Таким образом,
принципы и требования бухгалтерского
учета в целом образуют единую систему, которая не отвергает
ни одной из ее составляющих (опор). Поэтому
несоблюдение отдельных принципов, правил
и требований бухгалтерского учета без
достаточных на то оснований при определенных
условиях может трактоваться как неправильное
ведение бухгалтерского учета и неудовлетворительная
организация бухгалтерского дела.
Однако реализация
некоторых из этих требований в сегодняшних
условиях затруднена незавершенностью
и противоречивостью действующей
нормативной базы.
Выбор способов
ведения учета бывает сопряжен с необходимостью
отдать предпочтение тому или иному требованию.
Например, способы, обеспечивающие полноту
учета фактов хозяйственной деятельности,
могут не вполне отвечать такому требованию,
как рациональность, и наоборот. В подобных
ситуациях руководство и специалисты
организации должны оценить степень влияния
избираемого способа на полезность финансовой
(учетной) информации и решить, какому
требованию отдать предпочтение.
Иными словами,
чаще всего формирование учетной
политики есть процесс достижения баланса между принципами
и требованиями исходя из профессионального
суждения бухгалтера.
Становление рыночной
экономики в России потребовало
разработки новой системы нормативных
документов, регламентирующих вопросы
организации и ведения бухгалтерского учета в организации, а также
определения роли государственных органов
в ее создании.
- Система нормативного регулирования бухгалтерского учета
В настоящее
время система нормативного регулирования
бухгалтерского учета в России имеет
четырехуровневую структуру.
Первый уровень
составляют законы и иные законодательные
акты (указы Президента, постановления
Правительства), регулирующие прямо
или косвенно постановку учета в
организациях. Особое место в этом
уровне системы занимает Федеральный закон
от 6 декабря 2012 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском
учете». Важным документом данного уровня
является Гражданский кодекс Российской
Федерации. В нем законодательно закреплены
многие вопросы учетной работы. Среди
них: наличие самостоятельного баланса
как необходимый признак юридического
лица, обязательность утверждения годового
бухгалтерского отчета, обязательные
случаи аудиторского заключения, понятие
чистых активов, дочерних и зависимых
обществ (предприятий), порядок реорганизации
и ликвидации юридических лиц различных
организационно-правовых форм. Подробно
изложены принципы составления и положения
договоров, заключенных хозяйствующими
субъектами с клиентами, банками, другими
организациями с целью своевременного
и качественного выполнения обязательств.
К этой же группе
документов можно отнести и Налоговый
Кодекс Российской Федерации, в котором
сделана попытка установить правила организации
налогового учета. В свою очередь принципы
налогового учета должны базироваться
на данных, полученных на основе традиционных
принципов бухгалтерского учета.
Второй уровень
системы нормативного регулирования
составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому
учету. В этих документах обобщены принципы
и базовые правила бухгалтерского
учета, изложены основные понятия, относящиеся
к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские
приемы без раскрытия конкретного механизма
применения их к определенному виду деятельности.
Документы второго уровня утверждаются
Министерством финансов РФ, на которое
возложено методологическое руководство
бухгалтерским учетом и отчетностью в
народном хозяйстве в целом по стране.
Во исполнение
Программы реформирования бухгалтерского
учета Минфином России разработаны
и приняты следующие нормативные
документы по бухгалтерскому учету:
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, (ред. от 24.12.2010 г.);
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/2008), (ред. от 18.12.2012 г.);
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), (ред. от 27.04.2012 г.);
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), (ред. от 24.12.2010 г.);
- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность, организации» (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом от 6 июля 1999 г. № 43н (ред. от 08.11.2010 г.);
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное Приказом от 9 июня 2001 г. № 44н (ред. от 25.10.2010 г.);
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное Приказом от 30 марта 2001 г. № 26н (ред. от 24.12.2010 г.);
- Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное Приказом от 25 ноября 1998 г. № 56н (ред. от 20.12.2007 г.); Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01), утвержденное Приказом от 28 ноября 2001 г. № 96н (ред. от 20.12.2007 г.);
- Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное Приказом от 6 мая 1999 г. № 32н (ред. от 27.04.2012 г);
- Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом от 6 мая 1999 г. № ЗЗн (ред. от 27.04.2012 г.);
- Информация о связанных
сторонах ПБУ 11/2008;
- Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010);
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденное Приказом от 16 октября 2000 г. № 92н (ред. от 18.09.2006 г.);
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), (ред. от 24.12.2010 г.);
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), (ред. от 27.11.2006 г.);
- Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), утвержденное Приказом от 2 июля 2002 г. № 66н (ред. от 08.11.2010 г.);
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02), утвержденное Приказом от 19 ноября 2002 г. № 155н (ред. от 18.09.2006 г.);
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденное Приказом от 19 ноября 2002 г. № 144н (ред. от 24.12.2010 г.);
- Положение по бухгалтерскому учету «Информация
об участии в совместной деятельности»
(ПБУ 20/03), (ред. от 18.09.2006 г.);
- Положение по бухгалтерскому
учету «Изменения оценочных значений»
(ПБУ 21/2008), (ред. от 18.12.2012 г.);
- Положение по бухгалтерскому
учету «Исправление ошибок в бухгалтерском
учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), (ред. от 27.04.2012).
