Реформирование бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:42, реферат

Краткое описание

Сегодня многие наши предприятия (крупные и средние) все чаще выходят на международный рынок, главным образом на рынок внешних заимствований. А у него свои требования к потенциальным получателям кредитов, да и вообще к партнерам. Дело здесь хотят иметь с рентабельными, платежеспособными предприятиями. Убедиться же в том, что они таковыми являются, инвестор или кредитор может, лишь прочитав основные бухгалтерские документы, которые до последних лет в России были весьма специфическими и непонятными для иностранцев.

Оглавление

Введение 3
Понятие и структура Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) 4
Комитет международных стандартов учета 5
Активы и обязательства в системе МСФО 6
Доходы и расходы в системе МСФО 9
Перечень действующих МСФО. Соответствие МСФО и ПБУ 12
Способы подготовки отчетности в формате МСФО 16
Переход на МСФО 18
Финансовая отчетность в формате МСФО. Отличия от российской бухгалтерской отчетности 19
Заключение 27
Список использованных источников 28
Приложение А - Схема "Концепция подготовки и представления финансовой отчетности" 29

Файлы: 1 файл

реформирование бух учета.docx

— 93.19 Кб (Скачать)

 

 

Способы подготовки отчетности в формате МСФО

 

Подготовить отчетность по МСФО можно одним из способов:

  • при помощи первичного (параллельного с российским) учета по МСФО
  • путем трансформации национальной финансовой отчетности в формат МСФО

Параллельный учет дает более  качественный результат. Но этот способ слишком затратен и не всегда экономически обоснован, поэтому большинство организаций готовят отчетность по МСФО при помощи трансформации, которая не требует ежедневных затрат и проводится единовременно после окончания отчетного периода.

Трансформации бухгалтерской  отчетности - это процесс составления  отчетности по стандартам МСФО путем  перегруппировки учетной информации и корректировки статей отчетности, подготовленной по правилам российской системы бухгалтерского учета.

Единого алгоритма трансформации  не существует, и в каждом случае требуется индивидуальный подход. Любой  специалист, трансформирующий отчетность, имеет право самостоятельно определять методику и этапы трансформации  применительно к отчетности каждой конкретной организации.

Примерный план трансформации  для случая, когда трансформация  отчетности осуществляется впервые.

Подготовительный этап:

  • Изучение общих требований к отчетности в формате МСФО
  • Сравнительный анализ МСФО и РСБУ, выявление расхождений в оценках
  • Изучение требований МСФО (IFRS) 1 "Первое применение МСФО"
  • Составление учетной политики по МСФО

 

Этап трансформации отчетности:

  • Сравнительный анализ учетной политики, подготовленной по РСБУ и МСФО, выявление области корректировок
  • Сбор информации, необходимой для проведения трансформации
  • Выбор формата компонентов отчетности. Подготовка рабочих документов
  • Корректировки. Реклассификация

 

Подготовка начального баланса

  • Подготовка Баланса и Отчета о прибылях и убытках в формате МСФО
  • Подготовка Отчета об изменении капитала, Отчета о движении денежных средств и Пояснений к отчетности в формате МСФО

 

Посттрансформационные процедуры:

  • Подготовка дополнительных разделов отчетности
  • Корректировка показателей отчетности с учетом инфляции
  • Перевод показателей отчетности в иностранную валюту

Переход на МСФО

 

Предприятия, ведущие деятельность с зарубежными партнерами, привлекающие инвесторов из-за рубежа или планирующие  расширение деятельности за границы  страны, переходят на Международные  Стандарты Финансовой Отчетности, что  гарантирует предоставление унифицированной  и понятной контрагентам информации о финансовом положении компании. На предприятиях, имеющих долю зарубежного  капитала и/или руководимых иностранными менеджерами, введение МСФО практически  обязательно.

Международные стандарты  финансовой отчетности, в отличие  от национальных правил ведения бухгалтерского учёта, являются правилами, основанными  на принципах, но не на жестко регламентированном порядке учёта. Это позволяет  составлять отчетность максимально  полно и достоверно.

МСФО активно применяется  в странах Европы, Азиатского региона, вводятся в Северной Америке. Транснациональные  компании и предприятия, акции которых  котируются на бирже, обязаны представлять отчетность в формате МСФО. В России такая обязанность возложена  на кредитные организации.

Для составления отчетности по МСФО необходимо осуществить трансформацию  отчетности, составляемой в соответствии с требованиями национального законодательства в отчетность в соответствии с  требованиями названных стандартов.

Осуществление подготовки и  перехода с российской формы финансовой отчетности на международную форму  поручают специалистам, имеющим опыт в применении норм МСФО и трансформации  национального учета в международный  формат.

Финансовая отчетность в  формате МСФО. Отличия от российской бухгалтерской отчетности

 

Финансовая отчетность - это структурированное представление  финансового положения и финансовых результатов деятельности организации.

Цель финансовой отчетности, подготовленной по МСФО - представить  информацию о финансовом положении  организации, финансовых результатах  ее деятельности и движении денежных средств, которая будет полезна  широкому кругу пользователей при  принятии экономических решений.

Отчетность по МСФО должна соответствовать принципам подготовки и составления, обозначенным в "Концепции  подготовки и представления финансовой отчетности".

На сегодняшний день принципы российского учета, отраженные в  ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" и 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" в основном соответствуют принципам  МСФО, но в ряде случаев имеются  отличия в их толковании.

Финансовая отчетность по МСФО предоставляет информацию о следующих показателях:

  • активы
  • обязательства
  • капитал
  • доходы
  • расходы

 

Эти показатели являются элементами финансовой отчетности. Согласно МСФО 1 "Представление финансовой отчетности", финансовая отчетность состоит из следующих компонентов, каждый из которых раскрывает определенный вид информации:

1. Баланс

Баланс предназначен для  представления информации, необходимой  для оценки ресурсов организации, финансовой структуры, ликвидности и платежеспособности, способности адаптироваться к изменениям окружающей среды.

К статьям, подлежащим обязательному  отражению в балансе, относятся:

  • основные средства,
  • инвестиционное имущество,
  • нематериальные активы,
  • финансовые активы,
  • инвестиции,
  • биологические активы,
  • запасы,
  • торговая и прочая дебиторская (и кредиторская) задолженность,
  • денежные средства и их эквиваленты,
  • оценочные и финансовые обязательства,
  • обязательства и активы по налоговым платежам (текущие и отложенные),
  • капитал и резервы, доля меньшинства.

В отчете эти статьи группируются по видам активов, обязательств и  капитала. Для того чтобы быть признанными  в балансе, активы и обязательства  должны соответствовать определению, удовлетворять критериям признания  элементов и быть правильно классифицированы.

 

2. Отчет о прибылях и убытках в МСФО

Отчет о  прибылях и убытках предназначен для представления информации, необходимой для оценки потенциальных изменений в экономических ресурсах, которые организация будет контролировать в будущем; прогнозирования способности создавать потоки денежных средств за счет имеющейся ресурсной базы; формирования суждения об эффективности использования ресурсов. 
В обязательном порядке в отчете о прибылях и убытках должны содержаться статьи:

  • выручка;
  • затраты по финансированию;
  • доля организации в прибыли или убытках ассоциированных компаний;
  • прибыль или убыток до налогообложения;
  • расходы по уплате налога;
  • доля меньшинства; прибыль (убыток).

Эти статьи отражаются в отчете о прибылях и убытках по видам доходов и расходов. В МСФО существует два варианта представления расходов (разбиение расходов на подклассы). В зависимости от того, какие для удобства анализа отчета пользователями подклассы выделяются, отчет составляется в одной из двух форм, описание которых приведено в таблице:

 

 

Метод по "характеру затрат"

Метод "по назначению затрат" (по себестоимости продаж)

Сущность

Расходы объединяются в соответствии с характером и не перераспределяются в зависимости от их различного назначения внутри организации. 
Метод прост в применении, т.к. не требуется распределения расходов.

