Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:16, курсовая работа
Целью работы является изучения особенностей формирования, состава и содержания бухгалтерской (финансовой) промежуточной отчётности на примере ОАО «Высочайший» и дочерние общества.
Для решения указанной цели решались следующие задачи: определение основных этапов формирования промежуточной отчётности, рассмотрение принципов, на которых базируется данный вид отчётности, ознакомление с техникой составления и основными формами промежуточной отчётности.
Введение…………………………………………………………………………..….......5
Теоретические основы формирования промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчётности в РФ……………………………………………………...8
1.1 Сущность, состав и содержание промежуточной (финансовой) отчётности………………………………………………………………………..…........8
1.2 Принципы подготовки и формирования показателей промежуточной бухгалтерской отчетности……………………………………………………………....13
2. Анализ процессов формирования промежуточной (финансовой) отчётности на предприятии ОАО «Высочайший» и дочерние общества…………..……………….15
2.1 Распределение обязанностей по формированию отчётности в организации……………………………………………………………………………….15
2.2 Особенности формирования бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках……………………………………………………………………………............17
2.3 Анализ формирования промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчётности на предприятии…………………………………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………….....………31
Список использованных источников………………………………………..………….33
НОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
Факультет экономический
Кафедра бухгалтерского учёта, анализа и аудита
Курсовая работа
Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчётность
(на примере ОАО «Высочайший» и дочерние общества)
Автор_________________________
Специальность 080109.65 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
Руководитель работы
канд. экон. наук ______________________________
Саранск 2012
НОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
Факультет экономический
Кафедра бухгалтерского учёта, анализа и аудита
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студентки Карауловой Людмилы Анатольевны
4.1 Теоретические основы формирования промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчётности в РФ.
4.2 Анализ процессов формирования
промежуточной (финансовой) отчётности
на предприятии ОАО «
Руководитель работы___________
Задание принял к исполнению__________________
Реферат
Курсовая работа содержит 34 страницы, 2 главы, 17 использованных источников.
Объектом исследования является промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчётность ОАО «Высочайший» и дочерние общества.
Целью работы является изучения особенностей формирования, состава и содержания бухгалтерской (финансовой) промежуточной отчётности на примере ОАО «Высочайший» и дочерние общества.
Для решения
указанной цели решались
При выполнении
данной курсовой работы
Содержание Введение…………………………………………………………
1.1 Сущность, состав и содержание
промежуточной (финансовой) отчётности…………………………………………………… 1.2 Принципы подготовки и формирования
показателей промежуточной бухгалтерской
отчетности…………………………………………………… 2. Анализ процессов формирования промежуточной (финансовой) отчётности на предприятии ОАО «Высочайший» и дочерние общества…………..……………….15 2.1 Распределение обязанностей
по формированию отчётности в организации………………………………………………… 2.2 Особенности формирования
бухгалтерского баланса и отчета о прибылях
и убытках…………………………………………………………… 2.3 Анализ формирования
промежуточной бухгалтерской ( Заключение…………………………………………………… Список использованных источников………………………………………..………
Введение Предпринимательская деятельность на современном этапе все больше находится в зависимости от экономической информации. От качества такой информации зависит получение прибыли в результате принимаемых решений, в том числе определения круга клиентов, поставщиков и возможных партнеров. При этом большое значение придается полноте, достоверности и прозрачности информации. Самым значительным источником такой информации является бухгалтерская (финансовая отчетность). Необходимость составления бухгалтерской отчетности обусловлена принципом непрерывности деятельности организации, закрепленным в п.6 ПБУ 1/08 «Учетная политика организации», утвержденным Приказом Министерства Финансов Российской Федерации. Для целей анализа, контроля, налогообложения, а также для принятия управленческих решений необходимо периодически иметь сводные данные об имущественном положении организации и финансовых результатах ее деятельности. Кроме того, такое обобщение информации диктуется интересами собственников. Все это приводит к необходимости составления бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и финансовых результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных синтетического и аналитического бухгалтерского учета за определенный период по установленным формам. Составление отчетности - заключительный этап учетного процесса, на котором происходит обобщение накопленной информации и представление ее в виде, удобном для заинтересованных лиц. Индивидуальная бухгалтерская и консолидированная отчетность служит важнейшими источниками информации об условиях и результатах финансово-хозяйственной деятельности организации, позволяет оценить работу хозяйствующего субъекта за отчетный период и в сравнении с прошлыми отчетными периодами, а также проанализировать его финансовое состояние. Основная целевая установка, преследуемая при составлении отчетности - обеспечение необходимой информацией всех заинтересованных пользователей независимо от возможностей пользователя получить эту отчетность. Такая цель определяется стремлением организации максимально расширить круг пользователей. Исходя из такой цели, перед бухгалтерской (финансовой) отчетностью стоят следующие задачи: - определение основных
