Шпаргалка по дисциплине "Бухгалтерский управленческий учет"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 24 вопроса по дисциплине "Бухгалтерский управленческий учет"

Файлы: 1 файл

Бух.управленч.учет.docx

— 49.17 Кб (Скачать)
1. Управленческий учет является логическим следствием развития бухгалтерского учета, его эволюции. Усложнение хозяйственных связей и механизм рыночных отношений, появление новых инструментов рынка, методов и средств управления производственно-хозяйственной деятельности вызвали необходимость дополнительной информации, обеспечивающей успешное функционирование предприятия в этих условиях. Существенные изменения произошли в технике, технологии и организации производства. Появилось больше разновидностей продукции, способов ее изготовления, вариантов их сочетания. Затраты и, во многом, результаты деятельности сейчас определяются не столько индивидуальными усилиями, умением человека, а уровнем технического совершенства, экономичностью работы, производительностью используемых машин и оборудования. Количество вариантов решения возникающих проблем выросло, возросла и цена неправильного управленческого решения.Очевидно, что для внутреннего (внутризаводского, внутрифабричного и т. п.) управления нужна новая система формирования информации для анализа, выбора и обоснования таких решений. Появилась необходимость в переориентации основной цели бухгалтерского учета на удовлетворение внутренних потребностей фирмы.

Бухгалтерский учет разделился на финансовый и управленческий, причем в финансовом учете постепенно обособляется и управленческая функция. В общем виде это можно представить в виде такой схемы:

Необходимость обособления  данных управленческого учета в  самостоятельную систему во многом связана с усилением требований к сохранению коммерческой тайны  деятельности организации, обстоятельств, при которых принимаются те или  иные решения. Показатели финансовой отчетности доступны если не для всех, то для  многих. Это можно отнести и  к финансовому учету, открытому  для проверок налоговых органов, ревизоров общества или товарищества, аудиторов и т. п. Система формирования финансовой отчетности должна быть прозрачной, доступной для понимания компетентным пользователем. Иное дело — учет для  управления, его данные — коммерческая тайна не только для внешних пользователей, но и для управленческого персонала  самого предприятия, не имеющего прямого  отношения к решению данной проблемы.Наиболее существенные различия между финансовым и управленческим учетом сводятся к следующему.Финансовый учет предназначен для составления бухгалтерской отчетности установленной формы и содержания, в основном ориентированной на внешних пользователей. Цель управленческого учета — обеспечение менеджеров организации информацией, необходимой для решения внутренних задач управления фирмой. Финансовый учет обязателен для предприятия, управленческий учет - нет. Обязанность вести финансовый учет с использованием аналитических счетов определена Федеральным законом Российской Федерации от 21.11.96 № 139-ФЗ "О бухгалтерском учете", действие которого распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ. Вопрос о том, вести ли на предприятии управленческий учет, решает сама организация. Сбор и обработка информации для управления считаются целесообразными, если ее ценность для управления выше  затрат на получение соответствующих данных.Финансовый учет охватывает все хозяйственные операции предприятия, но это — учет факта, прогнозные величины бухгалтерский учет не включает. Управленческий учет — это главным образом учет затрат и результатов, выявление отклонений от оптимального использования хозяйственных средств. Обе разновидности учета для управления включают расчетные» ожидаемые, прогнозные плановые величины.

Финансовый учет должен осуществляться в соответствии с нормативными документами Правительства  РФ и органов, которым предоставлено  право регулировать бухгалтерский учет. За нарушение методологии финансового учета предусмотрена ответственность по закону. Методология управленческого учета государственными органами и законодательством не регламентируется. Управленческий учет ведут по правилам, установленным самой организацией, учитывающим специфику ее деятельности, особенности решения тех или иных управленческих задач.Пользователями информации финансового учета и отчетности являются в основном собственники, кредиторы, инвесторы, налоговые органы, внебюджетные фонды, органы государственной власти, т. е. внешние потребители. Персонально их состав неизвестен предприятию и всем представляют одни и те же данные, содержащиеся в финансовой отчетности. Информация управленческого учета предназначена для руководителей предприятия (менеджеров) разного уровня полномочий и ответственности. Естественно, каждому из них необходим индивидуальный перечень учетных данных для управления, соответствующий его правам и обязанностям.Финансовый учет ведется в целом по предприятию, рассматривает его, как единый хозяйственный комплекс. Затраты и результаты деятельности, расчеты с поставщиками и покупателями, налоги и другие обязательные платежи, резервы и целевые поступления учитывают в обобщенных по организации суммах, не подразделяя их по видам деятельности, структурным подразделениям и т. п. Управленческий учет ведется по секторам рынка, местам формирования затрат, центрам ответственности, причинам и виновникам отклонений и лишь при необходимости обобщается в целом по предприятию.Различны не только содержание, но и периодичность, и сроки представления отчетности. В финансовом учете отчетность может быть составлена по итогу за месяц, квартал, год, время ее представления - спустя несколько дней, недель, месяцев. В управленческом учете периодичность представления соответствующих данных - ежедневная, недельная, месячная. Часть отчетных данных формируется по мере потребности в них или к определенному, заранее установленному сроку.Информация финансового учета характеризует результат свершившихся фактов и хозяйственных операций за минувший период, отражает их по принципу "как это было". Данные управленческого учета ориентируются на решение "как это должно быть" и контроль исполнения принятого решения. Учет фактических величин для управленческого учета тоже важен, но в основном как база для принятия решений и анализа их эффективности. Поскольку управленческий учет не отменяет финансовый, он пользуется его информацией о фактических затратах и результатах деятельности, изменении стоимости активов и источников их формирования, долговых обязательствах и т. п.Разной может быть точность финансового и управленческого учета, исчисления показателей их отчетности. Данные финансового учета должны быть довольно точными, иначе внешние пользователи отнесутся с недоверием к содержанию бухгалтерской отчетности. В управленческом учете допустимы приблизительные оценки, вероятностные расчеты, ориентировочные показатели. Здесь точность может не играть решающей роли, а первостепенное значение приобретает быстрота получения информации для управления, ее многовариантность, удобство пользования.

В конечном счете, управленческий учет в отличие от финансового  — учет не фактической величины имущества, затрат и доходов, состояния расчетов и обязательств, а учет факторов, обстоятельств и условий, влияющих на производственно-хозяйственную и финансовую деятельность организации. Его цель — дать информацию для принятия решений по управлению экономикой предприятия и проверить эффективность выполнения принятых решений. 
 
 

18. Попередельный (попроцессный) метод управленческого учета затрат применяется в производствах, где готовый продукт получается в результате последовательной обработки исходного материала на отдельных технологически прерывных стадиях, фазах или переделах. Переделом называется такая совокупность технологических операций, которая завершается выработкой промежуточного продукта (полуфабриката) или же получением законченного готового продукта.

Сущность попередельного метода состоит в том, что учет затрат ведется по переделам (процессам), а внутри них — по статьям калькуляции и видам продукции. При этом методе прямые затраты учитываются по каждому переделу, а косвенные — по цеху, производству, предприятию в целом с последующим распределением между себестоимостью продукции переделов согласно принятым базам распределения.

Существуют два  варианта попередельного метода управленческого учета затрат: полуфабрикатный и бесполуфабрикатный. При полуфабрикатном варианте продукция каждого предыдущего передела является полуфабрикатом для последующих переделов или может реализовываться на сторону. Это определяет необходимость оценки полуфабрикатов по фактической, нормативной или плановой себестоимости, либо по расчетным или отпускным ценам. При этом варианте стоимость полуфабрикатов отражается по особой статье — “Полуфабрикаты собственного производства”.

При бесполуфабрикатном варианте по каждому переделу учитываются, главным образом, только затраты  на обработку. Себестоимость готовой  продукции исчисляется суммированием  затрат на сырье, исходные материалы, расходов всех переделов на обработку и  общепроизводственных расходов. При  этом калькулируют только себестоимость  готовой продукции. 
 
 

19. Под другим вариантом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции понимается подход, когда в разрезе

 объектов калькулирования планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость. Себестоимость может включать только прямые затраты; только переменные, то есть зависящие от изменения объемов производства, затраты; она может калькулироваться на основе только производственных расходов, связанных с

 изготовлением  данной продукции, выполнением  работ или оказанием услуг,  даже если они носят косвенный характер. Но, несмотря на различную полноту включения в себестоимость объекта калькулирования различных видов расходов, общим для этого

подхода является то, что другие виды затрат, которые  также по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, не включаются в калькуляцию, а возмещаются единой суммой из выручки (или валовой прибыли). В этом основная отличительная особенность системы учета неполной себестоимости. применяя систему "директ - костинг" (систему учета сумм покрытия или маржинального дохода), можно оперативно изучать взаимосвязи между объемом производства, затратами (себестоимостью, выручкой, прибылью, маржинальным доходом). Эту взаимосвязь можно изучать и графически, и аналитически. Строится так называемый график точки критического объема производства, то есть такого его объема, при котором выручка от реализации продукции равна ее полной себестоимости. Из этого определения точки критического объема производства (К) выводится формула ее расчета К = Зпост / МДизд,

где Зпост - величина условно - постоянных затрат в составе текущих издержек производства отчетного периода, МДизд. - величина маржинального дохода на единицу продукции (разница между ценой реализации изделия и величиной его себестоимости, исчисленной по условно - переменным расходам). Для обеспечения этих аналитических расчетов необходимо вести раздельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по изделиям. Система "директ - котинг" заостряет внимание руководства предприятия на изменении маржинального дохода (суммы покрытия) по предприятию в целом и по различным изделиям. Она позволяет учитывать изделия с большой рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных расходов на себестоимость конкретных изделий. За счет сокращения статей себестоимости упрощается ее нормирование, учет, контроль и к тому же улучшается учет и контроль условно - постоянных, накладных расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой, что наглядно демонстрирует их влияние на величину прибыли предприятия. Основное достоинство системы учета сумм покрытия в том, что на основе информации, получаемой в ней, можно принимать различные оперативные решения по управления предприятием. В первую очередь это касается возможности проводить эффективную политику цен. Традиционные классические методы ценообразования, основанные на калькуляции полной фактической себестоимости, не всегда обеспечивают эффективность ценовой политики предприятия, работающего на рынке. 
 
 
 

23. Генеральный бюджет - это план прибыли, который связывает воедино все результаты и затраты процесса производства. Он разрабатывается на основе различных самостоятельных и взаимосвязанных бюджетов и смет. Для различных целей разрабатываются различные типы бюджетов. Генеральный бюджет (план прибыли и убытков) - это группа взаимосвязанных частных бюджетов, охватывающий все виды деятельности предприятия на определенный период. Он объединяет вопросы снабжения, производства, сбыта, финансирования. Все типы бюджетов условно делят на три группы - бюджет продаж, операционные бюджеты и проекты финансовой отчетности.

Составные элементы генерального бюджета:

1. Основные бюджеты:

-доходов и расходов;

-движения денежных  средств;

-расчетный баланс.

2. Операционные бюджеты:

-объем продаж;

-запасов готовой  продукции;

-производственный  бюджет:

а) бюджет производства;

б) бюджет материальных затрат;

в) бюджет прямых затрат труда;

г) бюджет прямых операционных затрат;

д) бюджет накладных (общепроизводственных) расходов;

-управленческих  расходов;

-коммерческих расходов.

3. Вспомогательные  бюджеты:

-план капитальных  (первоначальных) затрат;

-кредитный (инвестиционный) план.

