Предмет бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Бухгалтерский учет осуществляется во всех звеньях народного хозяйства - на предприятиях, в организациях, учреждениях как производственной, так и непроизводственной сферы и служит для наблюдения и контроля за их деятельностью. Каждое предприятие (организация, учреждение) имеет определенное имущество - хозяйственные средства (здания, сооружения, оборудование, материальные и другие ресурсы), которые образуются за счет определенных источников (совокупности вложений учредителей, прибыли, заемных средств и т.п.) Контроль за наличием и движением, а также целесообразным использованием средств в каждом хозяйстве осуществляется с помощью бухгалтерского учета.

Оглавление

Введение
1. Предмет бухгалтерского учета: сущность и виды………………………3
1.1 Понятие и основные черты предмета бухгалтерского учета………...5
1.2 Классификация объектов бухгалтерского учета……………………..8
2. Метод бухгалтерского учета - основные черты и виды………………19
2.1 Сущность метода бухгалтерского учета…………………………………
2.2 Классификация и основные черты методов бухгалтерского учета…….

Файлы: 1 файл

предмет.docx

— 54.19 Кб (Скачать)

В звеньях непроизводственной сферы (государственное управление, оборона страны, образование, культура, здравоохранение и т.д.) к объектам бухгалтерского учета относятся  бюджетные ассигнования (выделенные из бюджета средства для осуществления  их деятельности) и контроль за правильностью их использования.

Таким образом, хозяйственные  средства и процессы, связанные с  производством и оборотом общественного  продукта, а также его непроизводственным потреблением, являются конкретными  объектами бухгалтерского учета  и в своей совокупности составляют его предмет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Метод бухгалтерского  учета - основные черты и виды

2.1 Сущность метода  бухгалтерского учета.

Много веков в качестве основного метода бухгалтерии используется двойная запись.

Это чисто формально логический инструмент, позволяющий раскрыть внешние  и внутренние информационные связи  организации. Он требует, чтобы стоимостная  оценка каждого факта хозяйственной  жизни была непременно отражена по дебету одного счета и по кредиту  другого. Одна сторона может рассматриваться  как информационный выход, другая - как информационный вход. Причем, что  считать «входом» и что считать  «выходом», зависит от точки зрения наблюдателя.

Например, рассматривается  факт оприходования товаров. Дебетуется счет «Товары» и кредитуется счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В этом случае можно предположить, что поставщики выдали товары. Это  стало причиной записи по кредиту  счета «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками», а запись по дебету счета  «Товары» явилась следствием выполнения договора поставки. Однако можно рассуждать и по-другому: поступление товаров  стало причиной дебетования счета «Товары», а рост кредиторской задолженности поставщикам - всего лишь следствие увеличения наших запасов. Первую трактовку отстаивал великий русский бухгалтер Л.И. Гомберг (1866-1935), вторую - замечательный советский бухгалтер Я.М. Гальперин (1894-1952).

Итак, двойная запись - это  чисто формальный прием. Не случайно с ее помощью и химические реакции  описывали, и вели запись при карточных  играх в преферанс.

Как у чисто формального  приема, у двойной записи есть большие  возможности, до конца бухгалтерами еще не осознанные. Если мы поймем, что  в бухгалтерии помимо положительных  чисел, применяемых со времен Луки Пачоли (1445-1517), есть еще и отрицательные, то, трактуя двойную запись как систему координат, мы получим четыре поля возможных фиксаций фактов хозяйственной жизни:

первый, традиционный вариант - дебет (+), кредит (+);

второй вариант красное сторно, дебет (-), кредит (-);

третий и четвертый  варианты (назовем их комбинированными) - дебет (+), кредит (-) и дебет (-), кредит (+).

Во многих случаях каждый из названных квадрантов помогает точно  отразить хозяйственные обороты. Например, списывается торговая наценка на проданные товары. Традиционная запись: дебет «Торговая наценка», кредит «Продажи». На Западе так и делают, но в этом случае кредитовый оборот счета «Продажи» оказывается  искусственно искаженным, так как  при такой записи операции он возрастает на величину наценки. У нас поступают  лучше, но не до конца: дебетуют счет «Продажи»  и кредитуют счет «Наценки» - оба  счета методом красного сторно. По дебету получается правильно, ибо дебетовый оборот теперь доводится до себестоимости реализованных товаров, а вот кредитовый оборот счета «Наценки» искажается, так как в значительной степени уничтожается величина наценки на поступившие товары. Поэтому логически правильной будет комбинированная запись: дебет счета «Продажи» (красное сторно) и дебет счета «Наценка» (черная традиционная запись).

Таким образом, как метод  бухгалтерского учета двойная запись в теории решает множество проблем: документация становится объектом учета, которые она, в свою очередь, идентифицирует по счетам, именно двойная запись формирует  баланс и представляет оценку и ее калькуляцию применительно к  фактам хозяйственной жизни, а уже  из баланса вытекают все остальные  отчетные формы, расшифровывающие его.

Таким образом, бухгалтерский  учет начинается с документации хозяйственных  операций. На основании документов производится запись операций на счетах при помощи двойной записи. Для обобщения в едином денежном измерении учетных данных, содержащихся в документах и счетах, применяется денежная оценка. Данные, отражаемые на счетах, проверяют и уточняют при инвентаризации. Уточненные данные счетов используют для исчисления себестоимости продукции с помощью калькуляции, а также для составления баланса и других форм отчетности.

К способам и приемам изучения и регистрации информации об объектах бухгалтерского учета относятся:

* наблюдение за объектами  учета: 

- документация;

- инвентаризация;

* измерение объектов учета  в денежном выражении: 

- оценка;

- калькуляция; 

* группировка и отражение  хозяйственных операций:

- счета; 

- двойная запись;

* обобщение информации  о результатах хозяйственной  деятельности:

- баланс;

- бухгалтерская отчетность.

Методы бухгалтерского учета:

Документирование - все хозяйственные  операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными документами; включает в себя обработку и движение первичных документов до сдачи их в архив.

Инвентаризация - средства контроля за сохранностью имущества предприятия; проверка соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета и полноты отражения в учете обязательств. Оценка - денежное выражение имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности; осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов.

Калькуляция - служит основой  для определения себестоимости  единицы продукции (работ), а также  для определения средних издержек производства; включает как прямые (прямо относимые), так и косвенные  расходы (имеющие отношение ко всему  производству и не связанные непосредственно  с изготовлением конкретной продукции).

Счета - предназначены для  группировки и текущего учета  однородных хозяйственных операций; отдельный счет открывается на каждый вид хозяйственных средств и  их источников; делятся на активные и пассивные счета в соответствии с делением баланса на актив и  пассив.

Двойная запись - способ регистрации  хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета; состоит в том, что сумма  каждой хозяйственной операции одновременно записывается в дебет одного счета  и в кредит другого.

Баланс - способ обобщения  и группировки хозяйственных  средств предприятия и их источников на конкретный момент времени в денежном выражении.

2.2 Классификация  и основные черты методов бухгалтерского  учета 

бухгалтерский учет хозяйственный  инвентаризация

Диалектический метод  является одним из основных методов  познания во многих отраслях знаний, в  том числе экономических. Он служит основой научного мировоззрения  во всех областях экономической науки. На его основе разработаны совокупность приемов и способов ведения бухгалтерского учета, использование которых позволяет  регистрировать и обобщать отдельные  факты хозяйственной жизни.

В бухгалтерском учете  используются также дедуктивный  и индуктивный методы исследований. Причем область применения последнего в учете намного шире. Это связано  с тем, что в бухгалтерском  учете сначала отражаются отдельные хозяйственные операции, а уже затем производится их группировка и обобщение.

Наряду с этими основополагающими  методами в бухгалтерском учете  есть свои специфические приемы и  способы, обусловленные его особенностями. В связи с тем, что в учетном  процессе различают последовательные этапы, состоящие из первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки  и итогового обобщения, то каждому  из этих этапов присущи свои задачи.

Указанные задачи решаются при ведении бухгалтерского учета  посредством использования различных  способов и приемов, совокупность которых  называется методом бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, из которых главными являются: документирование, инвентаризация, оценка и калькуляция  счета, двойная запись, баланс, отчетность. Использование каждого из данных элементов оговорено в соответствующих  положениях, инструкциях, разработанных  и утверждаемых в установленном  законодательством порядке. [12,с.60]

Кратко рассмотрим элементы метода бухгалтерского учета.

Так, на этапе первичного наблюдения на первый план выступает  документирование - первичная регистрация  хозяйственных операций в момент и в местах их совершения с помощью  документов при соблюдении определенных требований, в результате чего документ приобретает юридическую силу. Даже если операция зафиксирована на машинном носителе, то в последующем она  должна быть оформлена в соответствии с унифицированной системой документации.

Таким образом, документирование - это письменное свидетельство о  совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Первичные документы  обеспечивают бухгалтерскому учету  сплошное и непрерывное отражение  хозяйственной деятельности предприятия. К учету принимается только правильно  оформленный документ, в котором  заполнены все реквизиты. Основными  реквизитами документа являются: название документа, его номер, показатели, характеризующие документ, наименование организации, дата, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное выражение, подписи лиц, отвечающих за данную хозяйственную операцию их расшифровка. Первоочередное требование к документам - своевременность составления, полнота и достоверность информации, обеспечивающие возможность предварительного, текущего и последующего контроля за хозяйственной деятельностью организации и активного воздействия на результаты ее работы.

Однако ряд хозяйственных  операций нельзя оформить документально  в момент их совершения. Так, отдельные  виды товарно-материальных ценностей  имеют тенденцию к усушке, утруске, распылению и другим процессам, порождающим  неизбежную естественную убыль. В других случаях потери, недостачи возможны из-за небрежности в работе материально-ответственных  лиц, ошибок, обмана и т.п.; стихийных  бедствий (пожара, наводнения и пр.). Выявление подобных фактов и оформление их в учете производится путем  инвентаризации - проверки наличия  имущества, обязательств и состояния  расчетов и сопоставления фактических  данных с учетными данными. Таким  образом, инвентаризация является продолжением документирования. [12,с.60]

Инвентаризация позволяет  через проверку в "натуре" материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств выявить их фактическое  состояние. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при  помощи инвентаризации обеспечивается и контролируется сохранность материальных ценностей, денежных средств и других активов, проверяется полнота и  достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности. С помощью  инвентаризации организуется более  четкий контроль за наличием и движением активов и обязательств организации, работой материально-ответственных лиц.

Как было указано выше, основным измерителем в учете является денежный измеритель. Для перевода натуральных и трудовых измерителей  в денежный применяется способ, называемый оценкой. При этом необходимо соблюдение принципа реальности и единства. В  бухгалтерском учете принят основной принцип оценки его объектов - по фактической себестоимости.

Таким образом, оценка представляет собой способ выражения в денежном измерителе активов организации  и источников их формирования.

Фактическая себестоимость  объектов учета определяется с помощью  приема калькулирования, т.е. расчета всех элементов себестоимости. Сопоставление текущих издержек с конечными результатами производится с помощью оценки, базирующейся на данных калькуляции фактической себестоимости.

Таким образом, калькулирование - расчет затрат по видам продукции и на ее единицу, связанных с производством и реализацией по предприятию в целом и по структурным подразделениям. Себестоимость продукции определяется на всех предприятиях на основе нормативных актов, устанавливающих состав затрат на производство и реализацию продукции, включаемых в ее себестоимость.

Для процесса управления необходима информация о наличии и движении имущества и обязательств организации  по отдельным их группам, видам и  наименованиям. Для этих целей используется система счетов. Счет - информационная система, определяющая группировку  и текущий учет однородных объектов, их сущность и изменения.

На каждый вид имущества  и обязательств открывается отдельный  счет. Различают два основных вида счетов: активные и пассивные. Свое название они получили от названия сторон баланса, и отражают их содержание. Так, активные счета предназначены  для учета имущества по их составу  и размещению, пассивные - для учета  источников по их целевому назначению. Строение счетов, независимо от их вида, одинаково - это таблица двусторонней формы, левая сторона которой есть дебет, а правая - кредит.

Информация о работе Предмет бухгалтерского учета