Роль малых предприятий в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в условиях экономического и финансового кризиса, а также
хронического недобора налогов российское правительство изыскивает различные
пути по улучшению существующего положения дел. При этом делается попытка
решить сразу две проблемы: получить дополнительные доходы для государственной
казны и дать возможность развиваться хозяйствующим субъектам.

Файлы: 1 файл

готово.docx

— 40.56 Кб (Скачать)

Аналогичная ситуация сложилась в области оказания автотранспортных услуг:

вместо 6000 руб. с  тонны грузоподъемности базовая  доходность составила 4000

руб. с одного автомобиля.

По расчетам правительства в результате введения Налогового кодекса налоговая

нагрузка на соответствующих плательщиков снизится в 2,4 раза. Если иметь

ввиду вышеперечисленные  аргументы, то это очевидно. В то же время можно

надеяться на увеличение поступлений налога на прибыль, налога на имущество,

отчислений в социальные фонды от тех отраслей, которые в новых условиях

будут платить  налоги по общей схеме. •.Это в  первую очередь строители,

аудиторы и  консультанты, владельцы гостиниц, являющиеся достаточно высоко

рентабельными предприятиями.

И еще одно соображение  связывается с влиянием введения корректирующих

коэффициентов. Коэффициент К2, устанавливаемый органами власти субъектов

федерации в  зависимости от конкретных условий  деятельности плательщика, ни в

коей мере не работает на увеличение размеров поступлений, но может снизить

налог даже в 10 раз. Стимулирующее значение этого коэффициента только в

потенциальном увеличении количества плательщиков из числа

«нелегальных» за счет привлекательности условий налогообложения.

Коэффициент KI, с которым связана основная корректировка  базовой доходности,

зависит от кадастровой стоимости земли по месту осуществления деятельности

и максимальной кадастровой стоимости земли для данного вида деятельности.

Очевидно, что  этот коэффициент <1, то есть сумма базовой доходности

в зависимости  от месторасположения объекта увеличиваться  существенно снизиться.

Что касается третьего коэффициента, го по большому счету в условиях

отсутствия галопирующей инфляции его значение невелико. В результате

поставлены практически  в равные условия «Русское бистро», столовая и элитный

ресторанчик в  центре столичного города, булочная, ликероводочный и ювелирный

магазины, снимающие помещение в одном торговом центре, салон «Велла» или

«Жак Дсесанж» и рядовая парикмахерская.

Ранее существующие условия, рекомендованные для расчета  ЕНВД, хотя и не

учитывали все  нюансы деятельности плательщиков, но все же предусматривали

четыре поправочных  коэффициент, в том числе по месту осуществления

деятельности  существовали три коэффициента от 0,2 до 3-х. по подвидам

деятельности  от 0,1 до 6, т.е. предполагалась возможность существенного

увеличения величины вмененного дохода.

Поскольку ставка налога остается на уровне ранее действовавшей - 15%, а

предложенные  к расчету размеры базовой доходности и действие поправочных

коэффициентов ниже существующих, рост поступлений можно связывать только с

ростом числа? плательщиков.

Существующая  практика применения ЕНВД показала отсутствие ответственности

плательщиков  за состояние чистоты окружающей среды, поскольку

соответствующие платежи были упразднены, то есть был разрушен экономический

механизм, стимулирующий  проведение природоохранных мероприятий, связанных с

сокращением вредных  веществ, образованием промышленных отходов и ликвидацией

последствий сверхлимитных выбросов за свой счет, то есть соответствующие

затраты возлагаются  на государство.

По данным налоговых  органов, в некоторых регионах, где  введен ЕНВД,

поступления обязательных платежей за загрязнение окружающей среды

существенно сократились. Б Налоговом кодексе, несмотря на то, что

негативные последствия действующей практики неоднократно отмечались и

государственными органами и средствами массовой информации, недостаток не

устранен.

