Сущность внутрифирменного аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение сущности и функций внутрифирменного аудита.
Основными задачами написания работы являются:
1) рассмотреть сущность внутрифирменного аудита;

Оглавление

Введение 3
1. Сущность внутрифирменного аудита 6
2. Функции внутреннего аудита 11
3. Организация внутреннего аудита 15
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая аудит.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

В современных условиях всё более чётко проявляется потребность в оперативном и полном определении состава и объема информации, необходимой для качественной и эффективной реализации задач и функций внутреннего аудита. От того, как организован сбор, обработка, распределение информации в значительной мере зависит результативность внутреннего аудита, а также эффективность управления в целом.

Итак, основными функциями внутрифирменного аудита является информационно-аналитическая, прогностическая и координирующая функция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Организация службы внутреннего аудита.

Служба внутреннего аудита действует на основании положения, утверждаемого руководителем предприятия или собранием учредителей (акционеров). Должностные инструкции для внутренних аудиторов должны предусматривать общие положения, конкретные должностные обязанности, права и персональную ответственность.

В практической работе служба внутреннего аудита руководствуется законодательными и нормативными актами РФ, министерств и ведомств, органов местного самоуправления, правилами (стандартами) аудита, а также учредительными документами, приказами и распоряжениями руководителя предприятия, инструкциями, положениями и т.п.

Штат целесообразно формировать с учетом следующих требо­ваний к специалистам: сотрудники СВА должны иметь образова­ние и опыт работы, соответствующие их контрольной деятельно­сти. Желательно, чтобы в руководстве СВА состоял сотрудник, имеющий квалификационный аттестат аудитора, выдаваемый Минфином России, так как аттестованный специалист владеет специфическими приемами организации и проведения аудитор­ской проверки, базирующейся на международных стандартах ау­дита и федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятель­ности, что повышает действенность СВА.[9]

Поскольку СВА проверяет широкий круг вопросов, то в ее со­ставе должны быть не только аудиторы, но могут быть и контро­леры по налогообложению, правовым вопросам, финансовому анализу, компьютерной обработке данных и т.д. Эти контролеры чаще всего включаются в состав бригад, выполняющих комплекс­ные проверки или специальные проекты.

В общем виде кадровый состав СВА может выглядеть следую­щим образом:

1.              Руководитель службы (аттестованный аудитор).

В его основные обязанности могут входить: составление плана работы
СВА, утверждение плана-графика проверок; утверждение состава
группы для проведения проверки и ее руководителя; контроль
хода подготовки к проверке; контроль над правильностью оформ-
ления результатов проведения проверки и ее качества; консульти-
рование специалистов организации; организация анализа финан-
сово-хозяйственной деятельности организации; организация кон-
троля выполнения приказов и распоряжений руководителя орга-
низации по вопросам финансово-хозяйственной деятельности;
составление общего отчета о работе, проделанной СВА.

Руководитель СВА, как правило, напрямую связан с советом директоров и (или) генеральным директором и владеет информа­цией обо всех вопросах, представляющих для организации повы­шенный интерес. Он информирует руководителей организации обо всех существенных недостатках и возможностях для повыше­ния эффективности работы организации и ее структурных под­разделений, выявленных в ходе проверок, подготавливает проек­ты решений по полученным результатам.

Руководитель СВА анализирует и дает оценку работе ее струк­турных подразделений, обеспечивает надзор за аудитом. Под над­зором следует понимать контроль процесса от планирования про­верки до отчета по результатам ее завершения. Он организует обеспечение службы программно-методической документацией, осуществляет контроль достоверности и обоснованности сделан­ных внутренними аудиторами выводов и предложений.

2.      Специалист по расчетам филиалов с головной организацией.

Он проводит анализ финансовых потоков, консультирует специа­листов организации по финансовым вопросам, участвует в состав­лении общего плана и программы проверок, а также в текущем контроле над финансовой деятельностью филиалов и в составле­нии отчета по результатам проведенной проверки.

3.     Специалист по камеральным и документальным проверкам отчетности филиалов и других структурных подразделений орга­низации.