Расходы разбиваются на подклассы  в соответствии с назначением, как часть себестоимости продаж. 
Метод дает более полезную информацию, чем классификация расходов по характеру, но проведение распределения может повлечь за собой субъективность суждений.

Классификация

  • Выручка
  • Прочий доход
  • Изменения в запасах готовой продукции и незавершенного производства
  • Использованное сырье и материалы
  • Расходы на вознаграждения работникам
  • Амортизационные расходы
  • Прочие расходы
  • Итого расходы
  • Прибыль
  • Выручка
  • Себестоимость продаж
  • Валовая прибыль
  • Прочий доход
  • Затраты на сбыт
  • Административные расходы
  • Прочие расходы
  • Прибыль

В российской практике используется классификация затрат по функциональному назначению.

3. Отчет об изменениях в капитале МСФО

Отчет об изменениях в капитале предоставляет пользователям информацию об изменениях, произошедших в капитале организации за отчетный период, которые не были признаны в Отчете о прибылях и убытках.

В течение отчетного периода  на величину капитала организации оказывают  влияние две группы операций: операции с владельцами по внесению капитала и выплате дивидендов и операции по получению прибылей и убытков. Часть операций второй группы подлежит раскрытию в Отчете о прибылях и убытках, остальные операции раскрываются в Отчете об изменениях в капитале.

Перечень информации, подлежащей раскрытию в Отчете об изменениях в собственном капитале:

  • доходы (расходы) и прибыль (убыток) за период (признанные в Отчете о прибылях и убытках) с учетом доли меньшинства;
  • доходы и расходы за период, признаваемые непосредственно в собственном капитале (результаты переоценки основных средств, курсовые разницы, гудвилл);
  • воздействие изменений в учетной политике и исправлений ошибок в соответствии с МСФО 8 "Учетная политика, изменение в бухгалтерских расчетах и ошибки".

В российском Отчете об изменениях в капитале не учитывается доля меньшинства, но в обязательном порядке подлежат раскрытию резервы, которые в  МСФО либо отражаются в балансе, либо в пояснениях к отчетности.

МСФО 1 предусматривает два  варианта отражения изменений, произошедших в капитале организации за отчетный период:

  • Построение Отчета об изменениях в капитале, который включает все прибыли и убытки за отчетный период, в том числе признанные в разделе "Капитал" Баланса. При этом информация представляется по классам капитала.
  • Построение Отчета о признанных прибылях и убытках, который включает только чистое влияние изменений, отраженных в разделе "Капитал". В этом случае отчет не будет включать операции, связанные с изменением уставного капитала, выплатой дивидендов и т.д. - эти статьи будут раскрыты в примечаниях к отчетности.

Отчет об изменениях в капитале включает показатели чистой прибыли  за отчетный период из Отчета о прибылях и убытках и итоговые показатели нераспределенной прибыли, совпадающие  с соответствующими показателями Баланса.

 

4. Отчет о движении денежных средств в МСФО

Информация о  движении денежных средств позволяет пользователям отчетности оценить способность организации генерировать потоки денежные средства и их эквивалентов, а также потребность организации в этих потоках.  
В соответствии с МСФО 7 Отчет о движении денежных средств должен представлять информацию с учетом классификации потоков денежных средств и их эквивалентов по видам деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой. 
Денежные средства включают деньги в кассе и на текущем счете.  
Эквиваленты денежных средств - это краткосрочные, высоколиквидные вложения, легко обратимые в заранее известную сумму денежных средств, и подвергающиеся незначительному риску изменения стоимости.

  1. Операционная деятельность - основная, приносящая выручку деятельность и прочая деятельность, отличная от инвестиционной и финансовой. 
  2. Инвестиционная деятельность - приобретение и продажа внеоборотных активов и других инвестиций, не относящихся к денежным эквивалентам.
  3. Финансовая деятельность - деятельность, которая приводит к изменениям в размере и составе собственного капитала и заемных средств организации.

Информация о работе Реформирование бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами