Профессиональные организации бухгалтеров в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 05:25, реферат

Краткое описание

Приступая к изучению любой учебной дисциплины, мы, прежде всего, задаемся вопросом: «Что она собой представляет?» То же самое относится и к бухгалтерскому делу. Что такое бухгалтерское дело? Почему наблюдается рост заинтересованности к бухгалтерскому делу?

Оглавление

Введение
Роль бухгалтера в условиях рыночной экономики. Задачи развития бухгалтерской профессии
Профессиональные организации бухгалтеров в России
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

бух дело.docx

— 32.98 Кб (Скачать)

                 План

    1. Введение
    2. Роль бухгалтера в условиях рыночной экономики. Задачи развития бухгалтерской профессии
    3. Профессиональные организации бухгалтеров в России
    4. Заключение
    5. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Введение

Приступая к изучению любой учебной дисциплины, мы, прежде всего, задаемся вопросом: «Что она собой представляет?» То же самое относится и к бухгалтерскому делу. Что такое бухгалтерское  дело? Почему наблюдается рост заинтересованности к бухгалтерскому делу?                                                Поиск ответов на эти и многие другие вопросы представляет собой важный и принципиальный момент профессиональной подготовки экономистов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Именно дисциплина «Бухгалтерское дело» дает возможность правильно понять суть профессиональной деятельности, культуры поведения бухгалтера и аудитора.            Дисциплина «Бухгалтерское дело» предусмотрена действующим Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». «Бухгалтерское дело» изучается , когда освоены все профилирующие учетно-аналитические дисциплины, потому что данная дисциплина ориентирована на студента, уже обладающего глубокими знаниями теоретических основ и принципов организации и методологии бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита в организациях различных форм собственности, научными сведениями в области реформирования российского бухгалтерского учета, отчетности и аудита. Бухгалтерское дело в первую очередь подразумевает создание хозяйствующим субъектом системы бухгалтерского учета, адекватно отражающей все стороны его деятельности.                                                                                            Определение понятия "бухгалтерское дело" в специальной литературе на сегодняшний день отсутствует, однако изучая историю развития бухгалтерского учета, мы сталкиваемся с понятием "счетоводство". Согласно определению, предоставленному в Большом бухгалтерском словаре, счетоводство - это совокупность принципов учета, а также процесс ведения бухгалтерского учета путем регистрации хозяйственных операций и хранения учетной документации. История развития науки показывает, что новые отрасли знания выделяются в самостоятельные науки тогда, когда определенный круг вопросов практической деятельности приобретает важное самостоятельное значение и требует углубленной научной разработки. Метод бухгалтерского дела в самом виде представляет собой способ комплексного изучения законности, достоверности и целесообразности осуществления фактов хозяйственной деятельности на основе использования учетной и различной внеучетной информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов, юридического и экономического анализа их содержания. Определяя место бухгалтерского дела среди других областей знания, можно признать, что по своему содержанию оно является частью многих наук в самом широком смысле. Бухгалтерское дело требует знаний в области финансового и управленческого учета, аудита, экономического анализа, компьютерных систем обработки данных, экономики предпринимательства, гражданского права, кредитования, банковского дела, налогового законодательства и др.                                                Законодательство России обязывает организации вести бухгалтерский финансовый учет. Но для принятия управленческих решений существует необходимость организации управленческого учета. В российской практике также возможна организация управленческого учета. С введением Плана счетов в организационном аспекте предусмотрены возможности применения двух вариантов построения управленческого учета:                                                    в рамках единой с финансовым учетом системы счетов                                                   в рамках самостоятельной системы счетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Роль бухгалтера в условиях  рыночной экономики. Задачи развития  бухгалтерской профессии.

Одним из важнейших условий функционирования экономики, ее элементов в виде хозяйствующих  субъектов, инфраструктуры и органов  исполнительной власти является наличие  определенной информации, удовлетворяющей  ряду требований, позволяющей принимать  ими обоснованные решения. Исторически  и теоретически доказано, что такую  информацию может давать только бухгалтерский  учет в виде бухгалтерской отчетности (или по западной терминологии - финансовой отчетности).

Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей в  бухгалтерском учете формируется  информация о финансовом положении  хозяйствующего субъекта, финансовых результатах его деятельности, изменениях в его финансовом положении или  движении денежных средств. Как известно, информация о финансовом положении  формируется главным образом  в виде бухгалтерского баланса, информация о финансовых результатах деятельности организации - отчета о прибылях и  убытках, а информация об изменениях в финансовом положении организации - отчета о движении денежных средств. Полнота информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении обеспечивается единством указанных отчетов, а  также рядом дополнительных показателей  и соответствующими пояснениями.                                                                                                Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности у большинства хозяйствующих субъектов не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой у них информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации заинтересованными внешними и внутренними пользователями.         Значение составления и представления бухгалтерской отчетности определяется рядом законодательных и иных правовых актов. Так, ГК РФ определяет, что одним из двух признаков юридического лица является наличие самостоятельного баланса, т.е. формирование организацией бухгалтерского баланса и иных форм бухгалтерской отчетности. Федеральные законы об организационно-правовых формах организаций (об акционерных обществах, унитарных предприятиях и др.) содержат множество норм, указывающих на важность наличия бухгалтерской отчетности, поскольку исчисление ряда показателей (дивидендов, чистых активов и др.) производится только на основе бухгалтерской отчетности, а одним из основных вопросов высшего органа любой организации является рассмотрение и утверждение бухгалтерской отчетности (для публичных компаний еще и аудиторского заключения). Федеральным законом "О бухгалтерском учете" установлены состав бухгалтерской отчетности, обязательные адреса представления (учредители, участники и территориальные органы государственной статистики), сроки представления, публичность отчетности. НК РФ, КоАП РФ, УК РФ предусматривают налоговую, административную и уголовную ответственность руководителя и иных должностных лиц за достоверность бухгалтерской отчетности.

Задачи  бухгалтерского учета определены и  в России в Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете" (далее - Закон о бухучете). В п. 3 ст. 1 говорится, что "основными  задачами бухгалтерского учета являются:

- формирование полной и достоверной  информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой  внутренним и внешним пользователям  бухгалтерской отчетности для  контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов  хозяйственной деятельности организации  и выявление внутрихозяйственных  резервов обеспечения ее финансовой  устойчивости".

Таким образом, как в международной  практике, так и в российском законодательстве функция бухгалтерского учета определена как информационная. Следовательно, предметом нормативного регулирования  бухгалтерского учета должны быть отношения  по формированию и предоставлению финансовой информации.

Информационная  функция бухгалтерского учета и  финансовой отчетности играет значимую роль в экономике, в частности  она обеспечивает эффективную конкуренцию  на рынке капитала. Основное достоинство  рыночной экономики состоит в  рациональном использовании ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения неограниченных потребностей общества. Механизм того, каким образом рынок  это обеспечивает, объясняется теоретическими моделями микроэкономики. Одна из основных и общая почти для всех моделей  посылок или условий. Это совершенная  информированность участников рыночных взаимоотношений. При невыполнении данной посылки рыночный механизм перестает  работать эффективно на благо общества и начинает работать искаженно.

