Социальная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

Социальная политика как ценность, как система представляет собой характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства. Социальная политика, направленная на защиту интересов человека, включает в себя систему мер, защищающих его от безработицы, потери или сокращения доходов в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, старости и т. д., а также предоставление образовательных, медицинских услуг и пособий семьям с детьми.

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ.doc

— 366.00 Кб (Скачать)

Наиболее важными направлениями развития отраслей социальной сферы в ближайшие годы должны стать поддержка и сохранение систем образования, здравоохранения, культуры, обеспечения доступности их услуг населению.   Государственная   поддержка   этих   важнейших   сфер жизнедеятельности общества должна обеспечиваться введением принятых государственных минимальных социальных стандартов в области образования культуры, здравоохранения, предоставляющих собой тот минимальный уровень государственных гарантий, который оно может обеспечить для удовлетворения потребностей населения в услугах этих отраслей на определенном этапе своего экономического развития.

Главной задачей в области образования является обеспечение непрерывного образования населения в соответствии с потребностями государства. Государство также ставит цели[24]:

    • обеспечить частичным или полным покрытием расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период их обучения;
    • оказании содействия в получении образования;
    • развития сети коммерческих учебных заведений и контроля за ценой образовательных услуг;
    • обеспечения минимума образовательных услуг, которые должны предоставляться населению бесплатно за счет средств госбюджета, формировании и повышении качества человеческого потенциала.

В области здравоохранения, осуществляются следующие государственные программы [17]:

    • государственная программа РБ по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС на 2001-2005 годы и на период до 2010 года;
    • программа развития первичной медико-санитарной помощи в Республике Беларусь на 2003-2007 годы;
    • государственная программа развития специализированной медицинской помощи на 2004-2007 годы;
    • государственная программа "Сахарный диабет" на 2004-2008 годы;
    • государственная программа "Туберкулез" на 2005-2009 годы;
    • государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы.

С целью оказания помощи отдельным категориям семей и  одиноких лиц, относящимся к социально уязвимым группам населения и имеющим ограниченные возможности для обеспечения своей жизнедеятельности на достойном уровне, с 1 января 2001 г. в Республики Беларусь реализуется система адресной социальной помощи.

Приоритетным направлением социальной экономической политики государства является семья. Указом главы государства 2006 год был объявлен Годом матери. С 2006 года при награждении многодетных матерей орденом Матери им выплачивается сумма в размере 5-кратного утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Источник финансирования - республиканский бюджет. В соответствии с указом Главы государства № 369 от 2 июня 2006 г. наниматель обязан продлить контракт с матерью (с ее согласия), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком, на срок не менее чем до достижения ребенком 5-летнего возраста. Это требование распространяется и на отца ребенка вместо матери, опекуна, занимающихся воспитанием ребенка. Утверждена президентская программа ”Дети Беларуси“ на 2006-2010 годы [17]. Ее главной задачей является улучшение качества жизни и защита подрастающего поколения, укрепление престижа и авторитета женщины-матери и крепкой семьи в обществе. Постановлением Совета Министров в перечень граждан (семей), имеющих право на получение государственной адресной социальной помощи, включена новая категория. Это лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [24].

Особое внимание будет  уделяться обеспечению жильем молодых  семей и строительству жилья на селе. Предполагается, что в 2015 г. - 29 - 30 м2 против 20,0 м2 в 1997 г. В городах будет отдано предпочтение строительству малых и среднеэтажных (2-5-этажных) жилых домов и индивидуальных домов для одной семьи. [24].

Для решения в Республики Беларусь проблем бедности приняты законы о «Социальной защите инвалидов в Республики Беларусь», «О ветеранах», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС», «О социальном обслуживании», «О государственном обслуживании», «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Разработаны и реализуются программы поддержки и развития предпринимательства, Концепция совершенствования оплаты труда, Президентская программа «дети Беларуси», Комплексная система мер по социальной защите населения Республики Беларусь на 2000 - 2005 гг., Основные направления государственной семейной политики, Государственная программа «Жилье», Программа по проблемам пожилых людей и др.

Таким образом, для решения  в Республике Беларусь проблем, связанных с бедностью, необходимо [20]:

•поэтапное увеличение размеров социальных пособий (в том  числе по безработице) до уровня черты  бедности;

•формирование стабильной и эффективной системы социального  страхования.

Актуальной   проблемой   в   Республике   Беларусь   является совершенствование демографической политики. Для ее решения намечается реализация системы упреждающих государственных мер по стабилизации и повышению рождаемости, укреплению здоровья населения, снижению уровня смертности и увеличению средней продолжительности жизни; преодолению негативных последствий катастрофа на ЧАЭС; осуществление миграционной политики, направленной на позитивные территориальные перемещения населения. Осуществление этих мер позволит в значительной степени предотвратить негативные демографические тенденции. Для решения демографических проблем первостепенное значение имеет обеспечение потребности в жилье. Национальная жилищная стратегия предусматривает реализацию права на жилье для всех групп и слоев   населения   при   обеспечении  социальных   гарантий   для малообеспеченных граждан.