Он составляет план-график проверок, комплектует вы­ездную группу, организует и осуществляет текущий контроль, со­ставляет общий план и программу внутреннего аудита, принимает непосредственное участие в проверке, доводит до руководителя СВА основные результаты проверки, контролирует исполнение филиалами и другими структурными подразделениями приказов и распоряжений руководителя головной организации.

4. Внутренний аудитор является непосредственным исполни­телем проверки, участвует в ее подготовке, а также в документаль­ном оформлении проведенных контрольных процедур.

5. Контролер по налогообложению.

6. Контролер по правовым вопросам.

7.Контролер по финансовому анализу.

Наиболее квалифицированные специалисты СВА могут назна­чаться руководителями группы внутренних аудиторов и контроле­ров, выполняющих проверку. Руководитель группы составляет план-график проверок и устанавливает очередность выполнения работ, комплектует выездную группу и определяет участки работ для аудиторов, составляет проект общего плана и программы про­ведения проверки, доводит до руководителя службы ее основные результаты, которые будут включены в отчет. Он составляет отчет по материалам проверки и добивается принятия соответствующих управленческих решений, организует и контролирует работу участ­ников проверки на ее соответствие программе, проводит консульта­ции участников группы.[10]

Основной объем работы в СВА выполняют внутренние ауди­торы. Главный принцип их работы — независимая позиция, кото­рую обязаны занимать аудиторы в ходе проверок. Они ни под ка­ким видом не должны приспосабливать свое мнение по организа­ции и методике проведения контрольных мероприятий к мнению объектов проверки. Выводы и рекомендации аудиторов должны быть объективны и профессиональны. Требования к их независи­мости обусловливаются организационным статусом и соблюдени­ем Кодекса профессиональной этики.

Специалисты СВА выполняют широкий круг обязанностей, по­этому качество их работы во многом определяется уровнем профес­сиональной подготовки. Внутренним аудиторам необходимо хоро­шо разбираться в учетных системах, планах, нормативном хозяйст­ве, налоговом и хозяйственном праве, иметь достаточные знания по менеджменту и маркетингу, разбираться в задачах, стоящих перед организацией, а также обладать достаточными знаниями по приме­нению стандартов и методик проведения проверок. Поэтому уже на стадии организации СВА целесообразно предусмотреть систему повышения квалификации ее специалистов. Конкретные меро­приятия учитываются при формировании годовых планов работы.

Следует отметить, что при необходимости СВА может поста­вить перед руководством организации вопросы о привлечении на основе договоров к своей работе внешних экспертов, которые должны отвечать определенным требованиям.

Экспертом признается не состоящий в штате данной организа­ции специалист, имеющий достаточные знания, опыт и квалифи­кацию в определенной области и дающий свое заключение по про­блеме, относящейся к этой области. Например, работа эксперта может быть использована для юридической оценки договоров, уч­редительных документов, правильности применения норматив­но-правовых актов, оценки имущества, измерения объемов выпол­ненных строительных работ и т.д. С экспертом заключается дого­вор от имени той организации, в структуре которой находится СВА. Результаты работы эксперта оформляются письменно, рас­сматриваются СВА, включаются в рабочую документацию и ис­пользуются при подготовке отчета по результатам проверки.

При рассмотрении вопросов о правах и обязанностях специа­листов СВА за основу целесообразно принимать документы, регу­лирующие деятельность внешних аудиторов, в частности Феде­ральный закон «Об аудиторской деятельности» и действующие правила (стандарты) аудиторской деятельности. Применительно к СВА их можно трансформировать следующим образом. Специалисты СВА имеют следующие права:

-определять формы и методы аудиторской проверки с учетом методик службы внутреннего аудита;

-получать от руководителей объекта проверки и уполномо­ченных ими специалистов необходимые для проверки документы;

-получать разъяснения по возникшим вопросам и дополни­тельные сведения, необходимые для аудиторской проверки;

-при необходимости привлекать к проверкам контролеров из других подразделений организации;

-самостоятельно и с привлечением специалистов проверяе­мого подразделения снимать копии с полученных документов, в том числе копии файлов и т.д.;

-получать по письменному запросу необходимую для осуще­ствления аудиторской проверки информацию от третьих лиц;

-привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке специалистов.

