Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:32, курсовая работа
Строительное предприятие «МАПИД» уникально не только продуманностью структуры, количеством работающих, масштабами строительства. Сегодня это еще и огромные традиции, богатый опыт, высокий профессионализм.
Созданная три десятилетия назад система постоянного совершенствовалась, выстояв в сложнейших условиях 90-х годов, когда объем инвестиций в строительную отрасль сократился в 4 раза, и доказав свою жизнеспособность. Именно в трудный период как никогда проявилась сила и дух коллектива.
В соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» первичные учетные документы принимаются к учету, если они оформлены надлежащим способом, составлены в унифицированной форме. Поступление материалов от поставщиков производится на основании договоров поставки. На отгруженные материалы поставщики выписывают платежные требования или счета-фактуры с приложенными к ним отгрузочными документами (товарно-транспортные накладные, железнодорожные накладные и др.).
Для отпуска и приемки товарно-
Товарно-транспортная накладная (типовая форма № ТТН-1) и товарная накладная (типовая форма ТН-2) СУ-205 представлены в приложении [Приложение: ТТН №3013778, ТН №0096165].
Поступившие на склад материальные ценности должны быть своевременно оприходованы и отражены на счетах бухгалтерского учета. Поступившие на склад материалы кладовщики выписывают приходные ордера по форме № М-4.
Например, в СУ-205 было оприходовано поступление из производна черного металлолома на сумму 1157 руб. и отражено это в приходном ордере №008 [Приложение: Приходный ордер №008].
Для обеспечения сохранности
Выбытие материальных ценностей оформляется актом на списание материальных ценностей [Приложение: Акт на списание материальных ценностей № 008].
Инвентарь и хозяйственные принадлежности представляют собой группу средств, участвующих в производственным процессе организаций в качестве средств труда (инструменты и приспособления), хозяйственного инвентаря (столы, стулья) и т.д. Документальное оформление поступления инвентаря и хозяйственных принадлежностей ведется аналогично учету основных материалов.
Для оформления поломки и утери инструментов (приспособлений) применяется акт выбытия по форме № МБ-4. Для определения негодности инвентаря и списания их с баланса организации создаются комиссии, которые производят их осмотр и устанавливают их непригодность, а также определяют возможность их использования. Результаты оформляются актом на списание строительного инструмента, хозяйственного инвентаря по форме № С-9.
Например, в СУ-205 комиссией было установлено, что в результате износа и поломки хозяйственный инвентарь в процессе эксплуатации полностью утратил свои полезные свойства и непригоден к дальнейшей эксплуатации и оформлен акт на списание строительного инструмента, хозяйственного инвентаря № 72 [Приложение: Акт на списание строительного инструмента № 72].
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности строительные организации обязаны проводить инвентаризацию материальных ценностей, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
В процессе инвентаризации все материальные ценности пересчитываются, перемериваются, взвешиваются и записываются в инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей по форме № инв.-3. Они составляются по местам хранения и материально ответственным лицам.
Например, В СУ-205 была произведена инвентаризация товарно-материальных ценностей и составлена инвентаризационная опись, в которой отражено наличие у материально-ответственных лиц (Старинского и Головкова) вставки черной в количестве 112 шт. на сумму 263711 руб. [Приложение: Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей].
2.3 Учет затрат на основное производство
Под издержками строительного производства принято понимать затраты живого и овеществленного труда на выполнение строительно-монтажных работ, оказание услуг и их реализацию (продажу). В действующей практике для характеристики всех издержек строительного производства за определенный период используется термин «затраты на производство». Издержки, относящиеся к строительно-монтажным работам отражаются в ее себестоимости.
В себестоимость строительно-
- стоимость используемых в производстве строительных материалов, конструкций, деталей, топлива, энергии, пара;
- расходы на оплату труда основных рабочих;
- расходы по контролю
качества выполненных
- затраты, связанные
с использование природного
- затраты на подготовку и освоение производства;
- затраты, связанные с управлением производства и т.д.
Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), установлена для всех организаций номенклатура экономических элементов:
- материальные затраты
(за вычетом стоимости
- расходы на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация основных фондов;
- прочие затраты.
На основании Отчета СУ-205 о затратах на производство продукции составим таблицу, где затраты по основному виду деятельности будут распределены по экономическим элементам.
Таблица 1.
Распределение затрат по экономическим элементам
Экономические элементы |
Сумма, млн. руб. |
Затраты на производство продукции, всего |
25379 |
1. материальные затраты (за |
19190 |
2. расходы на оплату труда |
3389 |
3. отчисления на социальные нужды |
1497 |
4. амортизация основных фондов |
83 |
5. прочие затраты |
1220 |
Примечание: собственная разработка автора
[Приложение: Отчет о затратах на производство продукции за январь-декабрь 2007 г.]
На основании Отчета о прибылях и убытках в СУ-205 можно сделать вывод, что произошло увеличение себестоимости строительно-монтажных работ на 7191 млн. руб. (разность по строке 030 Отчета о прибылях и убытках 25379-18188), что не является положительным в работе предприятия [Приложение: Отчет о прибылях и убытках на 1 января 2008 г.].
Изменение себестоимости
строительно-монтажных работ
После того, как произведена обработка первичных документов по движению строительных материалов, распределению начисленной заработной платы по кодам производственных затрат, учтены и распределены расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов и накладные расходы, учетный процесс предусматривает отнесение и распределение расходов на объекты строительства. На этом этапе надо определить фактическую себестоимость выполненных строительно-монтажных работ и финансовый результат от их реализации (продажи) заказчикам. Для этой цели надо сделать свод учета затрат на производство строительно-монтажных работ по статьям калькуляции и в разрезе объектов строительства в специальном разделе «Аналитические данные по счету 20 «Основное производство» в ЖО №10-С» с кредитом счетов 10, 23, 25, 26, 70 и др.
Записи в этот раздел производят на основании вспомогательных ведомостей, разработочных таблиц, листков-расшифровок или по данным первичных документов, а также путем переноса затрат из других счетов (25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Накладные расходы», 28 «Брак в производстве», 23 «Вспомогательные производства»), помещенные в журнале-ордере № 10-С.
Строительные организации для учета затрат и определения себестоимости строительно-монтажных работ используют систему синтетических счетов бухгалтерского учета (счета:20, 23, 25, 26, 28, 29, 96, 97).
Обороты по данным счетам в СУ-205 представлены в приложении и на основании их можно проследить весь комплекс затрат по объектам строительства и определить себестоимость выполненных работ [Приложение: Листки-расшифровки по счетам 20, 23, 26, 97].
Для наглядности заполним разработочную таблицу 2, в которой сгруппируем аналитические данные по счету 20/1 «Основное производство» за июль 2008 года.
Аналитические данные по счету 20/1 «Основное производство» за июль
Таблица 2
Корресп счет |
Наименование счета |
Обороты по дебету, руб. |
Обороты по кредиту, руб. |
Остаток на нач.м. |
23 991 536 |
||
10 |
Материалы |
1 636 879 635 |
|
18/3 |
НДС по приобретенным ТМЦ, работам, услугам |
350 257 621 |
|
23/1 |
Вспомогательное производство, цех сантехзаготовок |
-17 157 912 |
|
23/2 |
Вспомогательное производство, цех автотранспорта |
19 535 703 |
|
26 |
Общехозяйственные расходы |
630 607 793 |
|
60 |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
7 221 322 |
|
70 |
Расчеты с персоналом по оплате труда |
209 062 041 |
|
90/2 |
Затраты, учитываемые при исч. налога на прибыль |
2 835 848 011 | |
Итого |
2 836 406 203 |
2 835 848 011 | |
Остаток на кон.м. |
24 549 728 |
Примечание: собственная разработка автора
Стоимость израсходованных на производство строительно-монтажных работ материальных ценностей обобщается в ведомости № 10-С «Движение материалов в денежном выражении».
Так, согласно Сводной ведомости движения материальных ресурсов за декабрь 2007 года в СУ-205 в разрезе материально ответственных лиц можно проследить движение материальных ценностей [Приложение: Сводная ведомость движения материальных ресурсов за декабрь 2007 г.].
2.4 Учет финансовых результатов
Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) хозяйственной деятельности строительного предприятия характеризуется суммой балансовой прибыли или убытка.
Он слагается из:
- финансового результата от сдачи заказчику объектов, работ и услуг, предусмотренных договорами;
- реализации на сторону
основных средств и иного
- реализации продукции и услуг подсобных и вспомогательных производств, находящихся на балансе строительной организации;
- операционных и
Финансовые результаты производственной деятельности строительной организации за сданные заказчику строительно-монтажные работы ежемесячно определяются на счете 90 "Реализация". Этот счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности строительной организации, а также для определения финансового результата по ним.
Записи по субсчетам 90-1, 90-2, 90-3, 90-4, 90-5, 90-6 производятся накопительно в течение отчетного года. В СУ-205 ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4, 90-5, 90-6 и кредитового оборота по субсчету 90-1 определяют финансовый результат от реализации за отчетный месяц. Выявленную прибыль или убыток ежемесячно заключительными оборотами списывают с субсчета 90-9 на счет 99 "Прибыли и убытки". Таким образом, счет 90 "Реализация" ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет. По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 "Реализация" (кроме субсчета 90-9), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 "Прибыль/убыток от реализации".
Операционные доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете обособленно от финансового результата по иным видам деятельности. Их учет ведется на счете 91 "0перационные доходы и расходы".
На субсчетах 91-1,91-2,91-3,91-4 в течение года накапливается информация по видам доходов и расходов и используется для составления отчета о финансовых результатах. Субсчет 91-9 предназначен для выявления сальдо операционных доходов и расходов за отчетный месяц. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91-2 "Операционные расходы" и кредитового оборота по субсчету 91-1 "Операционные доходы" определяется сальдо доходов и расходов за отчетный месяц, которое ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 91-9 "Сальдо операционных доходов и расходов" на счет 99 "Прибыли и убытки".