Особенности учёта в строительстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Тема доклада «Особенности учёта в строительстве». Для рассмотрения доклада будут раскрыты: понятие капитального строительства; учётная политика строительных организаций; отношения между заказчиком и подрядчиком, субподрядчиком; документальное оформление строительно-монтажных работ; особенности строительного производства; затраты, возникающие в строительстве; а также осуществление строительства хозяйственным и подрядным способом.

Оглавление

Введение_____________________________________________________3-4

Глава I Особенности строительного производства и документальное оформление выполнения строительно-монтажных работ.

1.1. Особенности строительного производства и его значение.

Учетная политика строительной организации._____________________ 5-12

1.2. Документальное оформление строительно-монтажных

работ._______________________________________________________12-15





Глава II Особенности бухгалтерского учёта в строительстве.

2.1. Формирование затрат в строительстве и их учёт.______________16-23

2.2. Учёт расчётов с заказчиками по выполненным строительно-монтажным работам. Учёт финансовых результатов

в строительстве.________________________________________23-26

2.3. Учёт затрат на строительство хозяйственным и подрядным

способом. ___________________________________________________26-28

Заключение___________________________________________________29

Файлы: 1 файл

Доклад.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

          Стр.                                                                                                       

 

Введение_____________________________________________________3-4

Глава I Особенности строительного производства и документальное                         оформление выполнения строительно-монтажных работ.

1.1.           Особенности строительного производства и его значение.

Учетная политика строительной организации._____________________   5-12

1.2.           Документальное оформление строительно-монтажных

работ._______________________________________________________12-15

 

 

Глава II  Особенности бухгалтерского учёта в строительстве.

2.1.    Формирование затрат в строительстве и их учёт.______________16-23

2.2.    Учёт расчётов с заказчиками по выполненным строительно-монтажным работам. Учёт финансовых результатов

в строительстве.________________________________________23-26

2.3.           Учёт затрат на строительство хозяйственным и подрядным

способом. ___________________________________________________26-28

Заключение___________________________________________________29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Тема доклада  «Особенности учёта в строительстве». Для рассмотрения доклада будут раскрыты: понятие капитального строительства; учётная политика строительных организаций; отношения между заказчиком и подрядчиком, субподрядчиком; документальное оформление строительно-монтажных работ; особенности  строительного производства; затраты, возникающие в строительстве; а также осуществление строительства хозяйственным и подрядным способом.

Данные статистики социально – экономического развития Западно-Казахстанской области в январе-декабре 2008 года показали, что в строительной деятельности объём выполненных строительных работ в январе-декабре составил 57 млрд. тенге, что на 5,5% выше объёма 2007 года.

Собственными силами крупных и средних строительных организаций выполнен объём подрядных работ на 43,8 млрд. тенге, что в 1,3 раза превышает объём 2007 года. В сельской местности выполнено  79,3% (34,8 млрд. тенге).

Более 60% подрядного объёма выполнено частными предприятиями, 38,1% - предприятиями иностранной формы собственности, 1,5% - государственными.

В структуре строительных работ преобладают строительно-монтажные работы - 86%. На долю капитального ремонта приходится 3,5%, на текущий ремонт - 3% всех строительных работ.

В январе – декабре 2008 года застройщиками введено в действие 1636  объектов на 20,5 млрд. тенге, из них 1412 объектов жилого и 224 объекта нежилого назначения. Введено в эксплуатацию 89 объектов торговли и услуг, 61 – транспорта и связи, 9 – здравоохранения.

В январе-декабре 2008 года на жилищное строительство направлено 8,9 млрд. тенге или 4% от общего объёма инвестиций.

По области введено 2195 квартир общей площадью 218,7 тыс.кв. м, где основной объём занимает индивидуальное жилищное строительство (62,6%). В сельской местности введено 41,6 тыс.кв. м. жилья или 19% от общего объёма ввода.

Наибольшие площади построенных жилых домов приходятся на город Уральск (70,2%), Бурлинский (11%) и Зеленовский (10,5%) районы.

Особенностью строительной деятельности является её продолжительность. Период от даты подписания договора строительного подряда до даты его исполнения может составлять несколько лет, и обычно охватывает несколько отчётных периодов. Поэтому одной из главных задач бухгалтерского учёта по строительной деятельности является достоверное определение затрат по каждому отчётному периоду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1  

1.1.Особенности строительного производства и его значение. Учётная        политика строительной организации.

 

 

Технология строительного производства имеет ряд специфических особенностей, которые оказывают влияние на организацию аналитического и синтетического учёта хозяйствующих субъектов.

Продукция строительства непосредственно связана с землёй. В ходе строительства изготавливаемая продукция  остаётся на месте, а бригады рабочих и строительная техника переходят на новые объекты. Перемещение рабочей силы и строительной техники требует дополнительных расходов. Отдельные расходы (на демонтаж и монтаж строительных машин и механизмов и др.) предварительно собираются в учёте с последующим распределением по соответствующим периодам и объектам учёта. Товарные отношения в строительстве возникают до начала производственного процесса. Данная специфика отражается на ценообразовании, издержках производства строительных организаций и связана для генерального подрядчика с серьёзным риском, особенно в условиях инфляции и эскалации (роста) цен на средства производства.

