Роль распределения затрат на прямые и косвенные в планировании себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:41, контрольная работа

Краткое описание

Для эффективной организации управленческого учета затрат необходимо применять экономически обоснованную классификацию затрат по определенным признакам. Это поможет не только лучше планировать и учитывать затраты, но и точнее их анализировать, а также выявлять определенные соотношения между отдельными видами затрат и исчислять степень их влияния на уровень себестоимости и рентабельности производства.

Файлы: 1 файл

Управление затратами-вариант5-Угненко.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Применение системы «директ-костинг» на практике предполагает дифференцированный учет общепроизводственных расходов. Их следует разделить на постоянную и переменную части.

Использование системы «директ-костинг» кардинально меняет не только отечественную концепцию калькулирования, но и подходы к учету и расчету финансовых результатов. Применяемая в рамках этого метода схема построения отчета о доходах (как правило, двухступенчатая), содержит два финансовых показателя: маржинальный доход (сумма покрытия) и прибыль.

Маржинальный доход — это разница между выручкой от реализации продукции и неполной себестоимостью, рассчитанной по переменным издержкам. В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные затраты предприятия. После вычитания из маржинального дохода постоянных издержек формируется показатель операционной прибыли.

Как уже отмечалось, Международные  бухгалтерские стандарты не разрешают  использовать систему «директ-костинг» для составления внешней отчетности и расчета налогов. В чем же тогда состоит практическое значение этой системы?

Прежде всего ее использование  позволяет оперативно изучать взаимосвязи  между объемом производства, затратами  и доходом, а следовательно, прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов при изменениях деловой активности.

В современных условиях управляющие  должны знать, во что обходится производство отдельных видов продукции, независимо от того, каков размер арендной платы за помещение или какова заработная плата у директора и его помощников. Поэтому одним из принципов бухгалтерского управленческого учета является следующий: самая точная калькуляция не та, в которую после многочисленных и трудоемких расчетов включаются все затраты предприятия, а та, в которую вносятся издержки, непосредственно обеспечивающие выпуск данной продукции (выполнение работы, оказание услуги). Решить эту задачу можно, лишь используя систему «директ-костинг».

Калькулирование переменной себестоимости помогает бухгалтеру-аналитику оперативно решать ряд управленческих задач, причем расчеты полной себестоимости не дают подобных результатов.

Система «директ-костинг» позволяет  проводить эффективную политику ценообразования. В некоторых ситуациях при недостаточной загруженности производственных мощностей привлечение дополнительных заказов может быть оправданно даже в том случае, когда оплата за них не покрывает полностью издержек по их выполнению. Снижать цену на такие заказы можно до определенного предела, называемого «нижней границей цены». За пределами этой границы выполнение подобных заказов нецелесообразно. Рассчитать значение границы позволяет системы «директ-костинг». Управленческие решения подобного рода разрушают традиционные для отечественного калькулирования представления о том, что в основе цены непременно должна лежать полная себестоимость продукции.

Наконец, данная система позволяет существенно упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко сократившегося числа затрат, в результате себестоимость становится более обозримой, а отдельные статьи затрат — лучше контролируемыми. Система «директ-костинг» находит все более широкое применение в отечественной бухгалтерской практике, в частности в издательской деятельности. Использование метода «директ-костинг» в издательской деятельности позволяет иметь информацию о прямых переменных затратах на единицу издания, о коммерческих переменных затратах на единицу издания и об общей сумме постоянных затрат. Полученная информация даст возможность определить:

  1. минимальную цену реализации розничной продукции;
  2. минимальную цену реализации продукции по подписке;
  3. минимальную цену для безубыточной работы;
  4. точку безубыточности по тиражу;
  5. финансовые показатели деятельности издательства и т.п.

Запас финансовой устойчивости (зону безубыточности) необходимо изучать для анализа финансового состояния.

Разность между фактическим  количеством реализованной продукции  и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее  финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем  продаж и зона безопасности предприятия  являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия.

Расчет данных показателей  основывается на взаимодействии: затраты - объем продаж - прибыль. Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический способы.

Порог рентабельности - отношение  суммы постоянных затрат в составе  себестоимости реализованной продукции  к доле маржинального дохода в выручке:

Порог рентабельности = Постоянные затраты в себестоимости реализованной продукции / Доля маржинального дохода в выручке.

Если известен порог  рентабельности, то можно рассчитать запас финансовой устойчивости (ЗФУ):

ЗФУ = Выручка - Порог рентабельности / Выручка * 100.

Запас финансовой устойчивости (зона безопасности) зависит от изменения выручки и безубыточного объема продаж. Выручка в свою очередь может измениться за счет количества реализованной продукции, ее структуры и среднереализационных цен, а безубыточный объем продаж - за счет суммы постоянных издержек, структуры продаж, отпускных цен и удельных переменных издержек. Факторную модель зоны безопасности предприятия можно представить следующим образом:

ЗФУ = В-Т / В = 1 - Н / ∑(Д i (Ц i - Vi / Ц i): ∑ (К рп общ * УД1 * Ц i),

где В - выручка от реализации продукции;

Т - безубыточный объем  продаж;

Н- сумма постоянных затрат;

Дi - доля i-го вида продукции в общей сумме выручки;

Крп общ - общий объем  реализованной продукции в условно-натуральном выражении;

УДi - удельный вес i-го вида продукции в общем объеме продаж,

Цi - цена единицы продукции;

Vi -  удельные переменные расходы на единицу продукции.

 

Задача 5

 

Распределите общепроизводственные накладные расходы (ОПНР) между продукцией А и В, производимой в механическом цехе. Определить величину ОПНР, приходящуюся на 1 ед. продукции А и В.

 

Решение:

 

Продукция

Кол-во продукции, ед.

Работа станков, Машино-час

Работа основных рабочих, человеко-час

ОПНР, руб.

А

2000

40000

1000

50000

В

4000

10000

1500


 

 

Общепроизводственные накладные расходы распределяются пропорционально затратам труда.

Поэтому рассчитаем долю затрат труда на выпуск продукции  А и выпуск продукции В.

Да = 1000/(1000+1500) = 0,4

Дв = 1500/(1000+1500) = 0,6

ОПНРа = 50000*0,4 = 20000 руб.

ОПНРв = 50000*0,6 = 30000 руб.

Величина ОПНР, приходящаяся на 1 ед. продукции А:

20000/2000 = 10 руб.

Величина ОПНР, приходящаяся на 1 ед. продукции В:

30000/4000 = 7,5 руб. 

 

 

 

 

Список литературы

 

    1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 1994. - 288 с.
    2. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Производство прибыли. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.- 256 с.
    3. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. - М.: Финансы и статистика, 1996.-799 с.
    4. Вяткин В.П., Хэмптон Д.Д., Казак А.Ю. Принятие финансовых решений в управлении бизнесом. - Москва - Екатеринбург: ЗАО Издательский дом ЯВА, 1998. - 253 с.
    5. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. - М.: ИНФРА-М, 1998. -С. 189-214.
    6. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.  - М.: Финансы и статистика, 1996. - 432 с.
    7. Колчина Н.В., Поляк Г.Б., Павлова Л.П. Финансы предприятий. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. - С. 48-79.
    8. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 1998.- С. 82-91.
    9. Мазурова И.И., Романовский М.В. Условия прибыльной работы предприятия. - С.-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1992. - 64 с.
    10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: ООО «Новое знание», 2001. - С. 502 - 575, 630-649.
    11. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. - М.: Перспектива, 1999. - с. 149-219.
    12. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М., ИНФРА - М, 1997. -  166 с.

1 Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. - М.: ИНФРА-М, 1998. -С. 189-214.

2 Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 1998.- С. 82-91.


Информация о работе Роль распределения затрат на прямые и косвенные в планировании себестоимости продукции