Теоретические основы создания и функционирования системы внутреннего контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 11:16, лекция

Краткое описание

Осн.характеристики.Особенность ВА- он осуществляется в момент совершения докум.оформления хоз.операций,что позволяет своевременно обнаруживать недостатки в работе и принимать соотв.меры к их предупреждению.Функции ВА могут выполнять спец.службы или спец.аудиторы,ревиз.комиссии,ревизоры,внутр.аудиторы,состоящие в штате эк.субъекта,привлекаемые для целей ВА внеш.аудиторы,группы аудиторов.

Файлы: 1 файл

ВНУТРЕННИЙ АУДИТ,ЛЕКЦИИ!!!.docx

— 24.24 Кб (Скачать)

Тема 1:Теоретические основы создания и функционирования системы  внутреннего контроля.

1)Понятие «ВА»-это применяемая внутри орг-ции сис-ма контроля,отвечающая за правильность ведения б.у и осущ-я ВК.ВА проводится работниками данной фирмы.В небольших орг-ях проведение ВА можно поручить специалисту по ВА,ревизионной комиссии,аудиторской организации.ВА рассматривается как неотъемлемая часть общей сис-мы ВК.ВА- это независимая оценка деят-ти предприятия.Гл.задача:оценка кач-ва эк.инф-ии,формируемой на предприятии,и обеспечение пользователей инф-ей о достоверности б.у и фин.отч-ти.Цель ВА:экспертная оценка соблюдения эк. и уп предприятия,оценки функц-я ВК,осущ-мого всеми структ.подразд-ми.

2)Осн.характеристики.Особенность  ВА- он осуществляется в момент совершения докум.оформления хоз.операций,что позволяет своевременно обнаруживать недостатки в работе и принимать соотв.меры к их предупреждению.Функции ВА могут выполнять спец.службы или спец.аудиторы,ревиз.комиссии,ревизоры,внутр.аудиторы,состоящие в штате эк.субъекта,привлекаемые для целей ВА внеш.аудиторы,группы аудиторов. Основные ф-ии ВА:контрольные,аналитические,информ-ые,консультационные.Контр.ф-ии-контр.действия и процедуры,связанные с обеспечением целостности активов,документальной и фактической проверкой законности,эффект-ти и целесообразности совершенных операций,выявлением и реализацией резервов повышения эф.деят-ти,прозрачностью системы эк.информации,фин.состоянием и эф. испол-ем трудовых,материальных и фин.ресурсов предприятий,бюджетных учреждений.Связан с налоговой и другими направлениями.Аналитическая фу-я:анализ используют для определения наиболее целесообразных методов проверки,оценки фин.состояния хозяйствующ.субъекта или др.объекта ВА.Информационые ф-ии:своевременное доведение до руководства и менеджеров результата контроля и анализа,проведённых ВА.Консультационные ф-ии:выполнение формальных заданий,описанных в письм.соглашениях,выполнение консул.деят-ти.(участие в руководящих комитетах или в проектных группах).Внутренние аудиторы могут оказывать услуги по консультированию текущей деят-ти и в ответ на запрос руководства.Объекты ВК:этапы деят-ти орг-ции,снабжение производства реализации.При осуществлении ВА используются сл.методы,включающие след.элем-ты:1)б.у.(инвентаризация и документация счёта и двойн.запись);2)буу(распределение обязанностей,нормирование издержек);3)аудит,контроль,ревизия(проверка документов,проверка правил учёта отд.хоз.операций,инвентаризация,устный опрос персонала,подтверждение и прослеживание;4)теория управления-все эти методы составляют единую систему и используются в целях управ-ия предприятием.Объектом ВА:фин.производств.деят-ть,комп.системы.Объекты м/б различными.Это зависит от особенностей орг-ии и требований её руководства.