Процесс разработки генерального бюджета годится для  одного вида деятельности. Для предприятия, имеющего несколько видов бизнеса (без права юридического лица), составляется сводный, или обобщенный, основной бюджет, суть которого сводится к механическому  суммированию одноименных статей в  трех основных документах: доходов  и расходов, движения денежных средств  и прогнозного баланса. Цель генерального бюджета - объединить и суммировать частные бюджеты различных подразделений (центров финансовой ответственности) предприятия во взаимоувязке основных показателей. Генеральный бюджет промышленного предприятия рекомендуется составлять в виде совокупности двух агрегированных частей:

-операционного бюджета,  включающего план прибылей и  убытков, который детализируется  через частные бюджеты, отражающие  статьи доходов и расходов  предприятия;

-финансового бюджета,  включающего инвестиционный бюджет, бюджет денежных средств и  прогнозируемый баланс.

Бюджет продаж является отправной точкой во всем процессе составления общего бюджета. Объем  продаж и его товарная структура  предопределяют уровень и общий  характер всей деятельности предприятия. Следующим этапом в разработке генерального бюджета является составление бюджета запасов товаров на конец планируемого периода. Бюджет закупок товаров является третьим этапом формирования общего бюджета. Четвертый этап генерального бюджета - бюджет коммерческих затрат для составления бюджета затрат на предстоящий период следует рассмотреть структуру затрат и найти возможности для их снижения, это главное, что волнует любого руководителя. Следующим этапом является бюджет себестоимости реализованных товаров. Завершающим моментом формирования операционного бюджета является план прибылей и убытков. 
 
 

24. В условиях рынка первым показателем, с которого необходимо начинать любое планирование, является прогноз продаж. Бюджетирование начинается с составления бюджета продаж, основанного на прогнозах сбыта, отражающего динамику общего оборота компании в предстоящем бюджетном периоде. Определить объем спроса продукции равный бюджету продаж - одно из допустимых условий при составлении бюджета.

Бюджет продаж предопределяет уровень и общий характер всей деятельности предприятия. Определение  и обоснование объема продаж и  его товарной структуры является ключевым в системе бюджетирования любого предприятия, ориентированного на достижение стратегических планов.

Бюджет продаж формируется  в натуральных и стоимостных  показателях на год с месячной разбивкой и, как правило, определяет план отгрузки продукции, но возможно и в рамках данного этапа осуществлять расчет поступлений от продажи.

Бюджет продаж в  стоимостном выражении рассчитывается по каждому контракту путем умножения  количества определенного продукта на его цену. Если контракт имеет  специфический характер поведения  цены, отличный от установленного темпа  роста цены по продукту, то используются контрактные цены. Можно применять базовые цены по продукту с учетом динамического изменения - инфляционного (среднестатистического) индекса.

Бюджет продаж может  составляться различными способами  в зависимости от специфики хозяйственной  деятельности компании. Общим при  любом подходе к составлению  бюджета продаж является определение  в стоимостном выражении объёма реализованной продукции или  прогноза выручки от реализации.

Общий объём продаж компании может быть подсчитан двумя  способами:

По контрактам (заказам)

По продуктам (услугам)

При большой номенклатуре реализуемых компанией продуктов  или услуг применяется группировка.

Натуральные показатели объёмов продаж необходимы для отражения  сезонных или иных колебаний в  сбыте отдельных видов продукции. Цена за единицу продукции определяется с учётом инфляции или изменения  валютных курсов.

Бюджетные показатели, полученные при составлении бюджета  продаж, являются отправной точкой планирования деятельности компании и  оказывают воздействие на расчет информации для других операционных бюджетов и формирования финансовых бюджетов, позволяющих установить и  оценить достижимость намеченных целей.

Для малых и средних  предприятий не всегда можно составить  подробный бюджет продаж. Поэтому  применяется упрощённый порядок  составления такого бюджета.

Для формирования бюджета  продаж и отчета об его исполнении используются следующие виды аналитики:

 Виды (направления)  деятельности (статьи доходов);

Продукты (укрупненные  номенклатурные группы товаров, услуг);

Натуральные показатели продаж;

Стоимостные показатели продаж без НДС по позициям и контрагентам;

Стоимостные показатели продаж с НДС по позициям и контрагентам;

НДС по реализуемым  позициям по позициям и контрагентам;

Сумма скидки по каждой позиции и контрагенту за период;

Итоговые показатели за период.

В бюджет данные поступают  из следующих источников:

Служба продаж (сбыта) или менеджеры по направлениям продаж.

2. Предметом управления является процесс   воздействия на объект или процесс управления с целью организации и координирования деятельности людей для достижения максимальной эффективности производства. Управление реализует воздействие на предмет управления с помощью планирования, организации, координирования, стимулирования и контроля.Теория науки об управлении  формирует концепцию и о предмете управленческого учета. Предметом управленческого учета в общем виде выступает совокупность объектов в процессе всего цикла управления производством.

Раскрывают содержание предмета его многочисленные объекты, которые можно объединить в две  группы:

производственные  ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в   процессе хозяйственной  деятельности предприятия;

 хозяйственные  процессы и их результаты, составляющие  в совокупности   производственную  деятельность предприятия.

Центр ответственности (ЦО) — это сегмент (подразделение, группа подразделений, продукт и  др.) компании, возглавляемый менеджером, обладающим делегированными полномочиями и отвечающим за результаты работы этого сегмента. Традиционно оценка деятельности центра ответственности  становится основой оценки эффективности  его руководителя, а выделение  центров ответственности производится на основе того, какой показатель находится  под контролем данного сегмента. Система бюджетов по центрам ответственности  должна давать возможность получать и анализировать информацию для  учета и калькуляции затрат, контроля и стимулирования деятельности менеджеров и самих подразделений.

 Структура центров  ответственности зависит от структуры  самой организации и в самом  общем случае совпадает с ней.  Это означает, что каждому подразделению  в организационной структуре  соответствует свой ЦО. Выделяют следующие группы центров ответственности1:

 — центры затрат;

 — центры прибыли;

 — центры доходов  (выручки);

 — центры инвестиций.

Наиболее распространенными  типами центров ответственности  являются центры затрат (ЦЗ). Их выделяют там, где руководство сегмента (подразделения) отвечает за использование ресурсов, преобразование их в затраты и  учет этих затрат. В сферу ответственности  менеджера ЦЗ входит только управление затратами, поскольку в рамках этого  сегмента невозможно напрямую определить доход и/или финансовый результат.

 Центр прибыли  (ЦП) — подразделение, в котором  можно явно сопоставить доходы  с расходами, и руководитель  которого несет ответственность  за финансовую результативность  всей деятельности подразделения.  Выделяя подразделение в центр  прибыли, следует помнить о  следующих ограничениях:

 — рост прибыли  ЦП не должен вести к снижению  прибыли всей организации;

 В основе ответственности  менеджеров всех перечисляемых  ЦО лежат финансовые показатели. В принципе это необязательно  должно быть так: возможно выделение,  например, центров контроля —  сегментов, основными нормативами  которых являются показатели  качества.?

 — прибыль  ЦП должна формироваться независимо  от результатов деятельности  других подразделений;

 — результаты  деятельности руководителя ЦП  не должны зависеть от результатов  деятельности руководителей других  центров ответственности.

Центр доходов (ЦД) —  подразделение, отвечающее за получение  компанией доходов, в частности выручки. Руководитель этого сегмента не несет ответственности за использование ресурсов (за исключением расходов на содержание своего подразделения). Обычно центром доходов становятся коммерческие (сбытовые) отделы компаний.

 Центр инвестиций (ЦИ) — сегмент организации, по  которому можно в явной форме  выявить отдачу от сделанных  ранее финансовых вложений. В  ЦИ целесообразно выделять новые  сегменты бизнеса или проекты,  требующие первоначальных вложений. 
 
 

6. Учет по видам затрат классифицирует и оценивает ресурсы, использованные в процессе производства и реализации продукции. По данному признаку затраты классифицируют по статьям калькуляции и экономическим элементам. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, регламентируется соответствующими нормативными актами, прежде всего — “Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли” (утверждено Постановлением правительства РФ 5 августа 1992 г. №552 с последующими изменениями и дополнениями). Этим же документом установлен единый для всех предприятий перечень экономически однородных элементов затрат:

материальные затраты;

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

амортизация основных фондов;

прочие затраты.Группировка затрат по экономическим элементам является объектом финансового учета и показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов в общей сумме затрат. Данная группировка используется при составлении приложения к балансу (форма №5). Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции производственные предприятия используют группировку затрат по статьям калькуляции. Номенклатуру статей каждое предприятие может устанавливать для себя самостоятельно с учетом своих специфических потребностей. Их примерный перечень установлен отраслевыми инструкциями по учету и калькулированию себестоимости продукции. В наиболее общем виде номенклатура статей калькуляции выглядит следующим образом:

“Сырье и основные материалы”;

“Полуфабрикаты  собственного производства”;

“Возвратные отходы” (вычитаются);

“Вспомогательные  материалы”;

“Топливо и энергия  на технологические цели”;

“Расходы на оплату труда производственных рабочих”;

“Отчисления на социальные нужды”;

“Расходы на подготовку и освоение производства”;

“Расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования”;

“Цеховые расходы”;

“Общехозяйственные  расходы”;

“Потери от брака”;

“Прочие производственные расходы”;

“Коммерческие расходы”.

Итог первых тринадцати статей образует производственную себестоимость, а итог всех четырнадцати статей —  полную себестоимость продукции. 
 
 
 
 
 

7. Одним из важных участков управленческого учета на производственных предприятиях является учет затрат на производство продукции и определение ее себестоимости. Себестоимость продукции — емкая, многообразная и динамичная экономическая категория. Она является важнейшим качественным показателем, показывая, во что обходится предприятию производство и сбыт продукции. Чем ниже себестоимость, тем выше прибыль и, соответственно, рентабельность производства. Исчисление себестоимости продукции предприятию необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости продукции; определения цен на продукцию; расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий; обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших изделий и т.д.

Себестоимость продукции  включает различные виды затрат, зависящих  и не зависящих от работы предприятия, вытекающих из характера данного  производства и не связанных с  ним непосредственно. В связи  с этим важное значение имеет четкое определение состава затрат, которые ее формируют. Себестоимость продукции является объективной экономической категорией и ее формирование должно происходить без регулирующего воздействия государственных органов. Однако состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, в нашей стране устанавливается централизованно. Здесь применяется не разрешительный, а регулирующий принцип.

Воздействие государства  на формирование себестоимости продукции  проявляется в следующих случаях:

подразделение затрат предприятий на текущие затраты  производства и долгосрочные инвестиции;

разграничение затрат предприятий на относимые в себестоимость  продукции и возмещаемые за счет других источников финансирования (финансовых результатов, специальных фондов, целевого финансирования и целевого поступления  и др.);

установление норм амортизации основных средств, тарифов  отчислений на социальные нужды, размеров различных налогов и сборов (в  дорожные фонды, земельный налог  и др.).

Кроме того, необходимо иметь в виду, что на предприятиях часть затрат хотя и включается в  себестоимость продукции в фактически произведенной сумме, но для целей  налогообложения их размеры корректируются с учетом утвержденных в установленном  порядке лимитов, норм, нормативов и  ставок (командировочные расходы, представительские  расходы, расходы по оплате процентов  банков по краткосрочным кредитам и др.). Одним из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции является научно обоснованная классификация затрат, включаемых в ее состав.