Еще одним показателем, характеризующим налоговое законодательство с позиции

его привлекательности для предпринимателей, является количественное

развитие соответствующих отраслей. Если сравнить отношение ликвидированных

предприятий к  вновь созданным, то очевидно, что наиболее устойчивый рост

числа открытых предприятий при наименьшем количестве закрытых наблюдается в

торговле и  на транспорте, значительно хуже положение  в строительстве и

бытовом обслуживании, хотя все эти отрасли имели возможность использовать

преимущества специальных систем налогообложения. Если рассматривать

показатели с  позиций динамики по годам применения этих систем, то налицо

положительная тенденция по всем отраслям. С государственных  позиций единый

налог на вмененный  доход имел преимущество в том, что уплачивался 100%-ньши

авансовыми платежами, что позволяло производить жесткое налоговое

администрирование. Это преимущество Действующей практики для налоговых

инспекций устранено и условия уплаты налога адаптированы к общим.

Соответственно  отменены свидетельства, которые являлись документом,

доказывающим уплату налога. В то же время ссылка на наличие свидетельства,

видимо по ошибке, попала в текст в ст.346.27, что  необходимо устранить.

В результате предложенных нововведений в Налоговом кодексе  получились две

специальные системы  налогообложения: одна для малого, а  другая для

микробизнеса. На последнюю возлагаются надежды, связанные с резким ростом

количества плательщиков, вышедших из «тени», поскольку по словам заместителя

министра финансов С. Шаталова, «сегодня только 25% от полноценной

налоговой нагрузки попадает под налогообложение». В то же время нельзя не

отмстить, что  и в настоящее время темпы роста поступлений единого налога на

вмененный доход  очень высоки, при этом поступления возрастают за счет

юридических и  физических лиц, чего нельзя сказать про единый налог,

применяемый при упрощенной системе учета и отчетности, где общие высокие

темпы роста  налога достигаются за счет перехода юридических лиц при падении

темпов роста для физических лиц. Так, за первый квартал 2002 г. при росте

налоговых поступлений  по сравнению с предыдущим голом  в федеральный бюджет на

20,8 пункта и  в территориальный бюджет на 30,1 пункта поступления единого

налога при  упрощенной системе возросли на 40,8 и 31 пункт при палении темпов

поступления этого налога от физических лиц на 4.1 пункта. В то же время

поступления ЕНВД увеличились соответственно на 37 и 7.4,2 пункта, в том числе

по юридическим  лицам на 37 и 76 пунктов и по физическим лицам на 73,3 пункта

каждый. Увеличился и удельный вес поступлений в  общей сумме налоговых

платежей.

Такое положение  объясняется не только и не столько  привлекательностью ЕНВД

для прсдпринимателей, с ко ль ко обязательностью перехода на него того

контингента, который  предусмотрен законодательством. Очевидно, что

существенное  сокращение численности этого контингента, предусмотренное

Налоговым кодексом, а также более льготные условия расчета базовой

доходности и  величины вмененного дохода отрицательно скажутся на размерах

поступлений, а выход неплательщиков из тени — вопрос скорее не

совершенствования налоговой системы, а изменения  психологии плательщиков и

повышения контроля, что является проблемами не близкой  перспективы.

                                Заключение                               

В целом надо сказать, что введение единого налога на вмененный доход

предполагает  реализацию государством фискальных задач  в условиях хронического

недобора налогов  Министерством налогов и сборов. По мнению экспертов

Министерства  экономики РФ, это нововведение позволит увеличить налоговые

поступления в  бюджеты разных уровней как минимум  в 5 раз. Кроме того,

появление этого  налога позволит значительно сократить  оборот “теневого”

капитала в  сфере малого бизнеса, который, в  основном, осуществляется в таких

отраслях, как  торговля, общественное питание, строительство, ремонт,

транспортное  обслуживание населения и другие виды платных услуг.

Однако при  рассмотрении единого налога на вмененный  доход нельзя ограничиться

лишь фискальной стороной данного налога. Разработчики Закона о едином налоге

на вмененный  доход добивались, чтобы законопроект также обеспечил динамику

роста налогооблагаемой базы. Увеличение сбора налогов предполагается получить

не за счет роста  налогового бремени, а за счет вывода из теневого сектора

значительной  части предприятий. Малое предприятие  теперь будет платить только

один налог, ставка которого не  превысит 20% вмененного дохода. Единый налог

включает в  себя и  платежи во внебюджетные фонды, которые будут

осуществляться  уже без участия предприятия  на уровне казначейства. Это

позволит предельно  упростить учет.

Информация о работе Роль малых предприятий в экономике России