Реорганизация предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:49, реферат

Краткое описание

В современных условиях собственникам бизнеса все чаще приходится обращаться к процедуре реорганизации предприятия в целях оптимизации финансовых активов и обеспечения устойчивости бизнеса. Согласно ГК РФ реорганизация юридического лица может быть произведена в виде слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. В данной статье мы коснемся реорганизации в виде выделения. Нужно сказать, что проведение процесса реорганизации ООО или любого другого юридического лица требует специальных знаний, поскольку регулируется не одним, а целым комплексом

Файлы: 1 файл

Реорганизация путем выделения.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

Реорганизация путем выделения 

В современных условиях собственникам бизнеса все чаще приходится обращаться к процедуре  реорганизации предприятия  в целях оптимизации финансовых активов и обеспечения устойчивости бизнеса. Согласно ГК РФ реорганизация юридического лица может быть произведена в виде слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. В данной статье мы коснемся реорганизации в виде выделения. Нужно сказать, что проведение процесса реорганизации ООО или любого другого юридического лица требует специальных знаний, поскольку регулируется не одним, а целым комплексом законов: Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О регистрации юридических лиц», Федеральными законами «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», «О некоммерческих организациях», «О бухгалтерском учете», методическими рекомендациями и др., и очень сложно неспециалисту учесть все юридические нюансы при проведении того или иного юридического действия. Именно поэтому рекомендуем Вам обращаться для проведения реорганизации в нашу фирму, специалисты которой уже не первый год практикуются в различных юридических действиях. 

Что необходимо для проведения процесса реорганизации  в форме выделения? Какие документы  необходимо представить для того, чтобы специалисты нашей фирмы имели возможность помочь Вам в проведении процесса реорганизации вашей фирмы в форме выделения? 

Согласно  законодательству выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего (п. 1 ст. 55 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Согласно законодательству при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного в соответствии с разделительным балансом (п. 4 ст. 58 ГК РФ).  

Процесс реорганизации в  форме выделения  происходит в несколько  этапов:

 
1. Принятие общим собранием участников  решения о реорганизации (решаются  вопросы о сроке проведения  инвентаризации имущества и обязательств; способах оценки передаваемого  (принимаемого) в порядке правопреемства  имущества и обязательств; порядке  формирования уставного капитала вновь созданного общества и его величины; направлении (распределении) чистой прибыли отчетного периода и прошлых лет реорганизуемого общества и т.п.). 
 

2. Проведение  инвентаризации (результаты инвентаризации  отражаются в отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация).   

3. Формирование  разделительного баланса (разделительный  баланс должен содержать информацию, касающуюся реорганизации компании: полное наименование реорганизуемого  юридического лица и его правопреемников, организационно-правовая форма, дата и форма реорганизации, правопреемство. Основанием для составления разделительного баланса служит бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед оформлением передачи имущества. Эту отчетность нужно приложить к разделительному балансу). 
 

4. Формирование "заключительной" и "переходной" отчетности (реорганизация юридического  лица в форме выделения считается  завершенной с момента государственной  регистрации последнего из возникших  юридических лиц (п. 4 ст. 16 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Моментом государственной регистрации является внесение регистрирующими органами соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

 
На дату внесения записи в ЕГРЮЛ  реорганизуемое предприятие составляет заключительную бухгалтерскую отчетность, в которой отражается имущество и обязательства организации перед их непосредственной передачей вновь созданному юридическому лицу).

 
5. Формирование "вступительной"  отчетности (вновь созданная организация также формирует бухгалтерскую отчетность на дату государственной регистрации. Эта отчетность называется вступительной. В ее основе лежит разделительный баланс).

 
 

Для проведения процесса реорганизации в  форме выделения  реорганизуемому  ООО необходимо представить в налоговую:  

- заявление; 
- протокол общего собрания участников (решение участника); 
- изменения в учредительных документах (новая редакция устава); 
- разделительный баланс; 
- подтверждение об информировании кредиторов (посредством СМИ). 
 

