
требования, если такой отказ
требуется или не запрещается.
При этом
устанавливается обязанность по
раскрытию следующей информации:
в декларации (заявлении) руководства
организации - сведений о том,
что финансовая отчетность добросовестно
представляет финансовое положение,
финансовые результаты и движение
денежных средств, а также о
том, что организацией соблюдены
требования стандартов и интерпретаций,
за исключением того, что она
отступила от конкретного требования
в целях обеспечения добросовестного
представления; сведений о наименовании
того Стандарта или Интерпретации,
от которых организация была
вынуждена отступить, характере
такого отступления, обосновании
его причины, примененном организацией
порядке учета, а также финансовом
воздействии отступления на каждую
статью финансовой отчетности.
РСБУ признают
«достоверной и полной» такую
бухгалтерскую отчетность, которая
сформирована исходя из правил,
установленных нормативными актами
по бухгалтерскому учету (п. 6 ПБУ
4/99).
При этом РСБУ также допускают отступление
от установленных стандартов в целях обеспечения
достоверности бухгалтерской отчетности.
Соответствующие положения содержатся:
- в статье 13 Закона «О бухгалтерском учете»: «В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно оценить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации с соответствующим обоснованием»;
- в пункте 6 ПБУ 4/99: «Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил настоящего Положения не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил»;
- в пункте 37 ПБУ 4/99: «При отступлении от правил ... существенные отступления должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эти отступления, и результата, который данные отступления оказали на понимание состояния о финансовом положении организации, отражение финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении».
Итак, МСФО
более подробно, чем РСБУ, описывают
параметры раскрытия информации,
характеризующей отступление от
требований стандартов, но в целом
требования в отношении необходимости
раскрытия такой информации в
МСФО и РСБУ схожи.
Кроме того,
обращает внимание тот факт, что
РСБУ, в отличие от МСФО, приводят
пример ситуации, в которой отступление
от установленных правил признается
допустимым (национализация имущества),
тогда как международные стандарты
квалифицируют такие ситуации
исключительно через термин «чрезвычайно
редкие случаи», перенося право
на их выявление в сферу
действия профессионального суждения
лиц, ответственных за составление
и представление финансовой отчетности.
И МСФО,
и РСБУ устанавливают требование
в отношении существенности показателей,
раскрываемых в финансовой (бухгалтерской)
отчетности.
Пункт 11
МСФО (IAS) 1 определяет термин «существенность»
следующим образом: «Опущения
или искажения информации о
статьях финансовой отчетности
являются существенными, если
они могут, каждое по отдельности
или в совокупности, повлиять
на экономические решения пользователей,
принимаемые на основе этой
финансовой отчетности. Существенность
зависит от размера и характера
конкретного опущения или искажения
информации, оцениваемых в контексте
сопутствующих обстоятельств. Решающим
фактором может оказаться либо
размер, либо характер соответствующей
статьи финансовой отчетности, либо
сочетание того и другого».
Согласно
МСФО применение принципа существенности
означает, что нет необходимости
выполнять конкретные требования
к раскрытию информации какого-либо
стандарта или интерпретации,
если полученная в результате
информация не является существенной
(п. 31 МСФО (IAS) 1). Каждый существенный
класс сходных статей в обязательном
порядке должен представляться
в финансовой отчетности отдельно
(п. 29 МСФО (IAS) 1). Если какая-либо линейная
статья сама по себе не является
существенной, она объединяется
с другими статьями либо непосредственно
в финансовой отчетности, либо
в примечаниях. Статья, которая
недостаточно существенна для
того, чтобы требовалось ее отдельное
представление в финансовой отчетности,
может признаваться существенной
для ее раскрытия в примечаниях.
РСБУ содержат
сходную на первый взгляд характеристику
в отношении требования существенности.
Так, п. 11 ПБУ 4/99 определяет, что
показатели об отдельных активах,
обязательствах, доходах, расходах
и хозяйственных операциях должны
приводиться в бухгалтерской
отчетности обособленно в случае
их существенности, а также если
без знания о них заинтересованными
пользователями невозможна оценка
финансового положения организации
или финансовых результатов ее
деятельности. Показатели об отдельных
видах активов, обязательств, доходов,
расходов и хозяйственных операций
могут приводиться в бухгалтерском балансе
или отчете о прибылях и убытках общей
суммой, с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому
балансу и отчету о прибылях и убытках,
если каждый из этих показателей в отдельности
несущественен для оценки заинтересованными
пользователями финансового положения
организации или финансовых результатов
ее деятельности.
Однако, обратившись к п. 1 вышеупомянутых
Указаний о порядке составления и представления
бухгалтерской отчетности, увидим отличительную
особенность РСБУ: признавая оценочный
характер показателя существенности,
Указания предусматривают возможность
его количественной оценки: «Организация
может принять решение, когда существенной
признается сумма, отношение которой к
общему итогу соответствующих данных
за отчетный год составляет не менее пяти
процентов».
С точки
зрения требований МСФО «существенность»
представляет собой именно качественную,
а не количественную характеристику
отчетности. Это означает, что МСФО
требуют включения в финансовую
отчетность сведений о любой
хозяйственной операции или ином
факте хозяйственной жизни при
условии, что такая информация
является существенной с точки
зрения определенного пользователя
(или группы пользователей) отчетности
независимо от количественной (стоимостной)
оценки соответствующего показателя
отчетности.
Кроме того,
следует обратить внимание на
то, что РСБУ говорят о «существенности»
применительно к отдельной статье
отчетности (к «общему итогу соответствующих
данных»), а МСФО рассматривают
«существенность» комплексно, т.е.
применительно к финансовой отчетности
в целом.
Пункт 32
МСФО (IAS) 1 определяет, что не подлежат
взаимозачету активы и обязательства,
доходы и расходы, за исключением
случаев, когда это разрешено
или требуется каким-либо Стандартом
или Интерпретацией.
Пункты 33 - 35 МСФО (IAS) 1 определяют случаи,
когда организация раскрывает информацию
о результатах операций путем взаимозачета
всех возникающих вследствие одной и той
же операции доходов и соответствующих
расходов.
К таким
случаям отнесены, в частности,
проведение оценки активов за
вычетом оценочных резервов (например,
резерва на устаревание запасов
и резерва по сомнительным
долгам по дебиторской задолженности);
раскрытие информации о прибылях
и убытках от выбытия долгосрочных
активов путем вычитания из
вырученной от выбытия актива
суммы балансовой стоимости актива
и соответствующих расходов по
его продаже (при совершении
операций, сопутствующих основной
деятельности, приносящей выручку).
Представляются в нетто-оценке
также прибыли и убытки по
группе аналогичных операций (например,
положительные и отрицательные
курсовые разницы, прибыли и
убытки по предназначенным для
торговли финансовым инструментам),
но при условии, что они не
признаются существенными.
В ПБУ 4/99 (п. 34) определено, что в бухгалтерской
отчетности не допускается зачет между
статьями активов и пассивов, статьями
прибылей и убытков, кроме случаев, когда
такой зачет предусмотрен соответствующими
положениями по бухгалтерскому учету.
Это позволяет
сделать вывод о том, в отношении
недопустимости зачета статей
отчетности требования МСФО и
РСБУ в целом схожи.