Проверка достоверности составления бухгалтерской отчетности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:54, реферат

Краткое описание

Законом Республики Беларусь “О бухгалтерском учете и отчетности” установлено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия, который должен создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить обязательное выполнение всеми подразделениями и службами, а также работниками предприятия, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления документов и сведений для учета.

Оглавление

Ревизия состояния первичного учета и организации документооборота.

Ревизия учетной политики предприятия.

Ревизия организации бухгалтерского учета и отчетности на предприятии.

Файлы: 1 файл

Реферат по ревизии и контролю.docx

— 38.22 Кб (Скачать)

    Под традиционными способами ведения  учета следует понимать такие  способы, которые однозначно определены действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету. Подавляющее большинство из них оговорены Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкций по его применению. Речь идет, прежде всего, о порядке учета производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, о методе признания прибыли и ряде других. Однако некоторые способы регламентируются и другими нормативными актами, в частности, разъяснениями и отдельными письмами Министерства финансов.

    При разработке учетной политики субъект  хозяйствования должен стремиться к формированию такой политики, которая бы обеспечивала достижение оптимальных – с точки зрения стратегии развития предприятия – конечных результатов финансово-хозяйственной деятельности.

    На  выбор и обоснование учетной  политики влияют следующие основные факторы:

  • организационно-правовая форма и форма собственности субъекта хозяйствования (ООО, полное товарищество, АО, государственное, совместное или иностранное предприятие и т. п.);
  • отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, строительство, наука и научное обслуживание, торговля и т. п.);
  • организационная структура и структура управления субъектом хозяйствования (концерн, объединение, предприятие, подразделение иди филиал предприятия и т. п.);
  • степень зависимости от головного управляющего органа (полная либо частичная самостоятельность в принятии решений, в распоряжении денежными средствами и имуществом, в вопросах ценовой политики, выбора партнеров и т. д.);
  • показатели, характеризующие объемы и эффективность деятельности субъекта хозяйствования (объем производства продукции, (выполнения работ, оказания услуг), товарооборот, среднесписочная численность, рентабельность и т. п.);
  • стратегия развития субъекта хозяйствования (краткосрочные и долгосрочные цели и задачи экономического и технического развития предприятия, возможности инвестирования, организации совместной деятельности и т. д.);
  • наличие материально-технической и информационной базы для организации системы учета на предприятии (обеспеченность компьютерной и оргтехникой, средствами связи и иными техническими средствами, необходимыми для передачи и обработки бухгалтерских данных);
  • взаимосвязь с внешним миром, в том числе взаимоотношения с иностранными партнерами (доля экспорта и импорта в общих объемах поставок товарно-материальных ценностей, степень зависимости от экспортно-импортных операций и т. д.);
  • соотношение с системой налогообложения (ставки налогов, освобождение от различного вида налогов и неналоговых платежей, льготы по налогообложению);
  • форма организации расчетов с контрагентами (осуществление операций преимущественно на бартерной (товарообменной) либо денежной основе, работа на условиях предварительной либо последующей оплаты, по договорам купли-продажи либо договорам комиссии (консигнации) и т. п.);
  • степень подготовленности руководящих кадров, а также бухгалтерского персонала для работы в тех или иных условиях хозяйствования.

    Ревизор проверяет правильность оформления учетной политики предприятия. Она может быть оформлена как приказ руководителя предприятия или же, как положение по учетной политике, утвержденное и введенное в действие соответствующим приказом. Учетная политика должна быть утверждена в начале нового отчетного года. Копия учетной политики представляется в инспекцию государственного налогового комитета по месту постановки предприятия на учет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Ревизия организации бухгалтерского учета и отчетности на предприятии.
 

    Предметом пристального внимания при осуществлении  проверки финансово-хозяйственной  деятельности предприятия должно быть состояние аналитического учета  всех его средств и источников, их образования с точки зрения своевременности его осуществления, полноты и достоверности учетных и отчетных данных.

    Аналитический учет является инструментом обобщения  информации для углубления и расширения аналитических возможностей бухгалтерского учета. Состав и содержание аналитических счетов определяются конкретной характеристикой хозяйственных операций, задачами контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Совокупность хозяйственных операций, объединяемая синтетическим счетом, детализируется на отдельных аналитических счетах.

    При проверке финансово-хозяйственной  деятельности предприятия необходимо убедиться в идентичности показателей аналитического учета с показателями  синтетического учета. Взаимосвязь устанавливается следующим образом.

  1. Сумма сальдо на начало месяца по аналитическим счетам всегда равна остатку на начало месяца по объединяющему их синтетическому счету.
  2. Сумма оборотов за месяц (по дебету и кредиту) аналитических счетов всегда равна обороту за месяц (соответственно дебетовому и кредитовому) объединяющего их синтетического счета.
  3. Сумма сальдо на конец месяца по аналитическим счетам всегда равна остатку на конец месяца по объединяющему их синтетическому счету.
  4. Нарушение указанных равенств свидетельствует о нарушениях установленного действующим законодательством порядка бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности.

    Основной  объем информации о финансово-хозяйственной  деятельности предприятия содержится в бухгалтерской отчетности, отражающей все аспекты деятельности предприятия в денежном выражении и одновременно представляющей собой завершающий этап учетных работ за отчетный период.