На  практике в большинстве случаев  именно так и происходит, так как  реализация условия совершенной  обеспеченности информацией труднодостижима, а в абсолюте невозможна. Нереализуемая на практике посылка об абсолютной информированности рыночных агентов традиционно является "слабым звеном" классической экономической теории. Мало кто задумывался над тем, что степень приближения действительности к данному условию зависит от эффективности бухгалтерской системы.                                    Только в условиях абсолютной информированности рынок может обеспечить те результаты, которые ему приписываются микроэкономическими моделями взаимодействия, спроса и предложения. Бухгалтерский учет выступает основным, а часто даже единственным инструментом передачи информации о хозяйственной деятельности рыночных субъектов и позволяет приблизиться к условиям "совершенной конкуренции". Особенно это актуально для рынков факторов производства, где ситуации монопсонии являются весьма распространенными.                                                      Следовательно, бухгалтерская отчетность становится важнейшим инструментом построения рыночной экономики. Именно отчетность выступает в качестве механизма, посредством которого идет "перелив" инвестиций из одной сферы в другую, так как принять верное инвестиционное решение просто невозможно без "внятной" бухгалтерской отчетности.                                                                                                                  Таким образом, в известном смысле бухгалтерская отчетность в рыночной экономике становится, по существу, визитной карточкой бизнеса, несущей в себе, помимо прочего, обширный объем информации и потому играющей весьма важную роль, как в стратегии финансирования, так и обычных бизнес-отношениях.                                                                                                 В современных условиях хозяйствования роль бухгалтера на предприятиях и в организациях неизмеримо возрастает. Рыночная экономика вызывает значительное изменение функций бухгалтера и расширение задач, стоящих перед ним. Из счетного работника, занимающегося констатацией фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета с целью составления достоверной отчетности, он постепенно превращается в «советника» руководителя практически по всем вопросам деятельности предприятия. Ни одно управленческое решение не обходится без согласования с главным бухгалтером, с целью определение как его эффективности, так и налоговых последствий.                                                                          Реформа бухгалтерского учета в стране, выделение и развитие управленческого учета, становление налогового учета, ориентация на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), нестабильность гражданского и налогового законодательства, заметно усложняют деятельность бухгалтера. В этих условиях возникает потребность в бухгалтерах-профессионалах, т.е. специалистах, имеющих не только высшее образование и стаж работы, но и высокий уровень знаний последних изменений в области права, налогов и, конечно, бухгалтерского учета.                                             Это и определяет то, что само по себе высшее образование, полученное бухгалтером в вузе, еще не является гарантом его компетентности. Именно поэтому практически во всех странах с развитой рыночной экономикой существует статус «профессионального бухгалтера».                   Профессиональные бухгалтеры по-разному называются в отдельных странах: в Англии — чартерные, во Франции — эксперты-бухгалтеры и т.п. В России до революции существовали присяжные бухгалтеры. Суть же этих названий одна: подтверждение своей компетентности, определяющее право бухгалтера заниматься своей профессией и гарантирующее акционерам, руководству предприятий и в конечном итоге государству квалифицированное применение законодательства на практике.                                                          Все вышеизложенное и предопределило создание в России Института профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России). Одной из целей ИПБ является организация послевузовского образования бухгалтеров (аттестации) и новой системы повышения квалификации бухгалтеров (переаттестации).                  Бухгалтер должен активно участвовать в формировании и осуществлении договорной, финансовой, налоговой и учетной политики предприятия. Каждый из этих элементов — составная часть обшей экономической политики предприятия и каждый теснейшим образом связан со многими зависящими и независящими от личности бухгалтера обстоятельствами. 
Дополнительные условия, необходимые для достижения прогнозируемого финансового результата: 
ведущая роль главного бухгалтера на предприятии и его признанный авторитет в глазах руководителя; 
четкие и отлаженные договорные отношения предприятия с дебиторами, кредиторами и финансовыми институтами; 
деловые, партнерские и согласованные взаимодействия предприятия (через главного бухгалтера) с налоговой службой и другими контролирующими государственными органами; 
выверенный, точный и оперативный механизм бухгалтерского учета на предприятии.                                                                                                                 В Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 № 283, были поставлены две главные задачи: совершенствование методологии и организации бухгалтерского учета и становление бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, подготовка и переподготовка бухгалтерских кадров.                                                                                                                      Для решения второй задачи намечалось завершить первый этап проведения аттестации профессиональных бухгалтеров в 2000 г. В настоящее время Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России) провел аттестацию более 130 000 профессиональных бухгалтеров, создав тем самым основу для кадрового обеспечения реформы бухгалтерского учета в стране. Аттестация профессиональных бухгалтеров России осуществляется на добровольных началах. Закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, с изменениями от 23.07.98 № 127-ФЗ не предусматривает обязательного наличия аттестата у главного бухгалтера для подписания годового отчета предприятия. Однако в проекте новой редакции Закона «О бухгалтерском учете» (Приложение I) имеется отдельная статья - ст. 7 «Аттестация профессиональных бухгалтеров», предусматривающая не только обязательность аттестации, но и определяющая порядок ее проведения, требования к кандидатам, и т.д.                                                                                                     Несмотря на то, что данный проект федерального закона пока не утвержден, следует помнить о том, что Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности еще в сентябре 1998 г. был утвержден Перечень организаций, бухгалтерская отчетность которых подписывается аттестованным профессиональным бухгалтером, и видов бухгалтерских работ, осуществляемых при наличии квалификационного аттестата профессионального бухгалтера членами ИПБ. В апреле 2001 г. Правительством РФ были одобрены Меры по реализации в 2001—2005 гг. Программы реформирования бухгалтерского учета, в соответствии с которыми подготовка, переподготовка и аттестация бухгалтерских кадров в данной программе реформирования бухгалтерского учета предусматривается по четырем уровням квалификации:

