Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 11:17, доклад
Однако, есть авторы, придерживающиеся другого мнения. Так, Ю.А. Данилевский и Л.Н. Овсянников, говоря о различиях между ревизией и тематической проверкой, аудит относят к последней. Задача осложняется тем, что ревизия бывает как внешняя (вневедомственная), так и внутренняя (ведомственная, и внутрихозяйственная). В зависимости от того, какие органы ее проводят, несколько меняется ее сущность. То же самое с аудитом
Отличие аудита от ревизии.
Отечественные ученые ведут споры о соотношении аудита и ревизии.
Так, Е.С. Дубоносов придерживается мнения, что аудиторская проверка является специальным случаем проведения ревизии. В свою очередь, А.В. Румянцев говорит о том, что “ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (департаментом финансового контроля и аудита Минфина РФ, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора Минфина РФ, Центральным банком РФ, аудиторскими фирмами)”.
Однако, есть авторы, придерживающиеся другого мнения. Так, Ю.А. Данилевский и Л.Н. Овсянников, говоря о различиях между ревизией и тематической проверкой, аудит относят к последней. Задача осложняется тем, что ревизия бывает как внешняя (вневедомственная), так и внутренняя (ведомственная, и внутрихозяйственная). В зависимости от того, какие органы ее проводят, несколько меняется ее сущность. То же самое с аудитом. Как было отмечено выше, внешнему (независимому) и внутреннему аудиту даже даны различные определения в нормативных документах. Исходя из этого, думается, будет правильным сравнить внешнюю ревизию с внешним аудитом, а внутреннюю ревизию – с внутренним аудитом. Итак, независимый аудит и вневедомственная ревизия. Обратившись к закону об аудиторской деятельности, видим, что п.4 ст.1 говорит о том, что аудит не подменяет и не заменяет государственный финансовый контроль, и наоборот. А вневедомственную ревизию проводят как раз органы государственного финансового контроля (в частности, Минфин РФ). Государственный финансовый контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти за хозяйственной и финансовой деятельностью экономических субъектов (органы такого контроля – Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, иные органы, а также их территориальные подразделения). Хотя аудиторская деятельность может охватывать все экономические организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, основными объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом аудита – собственность акционеров и инвесторов. Независимость – необходимое условие деятельности аудиторов, причем независимость аудиторов гораздо шире независимости государственных контролеров-ревизоров. При проведении аудита применяются специальные приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета. При проведении ревизионной проверки составления бухгалтерских (финансовых) отчетов, с определенными оговорками, могут быть использованы нормы и стандарты аудита. Так как аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, между ними имеется много общего, но имеются и принципиальные различия.
Отличие внешнего аудита от ревизии: 1. Цели.
Аудит – это выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности; оказание услуги, помощь, сотрудничество с клиентом. Ревизия – выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных.
2. Характер.
Аудит – предпринимательская деятельность. Ревизия – исполнительская деятельность, выполнение распоряжений.
3. Основа взаимоотношений.
Аудит – добровольное осуществление на основе договоров. Ревизия – принудительное осуществление по распоряжению вышестоящих (или государственных) органов.
4. Управленческие связи.
Аудит – горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним. Ревизия – вертикальные связи, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении.
5. Принцип оплаты услуг.
Аудит – платит клиент. Ревизию – оплачивает вышестоящее звено или государственный орган.
6. Практические задачи.
Аудит – улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента. Ревизия – сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.
7. Результаты.
Аудит – аудиторское заключение – документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Итоговая часть аудиторского заключения, содержащая запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликована.
Ревизия – акт ревизии – внутренний документ для контролирующего органа, который должен быть передан вышестоящему и другим органам. В акте отмечаются все выявленные недостатки, включая незначительные.
Далее рассмотрим отличие внутреннего аудита от внутрихозяйственной ревизии.
Практика аудиторских компаний свидетельствует, что очень мало российских компаний имеют в составе своего совета директоров комитеты по внутреннему аудиту. Это не отрегулировано и нормативно. Федеральный закон “Об акционерных обществах” не содержит не указаний на существование каких-либо подразделений в составе совета директоров, ни прямого запрета на их создание. Но закон не является препятствием для формирования комитета по аудиту в рамках совета директоров (хотя было бы весьма желательным внесение в текст закона поправки, содержащей прямое указание на возможность создания комитетов в рамках совета директоров). Этот закон, однако, содержит специальную статью, предусматривающую обязательное создание в акционерном обществе ревизионной комиссии в качестве органа контроля финансово-хозяйственной деятельности общества. В соответствии со ст.85 указанного закона, ревизионная комиссия обязана проводить ревизию финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества не реже одного раза в год по итогам годовой деятельности. Внеочередные проверки (ревизии) могут быть инициированы ревизионной комиссией общества, решением общего собрания акционеров, советом директоров или акционером (акционерами) общества, владеющим в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества. Ревизионная комиссия является лишь одной из форм внутреннего аудита, как сказано в российских стандартах аудиторской деятельности.
Хотя члены ревизионной комиссии не могут одновременно являться членами совета директоров общества, а также занимать иные должности в органах управления обществом, на них возложен ряд функций, сходных с теми, которые выполняют внутренние аудиторы, в том числе:
1
составление заключения, в котором
должны содержаться
2 осуществление контроля за выполнением требований документов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность общества;
3
установление полноты, своевременности
и достоверности отражения
4
совершенствование
Вместе с тем основная цель и фактическое содержание деятельности ревизионной комиссии являются более узкими, чем функции и полномочия внутреннего аудита и заключаются лишь в осуществлении контроля за соответствием финансово-хозяйственной деятельности общества требованиям российского законодательства.
Сравнение внутреннего аудита и внутрихозяйственной ревизии можно провести по следующим характеристикам:
1. По цели создания контрольного органа.
Цель создания внутреннего аудита определяется советом директоров либо исполнительным органом управления организации. В принципе целью внутреннего аудита является обеспечение удовлетворения потребностей менеджеров в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам. Менеджеры не имеют достаточного времени проверить исполнение управленческих решений и часто не обладают управленческими инструментами такой проверки. Следовательно, они не могут своевременно обнаружить недостатки и отклонения. Внутренние аудиторы помогают им – обеспечивают защиту от ошибок и злоупотреблений, определяют “зоны риска” и возможности устранения будущих недостатков или недостач, помогаю идентифицировать и “усилить” слабые места в системах управления и найти те принципы управления, которые были нарушены. Внутренние аудиторы обеспечивают управляющих любой информацией, касающейся компетенции этих специалистов.
При этом задачи внутреннего аудита определяются советом директоров либо исполнительным органом управления исходя из потребностей в части контрольной информации (информации для принятия управленческих решений), а также самостоятельно внутренними аудиторами исходя из специфики их работ.
Цель создания же ревизии определяется законодательством (Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ “Об акционерных обществах”, Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ “О производственных кооперативах”, Федеральный закон от 08.02.1998 №14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”); либо исключительно по решению участников общества (в обществах, имеющих менее пятнадцати участников) с ограниченной или дополнительной ответственностью.
Задачи ревизии также определяются законодательством, высшим органом управления (общим собранием участников хозяйственного общества или членов производственного кооператива), по решению совета директоров (наблюдательного совета), по решению не менее чем 10 % участников общества (членов кооператива), а также самостоятельно ревизором или ревизионной комиссией (на заседаниях).
2. Субъекты, проводящие финансовый контроль.
Внутренними аудиторами всегда являются работники, находящиеся в штате организации. Численность внутренних аудиторов определяется советом директоров или контрольным органом.
Ревизором же могут быт лица, как состоящие, так инее состоящие в штате организации (не связанные служебными отношениями с руководством). Но, в производственных кооперативах при числе членов более двадцати в состав ревизионной комиссии могут быть включены только члены кооператива. Численность ревизоров определяется исключительно общим собранием акционеров.
3.
Взаимоотношения контрольного
Внутренние аудиторы могут подчиняться либо исполнительному органу, либо аудиторскому комитету совета директоров. Начисление заработной платы аудиторам производится по штатному расписанию.
Орган же внутрихозяйственной ревизии (ревизионная комиссия или ревизор) не подчинен не совету директоров, ни исполнительному органу. Размеры и порядок оплаты труда ревизорам определяются общим собранием собственников.
4.
Компетенция и порядок
Компетенция и требования к квалификации внутренних аудиторов определяются советом директоров либо исполнительным органом управления, документально закрепляются в Уставе и детализируются в Положении об отделе (бюро, секторе и т.п.) внутреннего аудита, а также в Стандартах внутреннего аудита. Порядок деятельности внутреннего аудита определяется, документально закрепляется и утверждается советом директоров либо исполнительным органом.
Компетенция же ревизоров определяется законодательством, а также высшим органом управления (требования к квалификации персонала определяются исключительно общим собранием), закрепляется в Уставе и детализируется в Положении ревизионной комиссии (ревизоре). Порядок деятельности ревизоров определяется высшим органом управления, документально закрепляется и им же утверждается. Например, ревизионная комиссия (ревизор) имеет право требовать наложения взысканий на работников за выявленные нарушения.
5. Отчетность и срок полномочий контрольного органа.
Внутренние аудиторы отчитываются только перед советом директоров либо перед исполнительным органом компании. Срок полномочий внутренних аудиторов определяется советом директоров либо исполнительным органом. Например, отдел внутреннего аудита может быть ликвидирован в любой момент по решению совета директоров либо исполнительного органа.
Ревизоры же отчитываются перед общим собранием участников акционерного общества либо общим собранием членов или наблюдательным советом производственного кооператива. Срок полномочий органа ревизии в его определенном составе (т.е. период до переизбрания его субъектов) определяется общим собранием участников общества или членов производственного кооператива ( обычно от 1 года до 5 лет), закрепляется в Уставе и Положении о ревизионной комиссии (ревизоре). В любое время высший орган управления вправе изменить состав (кадровый, структурный, количественный) органа внутрихозяйственной ревизии, внеся соответствующие поправки в Устав.
6.
Ответственность контрольного
Внутренние аудиторы несут ответственность только перед советом директоров либо исполнительным органом за качество и своевременность выполнения должностных обязанностей, а также за превышение полномочий.
Ревизоры же несут ответственность перед общим собранием участников акционерного общества (членов производственного кооператива) за качество и своевременность выполнения своих служебных функций, и превышение полномочий.
7.
Планирование и организация
Планы и порядок работ внутренних аудиторов определяются главным внутренним аудитором по согласованию с аудиторским комитетом совета директоров либо исполнительным органом (либо исключительно органами управления). Утверждает планы работ совет директоров либо исполнительный орган.
Планы и порядок работ внутренних ревизоров определяются на заседаниях ревизионной комиссии, утверждаются председателем ревизионной комиссии. Проверка по итогам финансово-хозяйственной деятельности за год обязательна.
8.
Основные результаты
Результаты деятельности внутренних аудиторов отражаются в отчетах и заключениях по форме, утверждаемой советом директоров либо исполнительным органом. Содержание отчетов (заключений) отвечает целям и задачам проведенных проверок. Представляются рекомендации по устранению недостатков и совершенствованию различных сторон управления организацией.Результаты деятельности ревизоров определяются следующим образом. По итогам проверок финансово-хозяйственной деятельности за год на основании акта ревизии составляется заключение, в котором должны содержаться: