Разработка плана счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Основными задачами учета производственных запасов являются контроль за сохранностью материальных ресурсов, соответствием складских запасов нормативам, контроль за выполнением планов снабжения материалами, выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов, контроль за соблюдением норм производственного потребления, правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции, рациональная оценка производственных запасов.

Файлы: 1 файл

курсяк по бух учету.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Если перевозку  материалов осуществляют автомобильным  транспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в 4-х экземплярах. Первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя, второй–для оприходования материалов получателем, третий предназначен для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку, четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя при отсутствии расхождений количества поступивших грузов с данными накладной. Если такое расхождение все же имеется, приемку материалов оформляют актом приемки материалов. Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от списания основных средств и т. п. , оформляют однострочными или многострочными накладными на внутреннее перемещение материалов, которые выписывают цехи-сдатчики в 2-х экземплярах. Один из них служит основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа.

Подотчетные лица приобретают материалы за наличные деньги. Товарный счет и акт (справка), подтверждающие стоимость приобретенных материалов составляются подотчетным лицом с участием других должностных лиц предприятия. В этих документах излагается содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, количества, наименования и цены материалов. Подотчетное лицо отражает в акте также данные паспорта продавца товара. Акт прилагается к авансовому отчету подотчетного лица.

Материальные  ценности приходуются в соответствующих  единицах измерения (весовых, объемных, линейных, счетом). Если материалы расходуются в единицах, отличных от тех, в которых они поступили, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.

Оприходование материалов без выписки приходного ордера возможно в случае отсутствия расхождений между данными поставщика и фактическими данными. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Это сокращает количество первичных документов.

Если количество и качество прибывших на склад  материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку товара осуществляет комиссия, оформляя акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В состав комиссии входит представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки). Запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся на ее территории, учитываются на забалансовых счетах: 002“Товарно – материальные ценности, принятые на ответственное хранение” и 003 “Материалы, принятые в переработку”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Организация оперативно – бухгалтерского (сальдового) метода учета производственных запасов.

 

 

Одним из наиболее прогрессивных  методов бухгалтерского учета является сальдовый метод.

При сальдовом  методе бухгалтерия не дублирует  складского сортового учета ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки учета материалов, ведущиеся на складах.

Ежедневно или  в другие установленные сроки (не реже одного раза в неделю) работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом, а в некоторых случаях работник бухгалтерии переносит количественные данные об остатках на первое число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в ведомость учета остатков материалов на складе (без оборотов прихода и расхода). После проверки и визирования работником бухгалтерии ведомость остатков передается в бухгалтерию, где остатки материалов таксируют по учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.

 

3. 1. Оценка производственных запасов.

Производственные  запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью производственных запасов, приобретаемых за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключение налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактическими  затратами на приобретение производственных запасов могут быть:

суммы, уплачиваемые по договору поставщику (продавцу);

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением производственных запасов;

таможенные пошлины  и другие платежи;

невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с  приобретением единицы производственных запасов;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены производственные запасы;

затраты по заготовке  и доставке производственных запасов  до места их использования, включая  расходы по страхованию;

иные затраты, непосредственно связанные с приобретением производственных запасов.

В фактические  затраты на приобретение производственных запасов не включаются общехозяйственные  и иные аналогичные расходы, кроме  случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением производственных запасов. Затраты на доведение производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, включаются в затраты организации по доработке и улучшению технических характеристик запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Фактическая себестоимость производственных запасов, изготовленных силами и средствами самой организации определяется исходя из фактических затрат, связанных с их производством.

Фактическая себестоимость производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Фактическая себестоимость производственных запасов, приобретенных в обмен на другое имущество, кроме денежных средств, определяется исходя из стоимости обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в бухгалтерском балансе этой организации, а ценностей, полученных безвозмездно, - исходя из их рыночной стоимости на дату оприходования.

Производственные  запасы, не принадлежащие организации (например, полученные в текущую  аренду), принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре.

Если производственные запасы в течение года морально устарели, либо частично потеряли свои первоначальные качества и цена на них снизилась, то они отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, а разница между этой ценой и ценой приобретения относится на финансовые результаты.

Если при приобретении производственных запасов их стоимость  выражается в иностранной валюте, оценка производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия к бухгалтерскому учету запасов по договору.

Материальные  ценности отражают на синтетических  счетах по фактической себестоимости их приобретения или учетным ценам. Исчисление фактической себестоимости заготовления каждого вида сырья и материалов требует значительных затрат труда и времени, поэтому фактическую себестоимость заготовления исчисляют лишь некоторые организации по основным видам сырья или материалов. В большей части организаций учет материальных ценностей ведут по учетным ценам–по средним покупным ценам. Отклонения фактической себестоимости материальных ценностей от средней покупной цены или от плановой себестоимости учитывают на отдельных аналитических счетах по группам материалов.

 

3. 2. Учет материалов.

Форма учета  материалов на предприятии обязательно должна быть зафиксирована в его учетной политике.

Учетная политика организации по постановке учета  поступления материально – производственных запасов требует: четкого определения границы между основными средствами и средствами труда в обороте;

применения счета 10 “Материалы”с оценкой материалов на данном счете в сумме фактических  затрат на приобретение;

применения счетов 10 “Материалы”, 15 “Заготовление и  приобретение материалов”, 16 “Отклонение  в стоимости материалов”. При  этом на счете 10 материалы должны числиться по учетной цене. В составе средств в обороте принято учитывать следующие предметы: со сроком полезного использования менее 12 мес. ;

другие предметы, определяемые организацией исходя из правил положений по бухгалтерскому учету.

В то же время  за руководителем организации остается право установить для принятия к бухгалтерскому учету в составе средств в обороте меньший лимит стоимости предметов относительно предусмотренных нормативными документами. При выборе организацией в качестве учетной политики счета 10 “Материалы” для оценки материально – производственных запасов в сумме фактических затрат на приобретение в журнале – ордере № 6 или в соответствующей машинограмме делается запись:

Дебет счетов 10 “Материалы”;

19 “НДС по приобретенным ценностям”;

субсчет 3 “НДС по приобретенным материально – производственным запасам”.

Кредит счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”

Журнал –ордер № 6 открывается на месяц. В нем  осуществляется синтетический учет операций с поставщиками, а также аналитический учет в части расчетов с ними по акцептной форме. Вначале записываются остатки непогашенной задолженности перед поставщиками, переходящие с прошлого отчетного периода. В течение отчетного периода записи в этот учетный регистр производятся на основании предъявленных поставщиками счетов– фактур и документов, подтверждающих приемку грузов на склад. Для каждого счета – фактуры в журнале –ордере № 6 отводится отдельная строка, по которой записываются регистрационный номер, основные реквизиты и суммы, принятые к платежу, суммы зачета и пр. суммы, принятые к платежу, показываются развернуто по каждому элементу счета, составляющему покупную стоимость приобретенных материалов. Отдельно показываются суммы выявленной недостачи и суммы различных претензий. Излишки, выявленные в процессе приемки грузов рассматриваются как неотфактурованные поставки и показываются по отдельной строке журнала– ордера № 6. По неотфактурованным поставкам на основании данных документов склада о приемке осуществляется запись раздельно по каждой поставке с указанием буквы“Н” в графе “Номер счета – фактуры”. Оприходование происходит по договорной стоимости с данным поставщиком, по учетной цене или цене предыдущей поставки. При получении счета–фактуры указанная выше запись сторнируется и делается обычная запись. Одновременно по строке, где указаны неотфактурованные запасы, в раздел“Отметка об оплате, списании или сторно по неотфактурованным поставкам” проставляется номер строки, на которой произведена сторнировочная запись. Отметки об оплате делаются в течение двух месяцев с момента получения груза, в том числе и в части поставок, не подкрепленных документами. После истечения указанного срока неоплаченные или несписанные суммы и суммы по неотфактурованным поставкам без отметок о сторно записываются как входящие остатки на третий месяц отдельно по каждому счету–фактуре или заменяющему его документу. В дальнейшем отметка об оплате, списание или сторно производятся уже в данном журнале–ордере, в котором на последней странице приводятся сводные данные за отчетный месяц о состоянии расчетов по счету 60“Расчеты с поставщиками и подрядчиками”. Обороты по кредиту счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”за отчетный месяц включают как суммы за полученные МПЗ, так и суммы по таким запасам, оставшимся в пути.

В синтетическом  учете сумму ранее акцептованного счета поставщика на материалы, не поступившие  к концу отчетного месяца, покупатель принимает к учету как материалы в пути:

Дебет счетов 10 “Материалы”:

Субсчет “Материалы в пути”;

19 “НДС по приобретенным ценностям”

Субсчет 3 “НДС по приобретенным материально – производственным запасам”

Кредит счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”

В следующем  отчетном месяце при поступлении  этих ценностей на склад ранее  сделанная запись сторнируется. После этого составляется обычная бухгалтерская проводка на приход если учетной политикой принят вариант оприходования материалов по фактической себестоимости.

Если текущий  учет приобретения материально –производственных  запасов ведется по покупной цене, то расходы по погрузке, транспортировке и т. д. учитываются на отдельном аналитическом счете“Транспортно – заготовительные расходы” к счету 10 “Материалы”: Дебет счетов 10 “Материалы” - по покупной цене:

Аналитический счет “Транспортно – заготовительные расходы”;

19 “НДС по приобретенным ценностям”

Субсчет 3 “НДС по приобретенным материально – производственным запасам”

Кредит счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”

Приобретение  материалов через подотчетных лиц  отражается в журнале – ордере № 7 записью:

Дебет счетов 10 “Материалы”:

19 “НДС по приобретенным ценностям”

Субсчет 3 “НДС по приобретенным материально – производственным запасам”

Кредит счета 71 “Расчеты с подотчетными лицами”

Груз, полученный как неотфактурованная поставка, должен быть оприходован в условной оценке: по договорной цене, цене предыдущей поставки и т. п. В этой же оценке данная поставка должна быть сторнирована при получении расчетно– платежных документов:

Дебет счетов 10 “Материалы”:

19 “НДС по  приобретенным ценностям”

Субсчет 3 “НДС по приобретенным материально – производственным запасам”

Кредит счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”

После этого  делается обычная запись на приход материалов в сумме, которая приведена  в указанных выше документах.

Претензии, предъявленные поставщикам при оприходовании поступивших материалов, независимо от их характера (несоответствие условиям договора, недостача и т. д. ), не освобождают покупателя от обязательств перед поставщиком до даты разрешения спора и отражаются записью:

Информация о работе Разработка плана счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности