Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 11:09, контрольная работа

Краткое описание

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документам имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон "О бухгалтерском учете", ПБУ),. другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:
1-й уровень; законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;
4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.

Файлы: 1 файл

Филюшкина.doc

— 75.00 Кб (Скачать)
  1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документам имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон "О бухгалтерском учете", ПБУ),. другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

1-й уровень; законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и  отчетности;

3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;

4-й уровень: рабочие документы  по бухгалтерскому учету самого  предприятия.

1) Основным актом первого уровня  является Федеральный закон "О  бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. Этот  Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность.

2) Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете - положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ.

3) Методические рекомендации и  инструкции призваны конкретизировать  учетные стандарты в соответствии  с отраслевыми и иными особенностями.

4) Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются: документ по учетной политике предприятия; утвержденные руководителем формы первичных учетных документов; графики документооборота; утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета: утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

 

  1. Основные функции и задачи бухгалтерского учета

Задачи бухучета следующие:

1. формирование полной и достоверной  информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности организации, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, финансовыми и налоговыми органами, банками.

2. своевременное предупреждение негативных явлений в производственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрипроизводственных резервов и прогнозирование результатов работы организации на текущий период и перспективу.

3. обеспечение информацией, необходимой для контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых, финансовых ресурсов в соответствии с нормами, сметами, нормативами.

Функции:

1. Информационная – бухучет  является основным источником  информации, поставляемой руководителям различного уровня предприятия. На ее основе принимаются управленческие решения. Информация должна быть объективной и оперативной, достоверной и своевременной.

2. Контрольная – работники бухгалтерии  осуществляют контроль за сохранностью, наличием и движением имущества организации, правильностью и своевременностью расчетов с работниками организации, с бюджетом и налоговыми органами, с поставщиками по поводу расчета с ними за поставленные товароматериальные ценности.

3. Выполнение сохранности имущества – выполнение этой функции зависит от действующей системы учета и определенных предпосылок: - Наличие специализированных складских помещений, оснащенных средствами оргтехники. - Использование современных средств вычислительной техники для сбора, обработки и передачи информации. - Совершенствование самой системы учета, применение научно обоснованных методов, выявление недостач и хищений.

Функция обратной связи – бухучета формирует и передает информацию обратной связи, то есть информацию о фактических параметрах объекта управления.

 

3. Внеоборотные активы

Внеоборотные активы – это активы, срок использования (погашения) которых составляет более одного года. Общая сумма активов предприятия складывается из внеоборотных и оборотных активов. Соответственно, внеоборотные активы – один из двух разделов Актива бухгалтерского баланса.

К внеоборотным активам относятся: нематериальные активы; результаты исследований и разработок; основные средства; доходные вложения в материальные ценности; финансовые вложения, возврат которых ожидается не ранее чем через год; отложенные налоговые активы; прочие активы, обладающими признаками внеоборотных активов.

По сути, во внеоборотные активы включаются средства труда (станки оборудование), которые потребляются в процессе использования не одномоментно (как материалы), а в течение длительного периода, и обязательства к получению не ранее чем через 12 месяцев.

По соотношению доли оборотных и внеоборотных активов можно судить о характере производства. Так, фондоемкие предприятия (например, телекоммуникационные) характеризуются большой долей внеоборотных активов, а материалоемкие (или товароемкие, как торговля) – малой.

 

4. Характеристика имущества организации по составу и размещению

Для осуществления своей деятельности предприятия располагаются необходимыми хозяйственными средствами (имуществом, активами) по составу и размещению имущества организации разделяют на 2 группы: 1) Внеоборотные активы 2) Оборотные активы.

