Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение статистических форм отчетности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи теоретического и прикладного характера:
- рассмотреть понятие, виды и методы организации статистических форм отчетов;
- рассмотреть организацию статической отчетности в Российской Федерации;
- изучить пути совершенствования статистического наблюдения.
Так, на
основании материалов
Бухгалтерский
учёт фиксирует выплаты
Следует иметь в виду, что и бухгалтерский учёт, и оперативно- технический учёт используют обобщение фактов. Однако это обобщение носит узкий характер (в пределах объектов учёта).
В отличие от бухгалтерского и оперативно-технического учёта статистика:
1) использует
разнообразные единицы
2) обобщение фактов носит в ней всеобщий характер;
3) применяет как сплошные, так и не сплошные наблюдения;
4) обеспечивает сравнимость изучаемых фактов во времени и в пространстве;
5) при необходимости
проводятся специальные
Важнейшими задачами статистики являются [16, c.34]:
1) всестороннее изучение состояния и развития массовых явлений путём сбора, обобщения, обработки, анализа и формулировки выводов о развитии и изменении соответствующих признаков, их сторон;
2) совершенствование
организации и методологии
3) повышение
достоверности, качества и
4) совершенствование
системы статистических
5) предоставление
статистических данных и
На каждом
этапе развития общества
В современных условиях в Российской Федерации решаются проблемы совершенствования системы статистических органов; создания единой информационной статистической системы; рационализации, сокращения и упрощения государственной статистической отчётности; улучшения комплексного анализа; повышения достоверности и качества информации; своевременности её предоставления потребителям.
В обществе
все виды учёта и статистики
(бухгалтерского, оперативно- технического,
статистического) образуют
1) единством
методологии и постановки
2) взаимной согласованностью
материалов отдельных видов
3) единством первичной учётной документации.
Говоря о системе учёта и статистики, задачах статистики необходимо иметь в виду следующее.
Во-первых, демократизация
общества предполагает
Во-вторых, предстоит решить вопрос о переходе от сплошной отчётности к несплошным видам статистики наблюдения. Периодические выборочные обследования должны стать главным инструментом статистических исследований с учётом свойственной рыночной экономике коммерческой тайны и конкуренции.
В- третьих, переход к рыночной экономике обуславливает необходимость внедрения в первичный (бухгалтерский и оперативно- технический) учёт и статистику системы национальных счетов (СНС). Это способствует развитию профессиональных контактов с международными статистическими службами ООН, прежде всего с её статистической комиссией.
В- четвёртых,
особое значение будет иметь
усиление прогностической
3. Пути совершенствования
В настоящее время трудно назвать науку, которая не изучала бы массовые процессы той или иной области. В познании любых массовых явлений конкретного вида, (т.е. любой наукой) используются общие положения статистики как науки: накапливаются данные о множестве объектов (элементов) изучаемого явления, результаты эти описываются (обобщаются) с использованием набора специфических характеристик (показателей) с соблюдением выработанных статистикой требований (условий, правил).
При применении к разным областям явлений статистический метод учитывает их особенности.
Специфические приемы, с помощью которых статистика изучает массовые явления, образуют статистическую методологию (или метод статистики).
Во всяком статистическом исследовании можно выделить три последовательные стадии [19, c.18]:
1) Статистическое наблюдение,
т.е. сбор первичного
2) Группировка и сводка результатов наблюдения.
3) Вычисления специфических характеристик изучаемого явления и анализ полученных сводных и расчетных материалов, формулировка выводов и предложений.
На этих стадиях статистического исследования применяются специфические методы, образующие в совокупности содержания методологии статистической науки.
Рассмотрим основные характерные черты этих стадий:
На первой стадии - стадии статистического наблюдения, перед статистикой стоит задача организации учета единичных (индивидуальных) значений элементов массового явления, объединенных по некоторой качественной однородности в совокупность.
Статистическая совокупность - это масса (множество, выбор) отдельных явлений единиц или элементов, объединенных единой качественной основой, но различающихся между собой по ряду других признаков.
В индивидуальных значениях признаков конкретного элемента данной совокупности проявляются не только свойственные для всех элементов (единиц) совокупности закономерности (причины, обстоятельства), но и индивидуальные причины, случайные для всей совокупности. Например, на производительность труда отдельного рабочего в определенный день влияют не только общие условия производства, но и индивидуальные причины. В обобщающих статистических характеристиках явления следствия, вызванные этими случайными причинами, взаимно погашаются и остаются следствия, обусловленные общими для всех элементов совокупности причинами.