Для регистрации нового ООО потребуется  предоставить:  

- заявление; 
- протокол общего собрания реорганизуемого ООО; 
- протокол общего собрания образовавшегося ООО; 
- устав (договор об учреждении при необходимости) ООО; 
- разделительный баланс; 
- подтверждение об уведомлении кредиторов; 
- свидетельство о публикации в СМИ.

Сроки проведения реорганизации  путем выделения

Стандартный срок проведения реорганизации путем  выделения у нас – до 3 месяцев.   

Стоимость реорганизации в  форме выделения

Стоимость реорганизации юридического лица путем выделения составляет 24.000,- рублей.

В случае, если в результате выделения создается  более одной компании, стоимость увеличивается  на 6.000,- рублей за кажудю дополнительно создаваемую  компанию  

Выделение

Выделение - создание одного или нескольких юридических лиц с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения деятельности последнего. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизуемого юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Если  разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (п. 2 и 3 ст.60 Гражданского кодекса РФ) .

Выделение ООО (Обществ с ограниченной ответственностью)

  1. Исполнительный орган общества, реорганизуемого в форме выделения, или совет директоров общества, в тех обществах, где уставом предусмотрено образование совета директоров, проводит свое заседание для обсуждения следующих вопросов, которые выносятся на общее собрание участников:  
    - реорганизация в форме выделения;  
    - порядок и условия реорганизации в форме выделения, в том числе порядок обмена долей участников реорганизуемого общества на доли нового общества;  
    - создание новых обществ.
  2. По инициативе совета директоров, исполнительного органа или инициативной группы участников проводится общее собрание для решения следующих вопросов:  
    - реорганизация общества в форме выделения;  
    - порядок и условия реорганизации в форме выделения;  
    - создание нового общества (новых обществ);  
    - утверждение разделительного баланса;  
    - внесение в учредительные документы изменений, связанных с изменением состава участников общества, определением размера их долей и иных изменений, предусмотренных решением о выделении.  
    Если единственным участником выделяемого общества является реорганизуемое общество, его общее собрание также утверждает устав выделяемого общества и разделительный баланс, избирает органы управления выделяемого общества.
  3. Внесение в Единый государственный реестр юридический лиц  информации о начале реорганизации (Получение выписки и свидетельства о внесении изменений в ЕГРЮЛ)  в срок не позднее 3-х дней  со дня принятия такого решения.
  4. Направление письменное уведомления в налоговый орган по месту налогового учета о принятом решении реорганизации - в срок не позднее 3-х дней  со дня принятия такого решения (п.2 ст.23 Налогового кодекса РФ).
  5. Письменное уведомление имеющихся кредиторов о принятом решении и опубликование в "Регистрационном вестнике" или ином печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц сообщения о реорганизации в течение 30 дней со дня принятия такого решения (п.5 ст.51 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
  6. Участники каждого образуемого в результате выделения общества заключают учредительный договор.
  7. Участники каждого вновь создаваемого общества проводят общее собрание, на котором принимаются решения по двум вопросам:  
    - утверждение устава вновь созданного общества;  
    - избрание органов общества.
  8. Проводится регистрация возникших юридических лиц, а также вносятся необходимые изменения и дополнения в устав реорганизованного общества.
  9. Изготовление печати и получение информационное письма об учете зарегистрированного Общества Росстатрегистре Росстата

 
Реорганизация акционерного общества в форме выделения

Акционерное общество (АО) может быть реорганизовано в форме выделения путем создания одного или нескольких обществ. Общее собрание акционеров реорганизуемого в форме выделения АО принимает решение о реорганизации АО в форме выделения, порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (обществ), возможности конвертации акций АО в акции и (или) иные ценные бумаги выделяемого общества (обществ) и порядке такой конвертации, об утверждении разделительного баланса. При выделении из состава АО одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного в форме выделения АО в соответствии с разделительным балансом. Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникшего общества (обществ).