Специалисты СВА обязаны:

1) организовывать системный контроль деятельности струк­турных подразделений организации и отдельных сотрудников на предмет соответствия их действий требованиям законодательства, нормативных актов и стандартам профессиональной деятельно­сти, внутренних документов, регулирующих деятельность и опре­деляющих политику организации и должностным инструкциям;

2) обеспечивать постоянный мониторинг рисков в области предпринимательской деятельности, текущий анализ финансово­го положения организации;

3) обеспечивать постоянный контроль над соблюдением со­трудниками организации установленных процедур, функций и полномочий по принятию решений;

4) квалифицированно и качественно проводить проверки и оказывать консультационные услуги;

5) проверять состояние сохранности имущества и расследовать факты хищений собственности в организации, а также нарушений требований нормативных актов, внутренних документов, должно­стных инструкций;

6) разрабатывать рекомендации и проводить консультации, участвовать в семинарах по повышению квалификации специали­стов организации;

7) осуществлять контроль над устранением выявленных нару­шений;

8) вырабатывать меры по повышению эффективности систем управления;

9) осуществлять документирование проводимых проверок и составлять отчеты (акты) по их результатам;

10) обеспечивать сохранность и возврат структурным подраз­делениям организации полученных в процессе проверок докумен­тов;

11) обеспечивать конфиденциальность информации, получен­ной при проверках или оказании других аудиторских услуг;

12) проверять соответствие системы экономической информа­ции организации требованиям ее руководства и руководства под­разделений;

13) проводить экспертизу эффективности и надежности рабо­ты СВК организации;

14) выполнять анализ финансового положения организации и ее филиалов, дочерних и зависимых организаций;

15) представлять в возможно короткие сроки итоговую инфор­мацию руководству организации по результатам проверок;

16) организовывать подготовку к проверкам внешнего аудита, налоговой инспекции и других органов внешнего контроля, при­нимать активное участие в этих проверках и реализации рекомен­даций по устранению выявленных нарушений.

Руководители объектов проверок должны оказывать сотрудни­кам СВА содействие в выполнении ими своих функций. Они обя­заны создавать аудиторам и контролерам условия для своевремен­ного и полного проведения аудиторской проверки, представлять документы согласно определенному перечню, давать по их запро­су разъяснения и объяснения в устной и (или) письменной форме.[11]

Руководители и специалисты объектов проверки обязаны опе­ративно устранять выявленные нарушения, не допускать ограни­чения круга вопросов, подлежащих проверке, обеспечивать ауди­торов и контролеров оргтехникой, рабочими местами, средствами транспорта, правом посещения производственных и офисных по­мещений.

В разделе Положения по организации СВА, касающемся ком­муникационных связей, фиксируется, какую информацию и от кого получает СВА и кому ее передает.

Взаимодействие СВА с другими структурными подразделе­ниями организации отражено в (Приложении 1).

Существенное значение для повышения эффективности работы СВА и ее обеспеченности современными методиками имеет сис­темное взаимодействие с внешними аудиторами. Оно в определен­ной степени предусмотрено правилами (стандартами) аудиторской деятельности, которыми руководствуется внешний аудит. Это взаимодействие необходимо в первую очередь для оптимизации зоны действия внешних аудиторов при проведении аудита или при оказании сопутствующих аудиту услуг. Оно предполагает проведе­ние деловых встреч, обеспечивающих согласование запланирован­ных контрольных мероприятий во избежание их дублирования.

Важным моментом в организации эффективного взаимодейст­вия является взаимный доступ внутренних и внешних аудиторов к соответствующим программам проведения аудиторских прове­рок и к рабочей документации. Это помогает внешним аудиторам убедиться в правильности и обоснованности выводов и предложе­ний, сделанных внутренними аудиторами, а внутренним аудито­рам — познакомиться с методиками и организацией проверок, применяемыми внешними аудиторами.

Информация о работе Сущность внутрифирменного аудита