Тема 1:Теоретические основы
создания и функционирования системы
внутреннего контроля.
1)Понятие «ВА»-это применяемая внутри орг-ции сис-ма
контроля,отвечающая за правильность
ведения б.у и осущ-я ВК.ВА проводится работниками
данной фирмы.В небольших орг-ях проведение
ВА можно поручить специалисту по ВА,ревизионной
комиссии,аудиторской организации.ВА
рассматривается как неотъемлемая часть
общей сис-мы ВК.ВА- это независимая оценка
деят-ти предприятия.Гл.задача:оценка кач-ва
эк.инф-ии,формируемой на предприятии,и
обеспечение пользователей инф-ей о достоверности
б.у и фин.отч-ти.Цель ВА:экспертная оценка
соблюдения эк. и уп предприятия,оценки
функц-я ВК,осущ-мого всеми структ.подразд-ми.
2)Осн.характеристики.Особенность
ВА- он осуществляется в момент совершения
докум.оформления хоз.операций,что позволяет
своевременно обнаруживать недостатки
в работе и принимать соотв.меры к их предупреждению.Функции ВА могут выполнять
спец.службы или спец.аудиторы,ревиз.комиссии,ревизоры,внутр.аудиторы,состоящие
в штате эк.субъекта,привлекаемые для
целей ВА внеш.аудиторы,группы аудиторов. Основные ф-ии ВА:контрольные,аналитические,информ-ые,консультационные.Контр.ф-ии-контр.действия
и процедуры,связанные с обеспечением
целостности активов,документальной и
фактической проверкой законности,эффект-ти
и целесообразности совершенных операций,выявлением
и реализацией резервов повышения эф.деят-ти,прозрачностью
системы эк.информации,фин.состоянием
и эф. испол-ем трудовых,материальных и
фин.ресурсов предприятий,бюджетных учреждений.Связан
с налоговой и другими направлениями.Аналитическая фу-я:анализ
используют для определения наиболее
целесообразных методов проверки,оценки
фин.состояния хозяйствующ.субъекта или
др.объекта ВА.Информационые ф-ии:своевременное
доведение до руководства и менеджеров
результата контроля и анализа,проведённых
ВА.Консультационные ф-ии:выполнение
формальных заданий,описанных в письм.соглашениях,выполнение
консул.деят-ти.(участие в руководящих
комитетах или в проектных группах).Внутренние
аудиторы могут оказывать услуги по консультированию
текущей деят-ти и в ответ на запрос руководства.Объекты ВК:этапы деят-ти
орг-ции,снабжение производства реализации.При
осуществлении ВА используются сл.методы,включающие
след.элем-ты:1)б.у.(инвентаризация и
документация счёта и двойн.запись);2)буу(распределение обязанностей,нормирование
издержек);3)аудит,контроль,ревизия(проверка
документов,проверка правил учёта отд.хоз.операций,инвентаризация,устный
опрос персонала,подтверждение и прослеживание;4)теория управления-все
эти методы составляют единую систему
и используются в целях управ-ия предприятием.Объектом ВА:фин.производств.деят-ть,комп.системы.Объекты
м/б различными.Это зависит от особенностей
орг-ии и требований её руководства.