Для изготовления единицы продукции в строительном производстве требуются сравнительно длительные сроки, которые могут составлять несколько лет и охватывать несколько отчётных периодов.

В строительном производстве имеются большие остатки незавершённого производства, которые образуются вследствие продолжительности производственного периода  и одновременности ведения работ на многих объектах.

Существенную роль на формирование организационно-технологической специфики строительного производства оказывают особенности её основной продукции:

- стационарность или пространственная неподвижность объектов строительства, их прикрепленность  к земле, с которой они составляют единое целое, из чего следует совпадение мест производства и эксплуатации строительной продукции;

-    архитектурно-конструктивная сложность, значительные габариты и масса объектов строительства;

- многообразие, вызванное индивидуальностью и мелкосерийностью строительной продукции, проявляющееся в различиях возводимых объектов по производственным и эксплуатационным характеристикам, форме, размерам и внешнему облику.

Эти основные особенности продукции строительства оказывают большое влияние на технологию и условия её производства,  что приводит к значительным отличиям системы производственного учёта строительных предприятий от системы учёта предприятий других отраслей экономики.

Специфика осуществления строительных работ заключается в разнообразии предметов труда, используемых при возведении зданий и сооружений, реконструкции и расширении основных производственных фондов.

Большое влияние на процесс строительства оказывает осуществление работ в открытой местности, в изменяющихся метеорологических условиях.

При производстве строительно-монтажных работ в зимнее время возникают  дополнительные затраты труда, материалов, а также тепловой и электрической энергии, которые необходимо отражать на счетах бухгалтерского учёта.

На строительных площадках хранится большое количество материалов открытого хранения (кирпич, песок, гравий, щебень и др.). Нахождение их продолжительное время на открытом воздухе при воздействии метеорологических условий часто приводит к снижению их потребительской стоимости.

В течение месяца материалы открытого хранения расходуются без оформления документами. В целях правильного отражения в учёте фактического расходования материалов ежемесячно проводится инвентаризация. Это требует дополнительных затрат  рабочего времени на определение ежемесячного расхода материалов, списание естественной убыли.

В некоторых случаях строительство осуществляется в сложных условиях: на территории действующих предприятий, в недоступных для транспорта местах, вблизи линий электропередач и т.п.

Кроме того, отдалённость строительных площадок друг от друга, основного месторасположения строительной организации, её центральных складов, а часто и от крупных населённых пунктов обусловливает высокую значимость транспортных связей между ними и резкое возрастание затрат на текущую транспортировку рабочей силы и строительных материалов к месту проведения строительно-монтажных работ. При невозможности подключения к централизованным линиям электро- и теплопередачи, газо- и водоснабжения возникает необходимость организации  на строительных площадках собственных вспомогательных и обслуживающих производств.

Также довольно часто возникает необходимость возведения на строительной площадке объектов жилищного и социально-бытового обслуживания рабочих: спальных помещений, столовых, прачечных, душевых, которые после завершения производственного процесса подлежат разборке и демонтажу. На время строительства, как правило, возводят временные складские помещения, специальные производственные приспособления и устройства. Многочисленность временных объектов, их большая роль в организации нормальных условий труда, значительные суммы затрат на их создание, содержание и демонтаж приводят к характерному только для строительства обособлению учёта временных зданий и сооружений в составе расходов основного производства.

Широкое распространение в строительном производстве получила практика привлечения на условиях текущей аренды строительных машин и оборудования, находящихся в распоряжении управлений механизации. Порядок взаиморасчётов и включения в стоимость строительства расходов на содержание и эксплуатацию этих машин зависит от условий, на которых их предоставляют  строительной организации: в порядке субподряда на выполнение законченного цикла строительных работ, в форме услуг по выполнению отдельных механизированных работ, в форме обычной аренды строительной техники без обслуживающего персонала.

Строительство  отличается также сложностью производственных связей. На строительной площадке одновременно работают общестроительные, специализированные, пусконаладочные и другие службы. Технологический процесс производства осуществляется под руководством ведущей строительной организации (генерального подрядчика).

Генеральный подрядчик отвечает перед заказчиком  за весь ход строительства, включая ввод объекта в эксплуатацию, независимо от того, осуществляет ли он весь объём строительно-монтажных работ собственными силами или же привлекает для выполнения отдельных видов работ другие специализированные строительные организации- субподрядчиков. В зависимости от длительности производственных связей с генеральными подрядчиками различают постоянные и мобильные субподрядные фирмы. Постоянные имеют длительные производственные связи. Мобильные имеют характер подвижного формирования. Такие организации создаются в составе крупных строительных фирм для выполнения периодически резко возрастающих объёмов работ в отдельных регионах республики (как резервная мощь). 

