Особенности учета в Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 01:16, реферат

Краткое описание

Греция в целом до образования Македонской монархии не представляла единого центрального государства. Это была мозаика из самостоятельных государств - городов. Наиболее типичными государствами, характерными для рабовладельческого общества Древней Греции были Афины и Спарта. Афины характеризовались развитием частной собственности, рыночными отношениями, Спарта являлась своего рода образцом аристократического и военно-лагерного государства, поэтому особое внимание в нашей работе мы уделим Афинам.

Оглавление

1. Введение
2. Денежные расчеты
3. Первые банкиры
4. Государственный учет
5. Хранение денег
6. Учет в период эллинизма
7. Заключение

Файлы: 1 файл

особенности учета в древней греции.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

     Должностные лица, которые управляли общественными  фондами, в обязательном порядке  подвергались контролю и ревизии  по истечении сроков их полномочий. Они представляли на проверку свои отчеты палате “аудиторов” (ревизоров), полномочия которых вытекали из афинской конституции. Конституция не только регулировала использование общественных фондов, но и требовала соблюдения строгого бухгалтерского учета, а также проверки каждого служебного акта “аудиторами”. “Ревизоры” проверяли то, как должностные лица распоряжаются общественными фондами в соответствии с волей народа и существующими законами. Результаты их работы выносились на рассмотрение в суд.

     Должностные лица, до окончания проверки их отчетов, не имели права покидать страну. Им не разрешалось распоряжаться  своим имуществом, выносить на голосование решения или принимать поправки. Данные правовые требования делали управление общественными фондами более эффективным. Кроме того, должностным лицам надлежало хранить отчеты за полученные и потраченные суммы, авторитарные указы и другие документы в палате совета. Это требование предписывалось для проведения проверок тремя палатами государственных “ревизоров”.

     “Ревизорские” палаты и перечень их работы описаны  Аристотелем в его конституции. Он выделил три палаты “ревизоров”. Каждая из них состояла из десяти человек. Первая палата включала “ревизоров” совета, выбранных из пятисот ее членов. Вторую палату представляли так называемые “управленческие бухгалтеры”, которым ассистировали десять адвокатов. В состав третьей палаты входили ревизоры, которым ассистировали двадцать экспертов - консультантов. Все эти “бухгалтеры” представляли высокий контролирующий орган власти в Афинах.

     “Ревизоры”  первой палаты выполняли функции, схожие с функциями внутреннего аудитора. Они регулярно проверяли финансовые дела должностных лиц. Данная система обеспечивала сохранность финансовых ресурсов, так как возможная растрата или мошенничество всегда раскрывались.

     Вторая  палата “бухгалтеров-ревизоров” проводила  независимый аудит и проверку работы должностных лиц. По истечении срока полномочий должностных лиц совет начинал процесс ревизии. Всем увольняющимся служащим предписывалось персонально представлять свои отчеты и ожидать вызова для осуществления проверки в палату “ревизоров”. Одновременно они представляли аналогичные отчеты секретарю совета. Секретарь отвечал за сохранность всех указов и других служебных документов, а также в его функции входила сверка отчетов должностных лиц со служебными документами, хранящимися в палате совета.

     Таким образом, вторая палата “бухгалтеров-ревизоров”, практически, исследовала финансовые и административные операции должностных лиц.

     Финансовая  проверка проводилась в течение  тридцати дней после истечения срока  полномочий должностных лиц. Ее выполнение за такой короткий период требовало интенсивной и кропотливой работы. Однако основная проверка производилась “бухгалтерами” совета, которые исследовали отчеты каждого дритана. “Аудит” базировался на объективной письменно зафиксированной информации. Между тем основной функцией ревизии признавалось скорее выявление мошенничества, чем совершенствование учетной системы.

     После проверки отчетов “бухгалтеры” созывали должностных лиц для представления  отчетов и проведения ими проверки еще раз, публично. Затем отчеты передавались в суд для общественных слушаний. Суды принимали решения в отношении имевших место финансовых нарушений.

     На  суде каждому свободному гражданину предоставлялась возможность выдвинуть  обвинение против любого должностного лица, что резко критиковал Демосфен. Он отмечал, что такое положение дел имеет очевидное намерение установить скрытый контроль над должностными лицами.

     “Аудиторы”  и “ревизоры” древности имели  возможность привлечь к суду должностных  лиц за кражу, если проверка показывала их виновность в растрате. В ходе судебного разбирательства присяжные выносили вердикт. Ход данной процедуры указывает на то, что “аудиторы” несли судебную ответственность за принимаемые в суде решения и за те обвинения, которые зачитывали их помощники.

     Результаты  работы “ревизоров” гравировались на мраморе и выставлялись на всеобщее обозрение, чтобы каждый гражданин был информирован об управлении общественными фондами.

     Третья  палата “бухгалтеров-ревизоров” осуществляла дополнительную проверку. Она принимала  обвинения, выдвинутые против должностных лиц, от любого желающего. Последний писал на табличке свое имя и имя подсудимого и проступок, в котором его обвиняет, и передавал ревизору. Ревизор читал обвинение и, если считал его убедительным, передавал суду присяжных на рассмотрение.

     Ревизоры  и эксперты, входящие в третью палату, не формировали Совет. Эксперты-консультанты имели свои места на рынке и  прислушивались к обвинениям, выдвигаемым  против проверяемых должностных  лиц. Затем обвинения записывались на беленых табличках и передавались ревизору того фила, к которому принадлежало должностное лицо. Ревизор вместе с экспертами исследовал обвинение. Частные обвинения рассматривались местными судьями, общественные обвинения - тимо-титаем (законодателями), которые представляли дела в хелиай-но (высший криминальный суд), чьи решения были заключительными и не подлежали апелляции.

     Помимо  перечисленных проверок “бухгалтеры” проводили ревизии, результаты которых  не подлежали разглашению. В частности, проверялась правильность оплаты наемных  отрядов. Громадные размеры фондов для оплаты наемников, а также слабый учет средств, расходуемых на данные цели (платежные ведомости выписывались не всегда), создавали больше возможностей для мошенничества, особенно при составлении реестров.

     Наличие и проведение проверок бухгалтерской системы в “золотом веке” в Греции имеет важное значение. Выполнение их независимыми палатами создало определенную структуру подотчетности должностных лиц, которым вверялись общественные фонды. Существование процедуры аудита подразумевает существование и бухгалтерских записей всех доходов и расходов, производимых должностными лицами. Наконец, сверка в ходе проверки фактически полученных и потраченных сумм с утвержденной сметой, еще раз доказывает интеграцию бухгалтерской системы за счет дополнительного контроля в управлении государственными ресурсами.

 
Хранение  денег

     Хранение  денег было своеобразным. На каждый вид доходов открывался отдельный  кувшин, которому присваивался буквенный  индекс. На конкретные расходы можно  было брать деньги только из строго определенного кувшина. Ключ от кассы находился у одного чиновника, а ключ от помещения, где хранилась документация, — у другого. Обмениваться ключами было запрещено. Данная система («экономика горшков») была позаимствована у храмов. Там запасы были уложены в горшки в четыре ряда. Каждый ряд обозначался буквой от А до Ω. Дальнейшая нумерация получалась удвоением букв, например, АА, ААА и т. д. На каждом горшке значились сумма вложения, источник и дата поступления. Общая сумма вкладов по ряду «А» должна была составлять 76 278 драхм, а в целом резерв определялся в 100 000 драхм.

     Для хранения вкладов применялись не только глиняные горшки, но и контейнеры из металла, дерева, кости. Изображение  на одной античной вазе позволяет  предполагать наличие несгораемых сейфов. Употреблялись разного рода емкости из текстиля, кожи, плетеные.

Учет  в период эллинизма

     Эллинизмом  обычно называют период истории преимущественно  восточно-средиземноморских государств со времени завоеваний Александра Македонского и до завоевания эллинистического Египта Римом в 30 году до н. э. На развитие экономики в эпоху эллинизма благоприятное воздействие оказало превращение восточной части Средиземного моря во внутреннее море греческого мира. Кроме того, в большинстве эллинистических государств была сохранена денежная система, унификация которой началась еще при Александре Македонском: за основу был взят весовой стандарт, принятый в Афинах, и наряду с серебряными стали чеканиться золотые монеты.  
Очень важную роль в экономическом развитии сыграл обмен опытом между греками и восточными народами, способствовавший совершенствованию агротехнических приемов, возделыванию новых сельскохозяйственных культур, а также развитию техники и дальнейшей специализации в ремесле. Все это оказало огромное влияние на рост товарности и увеличение торгового оборота.

     В 1915 году было найдено свыше 1000 документов (так называемый папирус Зенона), относящихся к имению Аполлонуша (Аполлония). Имение это, где Зенон был управляющим, занималось разнообразной хозяйственной деятельностью. Из документа стало известно, что Зенон реформировал систему учета, сложившуюся в частных поместьях. Цели учета могут быть сформулированы так: выявление общего положения хозяйства, что1) предполагало организацию систематического учета запасов материальных ценностей, регулярный учет дебиторской и кредиторской задолженности;  
исчисление2) хозяйственного эффекта в различных областях деятельности, что предполагало появление первых приемов экономического анализа;  
сохранение собственности3) рабовладельца.

     Зенон строго специализировал учет в зависимости  от отраслей хозяйства. Так, отдельно учитываются  земледелие, животноводство, виноградарство и т. д. Отдельно выделялся складской  учет (учет хлебных запасов). По каждому  виду деятельности требовалась самостоятельная отчетность специально на то уполномоченных лиц. Зенон выдвигал далее требование о том, что каждый факт хозяйственной жизни должен быть непременно оформлен и подтвержден документом. В хозяйстве существовал и строго регламентировался документооборот, все виды документов и правила их заполнения предусматривались заранее; был заведен четкий порядок хранения документов в архиве. Учетные регистры велись по принципам систематической записи. В них можно выделить счета материальные, личные и финансовые.

     Из  материальных наибольшее число записей  содержали счета центральный  денежный (касса) и «аналитические»  материальные счета запасов (хлеб, вино, импортные товары, строительные материалы  и т. д.). В основу классификации  счетов был положен принцип общности происхождения предмета, например, импортный хлеб учитывался не на счете «хлеб», а на специальном счете импортных товаров. К личным счетам относились счета должников, которые велись с указанием долга и его погашения. В связи с распространением наемного труда получили развитие лицевые счета, которые часто велись с учетом натуральной оплаты. Среди финансовых счетов присутствовали счета налогов на имущество. Однако эти счета велись, как правило, в натуральном измерении.

     Записи  в счетах выполнялись в хронологическом порядке, причем сальдо выводилось после записи каждого факта хозяйственной жизни. Некоторые данные из документов вносились в счета напрямую, а в ряде случаев они группировались по однородным документам. На основе их данных составлялся сводный документ, и по счету делали запись дневного итога сводного документа.

     После записи данных из документа в счет и в документе, и на счете делалась отметка о том, что запись и  последующая сверка выполнены. При  составлении отчетов также широко применялось «открыживание» учитываемых сумм. Все ошибки, пропуски, обнаруженные при последующем контроле, отмечались на полях папируса. Отчетность предусматривала сведения о состоянии запасов, о доходах и расходах хозяйства. По периодичности отчетные формы делились на месячные, годовые и трехлетние. Отчетность была обязательной и служила, как полагают, для целей фиска; кроме того, она содержала ценный материал, который мог быть использован для управления хозяйством.

Заключение

      Основной  целью учета был контроль за деятельностью материально ответственных лиц, чему способствовало подотчетное управление. Вопросам эффективности и прибыльности не уделялось должного внимания, поскольку цели получения прибыли начали ставить только в капиталистическом хозяйстве. Учет предназначался скорее для регистрации фактов, чем для принятия решений, не столько для управления имуществом, сколько для обеспечения его сохранности. Поэтому представляется, что учет рассматриваемого периода отвечал общественным потребностям и ожиданиям. Обороты регистрировались в натуральном выражении, несмотря на появление денег. Деньги вплоть до середины XIII в. н.э. были таким же товаром, как продукты или орудия труда; в бухгалтерском учете не рассматривалась возможность стоимостного измерения всех объектов учета.

 

Список  используемой литературы

   1. История государства и права  зарубежных стран. Часть 1.М., "ИНФРА  М", 1999.

   2. Кошеленко Г.А. Эллинизм: экономика,  политика, культура. М., Наука, 1990.

   3. Соколов Я.В. История развития  бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 1985.

   4. Соколов Я.В. Очерки по истории  бухгалтерского учета. М., Финансы  и статистика, 1991.

   5. Хамиль С. Экономическая жизнь  Греции в V в. до н.э. М., 1991.

   6. Цыганков К.Ю. С чего началась  современная бухгалтерия// ЭКО., № 2., 2002. 

Информация о работе Особенности учета в Древней Греции