Пластиковая карта в механизме денежных расчетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 13:31, реферат

Краткое описание

Рынок пластиковых карт у нас в стране начал развиваться с конца 20 века, тем немее пластиковые карточки перестали быть для нас экзотикой и стали привычными в самых разнообразных сферах деятельности — при получении зарплаты, при поездках в командировку, при оплате товаров и услуг. Сегодня практически не осталось ни одного банка, который бы не предлагал разместить денежные средства на «пластик».

Файлы: 1 файл

2007.docx

— 43.34 Кб (Скачать)

2 - терминал  считывает данные с карты, кассир  набирает с клавиатуры сумму, оплачиваемую держателем;

3 - терминал  осуществляет авторизацию карты,  посылая запрос через эквайера в процессинговый центр и к эмитенту;

  1. - банк-эмитент подтверждает проведение сделки;
  2. - терминал списывает сумму покупки с банковской карты и оформляет слип (он подписывается держателем карты). Одновременно держатель карты получает купленный товар, экземпляр слипа и ему возвращается карта;
  3. - в конце каждого рабочего дня торговое предприятие передает слипы, оформленные за день, в обслуживающий его банк. Они документарно подтверждают проведенные операции;
  4. - банк-эквайер проверяет все слипы и перечисляет их общую сумму на расчетный счет торгового предприятия;
  5. - эквайер передает в процессинговый центр информацию о сделках с использованием банковских карт, эмитентом которых он не является;
  6. -процессинговый центр обрабатывает предоставленную информацию и проводит ее до сведения участников для проведения ими взаиморасчетов;
  7. - расчетный банк производит погашение взаимных обязательств банков-участников, списывая соответствующую сумму с ведущегося у него корсчета банка-эмитента и зачисляя ее на корсчет банка-эквайера;
  8. - эмитент списывает сумму покупки с учетом комиссионных со счета своего клиента.

 

Способ  авторизации определяется особенностями (технологией построения) платежной  системы и видом банковской карты.

Наибольшее  распространение получили карты  магнитной полосой, на которой выделяются три дорожки. Одна из них предназначена для перезаписи данных во время каждой операции по карте, а две другие используются для идентификационных целей. Перед выдачей клиенту такой карты на ее поверхности производится тиснение некоторых идентификационных характеристик: фамилия, имя, отчество клиента, номер его счета, образец подписи, срок действия и т.д. Эта же информация заносится на первую и вторую дорожки.

Таким образом, карта с магнитной полосой  используется лишь в идентификационных  целях и не несет информации о  текущем состоянии карточного счета и применяемых ограничениях. Ее технические характеристики таковы, что она не может нести в себе большой объем информации и имеет низкую степень защиты от несанкционированного доступа. Подобные недостатки преодолеваются при использовании следующего поколения карт — смарт-карт.

Смарт-карта  хранит в памяти информацию о состоянии  карточного счета и о нескольких последних сделках с картой. Такая карта многофункциональна, обладает высокой защищенностью от несанкционированного доступа и позволяет проводить авторизацию в режиме «off-line». В этом случае непосредственной связи торговой точки с процессинговым центром не требуется. Карта обменивается информацией с электронным терминалом, и происходит «распознавание», затем остаток средств по карте уменьшается на сумму покупки. В результате время для получения авторизации сокращается в несколько раз. В течение дня торговое предприятие представляет информацию о проведенных операциях в процессинговый центр. Он формирует реестр платежей по карточным операциям и доводит его до сведения всех участников. Обычно средства на счет торгового предприятия зачисляются эквайером в тот же день.

«Internet-banking»  можно считать разновидностью использования  технологии «банк – клиент», которая  означает прежде всего управление клиентами своими банковскими счетами не выходя из дому (конторы). Такая технология в ряде случаев позволяет работать в мультивалютном режиме, т.е. проводить операции в нескольких валютах (не считая, естественно, операций в национальной денежной единице).

