Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 18:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение порядка формирования сводной (консолидированной) отчетности в группе компаний. В соответствии с целью работы, сформулированы основные задачи:
-изучение понятия сводной отчетности и сферы применения;
-изучение требований и правил формирования сводной (консолидированной) отчетности;
-рассмотрение порядка определения доли меньшинства, деловой репутации;
-изучение международных стандартов консолидированной отчетности;
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1 Сводная консолидированная отчетность…………………………….....6
1.1 Понятие сводной и консолидированной бухгалтерской отчетности, сфера применения……………………………………………………………6
1.2 Основные требования и правила составления сводной
(консолидированной) бухгалтерской отчетности…………………………14
1.1.1 Правила составления консолидированной финансовой отчетности……………………………………………………………………14
1.1.2 Принципы формирования консолидированной финансовой отчетности…………………………………………………………………….16
Глава 2 Особенности составления сводной бухгалтерской отчетности…..........19
2.1 Формирование основных показателей сводной бухгалтерской
отчетности…………………………………………………………………..19
2.2 Определение доли меньшинства, деловой репутации……………....27
2.3 Международные стандарты консолидированной отчетности……...31
Заключение…………………………………………………………………………38
Список используемых источников ………………………………………………41
Приложения…………………………………………………………………….....42
2.2 Определение доли меньшинства, деловой репутации
На практике довольно распространены случаи косвенного владения компаниями.
Контроль, осуществляемый через компанию-посредника, называют косвенным контролем. Для уяснения правил расчета доли меньшинства в косвенно контролируемой дочерней компании необходимо осмыслить понятия "доля контроля" и "доля владения".
Долей контроля называется доля (процент) голосующих акций дочерней компании, принадлежащая материнской компании, а в случае косвенного владения - группе. Долей владения называется доля (процент) фактического владения группы дочерней компанией.
В случае если дочерняя компания контролируется головной компанией косвенно, то доля меньшинства рассчитывается как произведение чистых активов косвенно контролируемой компании и доли участия миноритарных акционеров группы в этой компании.
Поскольку доля меньшинства отражает часть прибыли или убытка и чистых активов дочерней компании, приходящихся на долю в капитале, которой материнская компания не владеет прямо или косвенно, она представляется в консолидированном балансе отдельно от акционерного капитала материнской компании, а в отчете о прибылях и убытках - отдельно от прибыли или убытка группы.
Элиминирование инвестиций материнской компании в дочернюю компанию и расчет гудвилла. Инвестиции материнской компании в покупку дочерней, стоимость которых была рассчитана ранее, подлежат исключению (элиминированию) из консолидированного отчета. Вместо этих инвестиций в консолидированном отчете отражаются приобретенные активы и обязательства дочерней компании. Как правило, стоимость осуществленных инвестиций и осуществленных при покупке расходов (стоимость покупки) не совпадает со справедливой стоимостью приобретенной доли в идентифицируемых активах дочерней компании. Превышение стоимости покупки над справедливой стоимостью приобретенной доли в идентифицируемых активах, обязательствах и условных обязательствах называется гудвиллом (в России иногда применяется название "деловая репутация").
С экономической точки зрения гудвилл рассматривается в качестве выплаты, произведенной покупателем в ожидании будущих экономических выгод от приобретенных активов, которые не могут быть идентифицированы и признаны отдельно на момент приобретения.
На дату покупки покупатель обязан:
- признать гудвилл, полученный в результате объединения бизнеса, в качестве актива;
- оценить гудвилл по его фактической стоимости (фактическая стоимость гудвилла представляет собой разницу между стоимостью покупки и справедливой стоимостью приобретенной доли идентифицируемых активов, обязательств и условных обязательств).
Гудвилл отражается в консолидированном балансе отдельной строкой в качестве актива.
В случае наличия доли меньшинства она должна быть учтена при расчете гудвилла.
До принятия стандарта LAS 3 "Объединение компаний" гудвилл подлежал ежегодной амортизации, однако с принятием данного стандарта подход Международных стандартов финансовой отчетности изменился. В соответствии с новым подходом после первоначального признания покупатель должен тестировать приобретенный гудвилл на предмет возможных убытков от обесценения не менее одного раза в год и отражать его по фактической стоимости за вычетом накопленных убытков от обесценения. С целью тестирования на обесценение гудвилл оценивается на основе анализа генерирующих единиц, обеспечивающих поступление денежных средств. В дальнейшем эти генерирующие единицы являются основой для оценки возмещаемой стоимости гудвилла с учетом возможных убытков от его обесценения. Соотнесение гудвилла с генерирующими единицами должно быть сделано до конца отчетного периода, в котором была совершена покупка. Тестирование на обесценение должно проводиться ежегодно для всех генерирующих единиц, которые имеют отношение к оценке гудвилла. В случае выявления обесценения гудвилла убытки от него отражаются в составе статьи "Прочие расходы" отчета о прибылях и убытках. Таким образом, стандарты МСФО и US GААР были гармонизированы в отношении подхода к оценке положительного гудвилла.
В случае когда стоимость приобретенной доли в идентифицируемых активах, обязательствах и условных обязательствах превышает стоимость покупки, образовавшаяся разница называется отрицательным гудвиллом.
В международной практике существует несколько подходов к трактовке экономической сущности отрицательного гудвилла. Подход, декларируемый в US GААР, основывается на следующем утверждении: если чистые активы дочерней компании стоят больше, чем оценивается компания в целом, то это означает, что их оценка в учете дочерней компании не отражает их реальной рыночной стоимости и, следовательно, отрицательный гудвилл должен быть направлен на уменьшение их стоимости. При таком подходе сумма отрицательного гудвилла списывается пропорционально в уменьшение учетной стоимости внеоборотных активов приобретенной компании. Только в случае снижения оценки приобретенных внеоборотных активов до нуля сумма оставшегося отрицательного гудвилла отражается в учете как отложенные доходы и списывается на счет прибылей и убытков в течение определенного периода. Подход, проводимый Международными стандартами финансовой отчетности, базируется на утверждении, что отрицательный гудвилл возникает в силу одного из следующих обстоятельств:
- ошибки в оценке приобретенных активов и обязательств, в ходе которой не были учтены возможные будущие затраты, относящиеся к оцениваемым активам и обязательствам;
- отражения результата выгодной для покупателя сделки.
Именно поэтому согласно Международным стандартам финансовой отчетности на дату покупки покупатель обязан:
-произвести повторную
оценку идентифицированных
-признать отрицательный гудвилл в отчете о прибылях и убытках в составе прочих доходов.
Необходимо обратить внимание на то, что в российской практике описанные подходы не применяются, а деловой репутацией признается разница между балансовой стоимостью акций дочерней компании, отражаемой в отчетности у головной компании, и номинальной стоимостью акций дочерней компании.
В завершение формирования консолидированного отчета производится
построчное суммирование показателей отчетности материнской компании и идентифицируемых статей активов и обязательств дочерней компании, оцененных по справедливой стоимости; отражаются статьи гудвилла и доли меньшинства. Из консолидированной финансовой отчетности исключаются остатки по расчетам между материнской и дочерней компаниями.
2.3 Международные стандарты консолидированной отчетности
Идеи обособления правил составления консолидированной отчетности родились как попытки сделать переход от национальных систем регулирования бухгалтерского учета к МСФО не полным, а частичным. Отчетность, представляемая от лица юридически формализованного субъекта - зарегистрированного в установленном порядке юридического лица, в разных странах мира традиционно используется не только "классическими" пользователями, но и государственными органами, прежде всего - налоговыми. Новые правила составления финансовой отчетности не могут быть внедрены в одночасье и безболезненно, поскольку затрагивается слишком широкий спектр интересов. Поэтому государства ищут пути компромиссных переходных решений. Одной из форм такого "половинчатого" внедрения МСФО стало ограничение сферы их применения консолидированной (сводной) финансовой отчетностью. Во многих зарубежных странах, как и в России, рассматриваются идеи (а кое-где они уже реализованы) о принятии нормативных документов по составлению в соответствии с МСФО только консолидированной отчетности.
Законопроект "О консолидированной финансовой отчетности" как раз является попыткой пойти путем фрагментарного внедрения МСФО. Профессиональное сообщество на значимых публичных мероприятиях неоднократно выступало с критикой таких "точечных инъекций". Этот путь ведет к разрушению единой системы регулирования, так как ставит вопрос применения тех или иных правил в зависимость от решения частного вопроса бухгалтерского учета. Практически это может дискредитировать саму идею о возможности эффективного применения требований МСФО в России.
Использование тех или иных стандартов финансовой отчетности - это взаимосвязанная система регулирования, которая должна иметь целостность. Идеи выдергивания из этой системы отдельных вопросов, таких как консолидация отчетных показателей, возникли из не вполне адекватного восприятия понятия "консолидированная отчетность" и еще более неадекватного понятия "индивидуальная отчетность".
В результате попыток в ряде стран мира применять МСФО только в отношении консолидированной отчетности в России распространилось искаженное представление о МСФО. Международные стандарты зачастую воспринимаются как правила, необходимые исключительно для составления сводной отчетности.
Однако по существу требований МСФО, в частности IAS 27 "Консолидированная и сепаратная финансовая отчетность", консолидация -это не способ составления особого вида отчетности. Это всего лишь один из аспектов составления финансовой отчетности как таковой, который касается организаций, имеющих инвестиции в дочерние компании. По сути вся консолидация сводится к решению вопроса, каким образом показать в финансовой отчетности эти самые инвестиции. Никаких других вопросов консолидация не решает.
Инвестицию в дочернюю организацию можно показать как целостный финансовый инструмент. Этот способ возможен, когда данная инвестиция приобретена с целью продажи. До 2005 г. для отражения таких объектов применялся LAS 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка", а теперь применяется IFRS 5 "Внеоборотные активы к продаже и прекращенная деятельность". Но если цели продажи отсутствуют, то инвестиция должна отражаться по-другому: вместо одной статьи на балансе материнской организации показываются активы и обязательства дочерних организаций. Тогда отчетность и получает название консолидированной.
В стандарте LAS 27 содержатся определенные правила выбора одного из двух указанных вариантов. Этот выбор не является предметом учетной политики организации, его нужно делать строго в соответствии с предписаниями стандарта. Если инвестиции в дочернюю организацию не предполагаются к продаже и у отчитывающейся организации нет владельца более высокого уровня, составляющего сводную отчетность, то организация в своей отчетности должна представлять консолидированные показатели. Она не имеет возможности показать инвестиции в виде целостной статьи, кроме как нарушив требования LAS 27.
Консолидация позволяет реализовать принцип приоритета содержания перед формой в вопросах имущественной принадлежности активов и обязательств организации. По формальным признакам активами и обязательствами отчитывающейся организации являются объекты, которые принадлежат ей или возлагаются на нее юридическими нормами действующего в стране гражданского законодательства. Но по содержательным признакам активы и обязательства отчитывающейся организации еще и те, что юридически принадлежат дочерним компаниям, так как она их контролирует. Организация должна отчитаться за реальную единицу бизнеса, которым она управляет. Она должна предстать перед пользователем как участник рынка, принимающий решения и совершающий в отношении других субъектов действия на рынке факторов производства и рынке экономических благ как единое целое, когда операции внутри этого субъекта имеют чисто номинальное значение.
Исходя из приоритета содержания перед формой справедливо считают, что если одна организация контролирует другую, то она владеет ее активами как своими собственными и отвечает по ее обязательствам как по своим. Поэтому активы и обязательства дочерней организации - это одновременно активы и обязательства материнской компании.
Данный вопрос очень схож с проблемой отражения несобственного арендованного имущества. Когда организация контролирует арендованное имущество, то отражает его в своей отчетности, несмотря на отсутствие права собственности. Но выполнение требований IAS 17 "Аренда" никем и не рассматривается как выход за рамки индивидуальной отчетности.
Решение объединенной Европы и ряда других стран применять МСФО непосредственно для процедуры консолидации связано вовсе не с тем, что сводной отчетности отводится некая особо важная миссия. Европейские страны выводят правила консолидации за пределы национального нормативного регулирования. В отношении консолидации считается достаточным наличие неофициальных общепризнанных правил, которые не требуется специально закреплять национальными нормами. Представление отчетности по МСФО требуют в первую очередь организаторы торговли ценными бумагами. Однако абсолютное большинство включенных в листинг эмитентов представляют собой не обособленные юридические лица, а головные организации холдингов, имеющих дочерние компании. Составление консолидированной отчетности возникло в ответ на запросы рынка и не ориентировано на потребности государственных органов. Государственное регулирование основано на формальном определении хозяйствующего субъекта, которому соответствует юридическое лицо, с принадлежащим ему юридически имуществом и обязательствами, а не реальная единица бизнеса. Поэтому государственные органы традиционно интересуются отчетностью юридических лиц, определенных по юридической форме, а не по экономическому содержанию. Таким образом, государство легко отдает на откуп частным лицам вопрос, который до сих пор не затрагивал их интересы. Иными словами, государству просто неинтересно, как выглядит консолидированная отчетность организаций, и оно готово предоставить возможность составлять ее компаниям так, как им заблагорассудится. Хотят по МСФО - значит, пусть будет по МСФО.
Постановление Комиссии ЕС о применении МСФО предоставляет возможность странам - членам ЕС распространить данное требование также и на индивидуальную отчетность. Страны, не реализовавшие данную возможность, неизбежно сталкиваются с проблемой, какие требования предъявлять к организации, котирующей свои ценные бумаги и не имеющей инвестиций в дочерние компании. Ведь если нет инвестиций в дочерние организации, то не может идти речи о сводной отчетности и применении IAS27.