По каждому числовому показателю бухгалтерские
отчётности должны быть приведены данные,
как минимум, за два года – отчётный и
предшествующий отчётному. Бухгалтерская
отчётность является основным источником
финансового анализа хозяйственной деятельности
организации.
Бухгалтерский баланс и
отчетность выступают как способ
итогового обобщения и соизмерения
текущей учётной информации об активах
и источниках создания организации, формирующих
её объекты учёта.
Таким образом, метод
бухгалтерского учёта есть взаимосвязанная
совокупность способов познания сущности
его предмета через процесс управления
материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами
с целью исчисления прибыли.
1.3 Задачи и функции бухгалтерского
учёта
Ни одна организация,
независимо от ведомственной принадлежности
и форм собственности, не может функционировать
без ведения бухгалтерского учёта, поскольку только его данные обеспечивают
полную информацию об имущественном и
финансовом состоянии организации; синтетическая
и аналитическая информации о состоянии
материальных, трудовых и денежных ресурсов,
о результативности инвестиционной и
кредитной политики, о затратах и эффективности
производства и т.д. позволяет управлять
хозяйственной деятельностью и контролировать
выполнение планов прибыли, разрабатывать
перспективные планы развития производства.
Бухгалтерский учёт, являясь
составной частью системы управления организацией, представляет
собой упорядоченную систему сора, регистрации
и обобщения в денежном выражении информации
об имуществе, обязательствах организации
и их движении путём сплошного, непрерывного
и документального отражения всех хозяйственных
операций.
Учётная информация служит
основой для принятия управленческих
и финансовых решений как внутри
организации, так и вовне. При
этом она обеспечивает выполнение таких
важнейших функций, как информация,
планирование, контроль и анализ.
Информация – своевременное качественное получение
сведений о финансово-хозяйственной деятельности
организации и его подразделений.
Качественная учётная
информация позволяет осуществить
контроль на всех деталях деятельности
предприятия и его подразделений.
Планирование (задание) – процесс изложения порядка действий.
Он включает поставку цели, изыскание
путей её достижения и выбор оптимальных
вариантов решения.
Контроль – процесс, позволяющий определить фактическое
выполнение планов (заданий), для чего
используют метод сопоставления. Контроль
за состоянием и движение имущества организации,
исполнением обязательств и хозяйственными
операциями осуществляется с целью предотвращения
негативных явлений в хозяйственной деятельности,
выявление внутрихозяйственных резервов.
Внутренний контроль в организациях может
быть: предварительным (до время осуществления
операций); заключительным (после завершения
операции). Внешний финансовый контроль
осуществляют инвесторы, кредиторы, счётная
палата, банки, казначейство, контрольно-ревизионное
управление (КРУ) Минфина РФ, налоговые
органы.
Анализ – процесс последовательного изучения
принятых решений с целью их улучшения.
Здесь следует знать, насколько надёжна
и действительна обратная связь, без которой
невозможно функционирование системы
управления. Если цель не достигнута, то
аналитическим путем выясняются причины,
обусловившие срыв плана, а именно: недостатки
планирования, контроля, невыполнимость
поставленной цели.
Основными задачами бухгалтерского
учёта, сформированным в Федеральном
законе «О бухгалтерском учёте», являются:
- формирование полной
и достоверной информации о
деятельности организации и её
имущественной положении, необходимой
внутренним пользователям бухгалтерской
отчетности, а также её внешним
пользователям;
- обеспечение внутренних и внешних пользователей
информацией, необходимой для контроля
за соблюдением законодательства Российской
Федерации при осуществлении организацией
хозяйственных операций и их целесообразностью,
наличием и движение имущества и обязательств,
использованием материальных, трудовых
и финансовых ресурсов в соответствии
с утверждёнными нормами, нормативами
и сметами;
- предотвращение отрицательных
результатов хозяйственной деятельности
организации и выявление внутрихозяйственных
резервов обеспечения её финансовой устойчивости.
Первая задача бухгалтерского учёта
исходит из интересов руководителей, участников,
учредителей, собственников имущества
организации, кредиторов, покупателей
и других заинтересованных юридических
и физических лиц.
Вторая задача состоит в формировании в системе бухгалтерского
учёта данных для контроля за соответствием
факторов экономической деятельности
законодательству Российской Федерации.