Основные этапы реорганизации путем выделения

  • Подготовка отчета об оценке рыночной стоимости акций реорганизуемого общества (пункт 2 Ст.75 и ФЗ "Об акционерных обществах").
  • Принятие решения общим собранием акционеров АО, реорганизуемого в форме выделения, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (обществ), возможности конвертации акций АО в акции и (или) иные ценные бумаги выделяемого общества (обществ) и порядке такой конвертации, об утверждении разделительного баланса.
  • Внесение в Единый государственный реестр юридический лиц  информации о начале реорганизации (Получение выписки и свидетельства о внесении изменений в ЕГРЮЛ)  в срок не позднее 3-х дней  со дня принятия решения о реорганизации.
  • Направление письменное уведомления в налоговый орган по месту налогового учета о принятом решении реорганизации - в срок не позднее 3-х дней  со дня принятия такого решения (п.2 ст.23 Налогового кодекса РФ).
  • Письменное уведомление имеющихся кредиторов о принятом решении и опубликование в "Регистрационном вестнике" или ином печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц сообщения о реорганизации в течение 30 дней со дня принятия такого решения. (п.5 ст.51 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью; п.6 ст.15 ФЗ «Об акционерных обществах»).
  • Принятие общим собранием акционеров каждого вновь создаваемого общества решения об утверждении его устава и избрании исполнительного органа.
  • Государственная регистрация общества (обществ), возникших в результате выделения и внесение соответствующих изменений в учредительные документы реорганизуемого АО.
  • Государственная регистрация выпуска ценных бумаг обществом (обществами), возникшими в результате реорганизации в форме выделения.
  • Подача уведомления в ФСФР России о реорганизации и погашении части акций реорганизованного общества.
  • Раскрытие информации акционерным обществом.
  
 
Реорганизация в форме выделения. Правовой и налоговый  аспект.  
Источник: audit-lex.ru. Автор Макова Л.Н. Наиболее удобной и мало затратной формой выделения в самостоятельную структуру вида деятельности Предприятия является реорганизация в форме выделения. В статье рассмотрены правовые и налоговые аспекты этого процесса.
Вопрос: Предприятие имеет два направления: снабжение нефтяной организации, и  розничная торговля. По решению учредителей, 
снабжение остается в прежнем ООО, а розница должна создать новое. ООО должно передать ТМЦ на сумму 5 000 000 
рублей, основные средства с остаточной стоимостью 720 000 рублей, а также как передать дебиторов (440 000) и кредиторов (1 600000),существующие на сегодняшний день в розничном секторе. Какую схему можно применить, чтобы не пришлось нести больших издержек, в том числе по налогам? 

Реорганизация в форме выделения.

 
 
Наиболее удобной и мало затратной  формой выделения в самостоятельную  структуру вида деятельности Предприятия  является реорганизация в форме  выделения. 
В статье рассмотрены правовые и налоговые аспекты этого процесса. 
 
1. Вопросы реорганизации Обществ с ограниченной ответственностью регулируются Гражданским Кодексом (далее ГК) РФ, а также нормами Федерального Закона(далее Закон) от 08.02.98г. № 14-ФЗ «»Об обществах с ограниченной ответственностью» с последующими изменениями и дополнениями..  
Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого Общества без прекращения последнего. 
Согласно п.2 статьи 55 названного Закона общее собрание участников Общества, реорганизуемого в форме выделения, принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества и об утверждении разделительного баланса, вносит в устав общества, реорганизуемого в форме выделения, изменения, предусмотренные решением о выделении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества. 
 
2. После принятие Решения о реорганизации Общества путем выделения необходимо: 
2.1. В течение трех рабочих дней после даты принятия решения об его реорганизации в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации-пункт1 статьи 60 ГК РФ. 
Форма указанного сообщения законодательно не утверждена. В настоящий момент нужно ориентироваться на Письмо ФНС от 23.01.2009 N МН-22-6/64@, согласно п. 2 которого при уведомлении о начале процедуры реорганизации указываются сведения о: 
реорганизуемом юридическом лице - полное наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (далее - адрес (место нахождения)); 
создаваемом в результате реорганизации юридическом лице - полное наименование, адрес (место нахождения); 
юридическом лице, продолжающем деятельность после завершения реорганизации, - полное наименование, ОГРН, ИНН, адрес (место нахождения); 
форме реорганизации. 
К указанному Письму ФНС России приложена рекомендуемая форма письменного сообщения о начале процедуры реорганизации. Можно воспользоваться ей, а можно составить уведомление в произвольной форме, указав перечисленные выше сведения.. 
На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.  
 
2.2. В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Налогового Кодекса (далее НК) РФ Общество обязано письменно сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения. Форма сообщения N С-09-4 утверждена Приказом ФНС РФ от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@. 
 
3. После получения выписки из ЕГРЮЛ о начале процесса реорганизации Общество дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. Это требование вытекает из пункта 5 статьи 51 Закона. 
В п. 13 Письма ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64@ разъяснено, что в соответствии с абз. 3 п. 3 и п. 4 ст. 60 ГК РФ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 315-ФЗ требования, заявляемые кредиторами, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией. В случае если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица. Документы, необходимые для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для предъявления кредиторами реорганизуемого юридического лица соответствующих требований, но не ранее помещения второго уведомления о реорганизации в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц. 
Учитывая изложенное, общество может подать в регистрирующий (налоговый) орган документы для осуществления государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, не ранее помещения второго уведомления о реорганизации в журнале "Вестник государственной регистрации". 
 
4. При выделении из Общества одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного общества в соответствии с разделительным балансом - п.3 статьи 55 Закона. 
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. При составлении разделительного баланса необходимо учитывать, что пунктом 8 ст. 50 НК РФ установлено, что при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов не возникает. 
Это означает, что при реорганизации юридического лица в форме выделения в разделительном балансе не должны присутствовать положения о правопреемстве по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов. 
 
5. После проведения перечисленных процедур, но не ранее 30 дней с момента подачи первого объявления о реорганизации в СМИ, одновременно с размещением второго объявления в СМИ Общество может подать документы на регистрацию нового Общества, образованного путем выделения, и изменений в содержащиеся в госреестре сведения об реорганизуемом Обществе. 
Общество считается реорганизованным с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. 
 
Бухгалтерская отчетность Обществ формируется по правилам, установленным Приказом Минфина РФ от 20 мая 2003 г. N 44н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ».

Вопросы налогообложения.

 
 
НДС
 
Согласно Статье 162.1 НК РФ при реорганизации организации в форме выделения порядок учета НДС следующий: 
 
У реорганизуемой организации
- с переданных ТМЦ, основных средств и имущественных прав обязанности восстановления НДС, ранее принятого к вычету не возникает. На это прямо указываете п. 8 статьи 162.1 НК РФ. 
Суммы налога, исчисленные и уплаченные реорганизуемой организацией с сумм авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае перевода долга при реорганизации на правопреемника, подлежат вычету у реорганизуемой организации.  
Вычеты сумм налога с авансовых платежей производятся в полном объеме после перевода долга на правопреемника по обязательствам, связанным с реализацией товаров (работ, услуг) или передачей имущественных прав - пункт 1 статьи 162.1. 
Что касается передачи дебиторской задолженности, то в соответствии с п.п.7, пункта 2 статьи 146 НК РФ в случае реорганизации организации передача имущественных прав правопреемнику не является объектом налогообложения НДС.  
 
У правопреемника
В случае, если реорганизуемая организация не предъявила к вычету НДС по приобретенным и оплаченным ею товарам, работам, услугам, то правопреемник., имеет право заявить вычет НДС с указанных сумм. Вычеты сумм налога производятся им на основании счетов-фактур или копий счетов-фактур, выставленных в адрес реорганизуемой организации . Обязательным условием признания НДС к вычету правопреемником является также наличие копий документов, подтверждающих фактическую уплату реорганизованной (реорганизуемой) организацией сумм налога продавцам при приобретении товаров, работ, услуг. 
Счета-фактуры могут быть выставлены продавцами товаров, работ, услуг на имя правопреемника, это не лишает его права на вычет, как в случае оплаты задолженности реорганизуемой организацией, так и в случае оплаты им самим. Если оплата продавцам товаров, работ, услуг производится реорганизуемой организацией, то она должна быть подтверждена копиями платежных документов. Эти нормы изложены в п.5 статьи 162.1 НК РФ. 
Споры с налоговыми органами по этой норме возникают из-за нарушения требований по документальному подтверждению вычетов, а также в случае оплаты задолженности продавцам товаров, работ, услуг реорганизованной организацией после завершения реорганизации.  
 
Налоговая база правопреемника, увеличивается на суммы авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), полученных в порядке правопреемства от реорганизуемой организации. В дальнейшем, суммы НДС, исчисленные с авансов, предъявляются к вычету после даты реализации соответствующих товаров (работ, услуг) или после отражения в учете у правопреемника (правопреемников) операций в случаях расторжения или изменения условий соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей, но не позднее одного года с момента такого возврата – пункт 4 статьи 162.1 НК РФ. 
 
В статье не определен период, в котором суммы авансовых платежей необходимо включить в налоговую базу по НДС. Поэтому возникают споры с налоговыми органами в случаях, когда правопреемник определяет налоговую базу не в момент перевода долга, а позже. 
 
По переданной дебиторской задолженности объекта налогообложения не возникает. В соответствии с п. 6 статьи 162.1 НК РФ при переходе права требования от реорганизованной (реорганизуемой) организации к правопреемнику (правопреемникам) налоговая база определяется правопреемником (правопреемниками), получающим (получающими) право требования, в момент определения налоговой базы в соответствии с порядком, установленным статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом положений, предусмотренных подпунктами 2 - 4 пункта 1 и пунктом 2 статьи 162 настоящего Кодекса. 
 
Статья 167 НК РФ предусматривает возникновение обязательств по начислению НДС только в случае перевода долга новому кредитору, никаких иных обязательств по определению налоговой базы с полученных имущественных прав НК РФ не содержит. 
 
Налог на прибыль 
 
У реорганизуемой организации
 
В соответствии со статьей 3. статьи 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации этой организации. 
Таким образом, при передаче реорганизуемой организацией правопреемнику имущества в виде основных средств и ТМЦ объекта налогообложения не возникает.  
Что касается передачи дебиторской задолженности, то она рассматривается как передача имущественных прав и освобождается от налога на прибыль в соответствии с п.3 статьи 251 НК РФ. 
Таким образом, передача имущества и имущественных прав при реорганизации не приводит к возникновению налога на прибыль у реорганизуемой организации.  
 
У правопреемника
 
Согласно пункту 3 статьи 251 НК РФ в случае реорганизации организаций при определении налоговой базы не учитывается в составе доходов вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых (передаваемых) в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. 
У выделенного Общества налога на прибыль от получения имущества и имущественных прав не возникает.

Налоговая проверка

 
 
Налоговый Кодекс предусматривает  возможность проведение налоговой  проверки в связи реорганизацией организаций. Это предусмотрено п. 11 статьи 89 НК РФ. 
 
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. 
 
 
Автор: Л.Н. Макова

Реорганизация в форме выделения. Правовой и  налоговый аспект.  
Источник:
audit-lex.ru. Автор Макова Л.Н. Наиболее удобной и мало затратной формой выделения в самостоятельную структуру вида деятельности Предприятия является реорганизация в форме выделения. В статье рассмотрены правовые и налоговые аспекты этого процесса.
Вопрос: Предприятие имеет два направления: снабжение нефтяной организации, и  розничная торговля. По решению учредителей, 
снабжение остается в прежнем ООО, а розница должна создать новое. ООО должно передать ТМЦ на сумму 5 000 000 
рублей, основные средства с остаточной стоимостью 720 000 рублей, а также как передать дебиторов (440 000) и кредиторов (1 600000),существующие на сегодняшний день в розничном секторе. Какую схему можно применить, чтобы не пришлось нести больших издержек, в том числе по налогам? 

Реорганизация в форме выделения.

 
 
Наиболее удобной и мало затратной  формой выделения в самостоятельную  структуру вида деятельности Предприятия  является реорганизация в форме  выделения. 
В статье рассмотрены правовые и налоговые аспекты этого процесса. 
 
1. Вопросы реорганизации Обществ с ограниченной ответственностью регулируются Гражданским Кодексом (далее ГК) РФ, а также нормами Федерального Закона(далее Закон) от 08.02.98г. № 14-ФЗ «»Об обществах с ограниченной ответственностью» с последующими изменениями и дополнениями..  
Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого Общества без прекращения последнего. 
Согласно п.2 статьи 55 названного Закона общее собрание участников Общества, реорганизуемого в форме выделения, принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества и об утверждении разделительного баланса, вносит в устав общества, реорганизуемого в форме выделения, изменения, предусмотренные решением о выделении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества. 
 
2. После принятие Решения о реорганизации Общества путем выделения необходимо: 
2.1. В течение трех рабочих дней после даты принятия решения об его реорганизации в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации-пункт1 статьи 60 ГК РФ. 
Форма указанного сообщения законодательно не утверждена. В настоящий момент нужно ориентироваться на Письмо ФНС от 23.01.2009 N МН-22-6/64@, согласно п. 2 которого при уведомлении о начале процедуры реорганизации указываются сведения о: 
реорганизуемом юридическом лице - полное наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (далее - адрес (место нахождения)); 
создаваемом в результате реорганизации юридическом лице - полное наименование, адрес (место нахождения); 
юридическом лице, продолжающем деятельность после завершения реорганизации, - полное наименование, ОГРН, ИНН, адрес (место нахождения); 
форме реорганизации. 
К указанному Письму ФНС России приложена рекомендуемая форма письменного сообщения о начале процедуры реорганизации. Можно воспользоваться ей, а можно составить уведомление в произвольной форме, указав перечисленные выше сведения.. 
На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.  
 
2.2. В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Налогового Кодекса (далее НК) РФ Общество обязано письменно сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения. Форма сообщения N С-09-4 утверждена Приказом ФНС РФ от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@. 
 
3. После получения выписки из ЕГРЮЛ о начале процесса реорганизации Общество дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. Это требование вытекает из пункта 5 статьи 51 Закона. 
В п. 13 Письма ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64@ разъяснено, что в соответствии с абз. 3 п. 3 и п. 4 ст. 60 ГК РФ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 315-ФЗ требования, заявляемые кредиторами, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией. В случае если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица. Документы, необходимые для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для предъявления кредиторами реорганизуемого юридического лица соответствующих требований, но не ранее помещения второго уведомления о реорганизации в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц. 
Учитывая изложенное, общество может подать в регистрирующий (налоговый) орган документы для осуществления государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, не ранее помещения второго уведомления о реорганизации в журнале "Вестник государственной регистрации". 
 
4. При выделении из Общества одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного общества в соответствии с разделительным балансом - п.3 статьи 55 Закона. 
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. При составлении разделительного баланса необходимо учитывать, что пунктом 8 ст. 50 НК РФ установлено, что при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов не возникает. 
Это означает, что при реорганизации юридического лица в форме выделения в разделительном балансе не должны присутствовать положения о правопреемстве по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов. 
 
5. После проведения перечисленных процедур, но не ранее 30 дней с момента подачи первого объявления о реорганизации в СМИ, одновременно с размещением второго объявления в СМИ Общество может подать документы на регистрацию нового Общества, образованного путем выделения, и изменений в содержащиеся в госреестре сведения об реорганизуемом Обществе. 
Общество считается реорганизованным с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. 
 
Бухгалтерская отчетность Обществ формируется по правилам, установленным Приказом Минфина РФ от 20 мая 2003 г. N 44н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ».

Вопросы налогообложения.

 
 
НДС. 
 
Согласно Статье 162.1 НК РФ при реорганизации организации в форме выделения порядок учета НДС следующий: 
 
У реорганизуемой организации: 
- с переданных ТМЦ, основных средств и имущественных прав обязанности восстановления НДС, ранее принятого к вычету не возникает. На это прямо указываете п. 8 статьи 162.1 НК РФ. 
Суммы налога, исчисленные и уплаченные реорганизуемой организацией с сумм авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае перевода долга при реорганизации на правопреемника, подлежат вычету у реорганизуемой организации.  
Вычеты сумм налога с авансовых платежей производятся в полном объеме после перевода долга на правопреемника по обязательствам, связанным с реализацией товаров (работ, услуг) или передачей имущественных прав - пункт 1 статьи 162.1. 
Что касается передачи дебиторской задолженности, то в соответствии с п.п.7, пункта 2 статьи 146 НК РФ в случае реорганизации организации передача имущественных прав правопреемнику не является объектом налогообложения НДС.  
 
У правопреемника: 
В случае, если реорганизуемая организация не предъявила к вычету НДС по приобретенным и оплаченным ею товарам, работам, услугам, то правопреемник., имеет право заявить вычет НДС с указанных сумм. Вычеты сумм налога производятся им на основании счетов-фактур или копий счетов-фактур, выставленных в адрес реорганизуемой организации . Обязательным условием признания НДС к вычету правопреемником является также наличие копий документов, подтверждающих фактическую уплату реорганизованной (реорганизуемой) организацией сумм налога продавцам при приобретении товаров, работ, услуг. 
Счета-фактуры могут быть выставлены продавцами товаров, работ, услуг на имя правопреемника, это не лишает его права на вычет, как в случае оплаты задолженности реорганизуемой организацией, так и в случае оплаты им самим. Если оплата продавцам товаров, работ, услуг производится реорганизуемой организацией, то она должна быть подтверждена копиями платежных документов. Эти нормы изложены в п.5 статьи 162.1 НК РФ. 
Споры с налоговыми органами по этой норме возникают из-за нарушения требований по документальному подтверждению вычетов, а также в случае оплаты задолженности продавцам товаров, работ, услуг реорганизованной организацией после завершения реорганизации.  
 
Налоговая база правопреемника, увеличивается на суммы авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), полученных в порядке правопреемства от реорганизуемой организации. В дальнейшем, суммы НДС, исчисленные с авансов, предъявляются к вычету после даты реализации соответствующих товаров (работ, услуг) или после отражения в учете у правопреемника (правопреемников) операций в случаях расторжения или изменения условий соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей, но не позднее одного года с момента такого возврата – пункт 4 статьи 162.1 НК РФ. 
 
В статье не определен период, в котором суммы авансовых платежей необходимо включить в налоговую базу по НДС. Поэтому возникают споры с налоговыми органами в случаях, когда правопреемник определяет налоговую базу не в момент перевода долга, а позже. 
 
По переданной дебиторской задолженности объекта налогообложения не возникает. В соответствии с п. 6 статьи 162.1 НК РФ при переходе права требования от реорганизованной (реорганизуемой) организации к правопреемнику (правопреемникам) налоговая база определяется правопреемником (правопреемниками), получающим (получающими) право требования, в момент определения налоговой базы в соответствии с порядком, установленным статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом положений, предусмотренных подпунктами 2 - 4 пункта 1 и пунктом 2 статьи 162 настоящего Кодекса. 
 
Статья 167 НК РФ предусматривает возникновение обязательств по начислению НДС только в случае перевода долга новому кредитору, никаких иных обязательств по определению налоговой базы с полученных имущественных прав НК РФ не содержит. 
 
Налог на прибыль 
 
У реорганизуемой организации: 
 
В соответствии со статьей 3. статьи 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации этой организации. 
Таким образом, при передаче реорганизуемой организацией правопреемнику имущества в виде основных средств и ТМЦ объекта налогообложения не возникает.  
Что касается передачи дебиторской задолженности, то она рассматривается как передача имущественных прав и освобождается от налога на прибыль в соответствии с п.3 статьи 251 НК РФ. 
Таким образом, передача имущества и имущественных прав при реорганизации не приводит к возникновению налога на прибыль у реорганизуемой организации.  
 
У правопреемника: 
 
Согласно пункту 3 статьи 251 НК РФ в случае реорганизации организаций при определении налоговой базы не учитывается в составе доходов вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых (передаваемых) в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. 
У выделенного Общества налога на прибыль от получения имущества и имущественных прав не возникает.

Налоговая проверка

 
 
Налоговый Кодекс предусматривает  возможность проведение налоговой проверки в связи реорганизацией организаций. Это предусмотрено п. 11 статьи 89 НК РФ. 
 
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. 
 
 
Автор: Л.Н. Макова

Информация о работе Реорганизация предприятия