Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:28, реферат
В настоящее время можно выделить различные варианты взаимосвязи финансового и управленческого учета. Для российского учета, уходящего корнями в советскую бухгалтерскую школу, где разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий четко не зафиксировано, характерен калькуляционный вариант. Операции управленческого учета отражаются в общей системе бухгалтерских записей на соответствующих синтетических счетах (основное производство, вспомогательное производство и др.), которые условно считаются относящимися к управленческому учету. Разграничение данных бухгалтерского (финансового) учета и управленческого учета может осуществляться на уровне аналитического учета.
Введение 3
1. Сущность и понятие «таргет-костинга» 4
2. Использование системы «таргет-костинга» 5
3. Принципы и процессы работы системы «таргет-костинга» 7
4. Преимущества «таргет-костинга» 14
Заключение 16
Библиографический список 17
При уровне собственных затрат, сопоставимом с допустимым, предприятие может начинать выпуск новой продукции (в ином случае принимаются меры по снижению уровня себестоимости до допустимого значения).
Результатом всех мероприятий «таргет-костинга» является новый продукт, который, во-первых, соответствует всем требованиям потребителей в отношении его качества и функциональных характеристик, а во-вторых, может производиться по себестоимости, акцептуемой рынком.
На рисунке 3 представлено, как с помощью данной системы, учитывая время, затраты и жизненный цикл модели, происходит снижение себестоимости.
Рисунок 3 – Снижение себестоимости с помощью «таргет-костинг»
Для примера используем модель бизнеса и предположим, что перечень выпускаемой продукции будет расширен за счет разработки нового (инновационного) продукта D. Ниже приведены данные, необходимые для расчетов.
Показатель |
Значение |
Возможная розничная цена за единицу, руб. |
50 |
Целевая норма прибыли, % |
20 |
Запланированный годовой объем продаж, ед. |
10000 |
Сметная себестоимость, руб. |
455000 |
Сметная себестоимость запланированного объема продаж, руб. |
475000 |
Целевая себестоимость: единицы продукции, руб. запланированного объема продаж, руб. |
40 400000 |
Разница между сметной и целевой себестоимостью, руб. |
55000 |
Как видно, ожидаемая рыночная
цена за единицу продукции составляет
50 руб., а целевая норма прибыли
- 20%. Планируется ежегодно продавать
10 000 единиц продукции, и по предварительным
подсчетам сметная
Таким образом, в результате калькулирования неполной (сокращенной) себестоимости) себестоимость единицы по каждому из видов продукции А, В и С снижается. Оценка запасов на конец отчетного периода также заметно ниже. В связи с этим операционная прибыль возрастает и прибыльность от продаж в целом по всему объему продукции увеличивается на 8,06%.
При изменении уровня детализации и базы распределения накладных затрат получаются различные оценки рентабельности отдельных подразделений или видов продукции. В нашем примере продукты по одному из основных показателей - прибыльности от продаж - даже поменялись местами.
В то же время, чем выше доля накладных затрат, тем больших изменений в оценках прибыльности отдельных видов продукции можно ожидать в результате перераспределения накладных расходов. В нашем примере уровень накладных затрат по данным табл. 1, 2, 4, 5 составил около 25% (745 021 / (2 271 400 + 745 021)) от полной себестоимости продукции. Но даже такой уровень при разных подходах к распределению может дать диаметрально противоположные результаты. Тем не менее следует отметить, что не существует идеальной базы распределения накладных затрат, но возможна корректная база распределения для каждого предприятия. В примерах не приводилось иного обоснования выбора баз распределения, кроме логического соответствия. Для неочевидных случаев используются формальные процедуры корреляционного анализа, позволяющие по статистическим данным устанавливать связь вида накладных издержек с каким-либо из процессов или показателей бизнеса.
4. Преимущества «таргет-костинга»
Во-первых, в концепции «таргет-костинг» маркетинг словно "накладывается" сверху на управленческий учёт, т.е. функции маркетинга и проектирования реализуются совместно, а на "выходе" системы получается продукт, имеющий максимально отвечающие ожиданиям потребителей характеристики и наиболее вероятную цену реализации. При использовании системы «таргет-костин»г вся производственная деятельность предприятия координируется и контролируется в соответствии с важным стратегическим ориентиром - целевой себестоимостью.
Во-вторых, «таргет-костинг» прекрасно совмещается с бюджетированием, планированием прибыли, формированием центров ответственности, различными стратегиями ценообразования и оценочными процедурами. Вообще следует отметить, что «таргет-костинг» прекрасно интегрируется в стратегический управленческий учёт - относительно новое и перспективное направление управленческого учёта.