Принципы и требования построения системы ВА.Принципы создания сист-мы ВА в РФ.1) принцип ответственности-каждый внутр.аудитор как субъект ВК,работающий в орг-ии,за ненадлежащее выполнение контр.ф-ий должен нести эк.,администр.и дисциплинарную ответственности.2)принцип сбалансированности - аудитору нельзя предписывать контр.ф-ии,необеспеченные средствами для их выполнения.Не  должно быть средств,несвязанных с той или иной ф-ей.При определении обязанностей субъекта контроля д/б предприсан соответствующий объём прав и возможностей.3)принцип своевременного сообщения об отклонениях-инф-ия об отклонениях д/б представлена лицам,уполномоченным принимать решения по соотв-им отклонениям в макс.короткие сроки.При предварительном контроле несвоевременное сообщение о возможности возн-ия отклонений лишает смысла проведённый контроль;4)принцип соответствия,контролирующий и контролируемый системой-степень сложности системы ВА должна соответствовать степени сложности подконтрольной системы,успешно справиться с разнообразием подконтрольной системы может только такое контролирующее устройство,которое разнообразно;5)Принцип комплексности - объекты разл.типа должны быть охвачены адекватным ВА.Нельзя добиться общей эффективности,сосредоточив аудит только над относительно узким кругом объектов.;6)Принцип разделения обязанностей-ф-ии между служащими распределяются так,чтобы за 1 человеком не были закреплены одновременно след.ф-ии:доступ к активам предприятия,осущ-ие операций с активами,непосредственное осущ-ие хоз.операций,отражение хоз.операций в б.у.Это снижает риск возникновения ошибок.Во избежание злоупотреблений и для эффективности аудита эти ф-ии д/б распределены между несколькими лицами;7)принцип разрешения и одобрения-д/б обеспечено формальное разрешение и одобрение всех финн.-хоз.операций ответственными офиц.лицами в пределах их полномочий.Формальное разрешение - это формал.решение либо относительно общего типа хоз.операций,либо относительно какой-либо конкретной операции.Формальное одобрение - это конкретный случай использования общего разрешения,выданного администрацией.Без наличия формально устан-ых процедур невозможно считать сис-му ВК орг-ии эффективной.Все перечисл.признаки взаимосвязаны,порядок их сочетания зависит от конкр.обстоятельств. Осн.требования к орг-ции сис-мы ВА:1)требование ущемления интересов-необходимо создавать спец.условия,при которых любые отклонения ставят какого-либо работника или подразделение орг-ии в невыгодное положение и побуждают их к регулированию узких мест.Необходимость таких условий обуславливается возможностью появления отклонений,в которых определенные работники или коллектив заинтересованы;2)недопущение концентрации прав первичного контроля в руках одного лица.Такое сосредоточение перв.контроля в 1руках может привести к недостоверному учёту в интересах данного лица;3)требование заинтересованности администрации-функционирование СВА не м/б эффективным без честности,должной заинтересованности и участия должных лиц управления;4)требование приемлемости(пригодности методологии ВК).Ставящиеся перед центрами ответственности контр.цели  и задачи должны быть рациональными.Необходимо целесообразное распределение контр.ф-ий.Программы ВА и применяемые методы должны быть целесообразными;5)требование непрерывности развития и совершенствования.Со временем даже  самые прогрессивные методы управления устаревают.СВК контроля д/б построена т.о.,чтобы можно было гибко её настраивать на решение новых задач,возникающих в резул-те изменения внутренних и внешних условий функционирования орг-ии и обеспечить возможность её расширения и модернизации;6)требование приоритетности.Абсолютный контроль над обычными незначительными операциями,например,мелкими расходами не имеет смысла и только отвлекает силы от более важных задач;7)исключение ненужных этапов,шагов,процедур в проведении контроля.Контроль необходимо организовать рационально,т.к. это часто связано с доп.затратами труда и средств;8)требование единичной ответственности-каждая отд.контр.ф-ия д/б закреплена только за 1центром ответственности,во избежание безответственности недопустимо закрепление отд.ф-ии за2 или неск.центрами ответств-ти.Данное требование не распрост-ся на ситуации,когда во избежание ошибок или злоупотреблений отдельных долж.лиц или центров ответств-ти,принимается коллегиальное решение,например,принятие решений по сбытовой политике;9)требование потенциального функц-го замещения.Временное выбытие отд.субъектов ВК не должно прерывать контрольные процедуры,для этого каждый внутр.контролер должен уметь выполнять контрольную работу вышестоящего,нижестоящего и 1-2 работников своего уровня,во избежание потери адекватной связи с объектом контроля за время их выбытия.Данный принцип распространяется на центры ответственности;10)требование регламентации-насколько деят-ть подчинена чёткому регламенту-настолько можно ожидать от неё успеха.Всё предусмотреть невозможно,поэтому приходится принимать решения в условиях неопределенности,но там,где это возможно,необходимо формально установить правила,регулирующие порядок деят-ти.Этапы проведения ВА:1)планирование ВА-подготовка и составление плана и программы проведения проверки;2)проведение ВА- орг-ия работы на месте проведения внезапных инвентаризаций,обследование проверяемого объекта,документальная проверка хоз.операций;3)отчёт внутреннего аудитора-систематизация материалов проверки,составление отчётных документов по проверке,их согласование и подписание долж.лицами,осуществляющими руководство объектом.Доклад результатов проверки должностным лицам,назначившим проверку;4)организация последующего аудиторского контроля-устранение недостатков,неточностей,ошибок и контроль за этим.ВА может быть организован:1)в форме постоянно действующей ревизионной комиссии (ревизора),избираемой и принимаемой ежегодно на общем собрании акционеров для утверждения годовой отчётности;2)в форме отдела ВА,подотчетного непосредственно руководителю предприятия;3)в форме группы контроля;4)в форме инвентаризационного бюро;5)в форме договора с аудиторской организацией на ведение ВА.Планирование ВА состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема работы,графиков и сроков проведение аудита,в разработке аудиторской программы,определяющей объем, виды и последовательность ауд.процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о проверяемом объекте.Источники получения информации о предприятии,его филиалах:1)положения о структурном подразделении,филиале,долж.инструкции и трудовые контракты работников подразделения,протоколы и заседания совета директоров;2)статистическая бух.внутрифирменная отчетность,внутрифирменные инструкции,методические пособия,материалы служебных расследований,судебные арбитражные документы;3)визуальный осмотр помещений предприятия,филиалы.Ежегодно до наступления отчетного года работники службы ВА составляют общий план аудиторских проверок,ревизий и инвентаризации,отчет об использовании по результатам ВА.Для ВА нет разработанной формы отчетности.Отчет ВА может иметь 3 части:-вводная часть должна включать номер отчета,название подразделения,филиала предприятия,дата написания отчета,срок проведения проверки,период деят-ти орг-ции,за который проведена поверка,дата начала и окончания проверки,фио лиц,проводивших проверку,фио руководства проверяемого подразд-я филиала предприятия и иные необх.сведения.Аналитическая часть отчета содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений,выявленных в ходе проверки.Итоговая часть отчета должна содержать общий вывод о состоянии б.у. ВК  и отчетности,предложения по устранению выявленных нарушений.При составлении отчета делается общий вывод о степени достоверности отчетности с указанием нарушений,который снижает достоверность отчетности или ставит ее под сомнение.Отчет внутреннего аудитора должен содержать раздел,посвященный анализу платежеспособности и фин.устойчивости организации,прогнозной оценки,ее фин.состояния на будущее.Отчет внутр.аудитора составляется в 3 экземплярах 1 руководству проверяемой орг-ии,2 в адрес вышестоящей орг-ии,заказчика для службы ВА.3 в архив службы ВА.Отчет подписывается руководителем службы ВА.Решение о том,необходимо ли в компании ВА принимают собственники и высшее исполнительное руководство компании определяется след.факторами-разделение ф-ий владения и управления бизнесом,размеры и структ.разветвленность компании,уровень рисков, присущих компании.В тех случаях,когда собственники фирмы являются менеджерами компании и сами полностью контролируют все аспекты бизнеса,в наличии ф-ии ВА может не быть надобности,однако с ростом размеров компании и повышением сложности процессов управления у собственников может создаться  впечатление,что бизнес не сильно меняется и не все стороны деят-ти компании находятся под контролем.У руководства уже не хватает физической возможности контролировать ситуацию во всей полноте, вот тогда и применяется ВА.

Тема 2. Нормативное регулирование  ВА в России. Кодекс этики внутренних аудиторов в РФ.

 Кодекс состоит из основополагающей  этики,правил поведения,которые  помогают внутренним аудиторам  соблюдать на практике требования  основополагающих принципов проф.этики.

Основополагающие принципы:честность,объективность,конфиденциальность и проф.компетентность.Честность является фундаментом,на котором основывается доверие к мнению аудитора.Внутренние аудиторы должны выполнять свою  работу честно,добросовестно и ответственно,должны действовать в рамках закона,не должны сознательно участвовать в акциях или действиях,дискредитирующих профессию.Должны уважать юридически и этически оправданные цели своей организации и вносить вклад в их достижения.Внутренний аудитор должен действовать открыто и честно во всех проф.и деловых взаимоотношениях.Принцип честности предполагает честное ведение дел и правдивость.Объективность-внутренний аудитор не должен допускать,чтобы предвзятость,конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его проф.суждений и избегать отношений,которые могут исказить или повлиять на его проф.суждения(подарки,услуги).Внутренние аудиторы не должны участвовать в какой-либо деят-ти,которая могла бы нанести ущерб их беспристрастности,не должны принимать в подарок ничего,что могло бы нанести ущерб их проф.мнению, должны раскрывать все известные им материальные факты,которые не будучи раскрыты,могут исказить отчёты об объекте аудита.Конфиденциальность-внутренний аудитор должен обеспечить конфиденциальность инф-ии,полученной в резул-те проф.или деловых отношений и не должен раскрывать эту инф-ию 3-м лицам,не обладающим соттв-ими полномочиями,за исключением случаев,когда он имеет законное проф.право или обязанность по раскрытию такой инф-ии.Проф.компетентность и должная тщательность-внутренний аудитор обязан постоянно поддерживать свои знания и навыки на уровне,обеспечивающем предоставление клиентам или работодателям квалифицированных проф.услуг,основанных на новейших достижениях практики и современном законодательстве.При оказании проф.услуг внутренний аудитор должен действовать с должным усердием.Различные обстоятельства могут угрожать соблюдению основных принципов-большинство угроз можно разделить на след.категории:1)угроза личной заинтересованности-возникает в следствие фин.и др.интересов внутреннего аудитора,его близких родственников или членов семьи;2)угроза самоконтроля-возникает,когда предыдущее суждение должно быть переоценено внутренним аудитором,ранее вынесшим это суждение;3)угроза заступничества-возникает,когда,продвигая какую-либо позицию или мнение, внутренний аудитор доходит до некоторой границы,за которой его объективность может быть подвергнута сомнению;4)угроза близкого знакомства-возникает,если в резул-те близких отношений внутренний аудитор начинает с излишним сочувствием относиться к интересам других лиц;5)угроза шантажа-возникает,когда с помощью угроз-реальных или воспринимаемых как таковые внутреннему аудитору пытаются помешать действовать объективно.Примеры обстоятельств,при которых для внутреннего аудитора может возникнуть угрозы близкого знакомства:1)наличие у внутреннего аудитора близких родственников или членов семьи,которые заинтересованы в получении опр.выгод от  занимаемой им должности;2)наличие длительных деловых отношений, которые оказывают влияние на принятие внутренним аудитором опр.решений;3)принятие подарков или особых знаков внимания в случае,если стоимость их является значительной. Примеры обстоятельств,при которых для внутреннего аудитора имеется вероятность возникновения угрозы шантажа:1)разногласия по вопросу применения принципов б.у.или формы предоставления фин.отчетности,которые могут повлечь за собой увольнение или перевод на другую должность;2)давление на внутреннего аудитора с целью оказания влияния на процесс принятия им решений,например,при заключении договора или применении принципов б.у.

МСВА:1)стандарты качественных характеристик;2)стандарты деятельности.В стандартах качеств.характеристик рассматриваются хар-ки орг-ий и лиц,занимающихся ВА.Стандарты деятельности описывают сущность ВА и дают качественные критерии оценки деят-ти ВА. Стандарты качест.харак-к группа 1000 и стандарты деятельности 2000 регулируют принципиальные вопросы деят-ти службы ВА.Стандарты качеств.харак-к посвящены требованию независимости,объетивности,отсутствию конфликта интересов,профессионализму и проф.отношению к работе,осуществлению мониторинга ВА.Группы стандартов деят-ти регулируют деят-ть ВА: -управление ВА,планирование,управление ресурсами,внутренние нормативные документы,внедрение политик и процедур,отчетность перед высшим исполнительным органом,управление рисками,контроль эффективности и результативности службы ВА;-планирование аудиторских заданий,объем и содержание аудит.задания,разработка программ выполнения заданий,сбор информации,документирование инф-ии,информирование о результатах,мониторинг действий по результатам ВА.

 

Тема 3. Организация службы ВА

 Состав и структура  службы ВА:1)руководитель службы или председатель ревизионной комиссии-на эту должность целесообразно назначить высококвалиф.специалистов с высшим юр.или эк.образованием,опытом руководящей бух.или юр.работы,прошедших аттестацию на квалификацию проф.аудитора или проф.бухгалтера,не имеющих судимости;2)специалист по расчетам с головной организацией;3)специалист по камеральным и документальным проверкам отчетности филиала;4)2 методиста-бухгалтера;5)специалист по налоговому учету;6) специалист по правовым вопросам;7)специалист по фин.анализу.

В средних и мелких компаниях  отдел состоит из начальника отдела ВА и подчиненных ему специалистов.Сотрудники службы ВА должны иметь высшее эк.образование,стаж работы в области аудита в подразделениях ВА не менее 1 года,не иметь судимости,знать  работу подразделений.Эти и другие требования определяются должностными инструкциями.В практической работе служба ВА руководствуется законами РФ,указами президента,постановлениями  правительства,инструкциями и указами  ведомств,учредительными документами  и внутрифирменными документами-положениями о структ.подразделении,должн.инструкциями и контрактами.Сведения о службе ВА,о порядке ее образования и полномочиях должныбыть зафиксированы соответствующим распоряжением по головной организации.Обязанности сотрудников службы и уровень их квалификации должныбыть зафиксированы в должностных инструкциях.

Организационные ф-ии службы ВА:1)выбор объектов проверки и их предварительное изучение;2)разработку общих планов и программ формирования проверки;3)формирование команды проверяющих  из внутренних аудиторов  и внутренних контролеров;4)согласование направлений  и целей проверки с ее заказчиком;5)подготовка заключительных материалов по результатам  проверки;6)составление плана последующего контроля над устранением выявленных недостатков и проверка хода его  выполнения,информирование об этом заказчика.


Информация о работе Теоретические основы создания и функционирования системы внутреннего контроля