Принципы и требования
построения системы ВА.Принципы создания
сист-мы ВА в РФ.1) принцип ответственности-каждый внутр.аудитор как субъект ВК,работающий
в орг-ии,за ненадлежащее выполнение контр.ф-ий
должен нести эк.,администр.и дисциплинарную
ответственности.2)принцип сбалансированности
- аудитору нельзя предписывать контр.ф-ии,необеспеченные
средствами для их выполнения.Не должно
быть средств,несвязанных с той или иной
ф-ей.При определении обязанностей субъекта
контроля д/б предприсан соответствующий
объём прав и возможностей.3)принцип своевременного сообщения
об отклонениях-инф-ия об отклонениях
д/б представлена лицам,уполномоченным
принимать решения по соотв-им отклонениям
в макс.короткие сроки.При предварительном
контроле несвоевременное сообщение о
возможности возн-ия отклонений лишает
смысла проведённый контроль;4)принцип соответствия,контролирующий
и контролируемый системой-степень
сложности системы ВА должна соответствовать
степени сложности подконтрольной системы,успешно
справиться с разнообразием подконтрольной
системы может только такое контролирующее
устройство,которое разнообразно;5)Принцип комплексности -
объекты разл.типа должны быть охвачены
адекватным ВА.Нельзя добиться общей эффективности,сосредоточив
аудит только над относительно узким кругом
объектов.;6)Принцип разделения обязанностей-ф-ии
между служащими распределяются так,чтобы
за 1 человеком не были закреплены одновременно
след.ф-ии:доступ к активам предприятия,осущ-ие
операций с активами,непосредственное
осущ-ие хоз.операций,отражение хоз.операций
в б.у.Это снижает риск возникновения ошибок.Во
избежание злоупотреблений и для эффективности
аудита эти ф-ии д/б распределены между
несколькими лицами;7)принцип разрешения и одобрения-д/б
обеспечено формальное разрешение и одобрение
всех финн.-хоз.операций ответственными
офиц.лицами в пределах их полномочий.Формальное
разрешение - это формал.решение либо
относительно общего типа хоз.операций,либо
относительно какой-либо конкретной операции.Формальное
одобрение - это конкретный случай
использования общего разрешения,выданного
администрацией.Без наличия формально
устан-ых процедур невозможно считать
сис-му ВК орг-ии эффективной.Все перечисл.признаки
взаимосвязаны,порядок их сочетания зависит
от конкр.обстоятельств. Осн.требования к орг-ции сис-мы
ВА:1)требование ущемления интересов-необходимо
создавать спец.условия,при которых любые
отклонения ставят какого-либо работника
или подразделение орг-ии в невыгодное
положение и побуждают их к регулированию
узких мест.Необходимость таких условий
обуславливается возможностью появления
отклонений,в которых определенные работники
или коллектив заинтересованы;2)недопущение концентрации
прав первичного контроля в руках одного
лица.Такое сосредоточение перв.контроля
в 1руках может привести к недостоверному
учёту в интересах данного лица;3)требование заинтересованности
администрации-функционирование СВА
не м/б эффективным без честности,должной
заинтересованности и участия должных
лиц управления;4)требование приемлемости(пригодности
методологии ВК).Ставящиеся перед центрами
ответственности контр.цели и задачи
должны быть рациональными.Необходимо
целесообразное распределение контр.ф-ий.Программы
ВА и применяемые методы должны быть целесообразными;5)требование непрерывности
развития и совершенствования.Со временем
даже самые прогрессивные методы управления
устаревают.СВК контроля д/б построена
т.о.,чтобы можно было гибко её настраивать
на решение новых задач,возникающих в
резул-те изменения внутренних и внешних
условий функционирования орг-ии и обеспечить
возможность её расширения и модернизации;6)требование приоритетности.Абсолютный
контроль над обычными незначительными
операциями,например,мелкими расходами
не имеет смысла и только отвлекает силы
от более важных задач;7)исключение ненужных этапов,шагов,процедур
в проведении контроля.Контроль необходимо
организовать рационально,т.к. это часто
связано с доп.затратами труда и средств;8)требование единичной ответственности-каждая
отд.контр.ф-ия д/б закреплена только за
1центром ответственности,во избежание
безответственности недопустимо закрепление
отд.ф-ии за2 или неск.центрами ответств-ти.Данное
требование не распрост-ся на ситуации,когда
во избежание ошибок или злоупотреблений
отдельных долж.лиц или центров ответств-ти,принимается
коллегиальное решение,например,принятие
решений по сбытовой политике;9)требование потенциального
функц-го замещения.Временное выбытие
отд.субъектов ВК не должно прерывать
контрольные процедуры,для этого каждый
внутр.контролер должен уметь выполнять
контрольную работу вышестоящего,нижестоящего
и 1-2 работников своего уровня,во избежание
потери адекватной связи с объектом контроля
за время их выбытия.Данный принцип распространяется
на центры ответственности;10)требование регламентации-насколько
деят-ть подчинена чёткому регламенту-настолько
можно ожидать от неё успеха.Всё предусмотреть
невозможно,поэтому приходится принимать
решения в условиях неопределенности,но
там,где это возможно,необходимо формально
установить правила,регулирующие порядок
деят-ти.Этапы проведения ВА:1)планирование
ВА-подготовка и составление плана
и программы проведения проверки;2)проведение ВА- орг-ия
работы на месте проведения внезапных
инвентаризаций,обследование проверяемого
объекта,документальная проверка хоз.операций;3)отчёт внутреннего аудитора-систематизация
материалов проверки,составление отчётных
документов по проверке,их согласование
и подписание долж.лицами,осуществляющими
руководство объектом.Доклад результатов
проверки должностным лицам,назначившим
проверку;4)организация последующего
аудиторского контроля-устранение
недостатков,неточностей,ошибок и контроль
за этим.ВА может быть организован:1)в
форме постоянно действующей ревизионной
комиссии (ревизора),избираемой и принимаемой
ежегодно на общем собрании акционеров
для утверждения годовой отчётности;2)в форме отдела ВА,подотчетного
непосредственно руководителю предприятия;3)в форме группы контроля;4)в форме инвентаризационного
бюро;5)в форме договора с аудиторской
организацией на ведение ВА.Планирование
ВА состоит в разработке общего плана
аудита с указанием ожидаемого объема
работы,графиков и сроков проведение аудита,в
разработке аудиторской программы,определяющей
объем, виды и последовательность ауд.процедур,
необходимых для формирования объективного
и обоснованного мнения о проверяемом
объекте.Источники получения информации
о предприятии,его филиалах:1)положения
о структурном подразделении,филиале,долж.инструкции
и трудовые контракты работников подразделения,протоколы
и заседания совета директоров;2)статистическая бух.внутрифирменная
отчетность,внутрифирменные инструкции,методические
пособия,материалы служебных расследований,судебные
арбитражные документы;3)визуальный осмотр помещений
предприятия,филиалы.Ежегодно до наступления
отчетного года работники службы ВА составляют
общий план аудиторских проверок,ревизий
и инвентаризации,отчет об использовании
по результатам ВА.Для ВА нет разработанной
формы отчетности.Отчет ВА может иметь 3 части:-вводная часть должна включать
номер отчета,название подразделения,филиала
предприятия,дата написания отчета,срок
проведения проверки,период деят-ти орг-ции,за
который проведена поверка,дата начала
и окончания проверки,фио лиц,проводивших
проверку,фио руководства проверяемого
подразд-я филиала предприятия и иные
необх.сведения.Аналитическая часть отчета
содержит систематизированное изложение
документально подтвержденных фактов
нарушений,выявленных в ходе проверки.Итоговая часть отчета
должна содержать общий вывод о состоянии
б.у. ВК и отчетности,предложения по
устранению выявленных нарушений.При
составлении отчета делается общий вывод
о степени достоверности отчетности с
указанием нарушений,который снижает
достоверность отчетности или ставит
ее под сомнение.Отчет внутреннего аудитора
должен содержать раздел,посвященный
анализу платежеспособности и фин.устойчивости
организации,прогнозной оценки,ее фин.состояния
на будущее.Отчет внутр.аудитора составляется
в 3 экземплярах 1 руководству проверяемой
орг-ии,2 в адрес вышестоящей орг-ии,заказчика
для службы ВА.3 в архив службы ВА.Отчет
подписывается руководителем службы ВА.Решение о том,необходимо ли
в компании ВА принимают собственники
и высшее исполнительное руководство
компании определяется след.факторами-разделение
ф-ий владения и управления бизнесом,размеры
и структ.разветвленность компании,уровень
рисков, присущих компании.В тех случаях,когда
собственники фирмы являются менеджерами
компании и сами полностью контролируют
все аспекты бизнеса,в наличии ф-ии ВА
может не быть надобности,однако с ростом
размеров компании и повышением сложности
процессов управления у собственников
может создаться впечатление,что бизнес
не сильно меняется и не все стороны деят-ти
компании находятся под контролем.У руководства
уже не хватает физической возможности
контролировать ситуацию во всей полноте,
вот тогда и применяется ВА.
