Сущность и общие принципы организайии бухучета

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:25, лекция

Краткое описание

Содержание организации бухгалтерского учета, ее предмет, объекты, этапы.
Организация бухгалтерского учета - это целенаправленная деятельность руководителей предприятия по созданию, постоянному упорядочиванию и совершенствованию системы бухгалтерского учета с целью удовлетворения информационных потребностей.

Оглавление

Содержание организации бухгалтерского учета, ее предмет, объекты, этапы.
Принципы организации бухгалтерского учета.
Организационные основы учета на разных стадиях функционирования предприятия.

Файлы: 1 файл

1. Сущность и общие принципы организайии бухучета.rtf

— 102.09 Кб (Скачать)

Тема 1: Сущность и общие принципы организации бухгалтерского учета.

 

  1. Содержание организации бухгалтерского учета, ее предмет, объекты, этапы.
  2. Принципы организации бухгалтерского учета.
  3. Организационные основы учета на разных стадиях функционирования предприятия.

 

  1. Содержание организации бухгалтерского учета, ее предмет, объекты, этапы.

Организация бухгалтерского учета - это целенаправленная деятельность руководителей предприятия по созданию, постоянному упорядочиванию и совершенствованию системы бухгалтерского учета с целью удовлетворения информационных потребностей.

Организация бухгалтерского учета предполагает решения следующих принципиально важных вопросов:

  1. разработка концепции учетной политики предприятия;
  2. определение рамок применения управленческого и финансового учета и разработка для них соответствующей системы документирования и обеспечения;
  3. организация труда учетного персонала.

            Организация бухгалтерского учета представляет собой систему методов и средств, обеспечивающих оптимальное функционирование учета и его развитие.

  Предметом организации бухгалтерского учета является учетные и контрольно-аналитические процессы, а так же структура и труд работников учетных подразделений, правовое и техническое обеспечение. Предмет конкретизируется в его объектах.

 

Объектами организации бухгалтерского учета являются:

1.учетный процесс (итоговый учет, текущий учет, первичный учет);

2.обеспечение (движение носителей, носители информации);

3.труд исполнителей (работники бухгалтерии, работники, не состоящие в штате бухгалтерии).

Учетный процесс рассматривается как систематизированная цепочка учетных операций из которых складывается технология бухгалтерского учета.

Основу учетного процесса составляют учетные операции.

Учетные операции  - это любое элементарное или сложное действие над данными или информацией с целью получения промежуточных или итоговых учетных показателей.

Учетные операции делятся на 3 типа:

    • механические, т.е. получение, регистрация документов, передача их на хранение;
    • перерабатывающие, т.е. приведение в определенную систему какой-либо совокупности учетных данных по аналитическому признаку, атак же их разделение, соединение и составление проводок;
    • творческие или логические, т.е. формирование отчетных показателей и их толковании, анализ, согласованность, а так же составление информации обязательного характера-справки, аудиторские заключения.

 

  1. Принципы организации бухгалтерского учета.

Рациональная организация бухгалтерского учета требует соблюдения принципов системного подхода.

Принципы организации бухгалтерского учета:

  • Целостность бухгалтерского учета как системы проявляется в двойственном, т.е. балансовом обобщении информации о хозяйственных явлениях; бухгалтерский учет рассматривается как целое, качества которого не сводятся к свойствам элементов, составляющих его.
  • Всесторонность - требует учитывать все внутренние связи и отношения системы, а также все факторы, влияющие на ее функционирование. Этот принцип требует, чтобы бухгалтерский учет строился в соответствии с технологией  и организационной структурой предприятия.
  • Принцип системообразующих отношений: требует определить именно те связи между элементами, которые обеспечивают всей системе целостность и развитие. Система - двойная запись и балансовое обобщение.
  • Принцип субординации: требует строить иерархию отношений и элементов по определенным критериям. Основными критериями построения иерархии элементов в системе бухгалтерского учета является адекватность, т.е. совпадение организационно технической структуры хозяйственного звена и бухгалтерского учета. Например: учет материалов строится в соответствии с организацией складского хозяйства, а учет затрат на производство - по цехам, учет управленческих расходов - по уровням управления.
  • Принцип динамичности предполагает рассмотрение системы не как застывшей, а как изменяющейся в связи с развитием форм бухгалтерского учета, изменениями, вносимыми в нормативную базу бухгалтерского учета, и в связи с политической нестабильностью.
  • Принцип опережающего отражения предполагает необходимость прогнозирования вероятного состояния системы в будущем. В области организации бухгалтерского учета это означает заблаговременно рассмотреть схему расширения объектов бухгалтерского учета и направления перестройки системы контроля, шифровки документов, материальной ответственности и управленческой отчетности.

Эти принципы могут быть достойно реализованы в том случае, если в организации бухгалтерского учета используются в различных сочетаниях следующие элементы ее метода:

- моделирование;

- проектирование;

- сетевые методы;

- аналитические методы;

- расчетные методы;

- графические методы;

- анкетирование;

- нормативно-правовое оформление;

- экспертная оценка.            

Основной задачей организации бухгалтерского учета является рационализация учетно-аналитических процессов, сокращение их циклов, повышение качества и достоверности информации, обеспечение эффективного использования информации, рациональная организация труда учетных работников, созданное благоприятного социально-психологического климата, научно-обоснованное построение учетно-аналитического аппарата, постоянное развитие и совершенствование учета и анализа.

 

 

 

3. Организация учета на разных этапах функционирования предприятия

Структурной единицей народного хозяйства является предприятие. Согласно законодательству Украины, исходя из формы собственности, функционируют следующие виды предприятий:

  1. государственные предприятия, в том числе казенные;
  2. частные предприятия (несколько физ. лиц);
  3. коллективные предприятия, основанные на собственности трудового коллектива;
  4. предприятия, основанные на собственности объединения граждан (политические партии, религиозные организации, общества ветеранов и т.п.);
  5. коммунальные предприятия, основанные на собственности территориальных громад (ЖЭО, Зеленстрой, РСУ, Водоканал);
  6. хозяйственные товарищества (АО, ООО, Общество с дополнительной ответственностью, коммандитное товарищество, полное товарищество и т.п.).

На этапе создания предприятия традиционно бухгалтер занимается регистрационными процедурами. До начала регистрации предприятия необходимо:

  1. определиться с видом предприятия;
  2. определить размер Уставного капитала;
  3. разработать и утвердить уставные документы (учредительный договор, устав).

 

Затем предприятие подлежит регистрации в:

    • органах государственной власти (исполком);
    • органе статистики;
    • банковской системе;
    • налоговых органах;
    • органах разрешительной системы (милиция);
    • Пенсионном фонде и органах социального страхования.

Регистрация в органах государственной власти выражается во внесении предприятия в единый государственный реестр с присвоением идентификационного кода. Этот факт подтверждается выдачей Свидетельства о регистрации с «мокрой» печатью (синего цвета).

Регистрация в налоговых органах организована с целью постановки предприятия на налоговый учет. Она осуществляется по месту юридического адреса предприятия.

Регистрация в статистических органах производится с целью присвоения предприятию статистических кодов, исходя из его формы собственности, видов деятельности, записанных в Устав, и постановки на единый статистический учет.

Разрешительная система регистрирует  с целью регистрации изготовленных для предприятия печатей и штампов.

Регистрация в Пенсионном Фонде производится согласно юридического адреса предприятия в течение 10 дней с даты получения Свидетельства о регистрации субъекта в органах государственной власти.

Для регистрации в Фондах социального страхования необходим весь перечень полученных предприятием свидетельств о предыдущих регистрациях.

Открытие счета в банке начинается с выбора банка. При выборе банка обычно исходя из его репутации и рейтинга, его местонахождения, наличия системы Клиент-банк и удобного режима прохождения платежей. Перед открытием расчетного счета с банком заключается договор, в котором оговорены тарифы на банковское обслуживание. После открытия расчетного счета уведомляется налоговая инспекция о том, где и под каким номером открыт расчетный счет.

Все квитанции об осуществленных платежах в связи с регистрацией, взносах в Уставный капитал, оплатой услуг по изготовлению печатей и штампов, а также покупкой минимального количества бухгалтерских бланков подкладываются к авансовому отчету бухгалтера. Эти расходы в бухгалтерском учете отражаются проводкой:

Д-т 92 К-т 372

Печать следует приходовать на счет 112 и она подлежит амортизации.

Если предприятие осуществляет виды деятельности, подлежащие лицензированию, то в зависимости от стоимости лицензии и ее срока, она может быть признана либо нематериальным активом, либо расходами предприятия. Если лицензия признана расходами, то она может быть учтена либо по дебету счета 92, либо по дебету 39 счета.

Взнос в Уставный Капитал отражается в части внесенной до государственной регистрации по кредиту 40, а после государственной регистрации - по кредиту 46.

Главный бухгалтер должен выбрать форму организации бухгалтерского учета (централизованная ил децентрализованная), определиться с материально ответственными лицами и формой ответственности (договора, индивидуальная или групповая материальная ответственность). Главный бухгалтер должен решить вопрос о форме бухгалтерского учета, опираясь на уровень компьютерного обеспечения.

На этапе функционирования бухгалтер должен организовать технологию учетного процесса, его обеспечение и труд исполнителей. Технология бухгалтерского учета строится исходя из организационной структуры предприятия (наличие цехов, филиалов, участков или их отсутствие) и фактора подчиненности предприятия. При выборе технологии учета необходимо учитывать отраслевой фактор предприятия и наличие отраслевых методических рекомендаций по учету.

Вопрос о выборе формы организации бухгалтерского учета возникает только на тех предприятиях, где есть структурные подразделения и филиалы. Централизованная и децентрализованная формы имеют свои преимущества и недостатки. В условиях централизованной формы бухгалтерского учета возможен жесткий контроль со стороны главного бухгалтера за работой подчиненных бухгалтеров, и в этих условиях легче внедрить полную автоматизацию учета.

При децентрализованной форме учетно-контрольные группы и даже целые бухгалтерии создаются в цехах и в удаленных  от центральной бухгалтерии филиалах предприятия. В этих условиях преимуществом является приближение бухгалтерского учета и контроля по месту и к времени свершения операции. Недостатком является увеличение штата бухгалтеров, слабый контроль со стороны главного бухгалтера за работой учетно-контрольных групп филиалов и препятствия на пути полной автоматизации.

На этапе функционирования бухгалтер должен определить объекты учета, объекты локализации затрат, методы распределения косвенных и накладных расходов и разработать рабочий План счетов. Главный бухгалтер должен определить связи и соотношения финансового, управленческого и налогового учета. Эти соотношения могут привести к изменениям в Плане счетов в виде включения в него субсчетов управленческого учета.

В рамках организации технологии бухгалтерского учета главный бухгалтер должен выработать Положение об учетной политике предприятия и механизм ведения управленческого учета.

На этапе функционирования по 2 объекту организации главный бухгалтер определяет:

  1. оптимальную численность бухгалтерского и ревизионного аппарата;
  2. структуру бухгалтерии, т.е. формирует отделы и учетно-контрольные группы и разрабатывает схему их взаимодействия;
  3. разрабатывает должностные инструкции для каждого бухгалтера
  4. разрабатывает модель взаимосвязи бухгалтерии с другими экономическими отделами предприятия и технологическими подразделениями
  5. решает эргономические аспекты труда бухгалтеров

На этапе функционирования по 3 объекту организации бухгалтер должен:

  1. выбрать формы первичных документов для отражения каждой хозяйственной операции или разработать собственных формы, если типовая форма не удобна;
  2. определить совместно  с руководством перечень лиц, участвующих и отвечающих за создание первичных документов, определив зону их ответственности и очередность подписей;
  3. разработать маршруты движения каждого первичного документа, начиная от создания и до сдачи в архив;
  4. разработать формы регистров аналитического и синтетического учета пои каждому объекту учета;
  5. составить графики и схемы документооборота с учетом уровня автоматизации учетных работ и специфики программного обеспечения;
  6. на основании анализа вариантов выбрать оптимальный для данного предприятия механизм соотношения ручного и компьютерного учета.

Информация о работе Сущность и общие принципы организайии бухучета