Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 01:16, реферат
Греция в целом до образования Македонской монархии не представляла единого центрального государства. Это была мозаика из самостоятельных государств - городов. Наиболее типичными государствами, характерными для рабовладельческого общества Древней Греции были Афины и Спарта. Афины характеризовались развитием частной собственности, рыночными отношениями, Спарта являлась своего рода образцом аристократического и военно-лагерного государства, поэтому особое внимание в нашей работе мы уделим Афинам.
1. Введение
2. Денежные расчеты
3. Первые банкиры
4. Государственный учет
5. Хранение денег
6. Учет в период эллинизма
7. Заключение
Должностные
лица, которые управляли
Должностные лица, до окончания проверки их отчетов, не имели права покидать страну. Им не разрешалось распоряжаться своим имуществом, выносить на голосование решения или принимать поправки. Данные правовые требования делали управление общественными фондами более эффективным. Кроме того, должностным лицам надлежало хранить отчеты за полученные и потраченные суммы, авторитарные указы и другие документы в палате совета. Это требование предписывалось для проведения проверок тремя палатами государственных “ревизоров”.
“Ревизорские” палаты и перечень их работы описаны Аристотелем в его конституции. Он выделил три палаты “ревизоров”. Каждая из них состояла из десяти человек. Первая палата включала “ревизоров” совета, выбранных из пятисот ее членов. Вторую палату представляли так называемые “управленческие бухгалтеры”, которым ассистировали десять адвокатов. В состав третьей палаты входили ревизоры, которым ассистировали двадцать экспертов - консультантов. Все эти “бухгалтеры” представляли высокий контролирующий орган власти в Афинах.
“Ревизоры”
первой палаты выполняли функции, схожие
с функциями внутреннего
Вторая палата “бухгалтеров-ревизоров” проводила независимый аудит и проверку работы должностных лиц. По истечении срока полномочий должностных лиц совет начинал процесс ревизии. Всем увольняющимся служащим предписывалось персонально представлять свои отчеты и ожидать вызова для осуществления проверки в палату “ревизоров”. Одновременно они представляли аналогичные отчеты секретарю совета. Секретарь отвечал за сохранность всех указов и других служебных документов, а также в его функции входила сверка отчетов должностных лиц со служебными документами, хранящимися в палате совета.
Таким образом, вторая палата “бухгалтеров-ревизоров”, практически, исследовала финансовые и административные операции должностных лиц.
Финансовая проверка проводилась в течение тридцати дней после истечения срока полномочий должностных лиц. Ее выполнение за такой короткий период требовало интенсивной и кропотливой работы. Однако основная проверка производилась “бухгалтерами” совета, которые исследовали отчеты каждого дритана. “Аудит” базировался на объективной письменно зафиксированной информации. Между тем основной функцией ревизии признавалось скорее выявление мошенничества, чем совершенствование учетной системы.
После
проверки отчетов “бухгалтеры” созывали
должностных лиц для
На
суде каждому свободному гражданину
предоставлялась возможность
“Аудиторы” и “ревизоры” древности имели возможность привлечь к суду должностных лиц за кражу, если проверка показывала их виновность в растрате. В ходе судебного разбирательства присяжные выносили вердикт. Ход данной процедуры указывает на то, что “аудиторы” несли судебную ответственность за принимаемые в суде решения и за те обвинения, которые зачитывали их помощники.
Результаты работы “ревизоров” гравировались на мраморе и выставлялись на всеобщее обозрение, чтобы каждый гражданин был информирован об управлении общественными фондами.
Третья палата “бухгалтеров-ревизоров” осуществляла дополнительную проверку. Она принимала обвинения, выдвинутые против должностных лиц, от любого желающего. Последний писал на табличке свое имя и имя подсудимого и проступок, в котором его обвиняет, и передавал ревизору. Ревизор читал обвинение и, если считал его убедительным, передавал суду присяжных на рассмотрение.
Ревизоры
и эксперты, входящие в третью палату,
не формировали Совет. Эксперты-консультанты
имели свои места на рынке и
прислушивались к обвинениям, выдвигаемым
против проверяемых должностных
лиц. Затем обвинения записывались
на беленых табличках и
Помимо перечисленных проверок “бухгалтеры” проводили ревизии, результаты которых не подлежали разглашению. В частности, проверялась правильность оплаты наемных отрядов. Громадные размеры фондов для оплаты наемников, а также слабый учет средств, расходуемых на данные цели (платежные ведомости выписывались не всегда), создавали больше возможностей для мошенничества, особенно при составлении реестров.
Наличие и проведение проверок бухгалтерской системы в “золотом веке” в Греции имеет важное значение. Выполнение их независимыми палатами создало определенную структуру подотчетности должностных лиц, которым вверялись общественные фонды. Существование процедуры аудита подразумевает существование и бухгалтерских записей всех доходов и расходов, производимых должностными лицами. Наконец, сверка в ходе проверки фактически полученных и потраченных сумм с утвержденной сметой, еще раз доказывает интеграцию бухгалтерской системы за счет дополнительного контроля в управлении государственными ресурсами.
Хранение денег было своеобразным. На каждый вид доходов открывался отдельный кувшин, которому присваивался буквенный индекс. На конкретные расходы можно было брать деньги только из строго определенного кувшина. Ключ от кассы находился у одного чиновника, а ключ от помещения, где хранилась документация, — у другого. Обмениваться ключами было запрещено. Данная система («экономика горшков») была позаимствована у храмов. Там запасы были уложены в горшки в четыре ряда. Каждый ряд обозначался буквой от А до Ω. Дальнейшая нумерация получалась удвоением букв, например, АА, ААА и т. д. На каждом горшке значились сумма вложения, источник и дата поступления. Общая сумма вкладов по ряду «А» должна была составлять 76 278 драхм, а в целом резерв определялся в 100 000 драхм.
Для хранения вкладов применялись не только глиняные горшки, но и контейнеры из металла, дерева, кости. Изображение на одной античной вазе позволяет предполагать наличие несгораемых сейфов. Употреблялись разного рода емкости из текстиля, кожи, плетеные.
Основной целью учета был контроль за деятельностью материально ответственных лиц, чему способствовало подотчетное управление. Вопросам эффективности и прибыльности не уделялось должного внимания, поскольку цели получения прибыли начали ставить только в капиталистическом хозяйстве. Учет предназначался скорее для регистрации фактов, чем для принятия решений, не столько для управления имуществом, сколько для обеспечения его сохранности. Поэтому представляется, что учет рассматриваемого периода отвечал общественным потребностям и ожиданиям. Обороты регистрировались в натуральном выражении, несмотря на появление денег. Деньги вплоть до середины XIII в. н.э. были таким же товаром, как продукты или орудия труда; в бухгалтерском учете не рассматривалась возможность стоимостного измерения всех объектов учета.
1. История государства и права зарубежных стран. Часть 1.М., "ИНФРА М", 1999.
2. Кошеленко Г.А. Эллинизм: экономика, политика, культура. М., Наука, 1990.
3. Соколов Я.В. История развития бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 1985.
4.
Соколов Я.В. Очерки по
5. Хамиль С. Экономическая жизнь Греции в V в. до н.э. М., 1991.
6.
Цыганков К.Ю. С чего началась
современная бухгалтерия// ЭКО., № 2.,
2002.