Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 18:57, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение проблем развития аудита в Российской Федерации на современном этапе.
Для достижения указанной цели в работе решались следующие задачи:
1. Изучить историю возникновения аудита;
2. Рассмотреть сущность и цели аудита в современной России;
3. Определить место аудита в системе финансового контроля
4. Произвести анализ актуальных проблем развития аудита в России;
5. Рассмотреть перспективы развития аудита в России в среднесрочной перспективе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………3
I. История развития аудиторской деятельности в России и ее место в системе финансового контроля в условиях рынка……………………………………………………………………..5
1.1 История возникновения аудита…………………………………………………………….5
1.2 Сущность и цели аудита в современной России…………………………………….…….6
1.3 Место аудита в системе финансового контроля………………………………………..…8
Заключение………………………………………………………………………..…………….13
Список использованной литературы………………………………………………...………..15

Файлы: 1 файл

ОСНОВЫ АУДИТА (1 ВАРИАНТ).doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Вышеперечисленные особенности определяют нормы поведения аудитора.

 

1.3 Место аудита в  системе финансового контроля

 

Финансовый  контроль – это один из элементов  управления финансами; особая деятельность по проверке правильности стоимостного распределения валового национального продукта, образования и расходования фондов денежных средств.

Важнейшими принципами финансового  контроля являются: независимость; гласность; превентивность (предупредительный характер); действенность; регулярность; объективность; всеохватывающий характер.

Аудит не подменяет  собой государственного финансового  контроля , осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Аудиторский контроль во многом отличается от других форм финансово-экономического контроля (например, ревизий по поводу использования бюджетных средств, которые проводят Счетная палата и другие органы).

Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, а это не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудиторская деятельность направлена на улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), а также на оказание консультационной помощи клиенту. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса.

В мировой практике аудит не является новшеством и широко применяется во всех сферах деятельности. В России же появление независимого финансового контроля, обеспечивающего потребности пользователей финансовой информации экономических субъектов в виде подтверждения ее достоверности является новым. В нашей стране первые аудиторские фирмы появились в 1987 году, в настоящее же время они организованы во всех более-менее крупных городах.

Правовое регулирование  аудита является первостепенной задачей  развития аудита в России. Четко  регламентированные правила, определяющие правила работы на рынке данных услуг  позволят привести аудит в конкретные правовые рамки на высшем законодательном уровне [15, С. 10].

Ранее, регулирование аудиторской  деятельности в Российской Федерации  осуществлялось в соответствии с  Временными правилами аудиторской  деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. №2263. Пунктом 2 этого Указа было установлено, что Временные правила вступают в силу на всей территории Российской Федерации с момента опубликования настоящего Указа и действуют до принятия Федеральным Собранием Российской Федерации закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность. Таким образом, можно говорить о том, что с принятием Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в Российской Федерации начался новый этап развития аудита.

Необходимость совершенствования  законодательного обеспечения аудиторской  деятельности в Российской Федерации  была вызвана тем, что Временные  правила, сыграв важную и своевременную  роль в становлении аудита в стране, уже не отражали в полной мере сложившиеся условия на рынке аудиторских услуг, отставали по ряду существенных позиций от реальной жизни.

С 1 января 2009 года вступил в силу новый Федеральный закон "Об аудиторской  деятельности" № 307-ФЗ. Принятие нового Федерального закона "Об аудиторской деятельности" обусловлено переходом от лицензирования указанной деятельности к саморегулированию в этой области и направлено на законодательное обеспечение существенного снижения административного вмешательства в аудиторскую профессию, освобождение государства от выполнения избыточных функций по регулированию аудиторской деятельности, создание механизмов профессионального и общественного надзора за деятельностью аудиторов.

Лицензирование аудиторской деятельности отменено с 1 января 2010 года. Одновременно введено обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых организациях аудиторов. На эти организации возложены функции по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, повышению квалификации аудиторов и контролю качества работы аудиторов и аудиторских организаций. Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в основном сведено к выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, ведению госреестра саморегулируемых организаций аудиторов, анализу состояния рынка аудиторских услуг в РФ.

Также в Федеральном законе содержатся иные принципиально новые положения, регулирующие процесс осуществления  аудиторской деятельности.

Продолжая обзор нормативно-правовой базы аудиторской деятельности отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить указанным федеральным законам. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности.

Среди подзаконных нормативных актов регулирующих аудиторскую деятельность можно выделить:

- Постановление Правительства  РФ от 30 ноября 2005г. N706 "О мерах  по обеспечению проведения обязательного  аудита";

- Приказ Минфина РФ от 29 декабря  2006г. N 187н "Об утверждении программ повышения квалификации аудиторов" (с изменениями от 13 июня 2007г.) и другие [15, С. 13].

Важно отметить, что в случае противоречия указа Президента Российской Федерации  или постановления Правительства  Российской Федерации обозначенным федеральным законам применяется Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» или соответствующий федеральный закон.

Еще одна группа нормативных актов  – ведомственные акты.

В мае 2007 года Совет по аудиторской  деятельности при Минфине одобрил  новый Кодекс этики аудиторов России. Организации и индивидуальные предприниматели время от времени пользуются услугами аудиторов: когда подлежат обязательному аудиту или проводят его по собственной инициативе, при консультировании по отдельным вопросам, оказании помощи в ведении бухгалтерского учета и иных сопутствующих аудиту услуг. Заключая договор с аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором, субъект предпринимательской деятельности должен знать, что он может ожидать от них, на какую сумму стоит заключить договор, что подразумевает та или иная услуга, какие существуют риски, обоснованны ли запросы аудиторов в ходе проведения проверки.

Необходимость в написании кодекса  для аудиторов вызвана тем, что  представители аудиторской профессии, проводя проверку организации, индивидуального предпринимателя, работают не только на них, - они обязаны действовать в первую очередь в общественных интересах, то есть высказанное ими мнение о бухгалтерской отчетности и порядке ведения бухучета должно отражать реальное положение вещей. Данное мнение имеет большое значение для пользователей отчетности - контрагентов, акционеров и прочих лиц. Поэтому подход аудиторов к проверке, сведение к минимуму различных форм влияния на это мнение являются предметом рассмотрения данного кодекса. Знание его основ позволяет налогоплательщику понять, как вести себя с аудитором, в каких случаях аудиторская организация может отказаться от предоставления услуг и почему.

Правовую базу аудиторской  деятельности также составляют аудиторские  стандарты — это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей профессиональной деятельности.

Соблюдение аудиторских стандартов в процессе осуществления аудиторской  деятельности гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности его результатов.

Аудиторские стандарты являются также  основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и в зависимости  от того, насколько отступил аудитор  от стандарта, определяется мера ответственности  аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности - единые требования к порядку осуществления  аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации [13, С. 23].

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:

- федеральные  правила (стандарты) 

- аудиторской  деятельности.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждены постановлением правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002г. N 696 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.07.2003 N 405, от 25.08.2006 N 523) для исполнения требований Федерального закона № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских  организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении  которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

Профессиональные  аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и правил профессионального аудиторского объединения, членами которых они являются [17,С. 144].

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать для своих  членов правила (стандарты) аудиторской  деятельности, которые не могут противоречить  федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных  и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

 

 Заключение

 

Итак, на основании изученного и  вышеизложенного материала в  данной работе можно сделать следующие  выводы.

Аудит имеет достаточно давнюю историю. Первые независимые аудиторы появились  еще в 19 веке в акционерных компаниях  Англии, затем в Америке, Германии, Франции. В России самая первая аудиторская  фирма была создана в 1987 году и  называлась АО «Инаудит». Создание фирмы было связано с образованием совместных предприятий в различных отраслях народного хозяйства.

Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правильности финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно  занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий.

Правовое регулирование  аудита является первостепенной задачей  развития аудита в России. Четко  регламентированные правила, определяющие правила работы на рынке данных услуг позволят привести аудит в конкретные правовые рамки на высшем законодательном уровне.

Проведенный анализ данного исследования показал, что аудит как вид деятельности в России состоялся. Но, к сожалению, как уже говорилось, наши аудиторы еще не в должной мере признаны за рубежом, и аудит российской компании, даже очень известной, не является ни для иностранцев, ни для соотечественников неоспоримым. Причина этого в том, что российскую отчетность не всегда могут понять иностранные инвесторы, акционеры, кредитные организации и, соответственно, на ее основе принять адекватное решение по покупке и продаже ценных бумаг, оценить способность компании выплачивать дивиденды, погасить в срок задолженность и т.д. Все это требует внесения в законодательную базу российского учета и аудита, соответствующих корректив, обеспечивающих их «прозрачность» для иностранных граждан.

Также, в последние годы особое внимание уделяется повышению качества аудита в Российской Федерации. В настоящее время аудиторская деятельность включает два компонента: собственно аудит (обязательный аудит) и сопутствующие ему услуги. В аудиторских организациях они начинают занимать все больший удельный вес по количеству, видам и объемам выполнения. И это не случайно, так как именно в аудиторских фирмах работают наиболее квалифицированные специалисты в области бухгалтерского учета, права, налогообложения, финансов. В связи с этим в нашей стране и был создан не имеющий аналога в МСА стандарт «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним».

Информация о работе Роль аудита в развитии функции контроля в условиях рыночной экономики