Взаимоотношения между  заказчиками и генеральной подрядной строительной  организацией регулируются договором подряда. Этот договор отличается от других договоров тем, что при подряде создаётся объект или другой материальный результат, который передаётся от подрядчика к заказчику, но предметом договора выступает не этот результат, а услуги по его созданию, улучшению и другие строительно-монтажные работы. Заключению договора предшествует получение строительной организацией от заказчика специальной проектно-сметной документации, на основе которой определяют объём, сроки и порядок осуществления строительно-монтажных работ, договорную стоимость строительства.

Различают договора строительного подряда с фиксированной и открытой ценой.   

По договору с открытой ценой подрядчику возмещают фактические затраты, непосредственно связанные с выполнением  строительных работ, в суммах допускаемых заказчиком, включая оговорённое вознаграждение, которое определяют либо как фиксированный процент к затратам, понесённым подрядчиком, либо как фиксированную сумму, выплачиваемую сверх этих затрат. Свободные (открытые) цены на строительную продукцию могут применяться в условиях конкуренции подрядных  организаций при безусловном соблюдении всех процедур подготовки и проведения торгов на получение подряда

По договору с фиксированной ценой стороны соглашаются на твёрдую цену (стоимость) строительных работ, либо на установленную стоимость единицы выполненной работы с оговоркой о скользящей цене. Основой для определения фиксированных цен служит действующая  система сметных нормативов с учётом конкретных условий договора и индексов изменения цен на потребляемые ресурсы.

Различия в цене строительного производства влияют на организацию учёта, так как они усложняют процесс создания и использования нормативной документации.

Строительной продукцией являются: здания, сооружения, производственные  мощности, жилищные дома, объекты культурно-бытового назначения и др. Стоимость строительства определяется сметами. Смета-расчёт общественно необходимых затрат на строительство объектов, т.е. цена строительной продукции.

При разработке смет используются сметные нормы расхода материалов, конструкций, деталей, затраты труда, рыночные цены на материалы, нормы накладных расходов и прочее. При составлении проектно-сметной документации используются данные бухгалтерского учёта.

Когда работу выполняют в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу договорного обязательства и становится неотъемлемой частью договора с момента подтверждения её заказчиком. Если в договоре установлена твёрдая цена, подрядчик не вправе требовать её увеличения, а заказчик - уменьшения, в том числе и в случаях, когда при заключении договора исключалась возможность предусмотреть полный объём подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. Однако при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, представленных подрядчиком, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование- расторжение договора. В ходе исполнения договорных обязательств подрядчик может нести расходы, не предусмотренные сметой, для этого в договорах необходимо предусматривать статью и процент непредвиденных расходов. В случаях, когда заказчик не согласен с включением суммы непредвиденных расходов подрядчика в стоимость работ, данные расходы будут компенсироваться за счёт собственных средств подрядчика.

От условий, оговорённых в договоре, во многом зависит дальнейшая организация производственного процесса и оформление учётных записей при выполнении строительных работ.

В строительстве применяется позаказный метод учёта затрат. В состав строительства как крупной отрасли материального производства входят в качестве отдельных отраслей промышленное, жилищное, сельскохозяйственное строительство и т.д. 

 

Учётная политика-это долговременная политика в области бухгалтерского учёта, анализа, аудита, которая разрабатывается каждым предприятием самостоятельно и представляет совокупность способов, принимаемых руководителем субъекта для ведения бухгалтерского учёта и раскрытия финансовой отчётности в соответствии с их принципами и основами.

Формирование учётной политики состоит из следующих этапов: 

o        определение объектов учёта, в отношении которых должна быть разработана учётная политика;                                                                                                                                      

o        выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учёта;

o        выбор и обоснование исходных положений построения учётной политики;

o        идентификация потенциально пригодных для применения предприятием способов  ведения бухгалтерского учёта по каждому приёму метода учёта и для каждого объекта учёта;

o        отбор способов ведения бухгалтерского учёта, пригодных для применения предприятием;

o        оформление избранной учетной политики.

Примерный перечень разделов учётной политики строительных организаций:

1.      Общие положения

2.      Управление, организационная структура;

3.      Система бухгалтерского учёта и внутреннего контроля;

4.      Бухгалтерские документы и сроки их хранения;

5.      Инвентаризация;

6.      Учёт основных средств;

7.      Учёт нематериальных активов;

8.      Учёт материальных ценностей;

9.      Учёт денежных средств;

10. Труд и заработная плата;

11. Дебиторская задолженность и другие активы;

12. Учёт инвестиций;

13. Собственный капитал;

14. Учёт затрат на производство и калькулирование себестоимости  строительной продукции (работ, услуг);

15. Расходы периода;

16. Реализация, доходы, цены;

17. Отчётность;

18. Пояснительная записка;

19. Рабочий план счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности строительной организации.

 

 

1.2.Документальное оформление выполнения строительно-монтажных работ.

 

Учёт затрат на производство строительно-монтажных работ ведут по каждому объекту строительства (зданию, сооружению), входящему во внутрипостроечный титульный список и имеющий отдельный проект и смету.

Регистром оперативного учёта выполненных объёмов строительно-монтажных работ на объекте в натуральном и стоимостном выражении является журнал учёта выполненных работ (ф. КС-6), который ведёт руководитель участка.

Журнал выдают начальнику строительного участка ещё до начала работ. В нём содержатся данные об объёмах работ, подлежащих выполнению, в разрезе конструктивных элементов и видов, которые приводят в последовательности их выполнения. В журнале должны также приводиться данные о сметной величине прямых затрат (единичных расценках) на указанные работы, сумме накладных расходов и накоплений, которые в совокупности составляют сметную стоимость строительно-монтажных работ.

По мере окончания каждого вида работ на объекте на основании замеров их отражают в журнале в натуральном и стоимостном выражении против соответствующих наименований конструктивных элементов и видов работ.

Данные журнала используют в процессе строительства для составления отчётности о выполнении плана строительно-монтажных работ, заполнения соответствующих данных отчёта об использовании основных, строительных материалов (ф. № М-29), контроля за объёмами работ, выполненными строительными машинами и автотранспортом, а также отражёнными в документах по начислению заработной платы рабочим.

Для определения объёмов незавершённого строительного производства необходимо проводить ежемесячную инвентаризацию остатков всех работ, выполненных строительной организацией и не подлежащих сдаче заказчику. Данные инвентаризации фиксируют в акте ф. № КС-7. Указанные в акте данные об объёме и сметной стоимости незаконченных конструктивных элементов и видов работ подлежат утверждению главным инженером строительной организации.

   На основе данных оперативного учёта объёмов выполненных строительно-монтажных работ и актов инвентаризации незавершённого строительства должна составляться справка о сметной стоимости выполненных работ типовой формы №3. Такую же справку должны предоставлять генеральному подрядчику субподрядные организации по выполняемым работам.

Строительные организации чаще всего заключают договоры с заказчиком на условиях оплаты по мере выполнения отдельных этапов и видов работ. В таких случаях после завершения отдельного этапа или вида строительно-монтажных работ при участии заказчика оформляют промежуточные акты приёмки выполненных работ по форме № КС-2а или № КС-2б, в которых отражают объёмы выполненных и принятых заказчиком строительно-монтажных работ.

Кроме того, заказчик отдельно принимает по мере завершения все подготовительные и скрытые строительные работы, отражая результаты приёмки в актах типовой формы № КС-4 и № КС-5.

На основе этих актов рассчитывают суммы причитающегося дохода строительной организации за отчётный период по выполненным и принятым работам и выставляют счета заказчику.

Одновременно фактические затраты на производство принятых объёмов работ списывают на расходы по реализации строительной продукции

Таким образом, в составе незавершённого производства строительных организаций числятся лишь затраты по ещё незаконченным и несданным заказчику видам строительно-монтажных работ.

Отношения сторон, связанные строительством, закрепляются в письменной форме договором строительного подряда.

Договор подряда - это контракт, специально предусматривающий строительство объекта или комплекса объектов, которые взаимосвязаны по их конструкции, технологии и функциям, или по конечному назначению. Это договор, по которому подрядчик обязуется выполнить за свой риск строительные работы по заданию заказчика, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять и оплатить выполненные работы.

Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какой из сторон надлежит предоставить соответствующую документацию.

Договор строительного подряда обычно заключаются на капитальное строительство объектов, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение.

Определение фактической себестоимости сданных работ и величины остатков незавершённого производства, а также причитающейся суммы дохода возможно путём использования методики, предложенной в СБУ 12 «Договоры подряда на капитальное строительство», МСФО 11 «Договоры на строительство». Величину фактической себестоимости сданных работ и величину остатков незавершённого производства можно определить следующим образом:

1.      на основе фактически понесенных затрат на выполнение законченного цикла работ, при этом договорная стоимость выполненных работ может быть определена с учётом уровня рентабельности строительного производства, запланированного при заключении договора подряда;

2.      на основе фактически понесенных затрат на конец периода за вычетом сметной или плановой себестоимости работ, остающихся в составе незавершённого производства;

3.      на основе сметной себестоимости выполненных и сданных работ, при этом договорную стоимость определяют в том же соотношении с величиной договорной стоимости всего заказа. Что и сметную стоимость выполненных работ, по отношению к сметной стоимости всего заказа.

 

Объекты, расчёт по которым осуществляют после окончания всех строительно-монтажных работ и принятия объектов в эксплуатацию, до их приёмки заказчиком числятся в составе незавершённого производства генподрядной строительной организации. Принятие работы субподрядных строительных организаций у генерального подрядчика отражают в составе незавершённого производства, а у субподрядной организации могут быть отражены как выполненные и реализованные работы или же, как незавершенное строительство до сдачи этих работ генподрядной организацией заказчику, в зависимости от условий субподрядных договоров.

Приёмку законченных строительных объектов оформляют актом приёмки выполненных работ ф. КС-2, а по объектам жилищно-гражданского назначения актом их приёмки в эксплуатацию.

На основании этих документов строительная организация отражает окончательные операции по признанию доходов и расходов по договору подряда, а заказчик отражает договорную стоимость принятых объектов в составе капитальных вложений по приобретению основных средств, их расширению, модернизации или капитальному ремонту на соответствующих субсчетах счета 2930 «Незавершенное строительство». Законченные строительные объекты после получения разрешения от государственных органов (пожарных, санитарно-эпидемиологических, энергоснабжающих и т.п.) могут быть введены в эксплуатацию и подлежат учёту на счетах основных средств.             

Глава 2

 

2.1.Формирование затрат в строительстве и их учёт.

 

 

Особенности строительного производства порождают формирование  отдельных видов хозяйственных  операций и производственных затрат, отражение которых в бухгалтерском учёте имеет свои отличия.

 

Материальные затраты

Синтетический учёт наличия запасов строительных материалов подрядные организации ведут на следующих активных, основных, инвентарных счетах подраздела 1300 «Запасы»: 1310 «Сырьё и материалы», 1350 «Прочие запасы», который подразделяется на: 1351 «Полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали», 1352 «Топливо», 1353 «Тара и тарные материалы», 1354 «Запасные части», 1355 « Прочие материалы», 1356 «Материалы, переданные на переработку», 1357 «Строительные материалы».

При производстве строительно-монтажных работ потребляется большое количество материалов открытого хранения. Эти материалы хранятся на открытых площадках и числятся в подотчёте материально ответственных лиц (прорабов, мастеров, кладовщиков). При отпуске этих материалов в производство строительно-монтажных работ подсчёт или взвешивание не производится, и первичный документ не выписывается.

Фактический расход материалов на выполнение строительно-монтажных работ по объектам отражается в учётных регистрах (в журнале-ордере №10 и в ведомости по учёту движения материалов) на основании материальных отчётов по ф. М-19 и годовых оборотных ведомостей. При этом расход материалов открытого хранения, количество, объём или вес которых нельзя установить точно в момент их использования в производстве, определяется путём проведения инвентаризации остатков неизрасходованных материалов на конец отчётного месяца проводимой комиссией с участием работника бухгалтерии. Результаты инвентаризации оформляются Актом об остатках и на списание израсходованных материалов открытого хранения по форме М-22.

В акте отражаются: наименование материалов в разрезе номенклатурных номеров, остаток на начало месяца, приход за месяц, отпуск на сторону, в переработку и внутреннее перемещение, фактическое наличие и фактический расход. Остаток на начало месяца и поступление материалов за месяц проставляются на основании данных учёта, проверенных бухгалтерией и приходных материальных документов, а фактическое наличие - на основании инвентаризации.

Расход материалов по данным инвентаризации определяется следующим образом: к остаткам на начало месяца добавляется поступление за месяц и из полученной суммы вычитается остаток на конец месяца.

Отпуск материалов закрытого хранения со складов в основное и вспомогательное производство осуществляется в соответствии с графиком производства работ по лимитно-заборным, лимитно-нормативным картам. Многие организации не используют лимитную документацию и не ограничивают отпуск материалов в производство. Однако списание материалов в состав производственных затрат проводят в строгом соответствии с действующими нормами расхода материалов.

Расход материалов на хозяйственные нужды, а также внутреннее перемещение материалов, их отпуск на сторону оформляют накладными-требованиями на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (ф. №М-11), а при перевозке автотранспортом – товарно-транспортными накладными.

Данные о фактическом расходе материалов в ф. №М-29 должны совпадать с соответствующими данными материального отчёта ф. М-19. Материальный отчёт служит основанием для списания основных и вспомогательных материалов на производство строительно-монтажных работ.

Отклонения фактической себестоимости материалов от учётных цен определяют по данным ведомости №10 «Движение материалов в денежном выражении» в общеустановленном порядке. При этом фактическую себестоимость израсходованных на производство материалов можно определять одним из методов, предлагаемых Стандартами бухгалтерского учёта: метод средневзвешенной стоимости, ЛИФО, ФИФО, метод сплошной идентификации.

Стоимость оборачиваемых материалов, которые используют неоднократно и возвращают после окончания производственного процесса, относят на затраты производства частями. К оборачиваемым материалам относят шпалы, строительные подмостки, деревянную и железную опалубку т.п.

 

 

Расходы по оплате труда

 

 

Заработная плата основных производственных рабочих в строительных организациях исчисляется с использованием сдельной и аккордной формы оплаты труда, а на небольших хозяйствующих субъектах широко применяют и повременную форму оплаты. Применение различных форм оплаты в строительстве порождает использование различных первичных документов по учёту выработки и рабочего времени: наряды, аккордные наряды, ведомости выработки, сменные рапорты, путёвые листы, листки на доплату, табели рабочего времени и другие. В этих документах находят своё отражение нормы  времени и нормы выработки, используемые в строительном производстве.

Основой особенностей организации учёта затрат на оплату труда основных строительных рабочих является то, что в состав прямых расходов на оплату труда, отражаемых на счёте 8112 «Оплата труда производственных рабочих» включается только основная заработная плата рабочих-строителей, а дополнительная заработная плата строителей включается в состав накладных расходов.

Для расчёта заработной платы при сдельной оплате труда необходимы данные о выработке. Выработка – это количество выполненных строительно-монтажных работ или продукции за какой–либо отрезок времени. Основными первичными документами по учёту выработки и заработной платы строительных рабочих являются наряды на сдельные (аккордные) работы, табель-расчёт, доплатные листки и другие документы.

Дифференциация оплаты труда работающих производится по профессии, квалификации, разрядам, степени сложности и условиям выполняемых работ. Конкретные тарифные ставки рабочих и должностные оклады служащих устанавливаются предприятиями в коллективных договорах.

В строительстве применяется два вида нарядов: обычный и аккордный. В обычном  наряде     производится описание работ, подлежащих выполнению, указываются единицы измерения работ, нормы и расценки. В аккордном наряде приводятся полный комплекс отдельного вида работ и расценка на укрупнённый измеритель, рассчитанный на основе калькуляции.

Наряды-задания применяются в условиях коллективного подряда. В них указываются наименование строительного объекта, сметная стоимость работ, трудоёмкость, заработная плата и другие данные.

В случаях отклонения от нормальных условий работы могут производиться доплаты к действующим расценкам, которые оформляются в листках на доплату. Они выписываются бригаде или рабочему на каждый вид доплат и в них делается ссылка на номер основного документа (наряда). Для учёта простоев предназначен специальный документ – листок учёта простоев. На обнаруженный в производстве окончательный брак составляется Акт о браке.

Наряды выписываются до начала строительных работ. В наряде, выдаваемом рабочим, заполняются графы, относящиеся к заданию: установленные по плану сроки начала и окончание работ; описание работ и условий производства; общее количество работ, подлежащих выполнению; норма выработки и расценки на заданные работы. По окончании работ в наряде отражается их объём. Наряды выдаются обычно на комплексы строительно-монтажных или ремонтно-строительных работ, исходя из расчёта выполнения их в течение платёжного периода (на месяц). Если объём работ, указанный в наряде, не завершён до конца месяца, наряд закрывается на объём фактически выполненных работ, а на оставшуюся часть выписывается новый наряд. К каждому наряду составляется табель – расчёт, в котором указывается: исполнители работ, их квалификационные разряды и количество часов фактически отработанных каждым рабочим, суммы заработной платы, причитающейся бригаде за фактически выполненный объём строительно-монтажных работ. Выполненные работы принимаются и закрываются их производителями (мастерами). Наряды подписываются после проверки нормировщиками, прорабами и передаются на утверждение главному инженеру строительной организации. Затем наряды вместе с табелем – расчётом и другими первичными документами передаются в бухгалтерию. Документы принимаются к учёту при наличии в них всех подписей. На основании этих документов производится начисление и распределение заработной платы между членами бригады.

Начисление заработной платы производится из расчёта тарифной ставки, соответствующей разряду рабочего. Тарифная ставка – это сумма заработной платы за единицу времени. Она предусмотрена за час работы и используется для установления сделанных расценок в соответствие  с действующей нормой времени или нормой выработки.

Общая сумма заработной платы распределяется пропорционально фактически отработанному каждым членом бригады времени и часовой тарифной ставки присвоенного ему разряда. Начисление заработной платы может осуществляться с применением коэффициента приработка. При этом сначала исчисляется заработная плата каждого члена бригады по тарифу путём умножения количества фактически отработанных часов в данном месяце на часовую тарифную ставку присвоенного ему разряда, затем определяется коэффициент приработка путём деления общей суммы заработка на общую сумму заработной платы по тарифу. Заработная плата каждого члена бригады исчисляется путём умножения его заработной платы по тарифу на коэффициент приработка.

Заработная плата между членами бригады может распределяться с учётом коэффициента трудового участия (КТУ).

КТУ – это обобщенная количественная оценка личного вклада каждого члена бригады в конечные результаты работы. При этом способе распределение заработной платы учитываются не только квалификация работника и фактически отработанное время, но и индивидуальные способности каждого, его отношения к труд0у и производству в качестве базового значения КТУ. Обычно берётся единица.

Для объективной оценки личного вклада в результаты коллективного труда необходимо вести Журнал учёта работы бригады. Решение по установлению членам бригады КТУ принимается решение бригады и фиксируется в протоколе собрания.

Заработную плату рабочих – повременщиков исчисляют согласно табелю за фактически отработанное время по тарифным ставкам или окладам.

Использование других форм оплаты труда в строительных организациях осуществляют в общепринятом порядке на основе индивидуальных рапортов о выработке или отработанном времени.

Дополнительную заработную плату рабочих отражают в составе накладных расходов. В составе накладных расходов учитывают и командировочные расходы, а также доплаты за разъездной характер труда, связанные с проведением работ на отдалённых строительных участках.

 

 

Учёт затрат на содержание строительных машин и механизмов

 

 

В строительных организациях применяют различные организационные  формы использования строительной техники. Она может находиться в непосредственной собственности строительной организации или же привлечена на условиях аренды (без обслуживающего персонала), или на условиях субподряда (вместе с обслуживающим персоналом) со стороны специализированных управлений механизации (УМ). Поэтому совокупные затраты по эксплуатации строительной техники складываются из затрат по эксплуатации собственных и арендованных машин и механизмов и из стоимости услуг УМ, выполненных в порядке субподряда.

Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов:

1.Единовременные расходы – это расходы, не зависящие от продолжительности эксплуатации строительных машин, механизмов и объёма работ, на перебазирование строительных машин и механизмов (погрузка, разгрузка, транспортировка машин): на монтаж, демонтаж, пробный пуск; на возведение и разборку вспомогательных и временных (нетитульных) приспособле6ний, необходимых для установки строительных машин (кроме затрат по устройству и разборке подкрановых путей под башенные краны, стоимость которых включается в объём строительно-монтажных работ в общем составе работ по объектам).

2.Текущие расходы – основная заработная плата рабочих, занятых управлением и обслуживанием машин (машинисты, механики, мотористы и др.), электроэнергии, топлива, смазочных и других вспомогательных эксплуатационных материалов; амортизация машин и механизмов; арендная плата за пользование машинами; затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт; затраты на содержание рельсовых, безрельсовых путей; затраты по перевозке материалов и строительных конструкций в пределах стройки, включая заработную плату по погрузке и разгрузке, а также затраты по вывозу и ввозу грунта и другие затраты, связанные с эксплуатацией строительных машин и механизмов.

Учёт затрат на содержание и эксплуатацию строительных машин должен обеспечить определение фактической величины этих затрат по видам машин и механизмов и оперативное выявление отклонений от установленных строительной организацией норм и нормативов.

Затраты по эксплуатации собственных и арендованных строительных машин и механизмов учитываются на счетах 8400 подраздела «Накладные расходы», к которым следует открыть субсчёт 2 «Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов».

В состав затрат по эксплуатации машин и механизмов входят:

- затраты материальных ресурсов, в том числе топливо и энергия на эксплуатационные цели:

Дт 8411   Кт  1310, 1350

- затраты по оплате труда работников, занятых управлением строительными машинами и механизмами (механиков, машинистов и т.д.):

Дт 8412   Кт  3350

- на сумму отчислений:

Дт  8413  Кт  3150, 3210

- амортизационные отчисления строительных машин:

Дт  8415  Кт  2420

- арендная плата за пользование арендными строительными машинами и механизмами:

Дт  8417  Кт  3360 

- затраты на техническое обслуживание и диагностирование строительных машин и механизмов:

Дт  8418  Кт  3390

- затраты на проведение всех видов ремонта:

Дт  8414  Кт  8310

 

Затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов зависят от времени их использования и объёмов выполненных при этом работ.

 

2.2.Учёт расчётов с заказчиками по выполненным строительно-монтажным работам. Учёт финансовых результатов в строительстве.

 

 

Учёт выполненных работ в физических объёмах и сметной стоимости по каждому объекту, по этапам выполненных работ ведут в специальном журнале. Основанием для записи служит обмер фактически выполненных работ, нормы и расценки.

Производственно-технические отделы строительных организаций периодически осуществляют контроль за правильностью определения объёмов работ. Объём работ, указанный в журнале, служит основанием для составления отчёта по форме № М-29.

Производители работ (начальники строительных участков) подрядных строительных организаций представляют заказчику журналы выполненных работ с данными за месяц с начала строительства и составляют справки формы №3 о стоимости выполненных работ и затрат по технологическим этапам и комплексам работ. В этой справке указывается объём выполненных работ в сметных ценах и затраты, возмещаемые сверх сметной стоимости.

Аналитический учёт расчётов с заказчиками подрядные строительные организации ведут в ведомости по учёту расчётов с покупателями и заказчиками. В ведомости записи производят по каждому предъявленному и акцептованному в текущем месяце счёту за  выполненные работы с указанием наименования заказчика, даты и номера счета-фактуры, причитающейся суммы за выполненную работу собственными силами, отдельно субподрядными организациями и компенсаций, возмещаемых заказчиками. В ведомости по мере оплаты счёта делается соответствующая отметка. В ней можно отражать удержанные суммы по счетам заказчиков за материалы, полученные подрядчиком при разборке и капитальном ремонте зданий и сооружений.

Синтетический учёт расчётов с заказчиками за выполненные строительно-монтажные работы ведётся на активных, основных, расчётных счетах подраздела 1200 «Краткосрочная дебиторская задолженность», который включает в себя счета 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков», 1280 «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность».

На счёте 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков» отражается информация о расчётах по предъявленным покупателям и заказчикам  и принятым банком к оплате расчётным документам за выполненные строительно-монтажные работы.