Такая информация предназначена для подтверждения
целесообразности хозяйственных операций,
рационального использования материальных,
трудовых и финансовых ресурсов.
Третья задача направлена
на повышение эффективности управления
хозяйственной деятельности организации.
Обозначенный таким
образом круг задач свидетельствуют
о том, что бухгалтерский учёт является не только регистром и хранителем
информации. Его главное назначение заключается
в обеспечении системы управления экономикой
предприятия достоверной, понятной управляющим
различных уровней учётно-экономической
информацией.
Совершенствование управления, создание рыночного механизма неразрывно
связано с развитием всей системы бухгалтерского
учёта.
2. РОЛЬ БУХГАЛТЕРИИ НА
ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Структура бухгалтерии
Структура бухгалтерского
аппарата зависит в основном от условий
организации и технологии производства, объёма учётной
работы и наличия технических средств
учёта.
В настоящее время
сложилось три основных типа организации
структуры бухгалтерии: линейная (иерархическая),
по вертикали (линейно-штабная) и комбинированная
(функциональная).
При линейной организации все работники бухгалтерии
подчиняются непосредственно главному
бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии
применяется в небольших организациях
с численностью аппарата до 7 – 9 человек.
При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются
промежуточные звенья управления (отделы,
бюро, секторы, группы), возглавляемые
старшими бухгалтерами. Распоряжения
главного бухгалтера в этом случае передаются
старшим бухгалтерам соответствующих
отделов, бюро, секторов, групп, которые
определяют конкретных исполнителей и
контролируют выполнение работ. Данная
структура бухгалтерии применятся в большинстве
средних и части крупных организаций.
В средних организациях в состав
бухгалтерии входят, как правило,
следующие группы (отделы, бюро, секторы):
материальная группа, отвечающая за
учёт приобретения материальных ценностей,
их поступления и расходования. В
этой же группе, как правило, ведется
учёт основных средств, малоценных и
быстроизнашивающихся предметов;
группа учёта оплаты труда, осуществляющая
учёт затрат труда рабочих, исчисление
заработной платы работникам, контроль
за использованием фонда оплаты труда,
учёт всех расчетов с работниками предприятий,
бюджетом, Фондом социального страхования
и другими ведомствами, связанными с оплатой
труда;
производственно-калькуляционная
группа, где ведётся учёт затрат
на производство, калькулируется себестоимость
продукции, выявляются результаты внутрихозяйственного
хозрасчета, составляется отчетность
о производстве;
группа учётной готовой продукции,
где осуществляется учёт готовой продукции
на складах и её реализации;
общая группа, работники которой
ведут учёт остальных операций и
Главную книгу, составляют бухгалтерский
баланс и другие формы финансовой
отчетности.
Кроме того, в состав бухгалтерии
входят группы (отделы) капитального строительства
и жилищно-коммунального хозяйства.
В крупных организациях кроме перечисленных
обычно выделяют группы (отделы) учёта
тары, учёта основных средств, расчётную
группу, работники которой ведут
учёт денежных средств и расчётов
с организациями и лицами, группу подготовки
и машинной обработки информации, сводно-аналитическую
группу и др.
При комбинированной организации структуры бухгалтерии в
ней выделяются специальные структурные
подразделения (например, по производствам),
выполняющий замкнутый цикл работ. Права
главного бухгалтера в этом случае передаются
руководителям подразделений бухгалтерии,
которые самостоятельно распоряжаются
в пределах установленной компетентности.
Такая форма организации аппарата бухгалтерии
применятся в особо крупных организациях
и в производственных объединениях.
Важным этапом разработки структуры
бухгалтерии является формирование
системы должностей, зависящих от
характера, состава и объема учётных
работ на предприятии.
2.2 Функции бухгалтерии
- Организация учёта основных фондов, сырья, материалов, топлива, готовой продукции, денежных средств и ценностей предприятия, издержек производства и обобщения, исполнения смет расходов.
- Организация расчетов по оплате труда с работниками предприятия и временно привлеченными со стороны.
- Составление отчетных калькуляций, финансовой отчетности и внутренних отчетов.
- Осуществление мероприятий по осуществлению калькулирования себестоимости отдельных видов продукции, по внедрению нормативного метода учёта производственных затрат.
- Обеспечение документального отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением денежных средств, начислением и перечислением налогов, отчислений от прибыли и другие платежи в государственный бюджет.
- Осуществление контроля над своевременным проведение инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей и расчетов, а также ревизий в подчиненных хозяйствах с самостоятельным балансом.
- Принятие мер к предупреждению недостач, растрат и других нарушений и злоупотреблений.
- Участие в проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности с целью выявления внутрихозяйственных резервов, ликвидации потерь и непроизводственных расходов.
- Участие в разработке плановой и учётной документации и методических рекомендаций по внедрению внутрихозяйственного расчета и расширению сферы его действия.
- Применение утвержденных в установленном порядке типовых унифицированных форм первичной отчётной документации, строгое соблюдение порядка оформления этой документации.
- Осуществление мероприятий по повышению уровня механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ.
- Обеспечение строгого соблюдения кассовой и расчетной дисциплины.
- Обеспечение хранения бухгалтерских документов и бухгалтерского архива.
- Постоянный контроль над своевременным оформлением приёма и расхода денежных средств и товарно-материальных ценностей, правильным расходованием фонов оплаты труда, исчислением и выдачей всех видов премий, соблюдением установленных штатов, должностных окладов.
- Обеспечение широкого использования современных средств механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных фор и методов бухгалтерского учета.
- Обеспечение полного учета поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а также своевременнее отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением.
- Обеспечение достоверного учета издержек производства и обращения, исполнение смет расходов, реализации продукции, выполнение строительно-монтажных и других работ, составление экономически-обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ и услуг.
- Обеспечение точного учета результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия в соответствии с установленными правилами.
- Обеспечение правильного начисления и своевременного перечисления платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, средств на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолжности банкам по ссудам, отчисление средств в фонды экономического стимулирования и другие фонды и резервы.
- Обеспечение участия в работе юридических служб по оформлению материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей и контроль над передачей в надлежащих случаях этих материалов в судебные и следственные органы, а при отсутствии юридической службы непосредственное осуществление этих функций.
- Обеспечение проверки организации бухгалтерского учета и отчетности в производственных (структурных) единицах предприятия, а также в производствах и хозяйствах, выделенных на отдельных балансах, своевременный инструктаж работников по вопросам бухгалтерского учета, контроля отчетности и экономического анализа.
- Обеспечение состояния достоверности бухгалтерской отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских записей, представление её в установленные сроки соответствующим органам.
- Обеспечение осуществления (совместно с другими подразделениями и службами) экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, предупреждения потерь и непроизводительных расходов.
- Обеспечение необходимой помощи постоянно действующему производственному совещанию и другим общественным организациям в использовании учётных данных для работ по выявлению и мобилизации внутрихозяйственных резервов.
- Обеспечение активного участия работников бухгалтерского учета в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение государственной дисциплины и укрепление хозяйственного учета.
- Обеспечение сохранности бухгалтерских документов, оформление и передача их в установленном порядке в архив.
- Контроль над соблюдением установленных правил оформления и передача их в установленном порядке в архив.
- Контроль над правильностью расходования фонда оплаты труда, установления должностных окладов, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины.
- Контроль над соблюдением установленных правил проведения инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчетов и платежных обязательств.
- Контроль над взысканием в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолжности, соблюдение платежной дисциплины.
- Контроль над законностью списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолжности и других потерь.
- Осуществление учета финансовых, расчетных и кредитных операций контроль за законностью, своевременностью и правильностью оформления этих операций (при наличии в составе предприятия самостоятельной финансовой службы).
- Участие в подготовке мероприятий, предупреждающих образование недостач и незаконное расходование денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушение финансового и хозяйственного законодательства. В случае обнаружения незаконных действий должностных лиц (переписки, использование средств не по назначению и другие нарушения и злоупотребления) главный бухгалтер должен доложить об этом руководителю или учредителям предприятия для принятия действенных мер.
- Совместно с руководителями предприятия визирование документов.
- Служащих основанием для приёмки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитных и расчётных обязательств. Указанные документы без подписи главного бухгалтера или лиц, им на то уполномоченных, считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению материально ответственными лицами и работниками бухгалтерии данного предприятия.