этапов формирования - рассмотрение принципов, на которых базируется данный вид отчётности. - ознакомление с техникой
составления и основными Вышеперечисленные задачи могут быть обеспечены только при соблюдении определенных качественных характеристик бухгалтерской отчетности, а именно, ценность для пользователя, надежность (достоверность), сопоставимость, постоянство. В РФ отчетность составляется на основании унифицированных экономических показателей и является сопоставимой для всех организаций независимо от формы собственности, размера и вида деятельности. Все организации за исключением бюджетных и кредитных, составляют бухгалтерскую отчетность по формам, рекомендованным приказом Министерства финансов Российской Федерации № 67н. Основными показателями бухгалтерской отчетности организации являются активы, обязательства пред организацией, доходы, затраты, прибыль, убытки, обязательства самой организации и ее собственный капитал. Признание указанных показателей происходит в тот момент, когда они в соответствии с действующими правилами принимаются к бухгалтерскому учету. Отчетность организации может быть классифицирована по нескольким признакам: по степени обобщения (первичная, сводная и консолидированная); по объему содержащихся сведений (частная, обобщенная); по назначению (внутренняя, внешняя); по периодичности составления (периодическая/промежуточная и годовая). Именно основным принципам, этапам и технике составления промежуточной отчетности, которая представляет собой отчетность, составляемую нарастающим итогом с начала года за первый квартал, полугодие и 9 месяцев, посвящена данная курсовая работа. Промежуточная отчетность содержит намного меньше показателей, чем годовая бухгалтерская отчетность. Квартальная отчетность, как и годовая, является обязательной для предъявления внешним пользователям. Другие виды промежуточной отчетности составляются по усмотрению организации.
В Федеральном
законе РФ о бухгалтерском
учётё бухгалтерская Бухгалтерская отчётность состоит из образующих единой целое, бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральным законами подлежит обязательному аудиту. Отчетность предназначена для удовлетворения потребностей в информации разнообразных ее пользователей. На предприятии отчетной информацией пользуются все звенья управления и работники организации, а за ее пределами реальные и потенциальные инвесторы, кредиторы, поставщики, клиенты, правительственные учреждения и общественные организации, то есть в зависимости от того, кто является пользователем отчетности, она делится на внешнею и внутреннюю. Бухгалтерская отчетность, том числе и промежуточная, составляется на основе принципов и требований, определенных нормативными документами всех четырех уровней нормативного регулирования бухгалтерского, среди которых важнейшие: Федеральный закон от 21.11. 1996 № 129-ФЗ « О бухгалтерском учете»; Положение по ведению бухгалтерского учета «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08), «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99); Приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67-н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н, от 18.09.2006 №115н), а также отдельные рекомендации и указания, регламентирующие порядок составления бухгалтерской отчетности, утверждаемые Минфином России. Соответственно данные документы определяют состав, сроки представления отчетности, а также требования, предъявляемые к ее содержанию и форме. Требования по содержанию: 1) сопоставимость данных на начало и конец отчетного периода, а также показателей всех форм отчетности; 2) предоставление достоверной и полной информации об имущественном и финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности; достоверной и полной считается отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету;3) недопустимость зачета между статьями актива и пассива, расходами и доходами, если это не предусмотрено правилами бухгалтерского учета; 4) числовые показатели приводятся в нетто-оценке, то есть за минусом регулирующих величин. Требования по форме: 1) отчетность состоит из образующих единое целое бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним; 2) включает показатели деятельности филиалов, представительств и других структурных подразделений (целостность бухгалтерской отчетности); 3) содержание форм отчетности применяется последовательно от одного отчетного периода к другому; 4) при недостаточности данных для формирования достоверного представления о финансовом положении, то отчетность может быть дополнена соответствующими показателями; 5) составляется на русском языке и в валюте РФ; средства в иностранной валюте пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России на дату составления отчетности. Кроме того, к важнейшим принципам составления промежуточной отчетности (впрочем, как и годовой) является: 1) принцип нейтральности отчетности, то есть при формировании отчетной бухгалтерской информации должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей при игнорировании интересов других; 2) последовательность – постоянство избранных способов (методов), закрепленных в учетной политике от одного отчетного периода к другому; важнейшими требованиями к промежуточной отчетности является использование при ее подготовке той же учетной политики, что и для годовой отчетности предприятия; 3) принцип существенности информации– существенной информацией признаются данные бухгалтерской отчетности, без знания которых невозможна достоверная оценка пользователями имущественного и финансового состояния организации; 4) принцип своевременности - своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и составляемой на его основе отчетности; 5) принцип осмотрительности – большая готовность к признанию в учета расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов; 6) принцип приоритета содержания над формой - подразумевает порядок, при котором отражение в учете фактов хозяйственной деятельности должно осуществляться исходя, прежде всего, из экономического содержания фактов и условий хозяйствования и только потом из правовой формы их оформления; 7) непротиворечивость – данный принцип обеспечивает тождество учетных записей относительно объектов учета на счетах, в учетных регистрах и соответствующей отчетности; 8) принцип рациональности - обеспечивает оптимальную структуру организации учетной работы и учетного аппарата исходя из условий хозяйствования, объемов организации и экономической целесообразности. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету « Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным приказом Минфина России от 18.09.2006 № 115н (далее – ПБУ №4), организации должны составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством РФ или учредителями (участниками организации). Организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Отчетной датой для промежуточной отчетности являются последние дни месяцев. Представление и публикация промежуточной бухгалтерской отчетности производится в случаях и порядке, установленных законодательством РФ или учредительными документам организации. В настоящее время практикующий бухгалтер должен применять формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н « О формах бухгалтерской отчетности организации» и следовать порядку их заполнения, разъясненному в Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных тем же документом. При применении этих форм следует использовать коды статистики, утвержденные совместным приказом Госкомстата России и Минфина России от 14.11.2003 № 475/102н. Это обеспечивает соблюдение единых принципов подготовки и составления всей финансовой отчетности организации, независимость оценки годовых результатов от того, представляет ли организация промежуточную отчетность и с какой периодичностью, сопоставимость данных промежуточной отчетности за разные периоды в пределах финансового года. Оценки при составлении промежуточной отчетности должны производиться накопительно с начала года до даты, на которую составляется такая отчетность. При этом отражение данных бухгалтерского учета нарастающим итогом с начала года означает, что составляемая в течение одного отчетного года месячная (квартальная) отчетность не ограничивается показателями за каждый период в отдельности, а включает данные с начала отчетного года по последнее его число. Благодаря такому подходу периодичность составления промежуточной отчетности не влияет на оценки годовой отчетности, но могут возникать изменения в оценках показателей, представленных в предыдущих промежуточных периодах текущего года. Эти изменения не требуют ретроспективной корректировки показателей за предыдущие промежуточные периоды, однако должны обязательно раскрываться в пояснениях к отчетности за текущий промежуточный период. В состав промежуточной бухгалтерской отчетности (за I квартал, I-е полугодие, 9 месяцев) в обязательном порядке включаются только бухгалтерский баланс (форма №1) и Отчет о прибылях и убытках (форма №2). При этом организация имеет право расширить этот список и по собственной инициативе представить в составе очередного (квартального, полугодового, 9-месячного) отчета помимо названных обязательных любые другие формы по общему правилу включаемые в состав годовой отчетности. Бухгалтерский баланс служит основным источником информации для обширного круга пользователей. Он предоставляет данные о наличие у организации активов и их источников на начало и конец отчетного периода. Баланс отражает информацию о системе финансовых и расчетных взаимоотношений организации, по данным которой можно судить о возможности погашения обязательств или грядущих финансов затруднениях. На основе данных баланса строится оперативное финансовое планирование любой организации, осуществляется контроль за движением денежных средств в соответствии с полученной прибылью. В соответствии с ПБУ №4 «Бухгалтерская отчетность организации» в состав промежуточной отчетности в обязательном порядке входит Отчет о прибылях и убытках (форма №2). Отчет о прибылях и убытках показывает доходы и расходы фирмы на основании данных бухгалтерского учета. Доходы отражаются в учете согласно нормам Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденному приказом Минфина России №32н от 06.05.09.Правила бухгалтерского учета расходов установлены Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденному приказом Минфина России №33н от 06.05.09. Кроме того, отчет о прибылях и убытках показывает отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и уплаченный налог на прибыль. Отчет о прибылях и убытках - наиболее значимая форма о финансовых результатах. Современный отчет предоставляет информацию о формировании финансовых результатах по разнообразным видам деятельности организации, а также итоги различных фактов хозяйственной деятельности за отчетный период, способных повлиять на величину конечного финансового результата. Кроме того, данная форма является связующим звеном между прошлым и настоящим отчетным периодами и показывает, за счет чего произошли изменения в бухгалтерском балансе отчетного года по сравнению с прошлым годом. Отчет о прибылях и убытках показывает, как изменяется собственный капитал организации под воздействием доходов и расходов. Формирование показателей отчета о прибылях и убытках осуществляется на основе данных синтетического и аналитического учета, представленных в различных регистрах. Такие регистры должны быть построены организациями для создания информационных массивов в разрезе счетов синтетического учета, аналитические данные которых находят отражение в отчете о прибылях и убытках. Бухгалтерская отчетность предоставляется в налоговый орган вместе с сопроводительным письмом. 1.2 Принципы подготовки и формирования показателей промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчётности Положение об ответственности руководства за подготовку и утверждение неаудированной консолидированной промежуточной сокращенной финансовой отчетности за 6 месяцев, закончившихся 30 июня 2010 года. Нижеследующее заявление, которое должно рассматриваться совместно с представленным отчетом независимых аудиторов по обзору консолидированной промежуточной сокращенной финансовой отчетности, сделано с целью разграничения ответственности руководства и независимых аудиторов в отношении консолидированной промежуточной сокращенной финансовой отчетности Открытого акционерного общества «Высочайший» и его дочерних обществ (далее – «Группа»). Руководство Группы отвечает за подготовку консолидированной промежуточной сокращенной финансовой отчетности, достоверно отражающей финансовое положение Группы по состоянию на 30 июня 2010 года, результаты ее деятельности, движение денежных средств и изменения в капитале за 6 месяцев, закончившихся на эту дату, в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее – МСФО). При подготовке консолидированной промежуточной сокращенной финансовой отчетности руководство несет ответственность за: - Выбор надлежащих принципов бухгалтерского учета и их последовательное применение; - Применение обоснованных оценок и расчетов; - Соблюдение требований МСФО, или раскрытие и объяснение всех существенных отклонений от МСФО в консолидированной промежуточной сокращенной финансовой отчетности; - Подготовку консолидированной промежуточной сокращенной финансовой отчетности, исходя из допущения, что Группа будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, за исключением случаев, когда такое допущение неправомерно. Руководство также несет ответственность за: - Разработку, внедрение и обеспечение функционирования эффективной и надежной системы внутреннего контроля на всех предприятиях Группы; - Ведение соответствующих учетных записей, которые раскрывают с достаточной степенью точности информацию о финансовом положении Группы, и которые позволяют обеспечить соответствие консолидированной промежуточной сокращенной финансовой отчетности Группы требованиям МСФО; - Обеспечение соответствия бухгалтерского учета требованиям законодательства и стандартов бухгалтерского учета Российской Федерации; - Принятие мер, в разумной степени доступных для него, для обеспечения сохранности активов Группы; и - Выявление и предотвращение фактов мошенничества и прочих нарушений. Консолидированная промежуточная сокращенная финансовая отчетность за 6 месяцев, закончившихся 30 июня 2010 года, разрешена к выпуску 30 августа 2010 года и подписана от имени руководства Группы.
2.1 Распределение обязанностей по формированию промежуточной отчётности в организации 1. Главный бухгалтер
(бухгалтер при отсутствии в
штате должности главного 2. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. 3. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. 4. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.
Все организации обязаны составлять отчётности на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 208-ФЗ наряду с бухгалтерской отчетностью организации составляется консолидированная финансовая отчетность этой организации. Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Российской Федерации. Для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона. (абзац введен Федеральным законом от 23.07.1998 N 123-ФЗ) Формы бухгалтерской
отчетности организаций, а Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации. Пояснительная записка
к годовой бухгалтерской (в ред. Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ) В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете. В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год. Бухгалтерская отчетность
подписывается руководителем и
главным бухгалтером ( Бухгалтерская отчетность организаций,
в которых бухгалтерский учет
ведется централизованной бухгалтерией,
специализированной организацией или
бухгалтером-специалистом, подписывается
руководителем организации, централизованной
бухгалтерии или Бухгалтерская отчетность
составляется, хранится и представляется
пользователям бухгалтерской
2.2 Особенности формирования бухгалтерского баланса и отчёта о прибылях и убытках 1. Отчетным годом для
всех организаций является 2. Первым отчетным годом
для вновь созданных Частью второй пункта 2 статьи 55 Налогового кодекса установлено, что при создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания. Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации организаций, включаются в их бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год. 3. Месячная и квартальная
отчетность является В состав промежуточной бухгалтерской отчетности (за I квартал, I-е полугодие, 9 месяцев) в обязательном порядке включаются только бухгалтерский баланс (форма №1) и Отчет о прибылях и убытках (форма №2). Промежуточный бухгалтерский баланс должен представлять данные о наличии у организации активов (имущества) и их источников на начало года и конец отчетного периода, за который составляется баланс. Чтобы информация бухгалтерского баланса была достоверной и сопоставимой при его составлении, помимо общих требований к бухгалтерской отчетности, необходимо соблюдать следующее: -данные баланса на
начало года должны -при составлении -активы и пассивы в
части расчетов и обязательств
показываются в зависимости от
срока их обращения с - если какая-либо статья
вычитается из общего итога
раздела баланса, она -в состав статей Чтобы бухгалтерский баланс мог дать достаточно полную картину финансово-хозяйственной деятельности организации, он должен быть правдивым и реальным. Правдивым считается бухгалтерский баланс, составленный по данным бухгалтерских записей, сделанных на основании документов, удостоверяющих все факты хозяйственной деятельности за отчетный период, подтвержденный бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией имущества и обязательств. Необходимо не допускать вуалирования баланса, то есть искажения результатов работы организации путем приукрашивания отдельных сторон деятельности. Бухгалтерский баланс считается реальным при соответствии оценок его статей действительности. В российской практике это означает соответствие оценок статей баланса определенным нормативным документам, регулирующим правила бухгалтерского учета соответствующих объектов. Бухгалтерский баланс заполняется на основании остатков по счетам Главной книги. Статьи актива включают дебетовые остатки активных счетов; статьи пассива - кредитовые остатки пассивных счетов. Для формирования некоторых показателей используются данные аналитического учета (ведомости, журналы-ордера и другие регистры). Но основным источником информации для заполнения бухгалтерского баланса является Главная книга. Техника составления бухгалтерского баланса тесно связана с системой показателей, представляемой в конкретной отчетной форме. Принципиальная система показателей бухгалтерского баланса представлена в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации». Отчет о прибылях и убытках (форма №2) обобщает информацию о доходах и расходах организации за отчетный период. Сведения о формировании прибыли, содержащиеся в форме №2, рассматриваются пользователями в качестве важнейшей части бухгалтерской отчетности. При заполнении данной формы следует руководствоваться Положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 6.05.1999 г. № 32н), «Расходы организации» (ПБУ 10/99,утвержденное Приказом Минфина РФ от 6.05.1999 г. № 33н) и «Учет расходов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н), «Информация по сегментам» (ПБУ 12/00, утвержденное Приказом Минфина РФ от 27.01.2000 г. № 32н), «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02,утвержденное Приказом Минфина РФ от 02.07.2002 г. № 66н), « События после отчетной даты» (ПБУ 7/98, утвержденное Приказом Минфина РФ от 25.11.1998 г. № 56н). ПБУ 12/00
«Информация по отчетным В соответствии
с приложением к ПБУ 16/02 информация
по прекращаемой деятельности
приводится в отдельных В результате применения ПБУ 18/02 в отчете о прибылях и убытках должны быть сформированы показатели отложенных и постоянных налоговых активов и обязательств. «Следует иметь в виду, что в отчет включаются не абсолютные значения, а изменения показателей за периода». «Основные
принципы, закрепленные в данных
ПБУ 9/99 ПБУ 10/99 можно свести
к следующим: соблюдение В настоящее
время форма №2 строится по
аналитическому принципу с Показатели
Отчета о прибылях и убытках
заполняются на основании Отчет о
прибылях и убытках содержит 15
основных показателей, В
разделе «Доходы и расходы
по обычным видам деятельности» К обязательным
платежам, которые исключаются из
выручки при определении Выручка принимается
к бухгалтерскому учету в Таким
образом, по строке 010 необходимо
отразить суммарный оборот по
кредиту счета 90 «Продажи», субсчет
1 «Выручка», за минусом сумм
налогов и обязательных Кроме того,
следует учесть, что создание
резерва по сомнительным В выручку от реализации продукции также необходимо включить суммовые разницы. По строке 020
«Себестоимость проданных Заполнение строки
020 «Себестоимость проданных Промышленные
предприятия в данной строке
указывают производственную дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» со счета 43 «Готовая продукция». Если же в договоре предусмотрен переход права собственности к покупателю не в момент отгрузки, а при наступлении других условий (например, оплата), то по строке 02 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» отражаются суммы, списанные в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» со счета 45 «Товары отгруженные». При этом по строке 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» может отражаться полная или сокращенная производственная себестоимость. Полная производственная себестоимость отражается по данной строке в том случае, если организация применяет традиционную методику закрытия счета 26 «Общехозяйственные расходы»- Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы». Сокращенная производственная себестоимость отражается по строке 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» тогда, когда управленческие расходы списываются в дебет счета 90 «Продажи»: Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы» Организации,
выполняющие работы, оказывающие
услуги, указывают по строке 020 все
расходы, понесенные при Дебету счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредиту счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» Организации
оптовой торговли указывают по
данной строке фактическую Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит счета 41 «Товары» Организации розничной
торговли, ведущие учет товаров
в продажных ценах, отражают
по строке «Себестоимость Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит счета 41 «Товары» + Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит счета 42 «Торговая наценка» - сторно Если организация
осуществляет несколько видов
деятельности, выручка по которым
была отражена в расшифровках
к строке 010«Выручка (нетто) от
продажи товаров, продукции, По строке 029 формы № 2 отражается валовая прибыль организации. Она определяется как разность между выручкой от продажи (строка 010) и себестоимостью продаж (строка 020). По строке 030
«Коммерческие расходы» по По
строке 040 «Управленческие расходы»
отражаются общехозяйственные Сумма управленческих расходов отражается по строке 030 «Управленческие расходы» в круглых скобках. По сроке 050 «Прибыль (убыток) от продаж» отражается финансовый результат (прибыль или убыток) от продажи товаров, продукции, работ, услуг. Он определяется как разница между выручкой от продажи, отраженной по строке 010 « Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)», и суммой затрат, отраженной по строкам 020 « Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг», 030 « Коммерческие расходы», 040 «Управленческие расходы». Если организация получила в отчетном периоде убыток от продажи товаров 9продукции, работ, услуг, он должен быть отражен по строке 050 «Прибыль (убыток) от продаж» в круглых скобках. Во втором разделе Отчета о прибылях и убытках отражаются прочие доходы и расходы организации. По строке 060 «Проценты
к получению» отражают суммы
доходов, причитающихся к В бухгалтерском учете проценты к получению должны быть отражены по: Дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет1 «Прочие доходы» По строке 070 «Проценты
к уплате» отражаются суммы
процентов, уплачиваемые Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет2 «Прочие расходы» Кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»,67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». По строке 080
«Доходы от участия в других
организациях» отражаются Доходы от долевого
участия в уставных капиталах
других организаций или Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы». По строке 090
« Прочие доходы» отражаются
доходы от продажи и прочего
выбытия основных средств, НМА, По строке 100
«Прочие расходы» отражаются
расходы, связанные с участием
в уставных капиталах других
организаций, с В бухгалтерском учете прочие доходы и расходы учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в разделе соответствующих субсчетов. По строке 140 «Прибыль (убыток) до налогообложения» отражается прибыль (убыток) до налогообложения, которая определяется расчетным путем как сумма всех прибылей и доходов, уменьшенная на сумму всех убытков и расходов: Строка 140= строка 050+строка 060-строка 070+строка 080+строка 090-строка 100. Строка 140 должна соответствовать предварительному сальдо по счету 99 «Прибыли и убытки». Также следует
учитывать, что данный По строке 141
формы № 2 отражаются отложенные
налоговые активы организации.