Тема 2. Нормативное регулирование
ВА в России. Кодекс этики внутренних
аудиторов в РФ.
Кодекс состоит из основополагающей
этики,правил поведения,которые
помогают внутренним аудиторам
соблюдать на практике требования
основополагающих принципов проф.этики.
Основополагающие принципы:честность,объективность,конфиденциальность
и проф.компетентность.Честность является фундаментом,на
котором основывается доверие к мнению
аудитора.Внутренние аудиторы должны
выполнять свою работу честно,добросовестно
и ответственно,должны действовать в рамках
закона,не должны сознательно участвовать
в акциях или действиях,дискредитирующих
профессию.Должны уважать юридически
и этически оправданные цели своей организации
и вносить вклад в их достижения.Внутренний
аудитор должен действовать открыто и
честно во всех проф.и деловых взаимоотношениях.Принцип честности предполагает
честное ведение дел и правдивость.Объективность-внутренний
аудитор не должен допускать,чтобы предвзятость,конфликт
интересов либо другие лица влияли на
объективность его проф.суждений и избегать
отношений,которые могут исказить или
повлиять на его проф.суждения(подарки,услуги).Внутренние
аудиторы не должны участвовать в какой-либо
деят-ти,которая могла бы нанести ущерб
их беспристрастности,не должны принимать
в подарок ничего,что могло бы нанести
ущерб их проф.мнению, должны раскрывать
все известные им материальные факты,которые
не будучи раскрыты,могут исказить отчёты
об объекте аудита.Конфиденциальность-внутренний
аудитор должен обеспечить конфиденциальность
инф-ии,полученной в резул-те проф.или
деловых отношений и не должен раскрывать
эту инф-ию 3-м лицам,не обладающим соттв-ими
полномочиями,за исключением случаев,когда
он имеет законное проф.право или обязанность
по раскрытию такой инф-ии.Проф.компетентность и должная
тщательность-внутренний аудитор
обязан постоянно поддерживать свои знания
и навыки на уровне,обеспечивающем предоставление
клиентам или работодателям квалифицированных
проф.услуг,основанных на новейших достижениях
практики и современном законодательстве.При
оказании проф.услуг внутренний аудитор
должен действовать с должным усердием.Различные
обстоятельства могут угрожать соблюдению
основных принципов-большинство угроз можно разделить
на след.категории:1)угроза личной заинтересованности-возникает
в следствие фин.и др.интересов внутреннего
аудитора,его близких родственников или
членов семьи;2)угроза самоконтроля-возникает,когда
предыдущее суждение должно быть переоценено
внутренним аудитором,ранее вынесшим
это суждение;3)угроза заступничества-возникает,когда,продвигая
какую-либо позицию или мнение, внутренний
аудитор доходит до некоторой границы,за
которой его объективность может быть
подвергнута сомнению;4)угроза близкого знакомства-возникает,если
в резул-те близких отношений внутренний
аудитор начинает с излишним сочувствием
относиться к интересам других лиц;5)угроза шантажа-возникает,когда
с помощью угроз-реальных или воспринимаемых
как таковые внутреннему аудитору пытаются
помешать действовать объективно.Примеры обстоятельств,при
которых для внутреннего аудитора может
возникнуть угрозы близкого знакомства:1)наличие у внутреннего
аудитора близких родственников или членов
семьи,которые заинтересованы в получении
опр.выгод от занимаемой им должности;2)наличие длительных деловых
отношений, которые оказывают влияние
на принятие внутренним аудитором опр.решений;3)принятие подарков или
особых знаков внимания в случае,если
стоимость их является значительной. Примеры обстоятельств,при
которых для внутреннего аудитора имеется
вероятность возникновения угрозы шантажа:1)разногласия по вопросу
применения принципов б.у.или формы предоставления
фин.отчетности,которые могут повлечь
за собой увольнение или перевод на другую
должность;2)давление на внутреннего
аудитора с целью оказания влияния на
процесс принятия им решений,например,при
заключении договора или применении принципов
б.у.
МСВА:1)стандарты качественных характеристик;2)стандарты деятельности.В стандартах качеств.характеристик
рассматриваются хар-ки орг-ий и лиц,занимающихся
ВА.Стандарты деятельности описывают
сущность ВА и дают качественные критерии
оценки деят-ти ВА. Стандарты качест.харак-к группа
1000 и стандарты деятельности
2000 регулируют принципиальные вопросы
деят-ти службы ВА.Стандарты качеств.харак-к
посвящены требованию независимости,объетивности,отсутствию
конфликта интересов,профессионализму
и проф.отношению к работе,осуществлению
мониторинга ВА.Группы стандартов деят-ти
регулируют деят-ть ВА: -управление
ВА,планирование,управление ресурсами,внутренние
нормативные документы,внедрение политик
и процедур,отчетность перед высшим исполнительным
органом,управление рисками,контроль
эффективности и результативности службы
ВА;-планирование аудиторских заданий,объем
и содержание аудит.задания,разработка
программ выполнения заданий,сбор информации,документирование
инф-ии,информирование о результатах,мониторинг
действий по результатам ВА.
Тема 3. Организация службы
ВА
Состав и структура
службы ВА:1)руководитель службы или
председатель ревизионной комиссии-на
эту должность целесообразно назначить
высококвалиф.специалистов с высшим юр.или
эк.образованием,опытом руководящей бух.или
юр.работы,прошедших аттестацию на квалификацию
проф.аудитора или проф.бухгалтера,не
имеющих судимости;2)специалист по расчетам с
головной организацией;3)специалист по камеральным
и документальным проверкам отчетности
филиала;4)2 методиста-бухгалтера;5)специалист
по налоговому учету;6) специалист по правовым
вопросам;7)специалист по фин.анализу.
В средних и мелких компаниях
отдел состоит из начальника отдела
ВА и подчиненных ему специалистов.Сотрудники
службы ВА должны иметь высшее эк.образование,стаж
работы в области аудита в подразделениях
ВА не менее 1 года,не иметь судимости,знать
работу подразделений.Эти и другие
требования определяются должностными
инструкциями.В практической работе
служба ВА руководствуется законами
РФ,указами президента,постановлениями
правительства,инструкциями и указами
ведомств,учредительными документами
и внутрифирменными
документами-положениями о структ.подразделении,должн.инструкциями
и контрактами.Сведения о службе ВА,о порядке
ее образования и полномочиях должныбыть
зафиксированы соответствующим распоряжением
по головной организации.Обязанности
сотрудников службы и уровень их квалификации
должныбыть зафиксированы в должностных
инструкциях.
Организационные ф-ии службы
ВА:1)выбор объектов проверки и их
предварительное изучение;2)разработку
общих планов и программ формирования
проверки;3)формирование команды проверяющих
из внутренних аудиторов и внутренних
контролеров;4)согласование направлений
и целей проверки с ее заказчиком;5)подготовка
заключительных материалов по результатам
проверки;6)составление плана последующего
контроля над устранением выявленных
недостатков и проверка хода его
выполнения,информирование об этом заказчика.