Роль бухгалтерского учета в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Объектом – роль бухгалтерского учета в современных условиях.
Основной целью данной работы является дать характеристику сущности бухгалтерского учета, выявить предмет и метод бухгалтерскогоучета, проанализировать роль бухгалтерии на предприятии.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Структура работы соответствует целям и задачам исследования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
5
1.1
Предмет и методы бухгалтерского учёта
5
1.2
Элементы метода бухгалтерского учёта
6
1.3
Задачи и функции бухгалтерского учёта
11
2
РОЛЬ БУХГАЛТЕРИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
14
2.1
Структура бухгалтерии
14
2.2
Функции бухгалтерии
16
2.3
Взаимосвязь бухгалтерии со структурными подразделениями
20
3
РАЗВИТИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РК
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
31

Файлы: 1 файл

Роль бухучета.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

 По каждому числовому показателю бухгалтерские отчётности должны быть приведены данные, как минимум, за два года – отчётный и предшествующий отчётному. Бухгалтерская отчётность является основным источником финансового анализа хозяйственной деятельности организации.

Бухгалтерский баланс и  отчетность выступают как способ итогового обобщения и соизмерения  текущей учётной информации об активах и источниках создания организации, формирующих её объекты учёта.

Таким образом, метод  бухгалтерского учёта есть взаимосвязанная  совокупность способов познания сущности его предмета через процесс управления материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами с целью исчисления прибыли.

 

 

 

 

1.3 Задачи и функции бухгалтерского учёта

 

Ни одна организация, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, не может функционировать  без ведения бухгалтерского учёта, поскольку только его данные обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации; синтетическая и аналитическая информации о состоянии материальных, трудовых и денежных ресурсов, о результативности инвестиционной и кредитной политики, о затратах и эффективности производства и т.д. позволяет управлять хозяйственной деятельностью и контролировать выполнение планов прибыли, разрабатывать перспективные планы развития производства.

Бухгалтерский учёт, являясь  составной частью системы управления организацией, представляет собой упорядоченную систему сора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах организации и их движении путём сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.

Учётная информация служит основой для принятия управленческих и финансовых решений как внутри организации, так и вовне. При  этом она обеспечивает выполнение таких  важнейших функций, как информация, планирование, контроль и анализ.

Информация – своевременное качественное получение сведений о финансово-хозяйственной деятельности организации и его подразделений.

Качественная учётная  информация позволяет осуществить  контроль на всех деталях деятельности предприятия и его подразделений.

Планирование (задание) – процесс изложения порядка действий. Он включает поставку цели, изыскание путей её достижения и выбор оптимальных вариантов решения.

Контроль – процесс, позволяющий определить фактическое выполнение планов (заданий), для чего используют метод сопоставления. Контроль за состоянием и движение имущества организации, исполнением обязательств и хозяйственными операциями осуществляется с целью предотвращения негативных явлений в хозяйственной деятельности, выявление внутрихозяйственных резервов. Внутренний контроль в организациях может быть: предварительным (до время осуществления операций); заключительным (после завершения операции). Внешний финансовый контроль осуществляют инвесторы, кредиторы, счётная палата, банки, казначейство, контрольно-ревизионное управление (КРУ) Минфина РФ, налоговые органы.

Анализ – процесс последовательного изучения принятых решений с целью их улучшения. Здесь следует знать, насколько надёжна и действительна обратная связь, без которой невозможно функционирование системы управления. Если цель не достигнута, то аналитическим путем выясняются причины, обусловившие срыв плана, а именно: недостатки планирования, контроля, невыполнимость поставленной цели.

Основными задачами бухгалтерского учёта, сформированным в Федеральном  законе «О бухгалтерском учёте», являются:

- формирование полной  и достоверной информации о  деятельности организации и её  имущественной положении, необходимой  внутренним пользователям бухгалтерской  отчетности, а также её внешним  пользователям;

- обеспечение внутренних и внешних пользователей информацией, необходимой для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движение имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных  результатов хозяйственной деятельности  организации и выявление внутрихозяйственных  резервов обеспечения её финансовой устойчивости.

 Первая задача бухгалтерского учёта исходит из интересов руководителей, участников, учредителей, собственников имущества организации, кредиторов, покупателей и других заинтересованных юридических и физических лиц.