В-третьих, родившиеся в Японии концепция «таргет-костинг» существенно отличается от популярного американского метода стандард-кост, известного у нас в стране благодаря многочисленным переводам американских учебников по управленческому учёту. Стандард-кост используется в основном для контроля затрат и оценки результативности, а «таргет-костинг» в первую очередь поддерживает стратегию снижения затрат на стадии проектирования продукта, то есть является стратегическим, а не сугубо операционным, инструментом.
В-четвёртых, безусловно положительной характеристикой «таргет-костинг» является фокусирование внимания на внешних (рыночных), а не исключительно на внутренних факторах. «Таргет-костинг» обеспечивает отделу маркетинга неплохие возможности принимать решения не только на основе изначально заданного уровня издержек, но и на основе параметров рыночного окружения.
В-пятых, «таргет-костинг» помогает мотивировать ориентированное на рынок поведение сотрудников, указывая на допустимую с точки зрения рынка себестоимость, которая должна быть осознана, если компания хочет оказаться прибыльной в условиях конкуренции. В своё время в японских компаниях «таргет-костинг» внедрялся скорее с целью мотивации своих сотрудников, чтобы те действовали в соответствии долгосрочными стратегиями, чем с целью обеспечения топ-менеджеров точной и детальной информацией о прибыли, целевых затратах и отклонениях.
Заключение
В заключение заметим, что использование системы «таргет-костинг» при калькулировании себестоимости новых (инновационных) продуктов, а также в сфере услуг особенно перспективно. Сутью данного метода является то, что функции маркетинга и проектирования реализуются совместно, а на "выходе" системы получается продукт, имеющий максимально отвечающие ожиданиям потребителей характеристики и наиболее вероятную цену реализации. «Таргет-костинг», в отличие от других методов учета затрат и калькулирования себестоимости, поддерживает стратегию снижения затрат на стадии проектирования продукта, т.е. является стратегическим, а не сугубо операционным инструментом. Будущее современного стратегического менеджмента невозможно без системы целевого управления затратами. Практика работы ведущих компаний мира должна убедить отечественных менеджеров в необходимости использования «таргет-костинга» на предприятиях. Система организации управленческого учета должна способствовать как управлению затратами в целом, так и использованию метода «таргет-костинга» в частности.
Использование в качестве основы предложенных в статье концептуальных основ формирования интегрированной системы финансового и управленческого учета позволит фирмам получать оперативно очень важную для управления информацию. А это особенно важно в условиях острой конкурентной борьбы.
Будущее современного стратегического менеджмента невозможно без системы целевого управления затратами. Петер Хорват, анализируя тенденции сращивания менеджмента и контроллинга, отметил большую значимость «таргет-костинга» в инструментарии современных управленцев и пророчит ему большое будущее [6]. Однако не только мнение ученого, но и практика работы ведущих компаний мира должны убедить отечественных менеджеров в необходимости использования «таргет-костинга» на предприятиях.
Библиографический список
1. Александров О.А. Методологические основы управленческого анализа // Экономический анализ. - 2004. - N 8(23). - С. 35 - 38.
2. Басманов И.А. Теоретические основы учета и калькулирования себестоимости продукции: Учебное пособие. – М.: Финансы, 2008. – 168 с.
3. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / М.А. Вахрушина. - 6-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2007. - 570 с.
4. Вахрушина М.А. Управленческий анализ: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2005. - 432 с.
5. Каверина О.Д. Управленческий учет. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 352 с.
6. Николаева С.А. Принципы формирования и калькулирования себестоимости. – М.: Аналитика-Пресс, 2007. – 144 с.
7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 24.03.2000 N 31н, от 18.09.2006 N 116н, от 26.03.2007 N 26н)
8. Попова Л.В. Управленческий учет и анализ с практическими примерами: Учебное пособие // Л.В. Попова, В.А. Константинов, И.А. Маслова, Е.Ю. Степанова. - М.: Дело и сервис, 2006. - 224 с.
9. Рябков А. В. Управленчес¬кий учет и контроллинг затрат: методы калькулирования себестоимости. – М.: ИНФРА-М, 2008, 407 с.
10. Славников Д. А. Таргет-костинг — стратегический инструмент в системе уп¬равления затратами предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2008, 290 с.
11. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 23.11.2009 N 261-ФЗ)