- Не принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приёмки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей. В случае получения от руководителя предприятия распоряжения совершить такое действие главный бухгалтер, не приводя его в исполнение, в письменной форме обязан обратить внимания руководителя на незаконность данного им распоряжения. При получении от руководителя повторного письменного распоряжения главный бухгалтер обязан исполнить его.
2.3 Взаимосвязь
бухгалтерии со структурными подразделениями
- С отделом технического контроля: предоставляет ему сведения о результатах учета потерь от брака в цехах по извещениям о браке и об отнесении сумм на виновных. Получает от него акты о браке с указанием виновных в образовании брака; заключения на принятие рекламации и расчет потерь в связи с ликвидацией обнаруженных недостатков.
- С отделами главного механика и главного энергетика: предоставляет им информацию о затратах, произведенных на содержание и ремонт оборудования; информацию о наличии основных и оборотных средств в соответствии с нормативом. Получает от них извещение о выполнении заказов; утвержденные акты на списание оборудования с баланса; утвержденные в установленном порядке акты на передачу или не продажу оборудования; акты на передачу оборудования из ремонта в эксплуатацию.
- С инструментальным отделом: представляет ему отчетные данные по инструментальному хозяйству завода; нормы запаса инструмента на ЦИСе; счета для акцепта на приобретаемый инструмент, образцы, твердые сплавы и алмазный инструмент; информацию о наличии основных и оборотных средств, закрепленных за отделом, в соответствии с нормативом. Получает от него отчетную документацию по производству инструмента и оснастки; расчеты по нормам запаса на центральном инструментальном складе.
- С отделом главного технолога: представляет ему сведения о фактическом расходе материалов на единицу изделий основного производства.
- С отделом материально-технического снабжения и внешней кооперации: представляет ему счета для акцепта; сведения о состоянии поставок в пути; сведения о движении материалов и комплектующих изделий и реализации сверхнормативных остатков на начало месяца в стоимостной оценке; информацию о неоплаченных счетах с указанием причин; лимиты затрат на телефонные , телеграфные и командировочные расходы, отчетные данные о стоимости материалов, комплектующих изделий израсходованных цехами и отделами предприятия. Получает от него ведомость на излишние материалы и неликвиды; инструментальные ведомости материальных ценностей; расчеты и другие данные для взыскания с поставщиков пени, штрафов и неустоек, а также заключения по претензиям, заявленными поставщиками; отчетные данные о движении материалов и изделий и об остатках на конец каждого месяца.
- С планово-экономическим отделом: представляет ему отчеты по выпуску готовой продукции (по номенклатуре и в денежной оценке); о состоянии незавершенного производства; другие данные, необходимые для анализа и планирования. Получает от него годовые, квартальные и месячные планы производства в номенклатуре, планы по объёму товарной продукции по цехам предприятия.
- С отделом организации труда и заработной платы: представляет ему сведения о фактически начисленной оплате труда по категориям работающих и хозрасчетным подразделениям; сведения об использовании фонда оплаты труда и фонда поощрения; сведения о натуральных денежных выплатах сверх фонда. Получает от него смету фонда поощрения; утвержденные положения о премировании работников из фонда оплаты труда.
- С отделом капитального строительства: представляет ему оформленные справки о наличии финансирования. Получает от него ежемесячно баланс по капитальным вложениям; титульные списки капитальных работ и копии справок о наличии финансирования.
- С отделом сбыта: представляет ему данные об остатках готовой продукции по видам; сличительные ведомости по результатам инвентаризации; сведения о неплатёжеспособности отдельных заказчиков; извещения о применении санкций к покупателям и заказчикам.
- С юридическим отделом: представляют ему материалы по фактам хищений и взысканий дебиторской задолжности. Получает от него результаты рассмотрения по гражданским и уголовным делам.
- Со всеми цехами и отделами: представляет им сведения о затратах на производство по элементам; сведения о выполнении хозрасчетных показателей; разного рода справки, сведения и прочее, связанное с хозрасчетной деятельностью подразделения. Получает от них отчеты выполнения плана работ и услуг в натуральных измерителях; отчеты о движении основных материалов (по установленной номенклатуре); отчёты о состоянии незавершенного производства; необходимые для бухгалтерского учета и контроля документы, приказы, распоряжения, а также всякого рода договоры, сметы, нормативы и другие материалы.