Таким образом, в Республике Беларусь разработан и действует достаточно сложный и взаимоувязанный комплекс мер по проведению социальной политики в стране. Однако проведению эффективной социальной политики препятствует множество различных внутренних и внешних проблем. Практически исчерпаны  экстенсивные  источники  и  факторы  долговременного экономического роста. Многие проблемы связаны с чрезмерной открытостью экономики Республики Беларусь, экономической зависимостью ее от других стран. Сложные задачи предстоит решать в процессе формирования активной социальной политики, повышения эффективности ее, в том числе в области доходов и оплаты труда, в развитии здравоохранения, при решении демографических проблем.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволило заключить, что социальная политика — комплекс организационных, экономических и других мероприятий по улучшению материального благосостояния, духовному и физическому развитию населения, оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам.

Основная цель социальной политики - повышение уровня и качества жизни населения Республики Беларусь на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, создания каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью

В настоящее время  социально-экономическое развитие Республики Беларусь характеризуется перечнем сложных проблем, среди которых, пожалуй, ведущее место занимают проблемы реализации социальной политики. В их числе — сложная демографическая ситуация, проблемы скрытой безработицы, бедности. Нуждаются в совершенствовании многие вопросы оплаты труда, доходов населения; развития отраслей социально-культурной сферы.

В рамках выбранной страной социально ориентированной рыночной модели отношений правительство стремится решить задачи, направленные на: создание экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, развития деловой инициативы трудоспособного населения; улучшение демографической ситуации с целью расширенного воспроизводства населения страны; достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения; обеспечение конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; защиту прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи, инвалидам.

Активная социальная политика и очевидные успехи в  экономике позволили Беларуси занять согласно данным, рассчитываемым ООН, самое высокое место среди стран СНГ по индексу человеческого развития, учитывающему уровень жизни населения, его образованность и продолжительность жизни.

 Решение накопленных проблем призваны обеспечить различные государственные программы, а также годовые социально-экономические прогнозы.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Беларусь:    государство,    управление,    человек:    /Нац.    отчет   о 
    человеческом развитии. Мн.: ПРООН, 1998. – 112 с.
  2. Шавель С.А.,  Смирнова Р.А.  Социальная  политика суверенной 
    Беларуси. Мн., 1996. – 385 с.
  3. Бабич   A.M.,  Павлова Л.Н.   Государственные и муниципальные 
    финансы: Учебник для вузов. М.: Финансы: ЮНИТИ, 1999. – 584 с.
  4. Морова А.П. Социальная политика в сфере трудовых отношений. 
    Мн., 2000. – 284 с.
  5. Холостова Е.И. Социальная политика: Учебн. пособие. М.: ИНФРА- 
    М, 2001. – 296 с.
  6. Социальная политика, уровень и качество жизни: Словарь /Под 
    редакцией В.Н.Бобкова., А.П.Починка. М.: Изд-во ВЦУЖ, 2001. – 
    197 с.
  7. Прогнозирование социально-экономического развития Республики 
    Беларусь: вопросы теории и методики /Под общей ред. В.Н.Шимова, 
    Я.М.Александровича, А.В.Богдановича, С.П.Ткачева. Мн.: НИЭИ 
    Минэкономики Республики Беларусь, 2001. – 257 с.
  8. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А.Волгина. М.: 
    Изд-во Экзамен, 2002. – 326 с.
  9. Лутохина Э.А. Социально ориентированная экономика и социальное партнерство: Учеб. пособие. Мн., 2002. – 312 с.
  10. Микульский К.И, Роговин В.З., Шаталин С.С. Социальная политика. М.: Политиздат, 1987. – 257 с.
  11. Морова А.П. Методология перехода к рыночной модели социальной политики в Республике Беларусь: Автореф. дисс.   д-ра экон. наук. Мн., 2001. – С. 35-38.
  12. Докторович А. Смысл и методика расчета индекса развития человеческого потенциала /Российский экономический журнал. 2001. – №8. – С. 89.
  13. Макконнелл К.Р., Брю С.Л.  Экономикс:  принципы, проблемы и политика. М., 1992. – Т. 2. – 423 с.
  14. Mapкс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат,1956. – 683 с.
  15. Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Н. Б.Антонова, А. Г. Завьялков, Г. А. Кандаурова и др.; Под общ. ред. Н.Б Антоновой. - Мн.: ООО «Мисанта», 1996. - 360 с.
  16. Удовенко И.  М.  Проблемы совершенствования прогнозирования социального   развития   страны    в   условиях    возрастания   роли человеческого     капитала     /     Проблемы     прогнозирования     и государственного    регулирования    социального    экономического развития: Тезисы докладов международной научной конференции:

Т. 2.-Мн.: НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 2000 г., - 216 с.

