Предмет и объекты бухгалтерского учета. Методы бухгалтерского учета, их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 04:39, контрольная работа

Краткое описание

На всех этапах развития человек нуждается в получении показателей, характеризующих эти процессы. Он давно пришел к необходимости адекватного отражения фактов своей хозяйственной деятельности, для получения необходимых сведений о ходе хозяйственных процессов. Учет возник как потребность управления материальным производством, так как при руководстве хозяйственными процессами надо знать конкретные факты хозяйственной жизни и учитывать их. Историческая обусловленность учета связана с зарождением и сменой общественно-экономических формаций. Общество

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Предмет бухгалтерского учета……………………………………………………………….5
2. Объекты бухгалтерского учета……………………………………………………………….6
3. Методы бухгалтерского учета и их характеристика………………………………………..8
Задача……………………………………………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………………………...19
Список использованной литературы………………………………………………………….20
Приложения……………………

Файлы: 1 файл

теория бухучет.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

    Счета и двойная запись –  способы текущей регистрации и группировки изменений в составе хозяйственных средств (активов) и источников их образования (пассивов), хозяйственных процессов и их результатов.

    Отчетность – способ заключительного  обобщения учетных записей. Основными  формами такого обобщения являются бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

   Практическое использование каждого из названных выше элементов метода бухгалтерского учета нормативно регламентируется Законом “О бухгалтерском учете”, а также положениями и инструкциями, разрабатываемыми и утверждаемыми в порядке, установленном отечественным законодательством. Изучая содержание методологических принципов бухгалтерского учета необходимо обратить внимание на то, что каждый из пяти принципов имеет свои характеристики.

    Бухгалтерская документация является  частью управленческой документации, перечисленной в общероссийском  классификаторе управленческой  документации (ОКУД). Этот классификатор  имеет номер ОК 011-93.

    Бухгалтерская документация состоит  из первичной учетной документации, регистров, отчетной документации. Каждый из этих видов бухгалтерской документации  в Законе “О бухгалтерском учете” описан отдельно.

    Все хозяйственные операции должны  оформляться первичными документами.

  1. Документ может рассматриваться с разных точек зрения: как право на совершение хозяйственной операции, письменное свидетельство факта совершения операции, основание для бухгалтерской записи, импульс к движению учетной информации.
  2. Типы документов различаются не только бумагой (гербовая или обычная). Тип документа определяет и его форму, и содержание. Аккредитив, например, должен по своему содержанию удовлетворять международным правилам по документарным аккредитивам.
  3. Обязательные реквизиты документа, требования, предъявляемые к документам, могут быть установлены стандартами или правилами. В этом случае форма документа приобретает самостоятельное значение. Перечисленные в ином порядке те же самые сведения уже не будут считаться документом, так как не будут удовлетворять принятым стандартам или правилам.

    Обязательные реквизиты документов:

    • наименование документа;
    • дата составления документа;
    • наименование организации, от имени которой составлен документ;
    • содержание хозяйственной операции;
    • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
    • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
    • личные подписи указанных лиц.

    Этапы обработки документа могут  различаться в зависимости от  его содержания. Для первичных  документов бухгалтерского учета наиболее характерна операция контировки – обозначение номеров дебетуемого и кредитуемого счетов и суммы в расчетных документах.

    В Законе “О бухгалтерском учете” установлено:

  1. перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером;
  2. первичный учетный документ должен составляться в момент совершения операции или непосредственно после ее окончания;
  3. исправления в кассовых и банковских документах не допускаются;
  4. на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы;
  5. первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации с копиями на бумажных;
  6. первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законом.   

    Способы исправления ошибок в  документах различаются в зависимости  от предназначения документов. Документы для внутреннего пользования можно просто исправить. В местах исправлений документов для внешнего пользования ставят подпись, печать, а нередко и надпись “Исправленному верить”.

    Документооборот каждого предприятия  имеет общие черты и особенности.

    Стадии документооборота: 1)поступление документов со стороны и выписка их на предприятии; 2)исполнение и определенная доработка первичных документов; 3)поступление первичных документов в бухгалтерию; 4)обработка документов в бухгалтерии; 5)обеспечение текущего хранения документов; 6)передача документов на хранение в архив предприятия, а затем в государственные органы.

    Стадии обработки документов  в бухгалтерии: 1)проверка документов по форме, арифметически, по существу; 2)оценка в денежной форме каждой операции, отраженной в документах (таксировка или калькуляция); 3)запись на документах бухгалтерских проводок (контировка); 4)включение документов в учетные регистры.

   Сроки хранения наиболее важных бухгалтерских документов обычно определяются нормами и правилами, принятыми в данной стране в целом. Порядок передачи документов в архив может быть различен на каждом предприятии.

    Назначение инвентаризации –  проверка фактического наличия и состояния имеющегося имущества (износ вещей наступает не только в процессе эксплуатации, но и в процессе хранения) и обязательств, сопоставления полученных данных с данными бухгалтерского учета. Порядок и сроки проведения инвентаризации устанавливаются статьей 12 Закона “О бухгалтерском учете”.

    Вопросы проведения инвентаризации  подробно рассмотрены в Методических  рекомендациях по инвентаризации  имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина  РФ от 13.06.1995 года №49. Для документального оформления результатов инвентаризации применяются бланки первичных учетных документов, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 года №88.