При классификации  затрат предприятия необходимо иметь  в виду, что группировки затрат, применяемые в управленческом учете, намного шире, чем группировки затрат финансового учета. На практике затраты предприятия традиционно группируются и учитываются по составу и видам, местам возникновения и носителям. По способу включения в себестоимость продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые затраты  связаны с производством определенного  вида продукции и могут быть, на основании данных первичных документов, прямо и непосредственно отнесены на ее себестоимость. Это расходы  сырья и основных материалов, заработная плата рабочих и др.

Косвенные затраты  связаны с выпуском нескольких видов  продукции, например, затраты по управлению и обслуживанию производства. Они  включаются в себестоимость конкретных изделий с помощью специальных  расчетов распределения. Выбор базы распределения обуславливается  особенностями организации и  технологии производства и устанавливается  отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. 
 

15. Позаказный способ калькулирования себестоимости продукции получил свое название в связи с тем, что объектом калькулирования выступает производственный заказ, открываемый на изделие (небольшую группу изделий), отдельную работу или услугу. Как правило, каждый заказ предназначен для отдельного заказчика, потребителя, получателя, а количество продукции (изделий) для каждого заказа известно заранее. Фактическая себестоимость изделий, изготовляемых по заказу, определяется только после его выполнения. Для ежемесячного определения фактической себестоимости продукции производственные заказы должны, как правило, выдаваться на такое количество единиц изделий, которое намечается выпустить в течение месяца. При изготовлении крупных изделий с длительным технологическим циклом производства производственные заказы могут выдаваться не на изделие в целом, а на отдельные его агрегаты и узлы, представляющие законченные конструкции. При сдаче продукции (изделий) заказчику или на склад частями до окончания заказа в целом сдаваемая продукция (изделия) оценивается по плановой или фактической себестоимости однородных изделий, выпускавшихся ранее, с учетом изменений в их конструкции и технологии, а также с учетом условий производства.

Позаказный способ применяется:

·        при единичном или мелкосерийном  производстве продукции либо при  выполнении работ (оказании услуг), особенно при условии, что продукция, производимая по каждому заказу, если не уникальна, то хотя бы существенно отличается от продукции других заказов;

·        при производстве сложных и крупных  продуктов (изделий);

·        при производстве с длительным технологическим  циклом.

Примерами позаказного  производства являются тяжелое машиностроение, судостроение, самолетостроение, строительство, наука и интеллектуальные услуги (аудит, консультирование), типографский и издательский бизнес, мебельная  промышленность, ремонтные услуги и  др.

Себестоимость единицы  продукции определяется как результат  деления накопленной по отдельному заказу суммы затрат на количество единиц продукции, изготовленной по данному заказу. Поэтому принципиальной особенностью позаказного метода является формирование объема затрат по каждому  завершенному заказу, а не за промежуток времени. Для организации раздельного учета на единичных или мелкосерийных производствах, как правило, на счете учета затрат по каждому заказу открывается отдельный субсчет. Если же количество заказов велико, то разделение аналитического учета достигается путем  кодировки первичных документов. Код заказа проставляется на материальных требованиях на выдачу сырья и материалов, на расчетных ведомостях по начислению заработной платы (в основном при сдельной форме) и т.д. Затем путем выборки записей с одинаковым кодом заказа определяется объем затрат, связанных с его выполнением. Поэтому позаказный учет может применяться только при том условии, что основные материалы (материалы на технологические цели), основная заработная плата производственных рабочих и прочие прямые затраты относительно легко идентифицируются с конкретной продукцией, работами или услугами (или их группами).

Аналитический учет в разрезе отдельных заказов  должен быть построен аналогичным образом (на субсчетах или методом кодирования) и на счетах учета готовой продукции, и на счете учета продаж. Таким  образом, логическим завершением учетного процесса позаказным методом является получение информации о финансовом результате реализации каждого конкретного заказа. В индивидуальном и мелкосерийном производстве для организации позаказного учета детали и узлы подразделяются:

а) на детали и узлы, изготовляемые только для отдельного конкретного изделия (заказа). Учет затрат на их изготовление осуществляется по соответствующим заказам в  изложенном выше порядке;

б) на детали и узлы, общие для нескольких изделий (заказов). Затраты на производство этих деталей  и узлов, изготовляемых, как правило, в порядке серийного или массового  производства, учитываются с помощью  нормативного метода. На комплекты  таких деталей и узлов, предназначенных  для изготовления изделий индивидуального  производства, исчисляется нормативная  и фактическая себестоимость.

Полная себестоимость  изготовляемого в индивидуальном порядке  изделия складывается из затрат, учтенных по заказу (в части так называемых оригинальных деталей и узлов), и  стоимости общих деталей и  узлов, изготовляемых в порядке  серийного или массового производства. Все затраты относятся к незавершенному производству вплоть до окончания заказа. При частичном выполнении заказов и их сдаче выпуск оценивают по фактической себестоимости ранее выполненных заказов с учетом изменений в их конструкции, технологии, условиях производства. К недостаткам данного способа учета затрат и калькулирования себестоимости продукции следует отнести отсутствие оперативного контроля за уровнем затрат, сложность и громоздкость инвентаризации незавершенного производства.

3. Объекты управленческого учета - это затраты как всей организации, так  и ее отдельных структурных подразделений — центров финансовой ответственности; результаты хозяйственной деятельности всей организации и центров финансовой ответственности; внутреннее ценообразование; бюджетирование и внутренняя отчетность.

Другими словами, объекты  управленческого учета – это  как внешняя, так и внутренняя среда функционирования организации. Для детализации объектов управленческого  учета очень важно заранее  уточнить цели организации. Для коммерческих организаций объекты управленческого  учета - это ресурсы, бизнес-процессы и результаты операционной, инвестиционной и финансовой деятельности,а для некоммерческих организаций могут выступать все виды имущества и хозяйственные процессы, осуществляемые в рамках уставной деятельности, а также показатели эффективности этой деятельности.

Задача управленческого  учета – полное отражение всех хозяйственных операций предприятия, включая и те, которые не отражаются в бухгалтерском учете, и предоставление руководству предприятия оперативного доступа к этой информации. Основными  пользователями управленческого учета  являются учредители, высшее руководство и финансовые службы. В управленческом учете, как правило, содержатся дополнительные (по сравнению с бухгалтерским учетом) данные обо всех операциях, необходимые для эффективного управления предприятием. Это позволяет быстро анализировать отдельные аспекты деятельности предприятия для принятия управленческих решений. Управленческий учет не регламентирован никакими правовыми актами и преследует только внутренние цели предприятия. Как следствие, учетная политика и план счетов управленческого учета формируются предприятием таким образом, чтобы при минимуме затрат на ведение учета получить все данные, необходимые учредителям и руководству. Тем не менее, при ведении управленческого учета целесообразно основывать учетную политику на МСФО или другом хорошо описанном и удобном для предприятия стандарте учета.

Предприятие вольно выбирать такие методы управленческого  учёта, которые ему удобны: в данной области нет таких жёстких  законодательных требований как  в налоговом и финансовом учёте. Методы управленческого учета включают в себя методы бухгалтерского учета и специфические методы, с помощью которых можно обобщать плановые, аналитические и контрольные данные.

Традиционные методы управленческого учета включают документацию,  счета, двойную запись, баланс, отчетность, оценку и калькуляцию.

В состав специфических  методов управленческого учета  можно включить следующее:

 бюджетирование;

 количественные  методы обобщения и интерпретации  данных, которые включают статистический  и регрессионный анализ, численное  интегрирование, методы оптимизации,  стохастические исчисления, многофакторный  анализ и др.;

систематизация информации о процессах управления, направленная на обобщение фактических и прогнозируемых параметров его развития. 
 
 
 

4. Принцип достоверности  предполагает, что данные должны правдиво представлять операции и события.

Принцип существенности  подразумевает, что учет должен содержать такие данные, что их искажение или отсутствие может повлиять на управленческие решения. Существенность данных не всегда определяется их количественными характеристиками. В ряде случаев существенность данных определяется качественными характеристиками операций или событий.

Принцип осмотрительности  предполагает определенную степень  осторожности в процессе определения  доходов, расходов, активов и обязательств с тем, чтобы доходы и активы не были завышены, а расходы и обязательства  не были занижены.

Принцип преобладания сущности над формой  подразумевает, что в учете должны отражаться операции и события в соответствии с их экономической сущностью, а  не только их юридической формой.

Принцип непрерывности  деятельности предприятия, которая  выражается отсутствием намерения  самоликвидироваться, сократить масштабы производства означает, что предприятие будет развиваться в будущем.

Принцип использование  единых планово-учетных единиц измерения  в планировании и учете производств  обеспечивает между ними прямую и  обратную связь. Планово-учетные единицы  раскрывают сущность и различие систем оперативно-производственного планирования на разных его уровнях; с их помощью  создается реальная возможность  разработки методологии системы  учета, основанной на тесной взаимосвязи  показателей управленческого учета  производства и бухгалтерского учета  затрат, определения результатов  хозяйствования отдельных структурных  подразделений.

Принцип оценки результатов деятельности структурных подразделений предприятия  предусматривают определение тенденций и перспектив каждого подразделения в формировании прибыли от производства и реализации. Хозяйственный механизм предприятия должен быть приспособлен к нуждам оперативного управления подразделениями и внутри них.

Принципа преемственности  и многократного использования  упрощает систему учета и делает ее эффективной. Сущность принципа заключается  в разовой фиксации данных в первичных  документах или произведенных расчетах и многократного их использования  при всех видах управленческой деятельности без повторной фиксации, регистрации  или расчетов.

Принцип периодичности, отражающий производственный и коммерческий циклы предприятия заключается  в утверждении графика сбора  первичных данных, их обработки и  группировки в итоговой информации. 
 
 

9. Учет по видам затрат классифицирует и оценивает ресурсы, использованные в процессе производства и реализации продукции. По данному признаку затраты классифицируют по статьям калькуляции и экономическим элементам. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, регламентируется соответствующими нормативными актами, прежде всего — “Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли” (утверждено Постановлением правительства РФ 5 августа 1992 г. №552 с последующими изменениями и дополнениями). Этим же документом установлен единый для всех предприятий перечень экономически однородных элементов затрат:

материальные затраты;

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

амортизация основных фондов;

прочие затраты.

Группировка затрат по экономическим элементам является объектом финансового учета и  показывает, что именно израсходовано  на производство продукции, каково соотношение  отдельных элементов в общей  сумме затрат. Данная группировка  используется при составлении приложения к балансу (форма №5). Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции производственные предприятия используют группировку затрат по статьям калькуляции. Номенклатуру статей каждое предприятие может устанавливать для себя самостоятельно с учетом своих специфических потребностей. Их примерный перечень установлен отраслевыми инструкциями по учету и калькулированию себестоимости продукции. В наиболее общем виде номенклатура статей калькуляции выглядит следующим образом:

“Сырье и основные материалы”;

“Полуфабрикаты  собственного производства”;

“Возвратные отходы” (вычитаются);

“Вспомогательные  материалы”;

“Топливо и энергия  на технологические цели”;

“Расходы на оплату труда производственных рабочих”;

“Отчисления на социальные нужды”;

“Расходы на подготовку и освоение производства”;

“Расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования”;

“Цеховые расходы”;

“Общехозяйственные  расходы”;

“Потери от брака”;

“Прочие производственные расходы”;

“Коммерческие расходы”.

Итог первых тринадцати статей образует производственную себестоимость, а итог всех четырнадцати статей —  полную себестоимость продукции.

По месту возникновения  затраты группируются и учитываются  по производствам, цехам, участкам, отделам  и другим структурным подразделениям предприятия, т.е. по центрам ответственности. Такая группировка затрат позволяет  организовать внутренний хозрасчет  и определить производственную себестоимость  продукции. Учет по центрам ответственности  “привязывает” учет затрат к организационной  структуре предприятия или организации.

Завершающим этапом является группировка и учет по носителям  затрат, т.е. продукции, работам, услугам  с целью определения их себестоимости. 
 
 
 

16. Косвенные затраты нельзя отнести к выпуску конкретной продукции, они связаны с обслуживанием и управлением основным производством. Учет косвенных затрат ведется на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». На активном счете 25 «Общепроизводственные расходы» ведется учет затрат, которые связаны с обслуживанием основного или вспомогательного производства. На дебете счета 25 отражаются следующие виды затрат:

 цеховые расходы  на содержание и эксплуатацию  оборудования;

 заработная плата  обслуживающему персоналу; 

 затраты на  отопление, освещение и содержание  помещений; 

 оплата аренды  основных средств; 

 отчисления на  амортизацию и ремонт средств  общепроизводственного назначения;

 затраты на  страхование имущества производственного  назначения и прочие аналогичные  по назначению расходы. 

На активном счете 26 «Общехозяйственные расходы» ведется  учет затрат, которые связаны с  управлением предприятием. На дебете счета 26 отражаются следующие виды затрат:

 затраты на  содержание аппарата управления  и служб общехозяйственного назначения;

 отчисления на  амортизацию и ремонт средств  общехозяйственного назначения;

 расходы по  оплате информационных, аудиторских,  консультационных и прочих услуг; 

 оплата аренды  имущества, предназначенного для  общехозяйственных нужд и прочих  аналогичных по назначению расходов. В конце каждого месяца счета 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» закрывают и сумму затрат итогом списывают на счет 20 следующими проводками.

ДЕБЕТ 20 «Основное  производство» КРЕДИТ 25 «Общепроизводственные  расходы»;

ДЕБЕТ 20 «Основное  производство» КРЕДИТ 26 «Общехозяйственные расходы».

Счета 25 и 26 сальдо не имеют и в балансе не отражаются. Для определения суммы общепроизводственных и общехозяйственных расходов необходимо собрать и закрыть счета 25 и 26. Для определения себестоимости готовой продукции, сданной на склад, нужно собрать и закрыть счет 20 при условии, что отсутствует незавершенное производство на начало и конец месяца. В настоящее время косвенные расходы составляют большую часть затрат, а в целом ряде отраслей, в чартности машиностроении и металлообработке, их удельный вес в общей сумме затрат часто превышает всю сумму прямых затрат, поэтому их значение велико как с позиций учета, так и распределения затрат. Кроме того, для правильного формирования себестоимости готовой продукции важное значение имеет распределение косвенных расходов между себестоимостью отдельных видов продукции. В случае когда выпускается несколько видов продукции, косвенные расходы списывают на себестоимость готовой продукции в определенном соотношении. Предлагается несколько вариантов для распределения и списания косвенных расходов, например пропорционально:

 прямым затратам  на каждый вид продукции; 

 заработной плате  за производство продукции каждого  вида;

 выручке от  реализации по видам продукции. 
 
 

14. Калькуляции группируют по ряду признаков. В зависимости от времени составления и назначения различают нормативные, плановые, сметные и отчетные (фактические) калькуляции:

Нормативная калькуляция  составляется на основе действующих  на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих  норм затрат) и применяется при  нормативном методе учета затрат . Текущие нормы затрат соответствуют производственным возможностям предприятия на данном этапе его работы. Текущие нормы затрат в начале года, как правило, выше средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года - наоборот ниже. Отсюда и нормативная себестоимость продукции в начале года, как правило, выше плановой, а в конце года - ниже. Нормативная себестоимость продукции обычно выше плановой в начале года и ниже - в конце года (это связано с тем, что текущие нормы затрат выше средних норм, на основании которых составлена плановая калькуляция, в начале года и ниже - в конце года).

Плановая калькуляция  определяет среднюю себестоимость  продукции или выполненных работ. На плановый период (год, квартал) составляют их исходя из прогрессивных норм расхода  сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода. В этих калькуляциях рассчитывается количество материальных и трудовых затрат для производства запланированного к выпуску количества продукции. Они составляются исходя из плановых норм расходов и других плановых показателей на отчетный период (при этом нормы расходов являются средними). Сметную калькуляцию, которая является разновидностью калькуляции плановой, составляют для определения цены при расчетах с заказчиками отдельно на разовый заказ или работу (уникальное изделие).

Разновидностью плановых являются счетные калькуляции, которые  составляют на разовое изделие или  работу для определения цены, расчетов с заказчиками и других целей.

Сметная калькуляция - составляется на вновь проектируемые, новые изделия при отсутствии норм расхода.

Отчетная (фактическая) - составляется в конце отчетного  периода по данным бухгалтерского учета  с целью контроля за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости видов продукции, а также для анализа и динамики себестоимости. Также отчетная (фактическая) калькуляция составляется по данным бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции и отражает фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ. Она одновременно характеризует уровень отклонения себестоимости, установленной нормативной и плановой калькуляцией. Цель отчетной калькуляции - определение фактической (реальной) себестоимости продукции, выполненных работ и услуг (в фактическую себестоимость продукции включают, в том числе и непланируемые непроизводительные расходы). При этом используются данные бухгалтерского учета о фактических затратах на производство и количестве выпущенной продукции (работ, услуг). Калькулирование на любом предприятии, независимо от его вида деятельности, размера и формы собственности, организуется в соответствии с определенными принципами:

1. Научно обоснованная  классификация затрат на производство.

 В ближайшей  перспективе Минфином РФ предполагается  разработка специальных отраслевых  рекомендаций по планированию  и учету затрат. Для отдельных  отраслей сферы материального  производства. Этими документами  будут определены возможные подходы  к классификации затрат.

2. Установление объектов  учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц. Во многих случаях объекты учета затрат и объекты калькулирования не совпадают. Объектами учета затрат являются места их возникновения, виды или группы однородных продуктов. Местом возникновения затрат в управленческом учете называют структурные единицы и подразделения предприятия, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов (рабочие места, бригады, цехи и т.п.).

3. Выбор метода  распределения косвенных расходов  чрезвычайно важен для правильного  расчета себестоимости единицы  продукции (работ, услуг). Он производится  предприятием самостоятельно, записывается  в учетной политике и является  неизменным в течение всего  финансового года.

4. Разграничение  затрат по периодам. При этом  необходимо руководствоваться принципом  начисления. Его сущность состоит  в том, что операции отражаются  в бухгалтерском учете в момент  их совершения и не увязываются  с денежными потоками. Доходы  и расходы, полученные (понесенные) в отчетном периоде, считаются  доходами и расходами этого  периода независимо от фактического  времени поступления (или выплаты)  денежных средств. Доходы и  расходы, не относящиеся к отчетному  периоду, не признаются доходами (расходами) отчетного периода, даже если деньги по ним поступили или перечислены в данном периоде.

5. Раздельный учет  по текущим затратам на производство  продукции и по капитальным  вложениям. Данный принцип нашел  свое отражение в Законе РФ  «О бухгалтерском учете» (ст. 8, п. 6) и в Положении по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в РФ.

6. Выбор метода  учета затрат и калькулирования. Под методом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции понимают совокупность приемов документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции, а также отнесения издержек на единицу продукции. Существуют различные методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Их применение определяется особенностями производственного процесса, характером производимой продукции (оказываемых услуг), ее составом, способом обработки.

 Общепринятой  классификации методов учета  затрат и калькулирования пока не существует. Тем не менее их можно сгруппировать по трем признакам: по объектам учета затрат, по полноте учитываемых затрат и по оперативности учета и контроля за затратами. Метод учета затрат и калькулирования выбирается предприятием самостоятельно, так как зависит от ряда частных факторов: отраслевой принадлежности, размера, применяемой технологии, ассортимента продукции и т.п., иначе говоря, от индивидуальных особенностей предприятия. На практике эти методы могут применяться в различных сочетаниях. Главное, чтобы выбранный организацией метод обеспечивал возможность группировки затрат по отдельным объектам учета, текущего контроля за затратами на производство, а также возможность реализации важнейшего принципа управленческого учета — управления себестоимостью по отклонениям.

Методы  калькуляции — это методы расчёта издержек производства, себестоимости продукции, объёма незавершённого производства, основанные на калькуляции затрат. Различают простой, нормативный, позаказный, попередельный методы калькуляции.

Нормативный метод калькуляции — это метод исчисления себестоимости, применяемый на предприятиях с массовым, серийным и мелкосерийным характером производства и в других производствах. Обязательными условиями правильного применения нормативного метода калькуляции являются:

составление нормативной  калькуляции по действующим на начало месяца нормам;

выявление отклонений фактических затрат от действующих  норм в момент их возникновения;

учёт изменений  действующих норм;

отражение изменений  действующих норм в нормативных  калькуляциях. Действующими нормами называются такие, по которым производится в данное время отпуск материалов на рабочие места и оплата рабочим за выполненные работы.

Позаказный  метод калькуляции — это метод исчисления себестоимости, применяемый на предприятиях, где производственные расходы учитывают по отдельным заказам на изделие или работу. Такими являются, главным образом, предприятия с индивидуальным и мелкосерийным типами производства. В широком смысле заказ представляет одно или малую серию однородных изделий учтенных таким образом, чтобы выделить эту продукцию от другой. Объектом учета и калькулирования является заказ, которому присваивают номер. В более узком смысле под заказом понимают – «…сложное изделие (его агрегаты, узлы) в единичном производстве, небольшие партии одинаковых изделий в мелкосерийном производстве, а также отдельные виды работ (ремонтные, строительно-монтажные и др.)». Для учета затрат на каждый заказ открывают отдельный аналитический счет (карту) с указанием кода заказа, который проставляется во всех первичных документах. Производственные издержки агрегируются в аналитическом учете в четком соответствии с открытыми заказами. Таким образом, данный метод позволяет выделить издержки производства и индивидуализировать их по каждому калькулируемому объекту. Применение позаказного метода калькулирования обосновано только тогда, когда соблюдены следующие условия: возможность выделить объект калькулирования на определенной стадии его создания и реализации; существует объективная необходимость получать данные не о средней, а об индивидуальной себестоимости объектов по каждому открытому заказу. Попередельный метод калькуляции — это метод исчисления себестоимости, применяемый на предприятиях, где исходный материал в процессе производства проходит ряд переделов или где из одних исходных материалов в одном технологическом процессе получают различные виды продукции. Калькуляция себестоимости продукции попередельным методом может быть двух вариантов: полуфабрикатным и бесполуфабрикатным. При полуфабрикатном варианте исчисляют себестоимость продукции по каждому переделу, которая состоит из себестоимости предыдущего передела и расходов по данному переделу. Себестоимость продукции последнего передела является также и себестоимостью готовой продукции. При бесполуфабрикатном варианте исчисляется только себестоимость продукции последнего передела. При этом варианте затраты учитываются отдельно по каждому переделу без учёта себестоимости продукции предыдущих переделов. В себестоимости готовой продукции включаются все затраты на её производство по всем переделам. При попередельном методе калькуляции так же как и при других методах, сначала определяют себестоимость всей продукции, а затем себестоимость её единицы. Себестоимость единицы продукции исчисляется различными способами в зависимости от особенностей технологического процесса.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Бухгалтерский управленческий учет"