Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:21, курсовая работа
Целью исследования является ведение бухгалтерского учета в организации в соответствии с законодательными и нормативными актами, необходимость рассмотрения вопросов учета нематериальных активов.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию нематериальных активов;
2. Рассмотреть классификацию и оценку нематериальных активов
1. нематериальные активы, связанные с производством. К ним относятся: «ноу-хау»; права на объекты промышленной (производственной) собственности; права на использование производственной информации; технологии интегральных микросхем; промышленные образцы, селекционные достижения; организационные расходы; программное обеспечение ЭВМ и базы данных; права пользования природными ресурсами;
2. нематериальные активы, связанные с торговой (коммерческой) деятельностью. В данную группу входят: товарные знаки и знаки обслуживания; торговые марки; наименование места происхождения товара; организационные расходы; программное обеспечение ЭВМ и базы данных и другие;
3. нематериальные активы, связанные с правилами пользования. В эту группу включают права на изобретение; патенты; лицензия; франшиза[1]; промышленные образцы и др.;
4. другие виды нематериальных активов. Сюда входят: гудвилл (цена фирмы); интеллектуальная собственность и др.
Рассмотрим содержание основных видов нематериальных активов, которые используются в процессе финансово – хозяйственной деятельности торговых организаций.
Товарные знаки и знаки
В качестве товарного знака могут быть зарегистрированы изобразительные, словесные, буквенные, цифровые, объемные и иные обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании, позволяющие различать товары одних лиц от однородных товаров других лиц. Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих исключительно из обозначений, не обладающих различительной способностью, в частности: вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; являющихся общепринятыми символами и терминами; указывающих на вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность товаров, а также на место и время из производства или сбыта; представляющих натуральное или схематическое изображение товаров, для которых и спрашивается регистрация; представляющих собою исключительно цвет. Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие государственные гербы, флаги и эмблемы, сокращенные или полные наименования международных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, олимпийские символики, награды и другие знаки отличия, а также обозначения, сходные с ними до степени смешения.
Для регистрации товарного знака подается заявка одним или несколькими заявителями в Казпатент. Заявка на регистрацию коллективного товарного знака подается от имени объединения в соответствии с соглашением его участников об использовании коллективного товарного знака. Заявка должна относиться к одному товарному знаку и представлена на типовом бланке на государственном и (или) русском языке и содержать: просьбу о регистрации обозначения в качестве товарного с указанием заявителя, а также его местонахождения или местожительства; заявляемое обозначение; перечень товаров, для которых, и спрашивается регистрация товарного знака, в соответствии с Международной классификацией товаров.
Казпатент проводит экспертизу заявки поэтапно:
- предварительная экспертиза – в течение двух месяцев с даты поступления заявки, в ходе которой проверяются содержание заявки, наличие необходимых документов в соответствии с установленными законодательством требованиями;
- полная экспертиза – в течение двенадцати месяцев с даты подачи заявки, в ходе которой проверяется соответствие заявляемого обозначения установленным законодательством требованиям.
По результатам полной экспертизы Казпатент принимает решение о регистрации товарного знака или отказе в регистрации в виде мотивированного заключения. Решение о регистрации может относиться ко всему перечню товаров либо к их части.
Регистрация товарных знаков производится
в Государственном реестре
На зарегистрированный в соответствии
с действующим
Исключительно право на товарный знак в отношении всех указанных в свидетельстве товаров либо их части может быть передано владельцам (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору. Лицензионный договор, разрешающий лицензиату использование товарного знака, должен содержать условие о том, что качество товаров будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар имеет право осуществлять контроль за выполнением этого условия. Переход права на товарный знак, в том числе его передача по договору или в порядке правопреемства должны быть оформлены в письменной форме и зарегистрированы в Казпатенте.
Владелец свидетельства на товарный знак может производить рядом с товарным знаком предупредительную маркировку в виде латинской буквы R, либо словесных обозначений «тауар танбасы», «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак», указывающую на то, что используемое обозначение является зарегистрированным в Республике Казахстан товарным знаком.
Наименование места
Регистрация наименования места происхождения
товара и предоставление права использования
наименованием места
Владелец права пользования
наименованием места
Товарный знак и наименование места происхождения товара являются действенным инструментом конкуренции. При этом, если наименование места происхождения всегда гарантирует особые элитарные, иногда уникальные свойства товара, то товарному знаку для выполнения этой роли необходимо максимально долгое время сохранять к маркируемому им товару интерес, благодаря постоянному повышению качества товара. Предприятия, экспортирующие продукцию, должны понимать, что ее обозначение защищенными в стране поставки товарными знаками и наименованиями мест происхождения товаров будет определяющим в формировании к изготовителю и товару интереса со стороны торговых партнеров, идеальным средством проникновения на внешний рынок и укрепления на нем своих позиций. Например, зарекомендовали себя как товары высоко качества, выпускаемые надежными и добросовестными изготовителями изделия стран СНГ, реализуемые на внешнем и внутреннем рынке с товарными знаками: «Беларусь» (тракторы), «Зенит» (фототовары), «Новая заря» (парфюмерия), «Лада» (автомобили), «Рахат» (конфеты), «Слава» и «Чайка» (часы) и др. Постоянным спросом у покупателей пользуются товары, сопровождаемые географическими обозначениями «Гжель», «Хохломская роспись», «Вологодские кружева», «Цимлянское игристое», «Ломоносовский фарфор», «Капчагайский фарфор» и др.
Следует иметь в виду, что предприятия, экспортирующие продукцию, должны заботиться о защите своих товарных знаков и наименований мест происхождения товаров, так как отсутствие такой защиты может привести к случайным коллизиям, являющимся следствием недобросовестной конкуренции. Что касается географических обозначений, среди которых могут быть выявлены и наименования мест происхождения товаров, то их неправомерное использование довольно широко распространено во всем мире. Иллюстрацией этого являются факты применения для водок и вин иностранными фирмами таких обозначений, как «Москва», «Русская водка», «Московская» (Бразилия, Португалия, Колумбия, Великобритания, Мексика), «Московита» (Аргентина), «Русская корона», «Белая русская водка» (США), «Крымское игристое».
Широкое применение товарных знаков
и наименований мест происхождения
товаров обеспечивает предприятию
и товару желаемую известность. Выполняя
функцию рекламного средства, эти
объекты расширяют возможности
коммерческой реализации товаров, увеличивают
число покупателей. Правовые, экономические
и организационные отношения, возникающие
в связи с охраной и
Патенты – это документ, свидетельствующий на исключительное право, признанное и зарегистрированное юридически. Патентное право позволяет владельцу использовать, производить, продавать и контролировать изделие, процесс или деятельность, на которые распространяется патент при невмешательстве со стороны других лиц. В частности, в торговле патент дает право владельцу заниматься закупкой, хранением, подработкой и реализацией товаров, т.е. торговой деятельностью. При выдаче патента взимается патентная пошлина.
Патентное право охраняет содержание произведения. Для охраны объектов промышленной собственности необходима их регистрация по установленной процедуре в соответствующих органах. Перечень объектов, охраняемых патентным правом, исчерпывающий. К объектам, регулируемым патентным правом относят:
- изобретение, если оно является новым и промышленно применимо или является известным устройством, способом, но имеет новое применение.
- промышленный образец – художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид;
- полезная модель – конструктивное выполнение составных частей;
- товарный знак и знак обслуживания – обозначения, позволяющие различать соответственно однородные товары и услуги разных юридических лиц или физических лиц;
- фирменное наименование – индивидуальное название юридического лица;
- «ноу-хау» - информация технического, организационного, служебного или коммерческого характера, имеющая коммерческую ценность в связи с неизвестностью ее третьим лицам.
Правовое регулирование
Лицензия – (от латинского – свобода, право) – разрешения, выдаваемым торговым организациям Министерством индустрии и торговли на осуществление внешнеэкономической торговой деятельности. Лицензии различаются по следующим признакам:
По субъектам:
- выдаваемые гражданам и юридическим лицам Республики Казахстан;
- выдаваемые иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства и международным организациям.
По объему деятельности:
- генеральные – на занятие определенным видом деятельности, выдаваемые без ограничения срока; допускается выдача генеральной лицензии на несколько видов деятельности, если тони входят в единый технологический комплекс;
- разовые – на совершение определенной хозяйственной операции в пределах разрешенного объема, веса или количества (в натуральном либо денежном выражении);
- операционные – на совершение определенной хозяйственной деятельности и операций, связанных с использованием валютных ценностей, определенных валютным законодательством.
По времени действия:
- постоянные – выдаваемые без ограничения срока;
- временные – выдаваемые на определенный срок.
По территориальной сфере
- действие которых ограничивается определенной территорией Республики Казахстан;