    Выявление расхождений и отражение  их в учете – закономерный  результат инвентаризации. Выявленные убытки при соблюдении определенных условий могут быть отнесены на виновных лиц. Выявленные излишки товарно-материальных ценностей просто приходуются.

    Оценка является способом стоимостного  измерения имущества и обязательств. Она позволяет отразить все хозяйственные операции в бухгалтерском учете в денежном выражении. Отсюда результат хозяйственной деятельности организации приобретает в учете стоимостную форму. Такой подход позволяет оценить в одинаковых единицах измерения (рублях) себестоимость самых различных продуктов. Однако и здесь требуются общие, обязательные для всех организаций правила.

    Правила оценки имущества организации  регламентируются международными  стандартами оценки, национальным  законодательством, нормативными  и бухгалтерскими требованиями.

    Если имущество приобретено за  плату, то фактически произведенные  расходы – его цена и все  расходы, связанные с его покупкой. Имущество, полученное безвозмездно, оценивается по рыночной стоимости, а произведенное (изготовленное) в самой организации – по стоимости его изготовления.

    Эта исходная стоимость основных  средств, нематериальных активов  составляет их первоначальную  стоимость. Накопленная амортизация  (амортизационная стоимость) отражается  в учете отдельно. В балансе  основные средства и нематериальные активы показывают по остаточной стоимости (первоначальная за вычетом износа).

    Изменение первоначальной стоимости  основных средств допускается  в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации  соответствующих объектов. Применение других видов оценки допускается в случаях предусмотренных законодательством России.

    Сырье и материалы оцениваются по фактической себестоимости, готовая продукция – по фактической или нормативной (плановой) себестоимости, товары в организациях торговли, снабжения и сбыта – по розничным (продажным) или покупным ценам.

    Счета бухгалтерского учета –  это способ экономической группировки  однородных активов и пассивов, обобщения хозяйственных операций. С помощью их организуют текущий учет наличия, изменений в составе каждого вида активов и пассивов, получают информацию, необходимую для контроля за хозяйственной деятельностью организации.

    Счета – это средство формирования  и хранения учетной информации, необходимой для составления отчетности и принятия управленческих решений.

    По форме счет – это двусторонняя  таблица. Ее левая сторона называется  дебет, правая – кредит. Схематично  счет изображают в виде буквы  “Т” и называют “Т-счет”.

        ________Счет__________     

            (наименование счета)

            Дебет           Кредит 

    Стороны счета предназначены  для отражения противоположных  изменений (увеличения, уменьшения) в составе хозяйственных средств  и источников их образования.  Сумма хозяйственной операции  записывается по дебету или по кредиту соответствующего счета. Итоги таких записей называют оборотами. В сумму оборота не входит начальное сальдо (остаток), перенесенное в счет из начального баланса. Соизмерение оборотов (с учетом начального сальдо) позволяет определить остаток по счету на конец отчетного периода и перенести его в соответствующую (левую или правую) сторону баланса.

    Все хозяйственные операции записываются  на счетах методом двойной  записи. Двойная запись – способ  взаимосвязанного отражения хозяйственной операции одновременно на двух счетах в одной и той же сумме. Ее использование обеспечивает возможность самоконтроля, так как позволяет сбалансировать итоги записей на счетах: сумма оборотов по дебету всех счетов независимо от их вида должна быть равна сумме оборотов по кредиту всех счетов. Неравенство – результат ошибки в записях или подсчетах.

    Отчетность – совокупность документов  определенной формы, где отражены  взаимосвязанные обобщенные показатели  о деятельности предприятия. В  отчетности отражаются имущественное и финансовое положение предприятий, результаты их финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период. Отчетность служит руководству средством для выявления результатов и резервов роста и развития производства, а оценка финансового состояния предприятия служит повышению репутации на рынке и позволяет инвесторам определиться при выборе направления вложения средств. Сам по себе отчет – это своеобразный способ рекламы деятельности предприятия и его продукции. Характерными чертами современной бухгалтерской отчетности являются: государственная регламентация; самостоятельный выбор варианта оценки хозяйственных средств; методологическая связь показателей, на основе строгого соблюдения всех элементов бухгалтерского учета; единство отражения данных всех видов учета.

    Рассмотренные элементы метода  бухгалтерского учета подтверждают  их специфичность, присущую только  данному виду хозяйственного  учета, позволяющие всесторонне  уяснить сущность его предмета. Каждый из них несет не только  самостоятельную нагрузку, но и является исходной предпосылкой для функционирования следующей составной части метода, что позволяет уяснить причинную связь между фактами хозяйственной деятельности. Этим достигается полное и объективное их отражение в системном бухучете. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задача

    1. Бухгалтерский баланс на 1 января

Актив На начало На конец Пассив На начало На конец
Материалы 10А 10000   Уставный капитал 80П 200000  
Товары 41А 25000   Амортизация основных средств 02П 50000  
Основные  средства 01А 250000   Амортизация нематериальных активов 05П 5000  
Нематериальные  активы 04А 30000   Прибыль 99П 60000  
Касса 50А 2000   Краткосрочный кредит 66П 50000  
Расчетный счет 51А 135000   Задолженность перед персоналом по оплате труда 70П 40000  
      Задолженность перед бюджетом 68П 20000  
      Задолженность перед поставщиками 60П 27000  
Баланс 452000   Баланс 452000  

Информация о работе Предмет и объекты бухгалтерского учета. Методы бухгалтерского учета, их характеристика