а)  бухгалтер с начальным профессиональным образованием (бухгалтер-счетовод);                                                                                                             б) бухгалтер со средним специальным профессиональным образованием (по международным образовательным стандартам — бухгалтер-техник);              в)бухгалтер с высшим профессиональным образованием (бухгалтер-экономист):                                                                                                 г) бухгалтер с дополнительным к высшему бухгалтерским образованием и практическими профессиональными навыками (профессиональный бухгалтер и аудитор).                                                                                                        Высшее специальное бухгалтерское образование — основа подготовки главных бухгалтеров, руководителей финансовых служб и их заместителей. Для некоторых категорий организаций, прежде всего для открытых акционерных обществ, бухгалтерам-консультантам и экспертам для получения аттестата профессионального бухгалтера и аудитора требуется дополнительное (к высшему бухгалтерскому) образование. Профессиональный бухгалтер — новое явление в уровне профессиональной квалификации, связанное с потребностями рыночной экономики. Именно с подготовкой и аттестацией профессиональных бухгалтеров в Программе реформирования бухгалтерского учета связывается становление бухгалтерской профессии. В области развития бухгалтерской профессии, подготовки и повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета предполагается: разработать программы подготовки и переподготовки сотрудников бухгалтерских служб, соответствующие современным требованиям к уровню профессиональной квалификации и дифференцированному подходу к формированию бухгалтерской отчетности; установить квалификационные требования к специалистам организаций, применяющих международные стандарты финансовой отчетности, а также к аудиторам и аудиторским организациям, осуществляющим оказание аудиторских услуг в указанных организациях; обеспечить окончание аттестации главных бухгалтеров организаций, подпадающих под обязательный аудит, и иных бухгалтерских работников, осуществляющих оказание бухгалтерских услуг на профессиональном уровне; осуществлять контроль за соблюдением норм профессиональной  этики.                        Таким образом, ИПБ России предстоит большая работа по реализации программы реформирования бухгалтерского образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3  Профессиональные организации  бухгалтеров в России

В России первой профессиональной организацией бухгалтеров стал Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России). Его учредителями являются ведущие  ВУЗы, научные и общественные организации при активном участии Минфина РФ.                                                                         ИПБ России создан в апреле 1997 года и представляет собой некоммерческое партнерство, объединяющее физических и юридических лиц.                  Задачи Института профессиональных бухгалтеров России: объединение в единую профессиональную организацию и координация деятельности квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, а также юридических лиц, специализирующихся в области распространения информации финансово-экономического профиля, оказания услуг в области бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, финансового менеджмента и повышения квалификации работников финансово-экономического профиля; организация и проведение аттестации специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента в целях повышения их профессионального статуса и значимости на профессиональном рынке труда и услуг; разработка методологии и методики бухгалтерского учета и аудита; создание системы оперативного информирования членов ИБП об изменениях и новшествах в области регулирования бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита; совершенствование профессиональной деятельности и персонала организаций, связанного с бухгалтерским учетом, финансовым менеджментом, аудитом, защита интересов специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента и аудита в законодательных и исполнительных органах власти; внедрение в практику новых форм и методов организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, отвечающих программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности; формирование у специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента, аудита экономического мышления, соответствующего рыночным отношениям и соблюдением ими норм профессиональной этики. ИПБ России участвует в разработке нормативных документов по бухгалтерскому учету. Для этого на конкурсной основе отбираются специалисты - методологи из числа действующих членов Института профессиональных бухгалтеров России. Подготовленные проекты нормативных документов проходят экспертизу в экспертных советах ИПБ России, создаваемых специально для рассмотрения каждого нормативного документа. После утверждения экспертным советом проект нового нормативного документа направляется на экспертизу и утверждение в Межведомственную комиссию по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности, после чего направляются в Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России для дальнейшей работы.

Информация о работе Профессиональные организации бухгалтеров в России