    Проверку  бухгалтерской отчетности необходимо начать с общего обзора отчетных форм. При этом, прежде всего, обращается внимание на заполнение адресной части форм. Здесь должно быть указано полное наименование предприятия в соответствии с учредительными документами. Вид деятельности предприятия (реквизит “Отрасль”) должен соответствовать его уставу. Определение вида деятельности предприятия необходимо для правильного разграничения доходов и расходов юридического лица по основной и прочей деятельности.

    Ревизору  необходимо проверить правильность заполнения отчетности по форме: наличие  всех предусмотренных показателей, отсутствие подчисток и помарок. Далее необходимо провести счетную проверку, т. е. проверить сопоставимость и взаимосвязь показателей, отраженных в различных формах бухгалтерской отчетности.

    Одной из важнейших форм отчетности предприятия  является его бухгалтерский баланс. Предприятия представляют квартальные бухгалтерские балансы не позднее, чем через 30 дней после окончания отчетного периода, а годовые – не позднее 1 апреля следующего за отчетным года.

    Бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер предприятия.

    При проверке правильности составления  бухгалтерского баланса необходимо обратить внимание на следующее:

  • данные статей баланса на начало периода должны соответствовать данным баланса за предшествующий период;
  • данные статей баланса на конец отчетного периода должны быть подтверждены результатами инвентаризации;
  • сумма статей баланса по расчетам с финансовыми, налоговыми органами, учреждениями банков должна быть согласована с ними и тождественна;
  • данные заключительного баланса должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам Главной книги;
  • данные балансов на начало и конец года должны быть сопоставимы.

    Проверка  правильности составления баланса  осуществляется по следующим направлениям.

  1. Проверка правильности отражения в балансе нематериальных активов и основных средств. В текущем бухгалтерском учете основные средства учитываются по первоначальной стоимости. От первоначальной стоимости вычитается износ основных средств. В результате получаем остаточную стоимость, по которой основные средства отражаются в балансе.

    Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечить документальное подтверждение наличия  и движения основных средств по местам нахождения и в разрезе материально-ответственных  лиц, правильное начисление износа, определение затрат на ремонт, аренду, на выбытие объектов, выявление неучтенных основных средств.

    Нематериальные  активы в учете должны отражаться по первоначальной стоимости, определяемой по сумме фактических затрат на приобретение; в балансе – по остаточной стоимости. При этом указывается первоначальная стоимость и сумма износа без включения в итог баланса.

    Наличие основных средств проверяется на основании инвентарных карточек, инвентарных описей и фактического наличия. Фактическая проверка объектов основных средств должна подтвердить, что на предприятии отсутствуют неучтенные основные средства.

  1. Проверка правильности отражения в балансе запасов и затрат. При проверке соответствия фактического наличия производственных запасов и готовой продукции учетным данным необходимо, во-первых, обратиться к данным годовой инвентаризации, во-вторых, выбрать группы запасов, по которым следует провести сплошную проверку в местах хранения и группы для выборочной проверки. При проверке учета затрат на производство ревизор должен установить: неизменность выбранного в начале проверяемого периода, метода учета затрат и его соответствие нормативным документам; правильность разграничения и отнесения затрат по отчетным периодам; правильность отнесения материальных затрат и др. Выручку от реализации товаров (работ, услуг) можно определить двумя способами: по мере оплаты либо по мере отгрузки. Способ выбирается в зависимости от условий хозяйствования и заключаемых договоров, устанавливается на длительный период и отражается в учетной политике.
  2. Проверка правильности отражения в балансе денежных средств. При проверке правильности отражения в балансе денежных средств не следует ограничиваться только сопоставлением остатков по Главной книге с балансовыми данными. Желательно провести хотя бы выборочную проверку правильности ведения кассовых операций и операций по расчетному счету с привлечением всех необходимых первичных документов.
  3. Проверка правильности отражения в балансе расчетных операций. Расчеты осуществляются с поставщиками, подрядчиками, бюджетом, внебюджетными фондами, подотчетными лицами, учредителями, прочими дебиторами и кредиторами. При ревизии расчетов с поставщиками и подрядчиками проверяется наличие договоров на поставку продукции и правильность их оформления. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату ее возникновения и причину образования. При ревизии по исчислению налогов ревизор должен установить, по каким налогам и платежам предприятие ведет расчеты с бюджетом. По каждому налогу необходимо определить правильность: исчисления налогооблагаемой базы; применения ставок налогов и платежей; расчетов сумм налогов; применения льгот при расчете и уплате налогов; полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет; составления бухгалтерских записей по начислению и уплате налогов и платежей; составления и своевременности представления в инспекцию налогового комитета отчетности. Аналогично проверяют расчеты по внебюджетным платежам и расчетам с фондом социальной защиты населения.
  4. Проверка правильности отражения в балансе источников собственных средств. При проверке источников собственных средств следует иметь в виду, что величина уставного капитала соответствует размеру, зарегистрированному в учредительных документах как совокупность вкладов учредителей. При проверке обращается внимание на целевое расходование средств. В части фондов необходимо проверить законность создания фондов специального назначения и правильность их использования.
  5. Проверка правильности отражения в балансе полученных кредитов и займов. Вопросы, связанные с выдачей и погашением кредитов, регулируются правилами банков и кредитными договорами. При проверке ревизор должен обратить внимание на следующие моменты: использовался ли кредит по назначению или нет; как погашалась задолженность по кредиту и оплачивались ли проценты за пользование кредитом; правильность ведения аналитического и синтетического учета.
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы: 

  1. Аудит и  ревизия. Под редакцией Г. М. Пупко, Минск 2003 г. 

Информация о работе Проверка достоверности составления бухгалтерской отчетности организации