Третий уровень
нормативного регулирования представляют
собой нормативные документы, являющиеся
по существу подзаконными актами, которые
представлены в виде методических указаний по ведению бухгалтерского
учета, в том числе в инструкциях, рекомендациях
и т.п. К этой группе документов относятся
методические указания по бухгалтерскому
учету материально-производственных запасов,
методические указания по инвентаризации
имущества и финансовых обязательств,
по заполнению форм бухгалтерской отчетности
и др. Одним из важнейших документов этого
уровня является План счетов бухгалтерского
учета и инструкция по его применению.
К ним также можно отнести многочисленные
указания Министерства финансов Российской
Федерации по вопросам, возникающим в
хозяйственной деятельности организаций
(договор о совместной деятельности, векселя,
чистые активы и др.). Документы этого уровня
утверждаются как Минфином РФ, так и другими
органами управления, которым законодательно
предоставлены соответствующие права
(например, Центральным банком России,
Министерством РФ по налогам и сборам
и др.).
Четвертый уровень
составляют приказы методические указания,
инструкции, которые издаются самими
хозяйствующими субъектами и в которых раскрываются
базовые и нормативные положения, устанавливаемые
в нормативных документах 1—3-го уровней
с учетом особенностей и специфики деятельности
той или иной организации. Примером являются
приказы, касающиеся учетной политики
организации, методов оценки и амортизации
тех или иных объектов бухгалтерского
учета, документов.
Заключение
В результате проделанной
работы, можно сделать соответствующие
выводы:
- Объектом бухгалтерского дела является организация процесса его ведения, результатом которого будет обобщенная информация о фактах хозяйственной деятельности, сгруппированная по экономическому признаку на счетах бухгалтерского учета;
- К объектам бухгалтёрского дела можно отнести учетную информацию, бухгалтерскую отчетность, документацию, инвентаризационные данные об экономических действиях и событиях, циклы деятельности организации, различные показатели деловой активности;
- Финансовую отчетность можно представить в виде различных статей бухгалтерского баланса или какой-либо другой формы, содержание статей — в виде счетов бухгалтерского учета;
- В организационном аспекте предусмотрены возможности применения двух вариантов построения управленческого учета:
- в рамках единой с финансовым учетом системы счетов;
- в рамках самостоятельной системы счетов (счета финансового учета и счета управленческого учета).
- Цель учетной деятельности — анализ сложившейся хозяйственной ситуации, выработка конкретного решения, организация и контроль его выполнения;
- Финансовый и управленческий учет являются поставщиком информации, необходимой для управления организацией и принятия соответствующих решений, составления бухгалтерской отчетности, организации учетного процесса;
- Содержание объектов бухгалтерского дела и условия его исследования предопределяют выбор и последовательность применения экономического анализа;
- Принципы, правила и требования бухгалтерского учета следует рассматривать в единстве, поскольку каждый из принципов и каждое из правил и требований дополняют общую систему бухгалтерского учета;
- В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России имеет четырехуровневую структуру;
- Первый уровень составляют законы и иные законодательные акты (указы Президента, постановления Правительства), регулирующие прямо или косвенно постановку учета в организациях;
- Второй уровень системы нормативного регулирования составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету;
- Третий уровень нормативного регулирования представляют собой нормативные документы, являющиеся по существу подзаконными актами, которые представлены в виде методических указаний по ведению бухгалтерского учета, в том числе в инструкциях, рекомендациях и т.п.;
- Четвертый уровень составляют приказы методические указания, инструкции, которые издаются самими хозяйствующими субъектами и в которых раскрываются базовые и нормативные положения, устанавливаемые в нормативных документах 1—3-го уровней с учетом особенностей и специфики деятельности той или иной организации.
Список литературы
- Гражданский кодекс РФ ч. 1, 2;
- Налоговый кодекс РФ, ч. 1, 2;
- Трудовой кодекс РФ.
- Федеральный закон от 6 декабря 2012 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете;
- Астахова Е.Ю., Сафонова И.В. Принципы и основы бухгалтерского учета – М.: Бухгалтерский учет, 2009 г.;
- Вещунова Н.Л. Бухгалтерский и налоговый учет – М.: Проспект, 2010 г.;
- Каморджанова Н.А. Бухгалтерский учет – М.: ЭКСМО, 2011 г.;
- Малькова Т.Н. История бухгалтерского учета – М.: Высшее образование, 2010 г.;
- Теория бухгалтерского учета – М.: Магистр, 2011 г.;
- Официальный сайт компании «Консультант Плюс».