Вторая задача состоит в формировании в системе бухгалтерского учёта данных для контроля за соответствием факторов экономической деятельности законодательству Российской Федерации. Такая информация предназначена для подтверждения целесообразности хозяйственных операций, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Третья задача направлена на повышение эффективности управления хозяйственной деятельности организации.

Обозначенный таким  образом круг задач свидетельствуют  о том, что бухгалтерский учёт является не только регистром и хранителем информации. Его главное назначение заключается в обеспечении системы управления экономикой предприятия достоверной, понятной управляющим различных уровней учётно-экономической информацией.

Совершенствование управления, создание рыночного механизма неразрывно связано с развитием всей системы бухгалтерского учёта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РОЛЬ БУХГАЛТЕРИИ  НА  ПРЕДПРИЯТИИ

 

2.1 Структура бухгалтерии

 

Структура бухгалтерского аппарата зависит в основном от условий  организации и технологии производства, объёма учётной работы и наличия технических средств учёта.

В настоящее время  сложилось три основных типа организации  структуры бухгалтерии: линейная (иерархическая), по вертикали (линейно-штабная) и комбинированная (функциональная).

При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии применяется в небольших организациях с численностью аппарата до 7 – 9 человек.

При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные звенья управления (отделы, бюро, секторы, группы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Распоряжения главного бухгалтера в этом случае передаются старшим бухгалтерам соответствующих отделов, бюро, секторов, групп, которые определяют конкретных исполнителей и контролируют выполнение работ. Данная структура бухгалтерии применятся в большинстве средних и части крупных организаций.

В средних организациях в состав бухгалтерии входят, как правило, следующие группы (отделы, бюро, секторы):

материальная группа, отвечающая за учёт приобретения материальных ценностей, их поступления и расходования. В  этой же группе, как правило, ведется  учёт основных средств, малоценных и  быстроизнашивающихся предметов;

группа учёта оплаты труда, осуществляющая учёт затрат труда рабочих, исчисление заработной платы работникам, контроль за использованием фонда оплаты труда, учёт всех расчетов с работниками предприятий, бюджетом, Фондом социального страхования и другими ведомствами, связанными с оплатой труда;

производственно-калькуляционная  группа, где ведётся учёт затрат на производство, калькулируется себестоимость  продукции, выявляются результаты внутрихозяйственного хозрасчета, составляется отчетность о производстве;

группа учётной готовой продукции, где осуществляется учёт готовой продукции на складах и её реализации;

общая группа, работники которой  ведут учёт остальных операций и  Главную книгу, составляют бухгалтерский  баланс и другие формы финансовой отчетности.

Кроме того, в состав бухгалтерии  входят группы (отделы) капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

В крупных организациях кроме перечисленных  обычно выделяют группы (отделы) учёта  тары, учёта основных средств, расчётную  группу, работники которой ведут  учёт денежных средств и расчётов с организациями и лицами, группу подготовки и машинной обработки информации, сводно-аналитическую группу и др.

При комбинированной организации структуры бухгалтерии в ней выделяются специальные структурные подразделения (например, по производствам), выполняющий замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителям подразделений бухгалтерии, которые самостоятельно распоряжаются в пределах установленной компетентности. Такая форма организации аппарата бухгалтерии применятся в особо крупных организациях и в производственных объединениях.

Важным этапом разработки структуры  бухгалтерии является формирование системы должностей, зависящих от характера, состава и объема учётных  работ на предприятии.

 

2.2 Функции бухгалтерии

 

  1. Организация учёта основных фондов, сырья, материалов, топлива, готовой продукции, денежных средств и ценностей предприятия, издержек производства и обобщения, исполнения смет расходов.
  2. Организация расчетов по оплате труда с работниками предприятия и временно привлеченными со стороны.
  3. Составление отчетных калькуляций, финансовой отчетности и внутренних отчетов.
  4. Осуществление мероприятий по осуществлению калькулирования себестоимости отдельных видов продукции, по внедрению нормативного метода учёта производственных затрат.
  5. Обеспечение документального отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением денежных средств, начислением и перечислением налогов, отчислений от прибыли и другие платежи в государственный бюджет.
  6. Осуществление контроля над своевременным проведение инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей и расчетов, а также ревизий в подчиненных хозяйствах с самостоятельным балансом.
  7. Принятие мер к предупреждению недостач, растрат и других нарушений и злоупотреблений.
  8. Участие в проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности с целью выявления внутрихозяйственных резервов, ликвидации потерь и непроизводственных расходов.
  9. Участие в разработке плановой и учётной документации и методических рекомендаций по внедрению внутрихозяйственного расчета и расширению сферы его действия.
  10. Применение утвержденных в установленном порядке типовых унифицированных форм первичной отчётной документации, строгое соблюдение порядка оформления этой документации.
  11. Осуществление мероприятий по повышению уровня механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ.
  12. Обеспечение строгого соблюдения кассовой и расчетной дисциплины.
  13. Обеспечение хранения бухгалтерских документов и бухгалтерского архива.
  14. Постоянный контроль над своевременным оформлением приёма и расхода денежных средств и товарно-материальных ценностей, правильным расходованием фонов оплаты труда, исчислением и выдачей всех видов премий, соблюдением установленных штатов, должностных окладов.
  15. Обеспечение широкого использования современных средств механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных фор и методов бухгалтерского учета.
  16. Обеспечение полного учета поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а также своевременнее отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением.
  17. Обеспечение достоверного учета издержек производства и обращения, исполнение смет расходов, реализации продукции, выполнение строительно-монтажных и других работ, составление экономически-обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ и услуг.
  18. Обеспечение точного учета результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия в соответствии с установленными правилами.
  19. Обеспечение правильного начисления и своевременного перечисления платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, средств на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолжности банкам по ссудам, отчисление средств в фонды экономического стимулирования и другие фонды и резервы.
  20. Обеспечение участия в работе юридических служб по оформлению материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей и контроль над передачей в надлежащих случаях этих материалов в судебные и следственные органы, а при отсутствии юридической службы непосредственное осуществление этих функций.
  21. Обеспечение проверки организации бухгалтерского учета и отчетности в производственных (структурных) единицах предприятия, а также в производствах и хозяйствах, выделенных на отдельных балансах, своевременный инструктаж работников по вопросам бухгалтерского учета, контроля отчетности и экономического анализа.
  22. Обеспечение состояния достоверности бухгалтерской отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских записей, представление её в установленные сроки соответствующим органам.
  23. Обеспечение осуществления (совместно с другими подразделениями и службами) экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, предупреждения потерь и непроизводительных расходов.
  24. Обеспечение необходимой помощи постоянно действующему производственному совещанию и другим общественным организациям в использовании учётных данных для работ по выявлению и мобилизации внутрихозяйственных резервов.
  25. Обеспечение активного участия работников бухгалтерского учета в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение государственной дисциплины и укрепление хозяйственного учета.
  26. Обеспечение сохранности бухгалтерских документов, оформление и передача их в установленном порядке в архив.
  27. Контроль над соблюдением установленных правил оформления и передача их в установленном порядке в архив.
  28. Контроль над правильностью расходования фонда оплаты труда, установления должностных окладов, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины.
  29. Контроль над соблюдением установленных правил проведения инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчетов и платежных обязательств.
  30. Контроль над взысканием в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолжности, соблюдение платежной дисциплины.
  31. Контроль над законностью списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолжности и других потерь.
  32. Осуществление учета финансовых, расчетных и кредитных операций контроль за законностью, своевременностью и правильностью оформления этих операций (при наличии в составе предприятия самостоятельной финансовой службы).
  33. Участие в подготовке мероприятий, предупреждающих образование недостач и незаконное расходование денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушение финансового и хозяйственного законодательства. В случае обнаружения незаконных действий должностных лиц (переписки, использование средств не по назначению и другие нарушения и злоупотребления) главный бухгалтер должен доложить об этом руководителю или учредителям предприятия для принятия действенных мер.
  34. Совместно с руководителями предприятия визирование документов.
  35. Служащих основанием для приёмки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитных и расчётных обязательств. Указанные документы без подписи главного бухгалтера или лиц, им на то уполномоченных, считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению материально ответственными лицами и работниками бухгалтерии данного предприятия.
  36. Не принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приёмки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей. В случае получения от руководителя предприятия распоряжения совершить такое действие главный бухгалтер, не приводя его в исполнение, в письменной форме обязан обратить внимания руководителя на незаконность данного им распоряжения. При получении от руководителя повторного письменного распоряжения главный бухгалтер обязан исполнить его.