I. Внеоборотные активы. К ним относятся: 1) Основные средства- это средства труда используемые при производстве продукции более 1 года. Основные средства участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом натуральную форму. Их стоимость переносится на создаваемую продукцию не сразу, а постепенно частями, к ним относятся: здания, сооружения(мосты, дороги), транспортные средства, оборудования, вычислительная техника и др. 2)Нематериальные активы- это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимость и приносящие доход. К ним относятся: объекты интеллектуальной собственности, как исключительно право на изобретение программы для ЭВМ, товарный знак и другое. 3) Капитальные вложения(вложения в необоротные активы)- это затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента, прочие капитальные затраты. 4)Долгосрочные финансовые вложения- это инвестиции организации(вложения) в ценные бумаги на срок более 1 года.

II. Оборотные активы состоят из:1)материальные средства- это сырьё, полуфабрикаты, незавершённое производство, готовая продукция. 2)Денежные средства - образуются из остатков наличных денег в кассе организации, на расчётном счёте в банке, и на других счетах(валютном, спец счёте). 3)Краткосрочные финансовые вложения- это инвестиции предприятия, ценные бумаги на срок менее 1 года. 4)Дебиторская задолженность- это долги других предприятий или лиц данной организации. Должники называются дебиторами. Дебиторская задолженность состоит из задолженностей покупателей за купленную продукцию, задолженности подотчётных лиц за выданные им под отчёт денежные суммы и прочее.

 

5. Характеристика имущества  по источникам финансирования

Предприятие может приобретать свои хозяйственные средства(имущества) за счёт следующих источников: 1)Собственные 2)заёмные. Собственный капитал- это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов( имущества) организации и её обязательства. Собственный капитал состоит из: 1)уставного 2)добавочного 3)резервного 4)нераспределённой прибыли 5)целевого финансирования. Уставной капитал - это совокупность средств, вложенных в предприятие его собственников в момент создания предприятия. Добавочный капитал - обращение за счёт переоценке основных средств в сторону увеличения их стоимости. Резервный капитал - создаётся за счёт прибыли для покрытия непредвиденных убытков и потерь в будущем. Целевое финансирование - это средства, поступившие от других организаций и лиц, а также средства, поступившие из бюджета, предназначенные на строго определенные цели.

 

7. Оборотные активы

Оборотные активы – это активы, которые служат или погашаются в течение 12 месяцев, либо в течение нормального операционного цикла организации (если он превышает 1 год). Многие оборотные активы используются одномоментно при отпуске их в производство (например, сырье и материалы). Оборотные активы являются одной из двух групп активов организации (вторая – внеоборотные активы). Соответственно, один из двух разделов Актива бухгалтерского баланса имеет название "Оборотные активы". Оборотные активы еще называют текущими активами.

В соответствии с формой бухгалтерского баланса, выделяют следующие оборотные активы:

запасы; НДС по приобретенным ценностям; дебиторская задолженность; финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов); денежные средства и денежные эквиваленты; прочие активы, удовлетворяющие признакам оборотных активов.

Дебиторская задолженность и финансовые вложения относятся к оборотным активам только в том случае, если срок их погашения менее 1 года, либо срок превышает 1 год, но организация уверена в высокой ликвидности данных активов, способности быстро и без потерь обратить их в денежную форму (т. е. продать).

Оборотные активы в принципе обладают более высокой степенью ликвидности, чем внеоборотные. А деньги, как часть оборотных активов, имеет абсолютную ликвидность.

 

9. Дебиторская задолженность

Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся предприятию, от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Обычно долги образуются от продаж в кредит.