Используемые  в сети Интернет технологии расчетов и платежей (т.н. цифровые деньги) образуют собой новый сегмент рынка  денег. Их можно условно разделить  на 5 видов, первые 3 из которых требуют  от клиента наличия кредитной  карты банка, а от продавца — наличия  договора с банком о приеме карт к оплате (рис. 8).

 




 



 


 



 

Рис. 8. Технология расчетов и платежей в сети Интернет.

 

  1.  Обмен открытым текстом. Это самый простой способ оплаты в Интернете - с помощью кредитной карты (как при заказе по телефону), с передачей по Интернету всей необходимой информации (номер карты, имя и адрес владельца) без каких-либо особых мер предосторожности. Минусы очевидны: информация легко может быть перехвачена и использована во вред владельцу карты. Этот способ сейчас практически не применяется.
  2. Использование шифрования информации. Это более защищенный вариант оплаты с помощью кредитной карты с передачей через Интернет всей информации с помощью защищенных протоколов сеанса связи. Хотя перехватить информацию во время трансакции практически невозможно, такая информация находится под угрозой несанкционированного к ней доступа на сервере продавца. Здесь существует также возможность подделки или подмены идентификационного номера как продавцом, так и покупателем.

3. Использование  удостоверений. Данный вариант  использования кредитной карты  в Интернете гораздо более  надежен, так как в этом случае применяются специальные защищенные протоколы обмена информацией с использованием удостоверяющих клиента и продавца цифровых сертификатов и цифровой подписи, исключающие отказ от выполнения условий соглашения и подмену идентификационных кодов.

  1. Клиринговые системы. При использовании клиринга в рамках Интернета клиент не обязан раскрывать магазину свои персональные и банковские данные. Вместо этого он лишь сообщает свой идентификатор или свое имя в системе, после чего магазин получает подтверждение или опровержение оплаты. Фактически гарантируется оплата магазину, при этом клиент передает свои данные один раз с помощью хорошо защищенных протоколов (не обязательно через Интернет) в систему, где они также надежно защищены. Деньги депонируются  в системе любым доступным клиенту способом. Система также эмитирует цифровые сертификаты, идентифицирующие клиента и продавца, и использует электронную цифровую подпись.
  2. Цифровые наличные. Революционным видом расчетов и платежей в Интернете являются цифровые наличные — очень большие числа (электронные файлы), которые и играют роль купюр и монет. Современные методы криптографии обеспечивают их надежную работу. Затраты на функционирование такой системы минимальные. Кроме того, цифровые наличные могут обеспечить полную анонимность, так как не несут никакой информации о клиенте, их потратившем. Вариантом цифровых наличных может быть цифровой чек. Цифровые наличные могут физически базироваться как в персональном компьютере, так и в smart-карте.

Российские  банки в последние годы заинтересовались возможностями Интернета. Это связано, прежде всего, с тем, что технология предоставления банковских услуг через Интернет позволяет примерно в 10 раз уменьшить издержки на выполнение банковских операций.

Системы «банк — клиент» нужны в  первую очередь самим банкам. Не всем, конечно, а тем, кто успешно  работает и расширяет свою клиентскую базу. В то же время оценить финансовую эффективность указанных систем для банков пока сложно.

С позиций  клиентов важнейшее преимущество электронных  банковских услуг — возможность получения любой информации в любое время суток (наряду с использованием других возможностей). Но в целом для клиентов банков (как физических, так и юридических лиц), главным фактором, сдерживающим их вступление в число пользователей подобных систем, остается размер оплаты услуг системы.

 

 

Список литературы

  1. Банковское дело: учебник / под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой, - 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 592 с.
  2. Банковское дело: учебник / О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева [и др.]; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2006. – 768 с.
  3. Банковское дело: современная система кредитования / под ред. О.И.Лаврушина. M.: КНОРУС, 2005.
  4. Банковское дело: учебник / под ред. Г.Г. Коробовой. М.: Юристъ, 2002.
  5. Электронные деньги и общество открытой сети. Перевод с английского, 1997. – 96 с.

Информация о работе Пластиковая карта в механизме денежных расчетов