В этом проявляется действие закона больших чисел, который требует достаточно большого числа наблюдений для того, чтобы статистические характеристики были точными и свободны от влияния случайных фактов.
Следовательно, характерным для этой стадии является метод массовых наблюдений.
Сами наблюдения могут быть организованы с охватом всех единиц совокупности (как сплошные наблюдения) или только части их (как несплошные наблюдения). В последнем случае формирование единиц несплошного наблюдения также может осуществляться с различными приемами (способами).
Как известно, закон больших чисел рассматривается такой наукой как математика.
Однако, содержание закономерностей массовых явлений, следовательно и конкретные уровни статистических показателей определяются не законом больших чисел, а законом развития самого изучаемого явления.
На второй стадии статистического исследования - стадии статистической группировки и сводки - собранные данные подвергаются классификации и систематизации, обобщению.
Накопленные данные делятся по признакам различия и объединяются по признакам сходства.
Затем подсчитываются
суммарные показатели
На этой стадии важнейшими специфическими для статистики являются методы группировки и сводки. Как уже отмечалось выше, массовые явления отличаются большой сложностью и многообразием форм развития. С помощью метода группировки изучаемые явления подразделяются на важнейшие типы, характерные группы и подгруппы по существенным признакам. С помощью группировок формируют качественно однородные части статистической совокупности.
На второй стадии
статистического исследования
Третья стадия
Следует отличать статистические показатели от статистических данных (данных наблюдения). Статистические показатели (суммарные, относительные и средние величины, статистические коэффициенты и др.) дают обобщенные характеристики явления. Они тоже зависят от конкретных условий места и времени. Однако содержание и методология расчета этих статистических показателей остаются одинаковыми.
Анализ с помощью
обобщающих статистических
Статическое наблюдение всегда проводится по строго определенному плану, включающему как программные, так и организационные вопросы.
Программа наблюдения определяется задачами всего статического исследования. Поэтому, прежде всего, необходимо четко сформулировать цели и задачи всей работы. Один и тот же объект можно подвергнуть статическим наблюдениям с различных сторон. В зависимости от цели и задач статического исследования определяются: какая из сторон объекта, какие признаки и показатели следует подвергнуть наблюдению. Например, объектом является промышленность РФ. Если статистически исследуется производительность труда, то следует собирать сведения на производственных предприятиях по одному кругу показателей; при изучении себестоимости продукции – по другому набору показателей. Составляется предварительный набор вопросов (статистических данных).
Чтобы обеспечить четкую увязку задачи статического исследования с необходимыми статистическими показателями составляются макеты конечных статистических таблиц, содержащих результаты всей работы. В них следует предусмотреть изучаемые признаки, обосновать группировку и наметить конкретные группы единиц совокупности, определить систему абсолютных, относительных и средних и других статистических показателей, обеспечивающих достижение целей и решение всех задач статического исследования.
После разработки макетов конечных (итоговых) статических таблиц необходимо сформулировать уточненный перечень вопросов, которые следует включить в программу статических исследований.
Таким образом, программой любого статистического наблюдения называется набор вопросов, ответы на которые необходимо собрать и на их основе регистрируются изучаемые признаки, а также система таблиц, которые будут получены в результате сбора и разработки первичных данных.
Цели и задачи статистического исследования определяют не только характер этих статистических материалов, которые необходимо получить в процессе наблюдения, но и объект, единицы наблюдения и единицы совокупности, которые являются источником необходимой информации об изучаемом явлении. Таким образом необходимо четко обосновать объект, единицы наблюдения, единицы совокупности.
Объектом статистического наблюдения (статистической совокупности) называется множество, набор единиц изучаемого массового явления, о которых должны быть собраны статические сведения. Четкая формулировка объекта наблюдения во многом предопределяет точность будущих статистических показателей и результатов всего статистического исследования, их сопоставимость с результатами (показателями) предыдущих лет, предыдущих исследований. При этом важно установить границы изучаемой совокупности. Например, при переписи населения объектом наблюдения являются совокупностью людей, живущих в данной стране на момент переписи. Но на момент переписи человек, живущий в данной местности, может фактически находиться в другой местности или даже за границей. Может быть и обратная ситуация. Отсюда возникает вопрос: какое население в данном населенном пункте переписывать: фактически проживающее на момент переписи (наличное население) или постоянно проживающее (постоянное население). Для организации торговли, транспорта и других необходимо учесть наличное население; для организации жилищного строительства, сети дошкольных учреждений; школ и других важна численность постоянно проживающего населения. Отсюда видно, что выбор и определение объекта наблюдения зависят от целей и задач статического исследования.