 

 

12. Бухгалтерский  баланс. Статьи баланса и балансовые  группы

Бухгалтерский баланс представляет собой способ группировки и отражения средств предприятия и источников их образования в денежном выражении на определенную дату. Б. б. отражает хозяйственные средства предприятия в двух разрезах: 1)С одной стороны по их составу и размещению 2)С другой стороны по их источникам и формированию. Виды б. б. : 1)Вступительный(начальный)- первый баланс составляемый в начале деятельности предприятия. 2)Текущий баланс- составляется периодически и подразделяется на месячный и квартальный. 3)Заключительный баланс- отчётный документ о производительно-финансовой деятельности предприятия за 1 год. 4)Ликвидационный- составляется для характеристики имущественного состояния на предприятии на дату прекращения его деятельности. Графически баланс - это двусторонняя таблица, в которой слева отражаются средства по составу и размещению, а справа - по источникам образования и целевому назначению. Левая сторона баланса называется актив, правая – пассив. В активе баланса отражается классификация средств по составу и размещению. В пассиве отражается классификация средств по источникам образования и целевому назначению. Итоги актива и пассива должны быть равны между собой. Актив и пассив баланса состоят из отдельных статей. Каждый отдельный вид средств и их источников называется статьей баланса. По экономически однородным признакам все статьи объединяются в группы и разделы. Сумма (итог) бухгалтерского баланса называется валютой баланса.

Наименование, удельный вес статей баланса и их группировка представляют собой структуру баланса.

Статья баланса- это вид имущества или его источники. Статьи баланса в зависимости от их экономической сущности формируются в 5 разделов: в активе баланса 2 раздела: 1 раздел- внеоборотные активы. 2раздел- оборотные активы. Пасив баланса- раскрывает содержание собствен. капитала и обязательств. 3раздел- капиталы и резервы. 4 и 5 раздел- содержат сведения о возникших обязательствах. 4 раздел- долгосрочные обязательства 5 раздел- краткосрочные обязательства.

 

14. Синтетические  и аналитические счета, их взаимосвязь

Счета бухгалтерского учета подразделяются на синтетические и аналитические. На счетахсинтетического учета отражаются обобщенные данные. Все счета, открытые на основании актива и пассива баланса, являются синтетическими. Учёт осуществляющийся на синтетических счетах называется синтетическим. Он ведётся только в денежных выражениях. Применение аналитического счёта на котором отражаются детальные данные по каждому отдельно хозяйственному средству и их источников называются аналитическими. Аналитические счета открывают в дополнение к системе с целью их детализации и получения частных показателей по каждому виду хозяйственных средств и их источников. Между синтетическими и аналитическими счетами существует прямая связь которая проявляется в следующем. Остаток и обороты синтетического счёта должны быть равны остаткам и оборотам всех аналитических счетов открытых в дополнение своего синтетического счёта.

 

15.Характеристика  активного счета

Активные счета - это счета, на которых отражается состав и движение хозяйственных средств. На активных счетах остатки(сальдо) только дебетовое. В течении месяца на активных счетах отражаются различные хозяйственные операции, в результате которых хозяйственные средства могут увеличиваться или уменьшатся. Для активных счетов характерно: 1)Начальное сальдо отражается по дебиту. 2)Хозяйственные операции при которых происходит увеличение хозяйственных средств отражающихся в дебете. 3)Хозяйственные операции при которых происходит уменьшение хозяйственных средств отражаются в кредите. 4)Оборот по дебиту активного счёта определяют в конце месяца как сумму всех хозяйственных средств, отражающихся в дебите счёта. 5)После этого определяют конечное сальдо по формуле: Ск=Сн+Од-Ок

 

16. Характеристика  пассивного счета

Пассивными счетами называются счета, на которых отражаются источники образования средств. На пассивных счетах в остатке(сальдо) только кредитовое. В течении месяца на пассивных счетах отражаются различные хозяйственные операции, в результате которых источники могут увеличиваться или уменьшаться. Для пассивных счетов характерно: 1)Начальное сальдо по кредиту 2)Хозяйственные операции, при которых происходит уменьшение источников отражаются в кредите. 4)Оборот по дебиту пассивного счёта определяют в конце месяца, как сумму всех хозяйственных операций отраженных в дебите счёта. Оборот по кредиту определяют в конце месяца как сумму всех хозяйственных операций отраженных в кредите счёта. 5)После этого определяют сальдо по формуле:

Информация о работе Система нормативного регулирования бухгалтерского учета