 

2.3 Взаимосвязь  бухгалтерии со структурными подразделениями

 

  1. С отделом технического контроля: предоставляет ему сведения о результатах учета потерь от брака в цехах по извещениям о браке и об отнесении сумм на виновных. Получает от него акты о браке с указанием виновных в образовании брака; заключения на принятие рекламации и расчет потерь в связи с ликвидацией обнаруженных недостатков.
  2. С отделами главного механика и главного энергетика: предоставляет им информацию о затратах, произведенных на содержание и ремонт оборудования; информацию о наличии основных и оборотных средств в соответствии с нормативом. Получает от них извещение о выполнении заказов; утвержденные акты на списание оборудования с баланса; утвержденные в установленном порядке акты на передачу или не продажу оборудования; акты на передачу оборудования из ремонта в эксплуатацию.
  3. С инструментальным отделом: представляет ему отчетные данные по инструментальному хозяйству завода; нормы запаса инструмента на ЦИСе; счета для акцепта на приобретаемый инструмент, образцы, твердые сплавы и алмазный инструмент; информацию о наличии основных и оборотных средств, закрепленных за отделом, в соответствии с нормативом. Получает от него отчетную документацию по производству инструмента и оснастки; расчеты по нормам запаса на центральном инструментальном складе.
  4. С отделом главного технолога: представляет ему сведения о фактическом расходе материалов на единицу изделий основного производства.
  5. С отделом материально-технического снабжения и внешней кооперации: представляет ему счета для акцепта; сведения о состоянии поставок в пути; сведения о движении материалов и комплектующих изделий и реализации сверхнормативных остатков на начало месяца в стоимостной оценке; информацию о неоплаченных счетах с указанием причин; лимиты затрат на телефонные , телеграфные и командировочные расходы, отчетные данные о стоимости материалов, комплектующих изделий израсходованных цехами и отделами предприятия. Получает от него ведомость на излишние материалы и неликвиды; инструментальные ведомости материальных ценностей; расчеты и другие данные для взыскания с поставщиков пени, штрафов и неустоек, а также заключения по претензиям, заявленными поставщиками; отчетные данные о движении материалов и изделий и об остатках на конец каждого месяца.
  6. С планово-экономическим отделом: представляет ему отчеты по выпуску готовой продукции (по номенклатуре и в денежной оценке); о состоянии незавершенного производства; другие данные, необходимые для анализа и планирования. Получает от него годовые, квартальные и месячные планы производства в номенклатуре, планы по объёму товарной продукции по цехам предприятия.
  7. С отделом организации труда и заработной платы: представляет ему сведения о фактически начисленной оплате труда по категориям работающих и хозрасчетным подразделениям; сведения об использовании фонда оплаты труда и фонда поощрения; сведения о натуральных денежных выплатах сверх фонда. Получает от него смету фонда поощрения; утвержденные положения о премировании работников из фонда оплаты труда.
  8. С отделом капитального строительства: представляет ему оформленные справки о наличии финансирования. Получает от него ежемесячно баланс по капитальным вложениям; титульные списки капитальных работ и копии справок о наличии финансирования.
  9. С отделом сбыта: представляет ему данные об остатках готовой продукции по видам; сличительные ведомости по результатам инвентаризации; сведения о неплатёжеспособности отдельных заказчиков; извещения о применении санкций к покупателям и заказчикам.
  10. С юридическим отделом: представляют ему материалы по фактам хищений и взысканий дебиторской задолжности. Получает от него результаты рассмотрения по гражданским и уголовным делам.
  11. Со всеми цехами и отделами: представляет им сведения о затратах на производство по элементам; сведения о выполнении хозрасчетных показателей; разного рода справки, сведения и прочее, связанное с хозрасчетной деятельностью подразделения. Получает от них отчеты выполнения плана работ и услуг в натуральных измерителях; отчеты о движении основных материалов (по установленной номенклатуре); отчёты о состоянии незавершенного производства; необходимые для бухгалтерского учета и контроля документы, приказы, распоряжения, а также всякого рода договоры, сметы, нормативы и другие материалы.

Информация о работе Роль бухгалтерского учета в современных условиях