Так как в форме № 2 отражаются
не остатки, а итоги оборотов
по счетам за отчетный период
то, по данной строке отражается
разница между начисленными и
списанными отложенными По строке
142 «Отложенные налоговые По строке 150 «Текущий
налог на прибыль» отражается
сумма налога, начисленного к
уплате в бюджет (то есть кредитовое
сальдо по субсчету « Расчеты
по налогу на прибыль» счета
68 «Расчеты с бюджетом по Строка 150 «Текущий
налог на прибыль « должна
соответствовать сальдо счета
68 «Расчеты по налогу на прибыль» Сама сумма
условного расхода (дохода) по
налогу на прибыль в Отчете
о прибылях и убытках не
фигурирует. Эта расчетная величина,
которая определяется как В соответствии
с ПБУ 18/02 на основании всех
перечисленных показателей Условный расход (доход) по налогу на прибыль + Постоянное налоговое обязательство+Отложенный налоговый актив - Отложенное налоговое обязательство - Постоянный налоговый актив. Также на отдельно вписываемой строке следует отразить суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и внебюджетные фонды, пени по налогам. Эти суммы отражаются в учете следующей записью: Дебет счета 99 «Прибыли и убытки» Кредит счета 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». По строке 190 «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» отражается соответствующий показатель, который рассчитывается по следующей формуле: Строка 190 «Чистая прибыль отчетного периода = Строка 140 «Прибыль (убыток) до налогообложения + строка 141 «Отложенные налоговые активы» - строка 142 «Отложенные налоговые обязательства» - строка 150 «Текущий налог на прибыль». В справочном разделе формы № 2 отражаются базовая и разводненная прибыль (убыток) на одну акцию. Для расчета этих показателей необходимо воспользоваться Методическими рекомендациями по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, которые утверждены Приказом Минфина России от 21 марта 2000 года № 29н. Однако данные строки заполняются акционерными обществами только в годовой бухгалтерской отчетности. В разделе «Расшифровка отдельных прибылей и убытков» приводится расшифровка значительных видов прибылей и убытков, представленных отдельными прочими доходами и расходами, полученными организацией в течение отчетного периода по сравнению с данными за аналогичный период предыдущего года. Консолидированный промежуточный сокращённый отчёт о совокупном доходе за 6 месяцев, закончившихся 30 июня 2010 года. 2.3 Анализ формирования
промежуточной бухгалтерской ( Процессы составления
промежуточного и годового Этапы составления
промежуточной отчетности 1.Уточнение распределения
доходов и расходов между 2. Проверка записей на счетах бухгалтерского учета и их соответствие Главной книге. 3. Исправление выявленных ошибок. 4. Закрытие счетов учета
затрат, формирование себестоимости
готовой продукции и 5. Выявление промежуточного
финансового результата от 6. Выявление промежуточного
финансового результата от 7. Выявление промежуточной (с начала года) чистой прибыли (непокрытого убытка) на счете 99 «Прибыли и убытки». 8. Составление Главной книги на конец промежуточного отчетного периода. Цикл учетной работы за любой очередной месяц (в межотчетном периоде) можно разделить на три части: 1) составление бухгалтерских
записей (проводок) на основании
надлежаще оформленных 2) перенос всех фактов
хозяйственной деятельности 3) формирование информации
об объектах бухгалтерского В конце
отчетного периода по всем
счета Главной книги
Заключение Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и финансовых результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных синтетического и аналитического бухгалтерского учета за определенный период по установленным формам. Составление отчетности - заключительный этап учетного процесса, на котором происходит обобщение накопленной информации и представление ее в виде, удобном для заинтересованных лиц. Промежуточная отчетность представляет собой отчетность, составляемую нарастающим итогом с начала года за первый квартал, полугодие и 9 месяцев, посвящена данная курсовая работа. Промежуточная отчетность содержит намного меньше показателей, чем годовая бухгалтерская отчетность. Квартальная отчетность, как и годовая, является обязательной для предъявления внешним пользователям. Другие виды промежуточной отчетности составляются по усмотрению организации. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету « Бухгалтерская отчетность организации», организации должны составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством РФ или учредителями (участниками организации). Элементы актива и пассива бухгалтерского баланса отражают формирующие финансовый результат доходы и расходы компании, относящиеся к различным отчетным периодам и представленные в совершенно различной по принципам ее формирования денежной оценке. Актив баланса показывает денежную оценку всех актив организации на отчетную дату, то есть актив баланса раскрывает предметный состав имущества организации. Совокупность основных и оборотных средств представляет активы предприятия. Экономическая интерпретация актива баланса заключается в следующем. С одной стороны, актив показывает состав, размещение и фактическое целевое использование средств предприятия. С другой стороны, актив представляет собой величину затрат предприятия, сложившихся в результате предшествующей производственной деятельности, финансовых операций и понесенных расходов ради возможных будущих доходов. Идея построения актива бухгалтерского баланса, свойственная современному бухгалтерскому учету в России, основывается на принципе временной определенности фактов хозяйственной жизни, реализуемому в правиле капитализации расходов компании как элементов актива бухгалтерского баланса. Пассив баланса показывает, из каких финансовых источников образованы активы предприятия, то есть его хозяйственные средства, и по экономическому содержанию представляет собой капитал собственников предприятия и сумму обязательств предприятия. Пассив бухгалтерского баланса в соответствии с принципом имущественной обособленности в целом может быть охарактеризован как кредиторская задолженность компании перед своими контрагентами. Собственные источники средств - это потенциальная задолженность компании перед своими акционерами (собственниками). Кредиторская задолженность - это реальные долги фирмы своим контрагентам. Отчет о прибылях и убытках - наиболее значимая форма о финансовых результатах. Современный отчет предоставляет информацию о формировании финансовых результатах по разнообразным видам деятельности организации, а также итоги различных фактов хозяйственной деятельности за отчетный период, способных повлиять на величину конечного финансового результата. Кроме того, данная форма является связующим звеном между прошлым и настоящим отчетным периодами и показывает, за счет чего произошли изменения.
Законодательные и нормативные акты и документы 1. Федеральный закон от 21.11. 1996 № 129-ФЗ « О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 г. № 208 –ФЗ). 2. Методические рекомендации по ведению бухгалтерского учёта и составления отчётности, утвержденные приказами МинФина РФ. 3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/ 08), утвержденное приказом Минфина России от 6.10.2008 г. № 106-н. 4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н. (в ред. 18.09.2006). 5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94-н. Учебная литература и пособия 6. Домбровская Е.Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 279 с. 7. Камышанов П.И. Бухгалтерская финансовая отчетность / П.И. Камышанов, А.П. Камышанов.- 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Омега-Л, 2010.-287 с. 8. Ларионов А.Д. Бухгалтерская финансовая отчетность: Учеб. пособие / А.Д. Ларионов, Н.Н. Карзаева, А.И. Нечитайло/ Под ред. А.Д. Ларионова.- М.: Проспект Велби, 2010.- 207 с. 9. Писарева Л.Л. Бухгалтерская отчетность организации: принципы и порядок составления: Учеб. пособие.- Сыктывкар: Сыктывкарский гос. ун-т,2010.- 151 с. 10. Сорокина Е.И. Бухгалтерская и финансовая отчетность организаций: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2011.-191 с. 11. Гейц Н.В. Отчетность за полугодие – баланс и отчет о прибылях и убытках// Консультант бухгалтера.-2010.-№ 6.-с.9-29 12. Ржаницына С.В. Как правильно составить отчет о прибылях и убытках// Бухгалтерский учет.- № 23.-2009.-с. 18-28 13. Сотникова Л.В. Подготовка промежуточной отчетности: как рекомендации для аудиторов могут помочь бухгалтерам // Бухгалтерский учет.- № 12.-2011.- с. 8-14 14. Сотникова Л.В. Подготовка промежуточной отчетности: как рекомендации для аудиторов могут помочь бухгалтерам // Бухгалтерский учет.- № 13.-2010.- с. 10-13 15.Хорин А.Н. Принципы формирования бухгалтерской отчетности// Бухгалтерский учет.- №23.-2011.-с.50-52. 16. КонсультантПлюс 2011год. 17. Промежуточный отчётность ОАО «Высочайший» и дочерние общества.
|