Суммы, по которым предъявлены расчетные документы заказчикам, отражаются:

       Дт 1210   Кт 6010 «Доход от реализации продукции и оказания услуг»

Сумма налога на добавленную стоимость отражается:

       Дт  1210  Кт 3130 «НДС» 

Списание фактической себестоимости выполненных строительно-монтажных работ производится записью:

Дт  7010 «Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг»

Кт  8110 «Основное производство»

 

Учёт расчётов с заказчиками (покупателями) за выполненные строительно-монтажные работы может осуществляться векселями.

Вексель – платежный документ строго установленной формы, содержащий одностороннее безусловное денежное обязательство.

Простой вексель (соло) – вексель, содержащий ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить по первому требованию или в определённое время в будущем обозначенную векселе сумму денег векселедержателю. Плательщиком по такому векселю выступает векселедатель, а третье лицо (трассат), который путём акцепта принимает на себя обязательство оплатить вексель.

Переводной вексель (тратта) – вексель, содержащий ничем не обусловленное предложение (приказ) векселедателя (трассанта) третьему лицу (трассату) уплатить первому векселедержателю (ремитенту)или по его приказу в определённое время в будущем, либо по предъявлению обозначенную в векселе сумму денег.

В простом и переводном векселе, который подлежит оплате сроком по предъявлении или в определенное время после предъявления, векселедатель может начислить проценты на сумму векселя.

Учёт финансовых результатов от сдачи строительно-мон6тажных работ определяется на счёте 5610 «Итоговая прибыль (убыток)». В дебет этого счета относятся расходы, то есть фактическая себестоимость затрат на строительно-монтажные работы, а также стоимость работ, выполняемых субподрядными субъектами по предъявленным ими счетам. По кредиту отражается договорная стоимость законченных объектов или работ, выполненных по договорам подряда, определённых по документам, служащим основанием для расчётов между заказчиками и подрядчиками.

В бухгалтерском учёте делаются следующие записи:

- списание расходов по фактической себестоимости выполненных    строительно-монтажных работ на уменьшение итогового дохода:

Дт  5610    Кт  7010

- списание доходов от строительно-монтажных работ на увеличение итогового дохода:

Дт  6010    Кт  5610

-   списание прочих доходов строительной организации:

Дт  6200    Кт  5610

-   списаны прочие расходы:

Дт  5610    Кт  7210, 7310

-   начислен корпоративный налог:

Дт 7710     Кт  3110

Списаны расходы по КПН на уменьшение итогового дохода:

Дт 5610     Кт  7710

- определён чистый доход, остающийся в распоряжении подрядной организации:

Дт  5610    Кт  5510

-    на сумму полученного убытка:

Дт  5510   Кт  5610

 

 

 

 

 

  2.3. Учёт затрат на строительство хозяйственным и подрядным способом.

 

Предприятия могут осуществлять строительно-монтажные работы собственными силами (хозяйственным способом) или же с привлечением для этих целей специализированные строительные организации на договорных условиях      ( подрядным способом).

Учёт затрат на строительство ведётся на счёте 2930 «Незавершённое строительство». Данный счёт по отношению к балансу является активным. Сальдо дебетовое, по дебету отражаются затраты, связанные с строительством, а по кредиту – списание этих затрат.

 

Строительство хозяйственным способом

 

Содержание операции

Дт

Кт

1

Начислена компенсация за отвод земли под строительство

2930

3390

 

2

Начислено за очистку территории и вывоз мусора

2930

3390

3

Начислено проектному институту за составление проектно-сметной документации

2930

3390

4

Начислено за юридические услуги

2930

3390

5

Списаны израсходованные строительные материалы

2930

1357

6

Начислена заработная плата строительным рабочим

2930

3350

 

7

Начислен социальный налог

2930

3150

8

Начислено социальное страхование

2930

3210

9

Списаны накладные расходы

2930

8410

10

Строительство завершено, объект введен в эксплуатацию

2414

2930

 

 

 

            

Строительство подрядным способом

 

Содержание операции

Дт

Кт

1

Перечислен аванс подрядчику под выполнение строительных работ

1610

1030

2

Подрядчик предъявил счёт за выполненные работы

2930

3310

3

Произведён зачёт ранее перечисленного аванса

3310

1610

4

Перечислен подрядчику окончательный платёж

3310

1030

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Организация и ведение бухгалтерского учёта в отраслях реального сектора экономики осуществляется на основе единых общепринятых принципов, регламентированных стандартами бухгалтерского учёта и методических рекомендаций к ним, Международными стандартами бухгалтерского учёта финансовой отчётности, Типовым планом счетов и выбранной учётной политикой.

Капитальное строительство как специфическая сфера материального производства, занимается созданием новых фондов, реконструкцией, модернизацией и капитальным ремонтом действующих объектов. Строительство отличается также сложностью производственных связей.

Таким образом, сложность строительной продукции, нецелесообразность объединения в одном хозяйствующем субъекте материальных и людских ресурсов привели к специализации строительной организации, а необходимость координации их деятельности при возведении определенного объекта – к выделению генерального подрядчика, имеющего соответствующую лицензию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29

 

Информация о работе Особенности учёта в строительстве