Принципы бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:57, реферат

Краткое описание

В связи с этим появляется необходимость финансового управления фирмы, т.е. разработки определенной системы принципов, методов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей организации. Объектом управления являются финансовые ресурсы предприятия, в частности их размеры, источники их формирования, и отношения, складывающиеся в процессе формирования и использования финансовых ресурсов фирмы.

Оглавление

Введение…………………………………………………..3
1. Понятие, сущность бухгалтерского учета……………4
2. Задачи и функции бухгалтерского учета……………..5
2.1 Задачи бухгалтерского учета………………………...5
2.2 Функции бухгалтерского учета…………………..….6
3. Принципы бухгалтерского учета……………………..7
3.1 Базовые принципы…………………………………...8
3.2 Основные принципы……………………………..….10
4. Правила постановки бухгалтерского учета в организации (учетная политика)……………………………………………… 12
5. Особенности бухгалтерского учета в туристических компаниях………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………20
Список литературы………………………………………21

Файлы: 1 файл

бух.docx

— 41.38 Кб (Скачать)

Реализация указанных  выше принципов непосредственно  связана с разработкой условий  построения учетного процесса и каждого  хозяйствующего субъекта.

 

4. Правила постановки  бухгалтерского учета в организации  (учетная политика)

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации  о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский  учет, самостоятельно формируют учетную  политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Общепризнанно, что бухгалтерский  учет в организации должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается  в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения  учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Теоретически возможны три  подхода к установлению правил постановки бухгалтерского учета в организации:

1) централизованный;

2) децентрализованный;

3) смешанный.

При первом подходе ведение учета регламентируется из единого центра. Причем особого значения не имеет, государственный это орган или общественное объединение.

Второй подход предполагает индивидуализацию правил бухгалтерского учета для каждого хозяйствующего субъекта. Хотя он обеспечивает максимальную адекватность учетных процедур характеру деятельности организации, в современных условиях хозяйствования он неприемлем.

Наконец, возможен третий подход (разумное сочетание элементов первого и второго подходов). Мировой опыт подсказывает, что при данном способе за централизованным регулированием остается установление основополагающих правил и принципов ведения учета, обеспечивающих доступность и полезность финансовой информации. Содержание такого регулирования состоит в идентификации этих правил и принципов, а также в определении круга общественно признаваемых приемов и способов ведения учета. Общие правила и принципы конкретизируются в каждой организации, исходя из условий деятельности, степени осознания ее особенностей, квалификации персонала, имеющейся технической базы управления. Иначе говоря, хозяйствующие субъекты разрабатывают и проводят собственную учетную политику. Этот подход избран в России для современной постановки бухгалтерского учета.

Согласно Приказу Министерства финансов РФ от 06.10.2008 г №106н основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной  политики едины и обязательны:

- в части формирования - для всех организаций, независимо  от формы собственности;

- в части раскрытия  - для организаций, публикующую  свою бухгалтерскую отчетность  полностью или частично согласно  законодательству РФ, учрежденным  документам либо по собственной  инициативе.

Диапазон практического  применения учетной политики очень  широк, особенно в части раскрытия  для внешних пользователей данных бухгалтерского учета через финансовую отчетность. Организации подвергаются проверкам вышестоящих организаций, налоговых органов, аудиторских  фирм и др. пользователей финансово-бухгалтерской  информации.

Под учетной политикой  организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета:

- первичного наблюдения;

- стоимостного измерения;

- текущей группировки;

- итогового обобщения  фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации  как совокупность правил реализации метода бухгалтерского учета должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учета. Под этим понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, объективность, доступность и полезность для управленческих решений и  широкого круга пользователей, поскольку  эффективность решения управленческих проблем организации зависит  от решения указанной функции  бухгалтерского учета.

В рамках учетной политики организация:

- самостоятельно определяет  в установленном порядке форму  и методы ведения бухгалтерского  учета, методы оценки видов  имущества и обязательств, а также  технологию обработки учетной  информации;

- разрабатывает систему  внутрипроизводственного учета,  отчетности и контроля;

- разрабатывает и утверждает  формы применяемой первичной  документации;

5. Особенности бухгалтерского учета в туристических компаниях

 

Особенности ведения  бухгалтерского учета в туристических  компаниях регламентируются Методическими  рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью[36].

Туристский продукт  – это комплекс различных услуг, которые предоставляются туристу  в зависимости от цели путешествия. Это могут быть услуги по размещению, перевозке, питанию, транспортному  и экскурсионному обслуживанию, а  также по медицинскому, визовому, культурно-развлекательному. Кроме того, туроператор может по желанию туристов застраховать их от несчастных случаев и болезней или включить услуги гида-переводчика.

Отсюда рождаются  и расходы туристской организации, которые подразделяются на два вида. Производственные – связаны с  производством туристского продукта, а к коммерческим бухгалтер относит затраты на продвижение и продажу туристского продукта, например расходы на рекламу.

Кроме того, туроператор  может в целях налогообложения  относить к прямым расходам те затраты, которые отражаются непосредственно  на счете 20 «Основное производство». Такая возможность появилась  у бухгалтеров благодаря тем  изменениям, которые были внесены  в п. 1 ст. 318 Налогового кодекса Федеральным законом от 6 августа 2008 г. №58-ФЗ.

Перечень прямых расходов, установленный для целей налогообложения, турагентство должно закрепить в  учетной политике. А накладные  расходы туроператор в качестве косвенных расходов в полном объеме относит к расходам текущего отчетного  периода.

Что же до расходов будущего периода, то предварительно затраты  на разработку маршрута отражаются на счете 97 «Расходы будущих периодов». Здесь же учитывается приобретение прав на услуги сторонних организаций, которые туроператор предполагает использовать для производства туристского продукта в текущем отчетном периоде или в следующих отчетных периодах. Правда, при условии, что эти права приобретаются комплексно на длительный срок их использования.

Если же права на услуги сторонних организаций с  длительным сроком действия не были использованы при производстве туристского продукта и не были проданы обособленно  от него, то по окончании срока их действия стоимость этих прав включается в себестоимость турпродукта как технологические потери.

Тур оформляется в  виде путевки или ваучера. Выписанная туристская путевка – это письменное согласие на предложение заключить  договор на продажу туристского  продукта туроператора или турагента. Она является неотъемлемой частью договора на реализацию туристических услуг и документом первичного учета у туроператора или турагента.

В путевке, которая  выдается туристу, указываются конкретные условия путешествия и розничная  цена тура. Составлением путевки занимается непосредственно туроператор. Для  формирования тура оператор заключает  договоры с организациями и предпринимателями, оказывающими те или иные услуги.

Туроператор, реализующий  путевки с применением кассовой техники, может использовать для  оформления любой бланк, в том  числе разработанный самостоятельно. Это разрешено Письмом Минфина  России от 19 февраля 2003 г. №16-00-14/66.

Фирмы, применяющие  для оформления путевки бланк  строгой отчетности, согласно Постановлению  Правительства от 31 марта 2008 г. №171, могут реализовывать путевки  населению без применения ККМ.

А вот при получении  аванса за оказание туристических услуг  ККТ применять обязательно. Об этом говорится в Письме Минфина России от 8 декабря 2008 г. №03-01-20/5-231. Такой же позиции придерживаются и арбитражные  суды.

На основании ваучера  туристу предоставляются услуги, входящие в состав тура. Ваучер подтверждает факт оказания этих услуг. На его основании  производятся расчеты между фирмами.

Единой, утвержденной Минфином формы туристского ваучера  на сегодняшний день не существует, и каждая турфирма разрабатывает  свои бланки. Обычно ваучер заполняется  в четырех экземплярах. Первый экземпляр  остается в учете турфирмы. Второй является основанием для авансового отчета сотрудника фирмы, который сопровождает группу туристов, третий предъявляется  принимающей стороне для проставления отметки о факте оказания услуг  и подтверждающих этот факт печатей  и подписей, четвертый вручается  туристу.

Учет бланков ведется  на счете 10 «Материалы» по фактической  себестоимости их приобретения. При  использовании бланков путевок  их стоимость списывается в дебет  счета 26.

При продаже продуктов  турфирма может использовать либо договор  возмездного оказания услуг, либо договор  розничной купли-продажи. При этом определение момента реализации туристического продукта, а следовательно, и период отражения в бухгалтерском и налоговом учете по этим договорам различны. Отличается также и порядок оформления первичных документов.

Прекращение обязательств по договору розничной купли-продажи  наступает при передаче путевки  туристу. Когда отношения между  турфирмой и туристом оформляются  договором возмездного оказания услуг, то реализация туристического продукта происходит только после окончания  туристической поездки. В бухгалтерском  учете оплата путевки отражается как предоплата. При этом турфирма должна отследить процесс оказания туристу входящих в путевку услуг  всеми сторонними организациями. Выручка  от реализации туристического продукта в бухгалтерском учете отражается в том отчетном периоде, в котором  заканчивается действие договора с  туристом.

Для бухгалтера основанием для отражения выручки служат следующие первичные документы: ваучер с отметкой о факте оказания услуг и акты, подписанные туроператором  с организациями, оказывающими услуги. Стоит также обратить внимание, что  в п. 51 Методических рекомендаций моментом определения выручки от продажи  туристского продукта названа дата окончания тура. В то же время, согласно ст. 6 Закона №132-ФЗ, между туристом и  туроператором или турагентом заключается договор розничной купли-продажи. Такая формулировка предполагает, что моментом определения выручки от продажи турпродукта является дата передачи его туристу.

Поэтому пока существуют такие противоречия в законодательстве, турфирмам рекомендуется закрепить  в учетной политике выбранный  ими вид договора, по которому будет  продаваться турпродукт. От этого документа и будет зависеть момент отражения в бухгалтерском учете выручки от реализации туристского продукта.

У туроператоров, которые  занимаются турами по России, начисляют  НДС по ставке 18 процентов на стоимость  реализованной путевки. А суммы  НДС, предъявленные поставщиками услуг, учитывают на счете 19 и на основании  полученного счета-фактуры возмещают  из бюджета.

В России не облагаются налогом лишь услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и  организаций отдыха, которые расположены  на территории РФ. При условии, что  их путевки или курсовки оформлены  на бланках строгой отчетности. Кроме  того, бухгалтерам не нужно начислять  НДС на стоимость тура, организованного  за пределами территории РФ.

Что же касается налога на прибыль, то здесь все зависит  от метода расчета. Если бухгалтерия  применяет метод начисления, то выручка  от продажи путевок признается доходом  в момент их реализации. При этом не имеет значения, когда эти путевки  будут оплачены. Туроператоры в качестве даты реализации путевок туристам могут  выбрать день передачи туристу путевок  и полного комплекта документов или же день окончания тура.

Если турфирма применяет  кассовый метод при расчете налогооблагаемой прибыли, то доходы организации будут  признаваться в том отчетном периоде, когда они фактически получены, а  расходы - когда они фактически оплачены.

Следовательно, если туристская компания использует кассовый метод, то датой реализации путевок считается  тот день, когда деньги за них  поступили на расчетный счет или  в кассу. Кроме того, в этом случае предварительная оплата туров также  считается выручкой.

 

Заключение

Итак, рассмотрев понятие  и сущность бухгалтерского учета, его  задачи и функции в организации, изучив базовые и основные принципы построения бухгалтерского учета на предприятии, можно сделать следующий  вывод: базой для принятия управленческих решений на предприятии является информация экономического характера. Сам процесс принятия решений  можно разделить на три этапа: планирование и прогнозирование, оперативное  управление, контроль (финансовый анализ) деятельности предприятия. Решения  принимает не только администрация  организации, но и другие - внешние - пользователи экономической информации Внутренние пользователи оперируют  учетной информацией, внешние - данными  финансовой отчетности организации. И  те, и другие данные формируются  в процессе бухгалтерского учета  предприятия. В соответствии с этим можно разделить задачи и применение бухгалтерского учета на две группы: Финансовый учет (для внешних пользователей и Управленческий учет (для внутренних пользователей).

Решение всех вопросов и  рассмотрение тем, связанных с бухгалтерским  учетом, требуют наличие глубоких знаний и достаточного опыта. Поэтому  в организациях построением бухгалтерского учета и ведением учетной политики занимаются отдельные люди, которые  должны владеть теорией бухгалтерского учета - теоретическими, методологическими  и практическими основами его  организации, а также должны понимать функции бухгалтерского учета - контрольную, информационную, аналитическую, функцию  обратной связи. Кроме того, для достижения успеха в профессии бухгалтера необходимо овладеть методами бухгалтерского учета.

Информация о работе Принципы бухгалтерского учета