  1. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г.// Белорусский экономический журнал. – 2000. – №2. – С. 4-21.
  2. Разумов А. А. Социальная политика России в условиях переходной экономики // Белорусский экономический журнал. 1998. – №4– С.75-77.
  3. Соснов А. Государственная социальная политика: белорусский вариант // Квартальный бюллетень клуба экономистов. -- Мн.: 2001. С.156.
  4. Морова А. П. Социальная защита населения и проблемы бедности в Беларуси // Белорусский экономический журнал. – 1999. – №1– С. 54-58.
  5. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь / Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 1997. – 231 с.
  6. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2005г.
  7. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2006г.
  8. Развитие социальной сферы в 2006 году: Официвльный сайт Президента Республики Беларусь www.president.gov
  9. Закон Республики Беларусь 31 декабря 2005 г. № 81-З О бюджете Республики Беларусь на 2006 год  (рег. номер 2/1178)) 
    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Табл. П. 1. «Основные социально-экономические показатели на 1990-2006гг.»[23]

 

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Численность населения  
(на конец года), тыс. человек

10190

10177

9990

9951

9899

9849

9800

9751

9714

Естественный  прирост,  
убыль (-) населения:

                 

тыс. человек

32,6

-32,6

-41,2

-48,6

-57,9

-54,7

-51,1

-51,4

-41,7

на 1000 населения, человек

3,2

-3,2

-4,1

-4,9

-5,9

-5,5

-5,2

-5,2

-4,3

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек

5151

4410

4441

4417

4381

4339

4316

4350

4362

Численность безработных, зарегистрированных органами государственной службы занятости (на конец года),  
тыс. человек

131,0

95,8

102,9

130,5

136,1

83,0

67,9

52,0

в процентах  к экономически активному населению

2,9

2,1

2,3

3,0

3,1

1,9

1,5

1,2

Денежные доходы населения,  
млрд. руб.

24

63077

5577

11506

17087

22795

29565

38622

47433

Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году

112,4

66,4

114,1

128,1

104,1

103,9

109,8

118,4

117,3

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата работающих в экономике, тыс. руб.

269

755,1

58,9

123,0

189,2

250,7

347,5

463,7

590,7

Реальная начисленная  заработная плата, в процентах к  предыдущему году

113,8

95,0

112,0

129,6

107,9

103,2

117,4

120,9

117,6

Средний размер назначенной месячной пенсии (на конец года), тыс. руб.

107

387,2

36,4

65,0

89,6

113,9

172,6

211,0

277,6

Реальный размер назначенной месячной пенсии (на конец  года),  
в процентах к соответствующему периоду предыдущего года

130,3

143,2

122,1

102,3

101,4

132,4

113,2

123,4


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Табл.П.2. «Основные показатели образования на 1990-2007гг.»[23]

(на  начало учебного года)

 

1990/91

1995/96

1996/97

1997/98

1998/99

1999/00

2000/01

2001/02

2002/03

2003/04

2004/05

2005/06

2006/07

Число учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования)

 
 
 
5429

 
 
 
5007

4964

 
 
 
4918

 
 
 
4880

 
 
 
4830

 
 
 
4772

 
 
 
4718

 
 
 
4543

 
 
 
4408

 
 
 
4298

4187

4063

В них учащихся, тыс.

1507,7

1582,2

1593,5

1602,9

1624,9

1595,9

1547,6

1488,9

1430,0

1369,0

1303,4

1240,9

1179,3

Число учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования)

 
 
 
147

 
 
 
149

150

 
 
 
156

 
 
 
157

 
 
 
157

 
 
 
156

 
 
 
156

 
 
 
201

 
 
 
204

 
 
 
206

204

205

В них учащихся, тыс.

143,7

122,4

125,2

132,5

138,4

144,3

150,3

155,4

160,9

162,3

158,4

154,1

152,5

Число учреждений, обеспечивающих получение высшего образования)

 
 
 
33

 
 
 
59

59

 
 
 
59

 
 
 
58

 
 
 
57

 
 
 
57

 
 
 
58

 
 
 
58

 
 
 
59

 
 
 
55

55

55

В них студентов, тыс.

188,6

197,4

208,9

224,5

244,0

262,1

281,7

301,8

320,7

337,8

362,9

383,0

396,9

Информация о работе Социальная политика РБ